В процессе гуманизации
образования среди педагогов особенно возрос
интерес к игре. Функции игры значительно
расширились в обучении, социализации,
развивающей деятельности, творческой,
диагностической, здоровьесберегающей и
коррекционной работе и других направлениях.
Сделаем и мы в этой статье акцент на игру как
метод диагностики и средство коррекционной
работы с девиантными детьми младшего школьного
возраста. Наши рекомендации адресованы
педагогам разных типов учреждений, воспитателям,
родителям и студентам педагогических колледжей
и вузов
Игры с целью диагностики
При использовании игр педагогу нужно:
четко и выразительно разъяснять
детям задачу и правила игры;
варьировать задания и правила игры,
развивая способность произвольно перестраивать
свое поведение в соответствии с изменениями
игрового содержания;
осуществлять
индивидуально-дифференцированный подход к детям
через вариативность игровых заданий и правил.
Если педагогу стало ясно, что он
овладел новым методом и будет его применять,
тогда можно осуществлять подбор игр в
зависимости от девиаций учащихся.
Словесные игры – как средство
диагностики развития речи у детей и их
интеллектуальных способностей, памяти, внимания.
Подбор игр для разного типа детей – подвижных,
агрессивных, ленивых, невнимательных,
гиперактивных, робких.
Игры за ширмой («Кукольный театр»,
«Би-ба-бо», «Пальчиковый театр») – для
закомплексованных, застенчивых детей.
Игры с правилами – как показатель
общего развития ребенка.
«Палочки-считалочки». Педагог
предлагает детям выложить на бумаге счетными
палочками строчку по образцу. Образец
показывается несколько секунд, а потом
убирается.
«Угадай и собери». Вначале можно
вспомнить некоторые из эмоциональных состояний
человека. А потом из разрезанных частей
изобразительного материала составить
эмоциональные модальности и назвать полученную
эмоцию.
«Это не...» Ведущий выкладывает
перед ребенком 4 ряда картинок (в каждом ряду по 5
картинок) и дает инструкцию: скажем, надо
отыскать в каждом ряду лишнюю картинку. Например,
«это не фрукт»: груша, апельсин, ананас, банан,
лист.
«Что не подходит?» Педагог
зачитывает слова, а дети должны догадаться, какое
слово здесь не подходит. Свой ответ они
аргументируют. Например: пишет, звенит, смеется,
соловей.
«Компас». Ребенку предлагается
страница с изображением нескольких предметов,
которые по-разному расположены в пространстве.
Педагог спрашивает: «Какие предметы нарисованы?
Где нарисована груша? Где нарисован дом? Барабан?
Мяч? Что нарисовано справа от домика? А слева?
Назови предмет слева вверху». И т.д. За каждый
правильный ответ ребенок получает фишку.
Победителем считается тот, кто получает 10–11
фишек.
В процессе наблюдения и организации
игр с правилами педагог приучает учащихся
принимать задание в полном объеме, соблюдать его
в процессе выполнения игровых действий и
контролировать себя. Игры с правилами помогают
быстрее выявить учащихся с пониженным уровнем
обученности, а это позволяет учителю
своевременно начать соответствующую
коррекционную работу.
Важный момент диагностики: если в
начале игры в нее вовлекались 1–2 учащихся, то к
концу диагностического этапа в игре участвует
почти весь класс, дети сами пытаются усложнять
правила игры, начинают радоваться успехам других
и сопереживать.
Игры на развитие произвольного
внимания,
общения со взрослыми и сверстниками
«Брейн-ринг». В игре принимают
участие 2 команды. Игра идет до 6 очков.
Обдумывание вопроса – 1 минута.
Вопросы для игры
1. Отличительный знак государства,
изображаемый на флагах, печатях, монетах. (Герб.)
2. Кого с пола за хвост не поднимешь? (Клубок
ниток.)
3. Какой месяц в народном календаре
называют «хлеборост»? (Июнь.) И т.д.
«Звездный час». В игре принимают
участие 5 игроков. Игра состоит из трех туров (из
области москвоведения, из области химии, музыки)
и финальной игры. Ведущий задает участникам
вопросы, за правильный ответ они получают фишки.
После каждого тура происходит подсчет фишек; те
участники, у которых оказалось меньше всего
фишек, выбывают.
«В мире флоры и фауны». Учащиеся
делятся на 2 команды. Ведущий раздает карточки и
говорит, что, после того как он произнесет текст
задания, будет предъявлена карточка с тремя
вариантами ответов, обозначенными буквами А, Б,
В.
Дети должны выбрать правильный ответ и
через 30 секунд поднять соответствующую карточку.
Выигрывает команда, набравшая к концу игры
наибольшее количество очков.
Требования к педагогу в организации
игр с трудными детьми: доброжелательность,
поддержка ребенка, сдержанность,
выразительность, четкость,
индивидуально-дифференцированный подход;
поощрение стремления к саморазвитию;
предоставление ребенку свободы выбора в области
приложения сил и методов достижения цели;
создание условий для конкретного воплощения
творческих идей; исключение какого-либо давления
на детей; создание обстановки доверия и
открытости; помощь в реализации творческого
потенциала, организации самоанализа, оценивании
ребенком собственных достижений.
Литература
1. Гринченко И.С. Игра в теории,
обучении, воспитании и коррекционной работе. –
М., 2002.
2. Щуркова Н.Е. За гранью урока. –
М., 2004.
|