Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №6/2008

Урок здоровья

Уроки движения

Высокое напряжение при малой физической
активности является смертельным коктейлем.

К.Купер

За годы учебы число детей с хроническими заболеваниями увеличивается в 1,5–2 раза.
Почему так происходит? Видимо, мы, взрослые, часто ошибочно считаем: для школьника самое важное – это хорошо учиться. Результаты родительского анкетирования показывают, что на вопрос «Почему вы выбрали для своего ребенка гимназическое обучение?» чаще всего встречается ответ: «Для того, чтобы получить качественное образование, для дальнейшего обучения в престижном вузе». Часто это «качественное образование» оборачивается проблемами со здоровьем молодого еще организма. Требовательность учителей, родителей, повышенная ответственность самих учащихся приводят к психологической напряженности, гиподинамии, хронической усталости. А ведь, по мнению специалистов, 75% всех заболеваний человека закладывается именно в детские годы.
Исследования, проведенные в старших классах нашей гимназии, показали, что здоровье как жизненная ценность ставится гимназистами лишь на шестое место. В этих условиях создание здоровьеформирующей среды обучения становится особенно актуальным.
Способность к движению – один из главных признаков живого, без движения нет жизни. Великий русский физиолог И.М. Сеченов говорил, что «все бесконечное многообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению».
Ограничение двигательной активности противоречит биологическим законам развития человека. По словам американского врача К.Купера, «в течение многих тысячелетий человек формировал себя в физической работе. Сейчас с драматической внезапностью ломается модель, созданная эволюцией». Доля движения в жизни человека все время сокращается (по данным английских исследователей – с 94% до 1%), а значит, вполне естественны последствия подобных изменений в образе жизни. Особенно опасны эти изменения для растущего организма. Гипокинезия (дефицит движения) прежде всего снижает физическую работоспособность, уменьшаются физиологические резервы организма. Слабое развитие мускулатуры приводит к деформациям опорно-двигательного аппарата. Особенно значительные изменения происходят в сердечно-сосудистой системе – учащаются сердечные сокращения, уменьшается общее количество крови, что приводит к уменьшению поступления кислорода в ткани. Отсюда снижение интенсивности обмена веществ, нарушения функции центральной нервной системы – раздражительность, плохая память, нарушение сна, эмоциональная лабильность, невротизация. Симптомы, которые мы, к сожалению, наблюдаем у современных школьников.
Достаточная двигательная активность – одно из важнейших условий нормального развития ребенка.
Сколько времени отводится на двигательную активность у современного гимназиста? В октябре 2007 г. мною было проведено исследование с целью изучения режима дня учащихся гимназии города Ханты-Мансийска. Передо мной стояла задача определить уровень двигательной активности учащихся, соблюдение ими норм сна и пребывания на свежем воздухе. Выяснилось, что в среднем на учебу в гимназии и приготовление домашних заданий уходит до 8–10 часов в день. И большая часть этого времени проводится за столом либо за компьютером. Не стоит удивляться, что наибольший процент заболеваний учащихся связан с нарушением осанки и работы органов зрения. По данным того же анкетирования выяснилось, что и в свободное время 60% гимназистов «отдыхают» за тем же компьютером или телевизором. Только 41% анкетируемых регулярно занимаются спортом или танцами в кружках и секциях 2–3 раза в неделю.
Подавляющее большинство, 85%, школьников бывают на свежем воздухе в учебные дни только по дороге в гимназию и обратно.
Складывается парадоксальная ситуация: для успешного усвоения учебной программы ребенку необходимо иметь повышенную умственную работоспособность, а снижение двигательной активности, необходимость находиться длительное время в статическом положении приводят к нарушениям процессов в коре головного мозга, понижению умственной и физической работоспособности.
Решить проблему гиподинамии гимназистов можно только совместными усилиями родителей, педагогов, учебного заведения.
Чтобы поддерживать высокий уровень работоспособности гимназистов в течение всего учебного дня, в его режим надо включать физкультурно-оздоровительные мероприятия. Такие, как водная гимнастика до учебных занятий, физкультминутки и физкультпаузы, подвижные игры на переменах, динамические часы на свежем воздухе и т.д.
В своей практике я применяю следующие малые формы двигательной активности на уроках природоведения и биологии:
– физкульминутки;
– смена статических поз;
– проведение уроков движения.
Физкультминуткой начинается каждый урок, затем они проводятся через 15 минут и через 30 минут по оригинальным методикам:
первая – для активизации мыслительных процессов с использованием массажа рефлексогенных зон;
вторая – для снятия мышечного напряжения с использованием в том числе и звуковых разрядок;
третья – для снятия зрительного напряжения – метод «тихой минутки».
Физкультминутки мы проводим в хорошо проветренном помещении при температуре 18–20 градусов, чтобы обеспечить необходимый приток кислорода во время физических упражнений.

