Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №6/2008

Вместе с психологом

Подросток – жертва правонарушения

Подростки не только иногда совершают преступления, но нередко и сами становятся пострадавшими.

Возможно ли предугадать, в каких случаях вероятность стать жертвой преступления повышается?
Есть специальная наука – виктимология (от лат. victima – жертва).
Она изучает личность жертвы, отношения между преступником и жертвой в целях предупреждения преступности.
Представления о том, что люди не только поведением, но и просто самим фактом своего существования могут провоцировать опасные для себя ситуации, возникли много веков назад. Такие истории можно найти в древнегреческих мифах и в библейских сюжетах.

Литературная справка

Например, в ветхозаветной истории непобедимый герой – Самсон – все-таки погибает из-за предательства коварной возлюбленной Далилы, которая сумела выведать, что секрет великой силы Самсона заключался в его волосах, которых он никогда не остригал. Обманщица позвала брадобрея, который отрезал спящему Самсону волосы, и обессилевшего героя посадили в темницу. Правда, потом волосы отросли и, погибая, Самсон забрал с собой на тот свет немало врагов. (Кстати, в наше время психологи называют «комплексом Самсона» поведение людей сильных, агрессивных, но некритичных и готовых погибнуть, если это повредит их недоброжелателям. Иногда в шутку говорят, что «комплексом Самсона» страдают люди, не желающие стричься.)

Начиная со Средних веков тема «виновной» и «невиновной» жертвы преступления находит отражение в художественной литературе.

Литературная справка

Так, героиня романа английского писателя Даниэля Дефо «Молль Флендерс» преступница Молль объясняет, что сильных соперников она шантажирует, а слабых и не способных сопротивляться – просто обворовывает. Персонаж другого романа Д.Дефо, «Полковник Джек», Билл со знанием дела говорит о легкомыслии тех, кто хранит свои бумажники в слишком просторных карманах.

Другая ситуация складывается в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Жертва Родиона Раскольникова — злобная, алчная «старуха-процентщица», спекулирующая на несчастье окружающих. Своим корыстным поведением она вызывает у Раскольникова отвращение, которое в конечном счете и привело его к мысли об убийстве

Статистика: в среднем за год в России более 100 тысяч несовершеннолетних становятся жертвами преступлений

Возвращаясь от литературы к реальности, попробуем описать общие направления и способы поведения подростков, из-за которых они порой подвергаются опасности – начиная от нападок сверстников и заканчивая преступными действиями других людей.
Бывает так, что дети (конечно, не специально) сами многое делают для того, чтобы стать жертвами нападок. Они легко поддаются на провокации одноклассников, выдают ожидаемые, часто неадекватные реакции. «Естественно, интересно обижать того, кто обижается, кто бросается с кулаками на окружающих после любого невинного замечания в свой адрес, кто начинает рыдать, если его немного подразнить…» – пишет детский психолог Марина Кравцова. Дети и подростки не любят и могут обижать тех сверстников, которых выделяет учитель, особенно если не могут понять, чем «любимчик» лучше их. Не любят, как правило, вспыльчивых и озлобленных, мстительных и «ябед» (жалобщиков).
Действительно, в жертве почти всегда есть что-то, способное оттолкнуть окружающих, спровоцировать их нападки. Часто жертвами издевательств становятся дети с явными проблемами – с необычной внешностью или с заметными физическими отклонениями, слишком застенчивые и не умеющие за себя постоять, неопрятные в одежде, неуспешные в учебе, слишком опекаемые родителями, не умеющие общаться.
Обидчики обычно бывают крупнее или физически сильнее своей жертвы; они любят, чтобы окружающие признавали их превосходство над другими; чаще всего они раздражительны, нетерпимы и агрессивны.
Избежать противостояний в среде детей и подростков практически невозможно. Но каждый может научиться чувствовать и вести себя более уверенно, достойно отвечать на нападки. Например, психологи в подобных ситуациях советуют пробовать разные способы: не реагировать вовсе; реагировать нестандартно (так, как никто от вас не ожидает); спокойно сообщать о том, что вам не нравится грубое обращение.

