Во время Международного
медицинского конгресса «Здоровье, обучение,
воспитание детей и молодежи в ХХI веке»,
состоявшегося в Москве, прозвучало признание:
«Обучение сегодня в России опасно для здоровья».
При этом было отмечено, что система образования
не выполняет своей просвещающей и
образовательной функции в области здоровья, что
согласно экспертным оценкам возрастание
заболеваний среди учащихся на треть вызывается
неблагоприятными факторами среды в школе. Есть
ли альтернатива такому положению дел?
Вспомним об опыте Василия
Александровича Сухомлинского (1918–1970), который
совместно с родителями своих учеников так
организовал жизнь детей, что ребята, пришедшие в
первый класс в очках, сняли их спустя три года.
Если во втором классе было отмечено два случая
заболевания детей во время учебного года, то в
третьем и четвертом классах вообще никто из них
не болел! И это в стране, где гармоничное и
всестороннее развитие личности оставалось
пустой декларацией. Нам предстоит взять и
освоить те из его наработок в области
оздоровления детей, которые могут быть применены
в нынешних условиях, или же найти достойную
замену тем из них, которые трудно использовать в
современных городских школах.
Ученые считают, что сейчас научная мысль не
успевает за стремительно меняющимся миром и
человечеству ничего другого не остается, как
включить интуицию, чтобы жить в относительной
гармонии с природой.
Интуитивные прозрения
Сухомлинский когда-то говорил, что
изучение физического и умственного развития
неуспевающих детей привело его к выводу: в 85%
случаев основная причина – плохое состояние
здоровья. Это может быть какое-то заболевание,
совсем незаметное для врача, которое поддается
диагностированию только в результате общих
усилий родителей, врача и учителя. Его наблюдения
теперь подтверждены исследованиями харьковских
ученых. Они установили, что среди неуспевающих
преобладают дети третьей группы здоровья (55%). У
этих детей низкий уровень иммунореактивности и
срыв адаптации.
Сухомлинский отмечал, что ему с каждым годом все
яснее становится зависимость интеллектуального
развития, мышления, внимания, памяти, усидчивости
ребенка от уровня его здоровья. Учителя его
школы пришли к выводу, что так называемая
умственная отсталость – это в большинстве
случаев следствие не каких-либо физиологических
или функциональных изменений коры головного
мозга, а результат общего заболевания организма
– заболевания, которое сам ребенок не осознает.
Скрытые болезни и недомогания становятся
особенно заметными, когда учитель старается
заполнить урок напряженной умственной работой,
добиваясь, чтобы не пропадала ни одна минутка. В
связи с этим Сухомлинский обращался к
сторонникам методов так называемого
эффективного, ускоренного обучения: «Не играйте
здоровьем детей!».
Теперь интуитивные прозрения известного
педагога получают подтверждение в медицинской
литературе. Неуспевающим детям, как правило, не
повезло во время рождения – так считают
ученые-исследователи. Сегодня не только
медицинским работникам, но и родителям и
учителям стало известно, что заторможенность и
неуправляемость детей, плохая осанка, астения –
это выражение не плохого характера, а болезни,
возникающей вследствие травм позвоночника,
которые получают младенцы во время рождения при
применении стандартных акушерских приемов.
Специалисты сообщили, что и сколиозы у детей
развиваются через несколько лет после
«субклинической натальной травмы позвоночника и
спинного мозга».
Каждому – дело по душе
Сухомлинский дал примеры нового
подхода к обучению детей, отстававших в
интеллектуальном развитии от сверстников. Он
старался найти такую сферу приложения сил
ребенка, которая зажгла бы радость и свет в его
глазах, пытался отыскать ту задачу, которую
ребенок хотел бы решить по велению своего сердца.
