7 апреля весь мир отмечает
Международный день здоровья. хочу рассказать о
том, как мы проводим этот праздник в нашей школе
В народных пословицах утверждается:
«Здоровье – это не все, но все – ничто без
здоровья», «Здоровый нищий счастливее больного
короля».
Основы физического и психического здоровья
закладываются в детском возрасте. Благополучное
развитие детей зависит от многих факторов:
образа жизни, окружающей среды, организации
досуга, питания, пребывания на свежем воздухе и
т.д.
Наша школа работает по программе «Школа,
содействующая здоровью». Это значит, что каждый
учитель, осуществляя учебный и воспитательный
процесс, органично соединяет его с заботой о
самочувствии своих учащихся, ведь успешность
обучения во многом зависит и от состояния их
здоровья.
Каждую четверть мы проводим День здоровья,
который становится днем отдыха и радости для
всех учащихся. Существует много разных форм его
проведения: выезд на природу, экскурсии,
посещение музеев, театров, библиотек,
организация праздников, спортивных состязаний,
эстафет. Каждая из этих форм хороша по-своему.
Для детей младшего школьного возраста третья
четверть оказывается самой сложной, многие
испытывают утомление, вялость, теряют интерес к
учебе, и в это время необходимо организовать
несколько Дней здоровья.
В зимний период хорошо провести день отдыха на
улице, организовать прогулку с играми,
эстафетами, включить элементы состязаний. Ведь
именно пребывание на свежем воздухе улучшает
самочувствие ребенка, оказывает положительное
влияние на его эмоциональное состояние, вызывает
чувство бодрости; у детей исчезает утомление и
улучшается работоспособность. Известно, что
пребывание младших школьников на открытом
воздухе должно продолжаться 3–3,5 часа. Лишь в
сильные морозы нельзя проводить на улице такие
мероприятия. Но их можно перенести в спортивный
зал или заменить другой формой отдыха.
Подвижные игры особенно полезны для детей. Они
включают многие виды интенсивного движения:
ходьбу, бег, лазанье, метание и т.д., что
необходимо детскому организму. В процессе игры
дети занимаются спортом, учатся дружить,
приучаются к соблюдению определенных правил,
умению контролировать себя, у них воспитывается
более внимательное и чуткое отношение друг к
другу, и самое главное – они испытывают подъем и
радость, что положительно влияет на их здоровье.
Как правило, современные дети мало играют в
подвижные игры, но если их организовать и
научить, то начинают проявлять к ним большой
интерес.
Предлагаем игры и эстафеты, в которых
одновременно участвуют все дети и которые
пользуются у них наибольшей популярностью.
Эстафета «Хоккеист»
Дети делятся на две команды,
становятся друг за другом. На расстоянии 1 м от
них устанавливаются кегли – через 1 м друг от
друга. Каждой команде выдаются клюшка и шайба. По
сигналу первым участникам обеих команд
необходимо клюшкой обвести шайбу вокруг кеглей и
вернуться обратно, передав клюшку вторым
игрокам. Побеждает та команда, которая быстрее
выполнит это задание.
Эстафета «Стрелок»
Учащиеся делятся на две команды.
Строятся друг за другом. На расстоянии 1,5–2 м от
команд стоят ведра. Необходимо в ведро забросить
снежок. (Это задание можно усложнить, если в ведро
кидать снежок левой рукой, а левше – правой.)
Победит та команда, которая быстрее выполнит
задание и у которой в ведре будет больше снежков.
Эстафета «Кто быстрее соберет
шишки»
Участники делятся на две команды,
строятся друг за другом. На расстоянии 1,5 м от
первого участника кладут шишку, за ней через
каждые 2 м еще 6 шишек. Необходимо собрать все
шишки в ведро.
По сигналу первый учащийся подбегает к первой
шишке, кладет ее в ведро и бежит обратно, передает
ведро следующему участнику. Второй игрок
подбегает ко второй шишке и возвращается
обратно, передавая ведро третьему участнику, и
т.д. Победителем станет та команда, которая
быстрее выполнит задание.
Весной, когда пробуждается природа, когда воздух
наполняется необыкновенными ароматами и ласково
пригревает солнце, стоит выехать за город и все
это ощутить на себе. А сколько сил и здоровья
прибавится от такой вылазки! В апреле можно
запланировать проведение Дня здоровья и в виде
экскурсии, например, в какую-либо старинную
усадьбу. Так, одним ранним весенним днем мы с
ребятами отправляемся на автобусе в
музей-усадьбу Кусково. Перед началом экскурсии
на свежем воздухе ребята делают утреннюю
гимнастику, которая окончательно пробуждает их,
создает хорошее настроение... Вместе с
экскурсоводом проходим по территории усадьбы и
знакомимся с теми достопримечательностями,
которые там есть: дворцом, гротом, оранжереей,
церковью и колокольней, итальянским и
голландским домиками. Ребята узнают много
интересного, неожиданного: например, у одного из
самых богатых людей того времени, графа
Шереметева, в парке среди деревьев можно было
увидеть обманки... Что это такое? Многие узнают о
них сами, посетив этот музей.
Во время экскурсии необходимо обратить внимание
учащихся на природные объекты – водоем и парк,
понаблюдать, в каком состоянии они находятся
ранней весной, отметить, какие изменения
произошли в природе. Ребята будут слушать пение
птиц и любоваться окружающей красотой. В
заключительной беседе вместе с детьми хорошо бы
вспомнить правила охраны природы.
А затем на территории лесопарка можно провести
несколько подвижных игр.
День отдыха, организованный таким образом,
принесет пользу в оздоровительном, в
познавательном и в эстетическом отношениях и,
безусловно, останется незабываемым в памяти
ребенка.
День здоровья как ресурс
воспитательной работы.
Как организовать День здоровья,
чтобы оздоровить не только тело, но и
взаимоотношения в классе?
Читайте об этом в № 6
газеты «Классное руководство и воспитание
школьников».
|