Иногда бывает полезно ответить обидчику тем же – не быть пассивной жертвой, а стать с обидчиком на равных. Главная задача – не поддаваться на провокации и не позволять собой манипулировать.
Если вы испытываете трудности в общении с одноклассниками, вам следует не только научиться уверенному (но не агрессивному) поведению. Постарайтесь показать себя с положительной стороны – продемонстрировать те свои способности и умения, которые действительно достойны уважения. Побольше общайтесь с теми людьми, которые вам приятны, не замыкайтесь в себе и не ищите спасения в одиночестве или в компьютере – уметь общаться в нашем мире просто необходимо. В любом случае помните: отрицательный опыт – это важный опыт, он позволяет нам учиться (хотя бы и на своих ошибках) и перестраивать отношения с окружающими.
Однако, если ситуация зашла слишком далеко и действия сверстников представляют реальную угрозу для вашего психического и физического здоровья, обязательно поставьте в известность родителей – не для того, чтобы они «разобрались» с обидчиками, а чтобы помогли вам пережить неприятности и, возможно, выбрали бы для вас другое место обучения.
Хорошую помощь и родителям, и самим детям и подросткам с подобными проблемами может оказать психолог.

Все сказанное касается особенностей взаимоотношений подростков между собой. Но опасность может исходить не только от одноклассников и других знакомых сверстников. Подросток иногда оказывается уязвимым и для преступных действий со стороны взрослых.
Та же наука виктимология предлагает правила поведения, соблюдение которых уменьшит опасность.
Этим правилам нас учат с самого детства родители и педагоги: каждый знает, что не открывают дверь посторонним, даже если они представились милиционерами; что не входят в лифт с чужими людьми; что не соглашаются на предложения незнакомцев на улице, даже если они обещают съемки в кино, участие в конкурсе красоты или возможность заработать. Еще специалисты советуют одеваться для уличных прогулок попpоще, не демонстрировать ценные вещи, которые могут привлечь внимание грабителей, – украшения, дорогие мобильные телефоны (тем более висящие на шее) и тому подобное. А вот ходить советуют быстро: считается, что в этом случае меньше вероятность нападения со спины, а уверенная походка создает впечатление энеpгичности и силы.

И в заключение скажем несколько слов о том, как быть, если вы все-таки стали жертвой преступления. Безусловно, надо поставить в известность милицию, подробно рассказав о том, что с вами произошло, – тогда появится вероятность, что ущерб, нанесенный вам, будет возмещен, а виновные наказаны.

Но хочется осветить еще одну сторону вопроса.
Люди, подвергшиеся нападению или ставшие жертвой иного преступления, испытывают самый настоящий психологический стресс. Они могут сильно и долго переживать, постоянно мысленно возвращаться к травмировавшему событию. При этом некоторые во всем начинают винить себя: «почему я такой невезучий?», «такое могло случиться только со мной», «за что мне это?» и даже «мир несправедлив, и ничего хорошего в моей жизни нет и никогда не будет». Конечно, негативные переживания в такой ситуации естественны, и какое-то время надо позволить себе погоревать и только потом анализировать происшедшее, делать выводы, восполнять (если это возможно) потери и возвращаться к обычной жизни.
Но если человек печалится слишком долгое время, если он непрестанно размышляет о случившемся, замыкается на своих горестях, то пережитый стресс может перейти в депрессию, требующую лечения.
Другие реагируют иначе: они могут чувствовать сильную злость, ярость, желание найти обидчика и наказать его. Даже мысленно, в своем воображении, эти люди могут «прокручивать» картины возмездия. С одной стороны, агрессивные высказывания и фантазии могут принести некоторое облегчение – «выплескивается» отрицательная, разрушительная энергия, уменьшаются боль и отчаяние. Однако есть опасность, что вся эта злость окажется направленной на тех, кто не имеет никакого отношения к происшедшему, – на родителей, друзей, а может быть, даже случайных прохожих. Ведь известно, что агрессия, возникшая в ответ на сильный стресс, требует выхода – и нередко зло срывают на ни в чем не повинных людях, оказавшихся рядом.