Замечательный педагог начинал работу с
практической деятельности, обучая таких
«тугодумов» ремеслу, которое совершенствовало
тонкие движения руки и формировало центры,
отвечающие за интеллектуальные способности. Эти
дети развивались сначала в практической
деятельности, обнаруживая способности лепить,
резать по дереву, кроить, а затем начинали с
легкостью решать математические и физические
задачи, делать выводы, которые ранее были им
недоступны. Дети занимались любимым делом, не
подозревая, что это дело дает им возможность
научиться мыслить, получать знания не путем
заучивания готовых текстов и выводов, а добывая
информацию из первоисточника. Если дети сами
выбирают сферу приложения своих сил, получают те
знания, которые отвечают их устремлениям, то их
развитие ускоряется, а интеллект развивается
весьма интенсивно. Тем самым преодолевается
отставание от сверстников. Дети, быстро
переделав с утра до начала школьных занятий
домашние задания, отдав дань традиционному
обучению, с головой погружались в мир, отвечающий
их душевным потребностям. Эту учебу они называли
«школой радости» – ведь именно радость
сопровождала их часто совсем не легкий труд. Это
состояние душевного подъема означало, что они на
верном пути.
Можно ли быть счастливым, занимаясь чуждым твоей
душе делом? Может ли стать эффективной подобная
деятельность? Каждый взрослый человек знает
ответ и хочет жить, занимаясь любимым делом.
Почему мы нередко забываем, что дети в школе
живут, – это их жизнь здесь и сейчас, а не
подготовка к будущей жизни, – и навязываем им
деятельность? Ведь душевный подъем сопровождает
только правильный выбор, сделанный в любом
возрасте. Тоска и скука в детских глазах – точный
индикатор того состояния, которое возникает у
ребенка, если он идет не по своему жизненному
пути. Как важно уловить эти симптомы и не
подавить его волю! Зажглись глаза – значит, он
нашел то, что ему нужно.
Я глубоко уважаю дидактику и
ненавижу прожектерство. Но сама жизнь требует,
чтобы овладение знаниями начиналось исподволь,
чтобы учение – этот самый серьезный и самый
кропотливый труд ребенка – было в то же время и
радостным трудом, укрепляющим духовные и
физические силы детей
Василий Сухомлинский |
Свободный выбор в свободное
время
Рассказывая о Павлышской школе,
которой он руководил, Василий Александрович
утверждал, что воспитание разумных, всесторонне
развитых людей возможно лишь тогда, когда дети
ежедневно используют не менее 5–7 часов
свободного времени по своему усмотрению. Он не
допускал, чтобы ученик сидел за учебником после
нескольких часов интенсивного умственного труда
в классе, т.к. это притупляет умственные
способности, отбивает желание учиться. После
уроков его ученики были заняты творческим трудом
в кружках (по своему усмотрению), играми,
экскурсиями, походами, чтением разнообразной
литературы, художественной самодеятельностью,
причем 90% этого времени – на свежем воздухе.
Выполнение домашних заданий перед классными
занятиями, освобождение второй половины дня от
интенсивного учебного умственного труда –
важнейшие условия, благодаря которым не только
укрепляется здоровье, но и создаются условия для
богатой духовной жизни, для всестороннего
развития. свободное время – источник бесценного
блага, без которого невозможна полноценная
человеческая жизнь.Не нужно освобождать от
умственного труда вообще. Отдыхом может стать
умственный труд по желанию человека, открывающий
в нем новые силы и способности.
Василий Александрович говорил, что активное
удовлетворение многогранных духовных интересов
во время, свободное от обязательных занятий, –
целительный источник полноты духовных сил,
оптимизма, бодрости. Если же такой прилив
энергии отсутствует, то ребенку приходится
прилагать усилия, перенапрягать свою волю, чтобы
выполнить чуждое его душе задание.
