Здоровьесберегающие технологии в
московской гимназии
В зимнем саду
С трибун и экранов телевизоров
постоянно сообщаются устрашающие цифры и
пугающие термины всевозможных заболеваний
школьников. И создается впечатление, что все дети
и подростки больны. Остается только удивляться,
откуда у них берутся силы делать домашние
задания, посещать спортивные секции и кружки.
Конечно, наших преподавателей не может
не волновать вопрос здоровья учащихся, и в этих
заметках мне хотелось бы рассказать, что мы
делаем для его сохранения.
Вокруг гимназии растет множество
прекрасных лип, о них даже поется в нашем гимне, и
это не случайно: ведь они практически ровесники,
так что недостатка кислорода здесь никогда не
было. Немало растений и внутри здания: по
возможности озеленяем места работы и учебы. Для
нас очень важны здоровьесберегающие технологии,
ведь главная цель гимназии – вырастить прежде
всего здоровых людей.
Шахматные баталии на перемене
Наверное, не так страшно забыть
теорему Менелая, как не уметь позаботиться о
своем здоровье и жизни своих близких. Мы решили
начать с младших школьников и постепенно вести
их к осознанию важности здорового образа жизни,
умению различать полезные и вредные для себя
факторы и делать правильный выбор.
К охране здоровья учащихся и
преподавателей подключены профессиональные
медики: на каждого ребенка заводится медицинский
паспорт, ежегодно проводятся диспансеризации, в
школе присутствуют врач-педиатр, несколько
психологов.
Но, конечно, в поддержании здоровья
детей важнейшую роль играют их семьи, поэтому
гимназия регулярно проводит работу с родителями,
постоянно держит их в курсе успехов ребят.
По возможности мы приспосабливаем
интерьер нашего здания к потребностям растущего
детского организма. Например, для младших
учеников были приобретены парты, высоту которых
можно регулировать и тем самым снизить
вероятность искривления позвоночника: известно,
что именно в возрасте 6–10 лет следует уделять
повышенное внимание осанке учащихся.
Формированию правильной осанки
способствует и такой предмет, как ритмика.
Кстати, он не только полезен, но и интересен детям
– они учатся танцевать, а значит, и общаться друг
с другом в более свободной манере, нежели на
обычных уроках, что способствует развитию
коммуникабельности.
Мы привыкли, что в нашем учебном
заведении учителя физкультуры организуют
многочисленные спортивные секции и регулярно
завоевывают награды, для которых отведено
специальное место. При входе в гимназию сразу
обращают на себя внимание призы, кубки, яркие
фотографии, запечатлевшие главные события
спортивной жизни и экскурсионной деятельности
коллектива учащихся и педагогов. Становится
ясно, что здесь во всем культивируется здоровый
образ жизни.
Кружок спортивных танцев
В наше время ни для кого не секрет,
как много значит психологическое состояние
школьников. Традиционная жесткая схема урока,
стрессовые ситуации контроля, боязнь получить
нежелательную оценку – все это порой негативно
влияет на здоровье ребенка. Поэтому в гимназии
большое значение придают созданию благоприятной
атмосферы, часто проводятся уроки в форме игры.
Это не только помогает детям немного
расслабиться, но и подталкивает
заинтересоваться предметом: ведь появляется
возможность взглянуть на него совсем с другой
стороны. Такой метод обучения снижает
утомляемость. Помимо того, в игре и через игровое
общение у растущего человека складываются
мировоззрение, потребность воздействовать на
мир, адекватно воспринимать происходящее.
Например, при изучении сословий
раннесредневековой Европы был проведен
«рыцарский турнир» в 6-х классах. Дети читали
отрывки из немецкой поэмы «Кудруна» (XIII в.), из
французской «Песни о Роланде» (XI–XII вв.) и др.
«Рыцари» определяли, что воспевается в данном
отрывке, называли черты идеального рыцаря,
раскрывали сущность рыцарской морали (кодекс
чести). Были подготовлены сообщения
«Средневековые девизы и гербы», выполнены
иллюстрации на темы: «Снаряжение рыцаря»,
«Рыцарский замок», «Прекрасная дама рыцаря».
На уроке ОБЖ в начальной школе ученики
4-го класса приготовили урок-праздник по правилам
поведения на дорогах, показали небольшое
представление на эту тему, подготовили макеты
дорожных знаков, загадали зрительному залу
загадки, выучили куплет песни об этих правилах.
Учителя начальных классов, применяя
игровую форму на уроках труда, сознательно и
целенаправленно способствуют укреплению
здоровья учащихся; во время выполнения
практических заданий включаются различные
группы мышц, происходит развитие мелкой моторики
рук, пальцев. Например, при изучении темы
«Глиняная игрушка» дети были мастерами из
Каргополя, села Филимоново, Дымковской слободы. В
процессе игры они сами изготовили глиняные
игрушки, расписали их, узнав, что в каждой
местности были свои формы и росписи изделий.
Наши достижения
На таких уроках каждый ребенок
вовлечен в активную сменяемую деятельность: то
он артист, то художник, то зритель, то технический
исполнитель. Ощущение значимости при подготовке
и участии в таком уроке решает целый комплекс
учебно-воспитательных задач, в том числе и
здоровьесбережения.
Одним из важнейших факторов
сохранения здоровья школьников остается
здоровое питание, которое находится под
постоянным контролем администрации гимназии и
медицинских работников. Ежедневно проводится
оценка качества поступающих продуктов,
проверяются соблюдение сроков реализации
пищевых продуктов, температурный режим в
холодильных установках. Осуществляется также
контроль за технологией приготовления пищи,
качеством готовых блюд.
В гимназии существуют различные формы
получения образования: это и индивидуальные
планы, и семейное образование, и выбор различных
факультативов. Все это улучшает усвоение
школьниками учебного материала, помогает
учителю планировать нагрузку учеников и,
следовательно, играет не последнюю роль в
сохранении их здоровья.
Актуальность проблемы подтверждается
и тем, что в основных нормативно-правовых
документах (Закон РФ «Об образовании»,
Национальная доктрина, Концепция модернизации
образования) приоритетными задачами образования
являются воспитание здорового образа жизни,
сохранение и укрепление физического и
психического здоровья детей, чему и следуют
педагоги нашей гимназии.
|