Как пережить последствия психологической травмы?

Даже очень сильные чувства (боль, обида, гнев, бессилие, ярость), испытываемые человеком в такой ситуации, являются нормальной реакцией на серьезный стресс и со временем ослабевают (специалисты говорят: «Нормальная реакция на ненормальные обстоятельства»). Должно пройти какое-то время после события, для того чтобы боль перестала быть такой острой.
Нет смысла искать виноватых среди окружающих или винить себя самого – делу этим не поможешь. Мы живем в достаточно сложном мире, где ежедневно подвергаемся различным опасностям, в том числе исходящим от некоторых людей. И невозможно полностью защитить себя на все случаи жизни. Остается только принять то, что произошло, а позже, когда переживания поутихнут, по возможности рационально обдумать случившееся и сделать для себя какие-то выводы.
Если все-таки случилась беда, постарайтесь не держать переживания в себе: расскажите о них близким, которые смогут вас понять и поддержать. Наверняка кто-то из ваших знакомых переживал подобное – возможно, вам поможет рассказ о том, как ему удалось справиться со своим несчастьем.
Если же прошло уже много времени, а вы по-прежнему переживаете и никак не можете вернуться к обычным, повседневным делам, то, вероятно, имеет смысл обратиться за консультацией и поддержкой к специалистам-психологам. Ими накоплен достаточно большой опыт помощи людям, оказавшимся в стрессовой, кризисной ситуации.

А теперь психологический тест.

Диагностический тест
«Шкала совестливости»

Совесть – чувство нравственной
ответственности за свое поведение
перед самим собой и окружающими.

Школьный толковый словарь

Совесть – осознанная разумом
и пережитая чувством
нравственная норма.

Сенека

Этот тест измеряет степень уважения к социальным нормам и этическим требованиям.

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений. При согласии с ними поставьте рядом знак «+» (да), при несогласии – знак «–» (нет).

Опросник

1. Я всегда строго соблюдаю принципы нравственности и морали.

2. Я всегда следую чувству долга и ответственности.

3. Я верю, что любые, даже скрытые, поступки не окажутся безнаказанными.

4. Меня возмущает, что преступника могут освободить благодаря ловкой защите адвоката.

5. Я считаю, что соблюдение законов является обязательным.

6. Я думаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.

7. Если бы я должен был намеренно солгать человеку, мне пришлось бы смотреть в сторону, так как стыдно было бы смотреть ему в глаза.

8. Я люблю читать книги, статьи на темы морали и нравственности.

9. Меня раздражает, когда женщины курят.

10. Думаю, что существует одно-единственное правильное понимание жизни.

11. Когда кто-нибудь проявляет глупость или невежество, я стараюсь его поправить.

12. Я человек твердых убеждений.

13. Я люблю лекции на серьезные темы.

14. Я считаю, что всякую работу следует доводить до конца, даже если кажется, что в этом нет необходимости.

Обработка результатов. За каждый ответ «да» начисляется по 1 баллу и подсчитывается их сумма.

Результаты теста

0–4 балла. К сожалению, вы – человек, не имеющий твердых правил и убеждений. Совесть и порядочность – достаточно далекие от вас понятия. Вероятно, в жизни вы просто делаете то, что легче и интереснее, даже если это может повредить вам и стать причиной неприятностей. Судя по тесту, вы не очень-то привыкли брать на себя ответственность за события своей жизни. Вас легко спровоцировать на участие в рискованных мероприятиях и авантюрах, вы плохо контролируете степень риска и опасности. Постарайтесь взглянуть на себя с учетом этой оценки и изменить кое-что в своем характере. Если удастся, от этого вы только выиграете.