Дети сами смогут решать, что им стоит делать в
следующую минуту, лишь тогда, когда взрослые не
станут им навязывать свои представления об их
работе, когда молодой исследователь сможет
подойти к решению задач со своей, только ему
ведомой целью. Он готов сотрудничать, если
взрослые лишь помогают ему научиться решать
задачи, которые он выбрал сам. В противном случае
вся его энергия может пойти не на созидательные
процессы, а на разрушительные: на сопротивление
или пассивное участие в той программе, которая
ему пока совсем не интересна, так как не
совпадает с его намерениями. Пусть ребенок
окажется в затруднении, решая свою задачу, тогда
он с радостью будет сотрудничать с тем из
наставников, который вооружит его необходимыми
знаниями и умениями для этой работы. Но не
наоборот! Ведь дети не могут еще объяснить,
почему им надо сейчас заниматься именно этой
деятельностью. А наставникам нередко не хватает
мудрости и терпения, чтобы понять истинные
потребности подопечных и дать возможность их
обеспечить.
Как нам выбрать для детей деятельность, если они
пока не могут еще внятно объяснить, зачем с
завидным упорством играют в одни игры и
отказываются от других? Учат одно и не приемлют
другого?
Как нам надо идти с детьми по своему пути, если
они и мы такие разные? Во-первых, стоит
постараться не делать за ребенка ту часть работы,
которую он сам уже может выполнять. Но пусть он ее
делает тогда, когда захочет именно он, а не его
вечно спешащая и нередко сердитая мама. Пусть он
сам делает свои дела тогда, когда захотелось ему
самому, а не его наставникам. Это еще и потому
необходимо, что в таком случае ребенок сможет сам
решать, что и когда сделать, т.е. станет
планировать свою деятельность. Причем дела будут
переделаны совсем в другом ритме и с другими
результатами. Ведь тогда работа совершается в
приподнятом настроении. Еще очень важно
понимать, что ваш малыш готов сотрудничать с вами
только в том случае, когда вы готовы помогать ему
все делать самому, не препятствовать его желанию
заниматься домашними делами, которые ему пока
еще не хотят доверить. Что же из того, что эта
работа дает столь незначительный результат с
точки зрения взрослых? Зато детям важен сам факт
участия во взрослых делах...
Я вспоминаю, как мне приходилось пересчитывать и
замерять многие тысячи клеток микроводорослей
лишь для того, чтобы понять, как они размножаются.
И это было не так уж трудно и неинтересно, ведь
впереди маячила цель, для которой эти рутинные
действия были нужны. Взрослым невдомек, что
маленький исследователь сплошь и рядом готов на
жертвы, но лишь тогда, когда идет по своему пути,
получая в качестве единственной награды прилив
энергии, сопровождающей его нелегкий, нередко
просто изнурительный труд.
Школа Монтессори
Не секрет, что дети, обучающиеся по
обычным программам в распространенной в нашей
стране школе с авторитарной педагогикой, могут
гораздо легче адаптироваться к школьной среде,
меньше утомляться и даже болеть, если
традиционная система образования меняется на
гуманно-личностную педагогику. Например, в г.
Екатеринбурге в нескольких группах дошкольного
образовательного учреждения «Прогимназия № 223»
обучение осуществлялось по методике Марии
Монтессори. Хотя в эти группы были собраны менее
здоровые дети, чем в контрольные, на протяжении
трех лет наблюдений отмечалось, что они реже
болеют.
Что же мешает подобным преобразованиям в
школьной среде? Главным образом традиционное
представление о том, что дети не хотят учиться и
их к этому надо постоянно принуждать, соблазнять,
оставляя любимые занятия на все более
сокращающееся по продолжительности свободное
время. Учителям, сохраняющим порядки
старорежимной школы, не понять, что дети, у
которых не отбили желание познавать новое, любят
и хотят учиться, но в такой форме, которая бы
отвечала их возрастным потребностям. В форме,
помогающей создать тот тип личности, который не
сломают испытания и невзгоды.