Оздоровительные минутки учитель может проводить сам, а может подготовить учащихся-инструкторов, предоставив им возможность проявить инициативу в проведении активных физических упражнений. Для проведения физкультминуток можно использовать различные подручные средства (ластик, книга, карандаш), которые разнообразят и оживят физические упражнения.
Во время «тихой минутки» ученики расслабляются, кладут руки и голову на парту, закрывают глаза и представляют «погружение в воду» или «полет в космическое пространство». При этом обеспечивается полная тишина в течение минуты. Эффективность снятия утомления при помощи таких минуток, по мнению детей, очень высокая. Так как перекрываются все каналы восприятия информации и приостанавливается активная мыслительная деятельность.
Физкульминутки позволяют использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большой результативностью. Ребята после физкульминутки становятся более активными, у них появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.
Оздоровительные минутки способствуют не только сохранению физического здоровья учащихся, но и сохранению их психического здоровья, повышению коммуникативной культуры. Движение для детей является одним из основных источников радостного настроения, а чувство радости очень важно для нормализации функционального состояния подрастающего организма.
Современный учебный процесс связан не только с малой подвижностью, но и с нарушением естественной «телесной вертикали» человеческого организма. Уйти от «сидячего обучения» помогают конторки, история которых известна с давних времен. Существовал целый класс мелких чиновников-конторщиков.

Благодаря работам В.Ф. Базарного специальные парты-конторки стали актуальными и в наше время. Смена статических поз во время урока предусматривает возможность работы в положении сидя и стоя, для этой цели и необходимы конторки. Но отсутствие специальной школьной мебели не должно стать препятствием для борьбы с постоянным сидением, учащиеся могут проводить смену статических поз во время работы на уроке, не связанной с письмом.
Интересно, что чем старше гимназисты, тем реже они пользуются предоставленной возможностью постоять на уроке, срабатывает привычка постоянного сидения. Из-за слабого мышечного аппарата старшеклассники быстро устают и предпочитают проведение «тихих минуток». Напротив, гимназисты 5–7-х классов и старшеклассники, активно занимающиеся спортом, охотно стоят во время урока, при этом им не запрещается совершать небольшие разминочные движения. Использование таких малых форм физического воспитания улучшает дисциплину на уроке, так как ее нарушение чаще всего связано с утомлением, в том числе и статическим.
В 2005/06 учебном году я впервые разработала и провела серию «подвижных» игровых уроков природоведения и биологии для учеников 5–6-х классов в условиях актового или спортивного зала или на природе в школьном дворе.
Уроки движения включают в себя несколько аспектов здоровьесбережения: медико-биологический, образовательный, физкультурно-оздоровительный, экологический.

Одним из значимых для учебного процесса является образовательный аспект. Главный его отличительный признак – использование психолого-педагогических приемов и методов для решения образовательных, развивающих и воспитывающих задач с учетом личной ответственности учителя за сохранение здоровья обучающихся. Вспомним определение ВОЗ: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия». В улучшении прежде всего физического и психического здоровья помогают уроки с повышенной двигательной активностью.
Уроки движения – это не спортивная игра, а полноценный урок, но проведенный не за партами. Конечно, далеко не каждый урок можно провести в движении. Удачнее всего они проходят во время закрепления учебного материала с использованием подвижных игровых форм в 5–6-х классах. Проведение контрольных срезов показало, что учебный материал, закрепленный таким необычным образом, усваивается гимназистами эффективнее.

Итак, использование на уроках малых форм двигательной активности призвано решать следующие задачи здоровьесбережения:

  • активизация двигательного режима в течение учебного дня;

  • укрепление здоровья и совершенствование культуры движений;

  • обеспечение гигиены умственного труда и поддержание оптимального уровня работоспособности в учебной деятельности;

  • формирование навыков организованности и сознательной дисциплины.

При проведении малых форм физической активности на уроке необходимо учитывать физиологические особенности организма ребенка при переходе от умственной деятельности к двигательной и при обратном процессе. Упражнения должны проводиться последовательно и соответствовать задаче и методике каждой малой формы. Проводимое занятие должно иметь оптимальную моторную плотность, физическая и психическая нагрузка должна оказывать тонизирующее действие на организм.
Чтобы учащиеся не теряли интереса к малым формам двигательной активности, следует их разнообразить, применять музыкальное сопровождение, речитативы, стихотворное сопровождение, метод ассоциаций, а также соревновательный принцип.

И последнее. Применяя на уроках малые формы физической активности, учитель вынужден и сам включаться в эту деятельность, тем самым сохраняя и укрепляя свое собственное здоровье.

Сводная таблица результатов исследования по теме «Режим дня»,
проведенного в 5–11-х классах МОУ «Гимназия № 1» города Ханты-Мансийска

Класс

Количество анкетируемых

Соблюдение нормы сна

Ежедневное использование ТВ и ПК от 1 до 4 часов

Прогулки на свежем воздухе в учебные дни

Занятия спортом или другой подвижной деятельностью

Соблюдение нормы времени выполнения домашнего задания

5-й

19

21%

63%

5%

68%

100%

6-й «а»

21

33%

48%

5%

43%

48%

6-й «Б»

18

61%

50%

5%

50%

56%

7-й

13

0%

48%

38%

46%

92%

8-й

19

11%

74%

31%

15%

63%

9-й

13

38%

69%

15%

69%

100%

10-й

15

33%

67%

17%

26%

93%

11-й

12

58%

58%

5%

16%

75%

Итого

130

В среднем

32%

60%

15%

41%

78%

Римма Шишкина