5–9 баллов. В целом вы с достаточным уважением относитесь к нормам морали и нравственности, существующим в обществе. Как правило, вы достаточно добросовестны и придерживаетесь твердых жизненных принципов. Однако есть ситуации, в которых вы считаете возможным отступление от общепринятых правил. Будем надеяться, что вы умеете оценивать последствия таких отступлений и ваши действия действительно разумны.

10–14 баллов. Вы – человек, строго соблюдающий этические нормы, всегда стремящийся к выполнению социальных правил; предпочитаете стабильность и упорядоченность всему неизвестному и неожиданному. Вы очень добросовестны и требовательны как к другим людям, так и к себе.

Однако вам наверняка говорили, что вы – человек крайностей: мир поделен для вас на черное и белое, а люди – на плохих и хороших. На самом же деле мир гораздо многоцветнее, а люди – разнообразнее. Смягчите немного вашу прямолинейность и чрезмерную твердость. Будьте терпимее!

Что делать, если ваш ребенок cтал участником или свидетелем чрезвычайного происшествия?

К сожалению, в век техногенных катастроф, террористических актов, аварий и роста преступности есть вероятность того, что ребенок может стать свидетелем или участником какого-либо чрезвычайного происшествия. Даже косвенное участие (увиденный сюжет по телевидению, услышанный разговор взрослых) может оставить глубокий след в душе ребенка.

Эмоциональные реакции детей и подростков на травмирующие события

– Беспокойство при разлуке с членами семьи;

– повышенная чувствительность к резким, громким звукам;

– повышенная тревожность, капризность, перепады настроения;

– страх посещения школы, поездок в общественном транспорте;

– страх темноты, расстройства сна, аппетита;

– возникновение навязчивых мыслей, ночных кошмаров;

– ухудшение физического самочувствия, жалобы на головную боль или боли в желудке;

– невнимательность, снижение успеваемости;

– повышенная раздражительность, агрессивность;

– появление мыслей о смерти.

  • Дети дошкольного возраста эмоционально реагируют на ситуацию, подражая взрослым; беспокоятся о жизни и здоровье членов семьи. Разговаривая с дошкольником, уверьте его, что он находится в безопасности. Расскажите о том, как вы сами (родители) заботитесь о собственной безопасности; избегайте подробного обсуждения с детьми происшедших событий (только самые необходимые объяснения); проводите с ребенком больше времени и продолжайте занятия, знакомые ему. Избегайте длительных расставаний; следите за эмоциональным состоянием ребенка.

  • Дети младшего школьного возраста эмоционально отзывчивы к чувствам пострадавших людей, могут задавать много вопросов, повторно возвращаться к волнующей теме. Постарайтесь терпеливо отвечать на вопросы ребенка, важные для правильного понимания им ситуации, дайте возможность выразить свои чувства. Избегайте деталей. Возможно (и желательно) приобщение ребенка к оказанию помощи страдающему человеку.

  • Подростки нуждаются в объективной информации о случившемся, в обсуждении политической обстановки и происшедших событий. Будьте терпимы к крайним высказываниям подростков, однако сдерживайте обвинения и возможность выплеска агрессии на окружающих. Поощряйте по необходимости желание подростков участвовать в оказании помощи пострадавшим.

Завершая эту тему, хочу пожелать всем встречать на своем пути побольше добрых, умных, порядочных людей, которые доброту, ум и порядочность обращают на благо себе и другим людям. И, конечно, самим быть именно такими. «Все правила достойного поведения давным-давно известны, дело за малым – за умением ими пользоваться». (Б.Паскаль)

Удачи вам!

Юлия Корчагина ,
психолог, кандидат психологических наук