Нам приходилось не раз и не два отмечать взрыв
интереса к учебе, возрастание познавательных
способностей детей, когда им переставали
навязывать одинаковую для всех деятельность,
давали возможность выбирать сферу приложения
своих сил и время для занятий. Значит, занятия в
общеобразовательной школе того типа, который
сложился сейчас в нашей стране, могут не только
лишать детей интереса к изучаемой области
знаний, но и неуклонно понижать уровень здоровья
из-за постоянных перегрузок. Ведь нелюбимая
деятельность, не давая притока энергии и
энтузиазма, способствует ухудшению не только
познавательных способностей, но и здоровья.
Так, в Украине проведено гигиеническое
изучение особенностей обучения учащихся
начальных классов, состояние их здоровья и
ответных физиологических реакций организма на
учебную нагрузку в вальдорфской школе (ВШ) по
сравнению с традиционным школьным образованием
в общеобразовательной школе (ОШ). Исследование
умственной работоспособности детей в ходе
обучения показало позитивную направленность
адаптационных процессов в ВШ и соответствие
вальдорфской педагогики возрастным и
морфофункциональным особенностям детей. Следует
отметить также преобладание гармонично развитых
детей и закономерный рост их числа от первого к
третьему классу в вальдорфской школе (с 60 до 72%), в
то время как в ОШ число гармонично развитых детей
уменьшается за тот же период с 73 до 66%.
В обычных общеобразовательных школах многие из
таких детей начинают слабеть и болеть не столько
из-за гиподинамии и повышенной эмоциональной
нагрузки, сколько из-за необходимости выполнять
приказы наставников и заниматься чуждой
деятельностью. Значительная часть детей (и доля
их возрастает) обладают сейчас таким высоким
уровнем духовности, что могут и должны начинать
готовиться к выполнению стоящих перед ними задач
гораздо раньше, чем это делали их наставники во
время своей учебы. То есть дети сейчас должны
иметь возможность прилагать усилия в той области
человеческой деятельности, которую подсказывает
им душа. Они знают точно: им надо сейчас
заниматься этой работой, а потом – той и никакой
другой. Иначе останутся невостребованными их
способности, их потенциал, а развитие
застопорится, если не остановится совсем. Это не
блажь, а требование нового этапа в развитии
человечества – освободить детей, дать им
возможность в каждый момент времени самим
выбирать ту работу, ту сферу приложения своих
сил, которую им подсказывает их сердце или разум
(не путать с умом!).
Как же можно организовать обучение, если каждому
нужно ежедневно выбирать свою дорогу? Но ведь
можно работать сообща, делая то дело, которое
тебе по душе, то дело, которое для тебя сейчас
самое важное и интересное. Просто нужен не
надзиратель, а дирижер, компетентный в данной
деятельности. Если не мешать детям, но
вдохновлять их и постараться организовать
постижение тех азов мастерства, которые им нужно
освоить для выполнения общей работы, то они могут
освоить эти действия и получить нужные навыки
столь быстро и эффективно, как никогда не
получается, если человек работает по
принуждению. Их жизнь при этом становится столь
эффективной и безукоризненно организованной,
что наставники не перестают удивляться, отмечая,
что их беспокойные и неуемные прежде озорники
важно и быстро выполняют очень непростые
действия, демонстрируя недюжинное упорство и
удивительную усидчивость.
В последние годы ушедшего столетия был
теоретически обоснован новый метод обучения, к
которому в реальности прибегали многие
педагоги-новаторы. Его назвали опережающим
обучением.
