В
образовательных учреждениях ведется активный
поиск форм и методов здоровьесберегающей
деятельности. Но говорить об их эффективности
можно лишь при условии системной работы по
формированию здорового образа жизни,
взаимосвязи школы, семьи и общественности
Гимназия как инновационное
образовательное учреждение обладает высоким
здоровьесберегающим потенциалом, включающим
следующие направления: работа совета
профилактики, социально-психологической и
медицинской службы; использование фондов
библиотеки, воспитательных ресурсов кружков и
спортивных секций, летнего оздоровительного
лагеря; регулярные психолого-педагогические
консультации учащихся и их родителей, а также
отражение работы на информационных стендах и
страницах общегимназической газеты «Клуб».
Задача сохранения и укрепления здоровья
учащихся реализуется в процессе учебной работы
(уроки физической культуры, биологии, ОБЖ) и
внеурочной воспитательной деятельности
гимназии. Не секрет, что на обычных уроках трудно
выработать навыки решения социально значимых
проблем. Эти навыки более эффективно осваиваются
в ходе социальной практики. Она позволяет
формировать у ребят способность брать на себя
ответственность, активно участвовать в
совместном принятии решений. Данные компетенции
могут быть освоены через включение в
деятельность ученического самоуправления.
Целью ученического самоуправления гимназии
является воспитание гражданина с высокой
демократической культурой, способного к
социальному творчеству, умеющего действовать в
интересах совершенствования своей личности,
классного коллектива, детского объединения.
Пропаганда здорового образа жизни строится на
широкой инициативе и самодеятельности органов
ученического самоуправления и детского
объединения «Star-клуб». Основу деятельности
составляют организация и проведение
коллективных творческих дел (КТД). Постичь
физическое и духовное совершенство, избавиться
от мыслей о болезнях и недомоганиях, сделать так,
чтобы здоровье, спорт и гармония стали
несовместимыми с хандрой и унынием, помогают так
называемые «ступеньки» КТД. Это месячники
физкультуры и спорта (сентябрь), «Сохрани себя
сам!» (октябрь), военно-патриотическая,
оборонно-массовая и спортивная работа
(январь–февраль); игры «Зарничка», «Папа, мама, я
– спортивная семья!»; «Кросс наций», «Лыжня
России» и т.д. Все это и многое другое – результат
работы совета старшеклассников и малого совета
учащихся гимназии.
Особое место во внеурочной воспитательной
деятельности, направленной на физическое
развитие и оздоровление учащихся, занимает
система туристско-краеведческих игр на
местности, которые проводятся в живописном месте
на берегу Иртыша – на территории городского
парка. Эта массовая форма
туристско-краеведческой работы наиболее любима
учащимися 5–8-х классов гимназии. Ведь игра – это
великолепная возможность общения детей! Общения
по желанию, а не по принуждению. Удовлетворение
от игры повышает настроение и улучшает
самочувствие детей.
Цель туристско-краеведческих игр
– не только воспитание любви к природе,
расширение знаний о родном крае, воспитание
чуткого отношения к товарищам, но и укрепление
здоровья, развитие физического совершенства.
В подготовке и проведении
туристско-краеведческих игр ведущая роль
принадлежит совету старшеклассников, в который
входят учащиеся 9–11-х классов. И это не случайно,
ведь основной задачей совета является
организация жизни гимназистов (планирование,
осуществление и анализ КТД гимназии; проведение
анкетирования, социологических опросов учащихся
и педагогов).
Станции на играх могут повторяться, однако
задания и вопросы усложняются с возрастом.
Например, игра «Мое родное Прииртышье» включает
такие станции, как «Зеленая аптека» (знание
лекарственных растений Омской области), «Костер»
(сведения об основных видах костра), «Медицина»
(умение оказать первую медицинскую помощь),
«Лукошко» (знание и умение определить съедобные
и ядовитые грибы Омской области), «Привал»
(исполнение туристской песни под гитару), «Спорт»
(перетягивание каната).
Каждая игра состоит из трех этапов:
подготовка, проведение и подведение итогов. Во
всех этапах члены совета старшеклассников
принимают активное участие. Ребята изучают район
проведения игры, подбирают материал для каждой
станции, готовят оборудование (карточки с
вопросами и заданиями, гербарии, поленья для
костра, компасы, канат, схемы прохождения
маршрута, маршрутные листы и т.д.).
Во время проведения игр старшеклассники
выступают так называемыми экспертами –
руководителями станций, а также сказочными
персонажами, которые пытаются сбить с верного
пути играющих, помешать им правильно отвечать на
вопросы и выполнять задания.
После подведения итогов, вручения грамот и
призов – общее чаепитие на природе (участники,
ведущие, учителя, родители). На следующий день
команды-участницы выпускают стенные газеты, где
помещают свои фотографии и впечатления об игре.
Члены совета старшеклассников проводят
анкетирование участников с целью выяснения
плюсов и минусов игры, а также пожеланий на
будущее. Выводы, полученные в результате анализа
анкет, учитываются при проведении игр в
следующем году.
Таким образом, ученическое самоуправление
гимназии стало важнейшей составляющей системы
работы по оздоровлению и физическому развитию
детей, формированию здорового образа жизни.
|