Сон и биоритмы
Василий Александрович Сухомлинский в
своей книге «Павлышская средняя школа»
рассказывает о том, как он и его коллеги, руководя
умственным трудом детей, старались обеспечить им
здоровье и красоту. Многолетние наблюдения
привели его коллектив к выводу, что в
подростковом возрасте существует угроза
подорвать силы человека, который еще
формируется, непосильной умственной нагрузкой
– зубрежкой. Учителя его школы не допускали,
чтобы 12–15-летние подростки просиживали
ежедневно по 4–5 часов над домашними заданиями
(кроме 5–6 часов школьных занятий), – это их
калечит, на всю жизнь пагубно сказывается на
здоровье и внешности. Фигура становится
сутуловатой, узкогрудой, появляется
близорукость. Центральный момент режима –
правильное чередование труда и отдыха,
бодрствования и сна, ведь нарушения сна
пагубно отражаются на здоровье и настроении. По
мнению Василия Александровича, ответственная
роль сна зависит не только от его
продолжительности, но и от того, какую часть ночи
человек спит, как и когда он работает на
протяжении дня. Лучше всего себя чувствуют те,
кто рано ложится спать, спит достаточное
количество времени, рано поднимается и
занимается интенсивным умственным трудом в
первые 5–10 часов после пробуждения (в
зависимости от возраста). В последующие часы
бодрствования интенсивность труда должна
уменьшаться. Если ребенок младшего возраста
встает, например, в шесть часов утра, то после
полудня напряженный умственный труд для него уже
недопустим.
Этого правила учителя Павлышской средней школы
строго придерживались и в группах продленного
дня. Ученики 1–4-х классов, которые оставались
после занятий в школе, были заняты умственным
трудом в классе не более 20–30 минут. Остальное
время они проводили на воздухе. Если мы хотим,
чтобы дети в городских школах могли получать те
же возможности, которые были у учеников
Павлышской школы, то должны помнить, что эти дети
проводили за партами минимум времени, который
требовался для выполнения письменных заданий.
Причем максимальная производительность труда
обеспечивалась занятиями в ранние утренние часы.
Сейчас эффективность именно такого режима дня
научно доказана. Проведенные Л.Я. Глыбиным
исследования позволили выявить
цикличность в физическом тонусе человека в
течение суток с пятью «подъемами» (около 5, 11, 16, 20,
24 часов). «Отход ко сну около 21 часа и подъем с
постели около 4 часов, как и прием пищи около 4, 10,
15, 19 часов, являются физиологической
необходимостью каждого…». Возврат к
естественному (биологическому) ритму жизни, по
которому жили наши предки, – необходимое условие
сохранения здоровья и высокой
работоспособности. Сегодняшний социальный ритм
(рекомендуемый ритм кормления, двигательной
активности, распорядка дня в родильных домах,
яслях, школах) ухудшает иммунную систему детей.
Движение и питание
Теперь снова обратимся к наследию
Василия Александровича. Он утверждал, что чем
больше времени отводится на интенсивный
физический и умственный труд на свежем воздухе,
тем гармоничнее функционируют и развиваются все
органы, тем более обновляющую роль играет сон.
Большинство учеников его школы имели беседки для
занятий и душ во дворе, которыми пользовались с
весны до глубокой осени. С дошкольного возраста
до 13–14 лет дети ходили босиком с весны до осени в
любую погоду. Закаливание ног – очень важное
условие усиления защитных сил организма. В.А.
Сухомлинский пишет, что в его распоряжении
медицинские карточки 980 детей, которые с 7 до 14 лет
все лето ходили босиком, не боясь не дождя, ни
жары. Никто из них никогда ни разу не болел.
Василий Александрович обращал внимание
наставников детей, что большое значение в
укреплении здоровья имеют гимнастические
упражнения и купание. Кроме зарядки после
пробуждения дома, дети в школе проводят
гимнастические упражнения специально для
выработки правильной осанки. Перед 30-минутной
переменой учителя проводят физкультминутку.
В наше время С.Д. Поляков и его коллеги доказали,
что двигательная активность именно на свежем
воздухе наиболее эффективно стимулирует
активность детей, улучшает кровообращение,
снижает состояние гипоксии, улучшает здоровье и,
следовательно, повышает усвоение школьного
материала.
Мы можем, конечно, найти те способы, которые бы
помогли детям становиться здоровее и при
обучении в наших городских школах, но как это
обеспечить в тех далеко не экологичных условиях,
которые складываются внутри железобетонных
зданий? Там им не дают двигаться, в течение многих
часов удерживая за партой. Наличие у детей
потребности в движении как потребности
биологической, требующей обязательного
удовлетворения для поддержания нормального
физиологического состояния организма, еще
далеко не всегда находит понимание среди
педагогов, родителей, потому до 85% учебного
времени школьники находятся в состоянии общей
скованности и гиподинамии. Но ведь можно же
поставить детей за конторки, как это делали в
прошлых веках и в нашей стране, и за рубежом.
В многочисленных исследованиях по
вибростимуляции стоп послеоперационных больных
пациенты отмечали улучшение настроения,
возрастание активности, появление чувства
бодрости. Человек слабеет не только из-за
обездвиживания на уроках в современных школах,
но и из-за опасного положения сидя. Все это не
может не сказаться на умственных способностях
детей, которые развиваются не меньше, чем
физические, когда дети начинают заниматься
бегом, плаванием, другими динамическими
упражнениями, которые дают нагрузку не только
поперечно-полосатым и гладким мышцам, но через
них и всем остальным тканям нашего тела.
Как же этому телу выполнять возложенные на него
функции, если не давать притока энергии клеткам
от работающих поперечно-полосатых мышц? Им ведь
можно получать питание лишь в изменчивой среде,
когда включены анаболические процессы в теле.
Анаболические реакции приводят к активизации
всех физиологических созидательных процессов в
теле, переводя устойчивость организма на более
высокую отметку.
Если все большее число горожан осознает
необходимость закаливания и увеличения
двигательной активности, то о хроническом
недостатке в пищевых продуктах жизненно важных
минеральных веществ мало кто осведомлен. Болезни
цивилизации, распространившиеся среди населения
Земли за последние сто лет, главным образом
связаны с дефицитом макро- и микроэлементов в
продуктах питания. Еще более ухудшалось качество
продуктов питания вследствие их рафинирования.
Они катастрофически обеднялись минеральными
веществами, которые находятся преимущественно в
оболочке зерен, корнеплодов. В многочисленных
исследованиях отмечается достоверная связь
между недостаточным потреблением макро- и
микроэлементов и развитием обменных нарушений,
ухудшением показателей физического и
умственного развития, снижением иммунитета,
повышением уровня заболеваемости детей.
Сухомлинский уделял большое внимание питанию
детей его школы. В семье каждого ученика была
памятка о здоровом питании, в которой были учтены
индивидуальные особенности ребенка. Василий
Александрович советовал родителям кормить
детей простой пищей, но обязательно давать мед и
фрукты. Во время продолжительных прогулок в
зимний лес со своим учителем дети с
удовольствием ели печеный картофель, хлеб с
салом и луком, часто готовили кулеш (густой суп с
пшеном, заправленный салом и луком).
Сейчас наш мир стал стремительно меняться, и его
судьба зависит от нашего умения жить в гармонии с
природой, о чем и говорил Василий Александрович
Сухомлинский, а не пытаться воевать с ней.
Литература
1. Агаджанян Н.А., Скальный А.В.
Химические элементы в среде обитания и
экологический портрет человека. – М.: Изд-во КМК,
2001. – С. 83.
2. Казначеев В.П., Трофимов А.В.
Очерки о природе живого вещества и интеллекта на
планете Земля. Проблемы космопланетарной
антропоэкологии. – Новосибирск: Наука, 2004. – С. 312.
3. Замаратский П.Г. Причина болезней
– родовая травма. – М. – СПб.: Диля, 2001. – С. 175.
4. Иванова Т.П. Поможем нашим детям
сохранить и развить интуицию. Три ключа. Пед
вестник. Вып. 9, 2005. – С.158–162.
5. Кэролл Л., Тоубер Д. Дети индиго. –
София – Киев, 2003. – С. 286.
6. Материалы международного конгресса
«Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи
в ХХI веке». (Москва, 2004 г.).
7. Иванова Т.П. Один из важнейших
факторов развития педагогики сотрудничества.
Материалы научно-практической конференции
«Воспитание учащейся молодежи: проблемы,
исследования, перспективы». (Владивосток, 2004 г.).
|