Существующие
исследования педагогической деятельности
показали, что она заключает в себе ряд
особенностей, позволяющих характеризовать ее
как потенциально аффектогенную
Высокую эмоциональную напряженность
педагогической деятельности придают
стресс-факторы, постоянно присутствующие в
работе учителя. Это повышенная
продолжительность дня, высокий динамизм,
нехватка времени, рабочие перегрузки, активация
психических процессов и физических ресурсов на
пределе собственных возможностей, ролевая
неопределенность, социальная оценка и т.д.
Выгорание – по существу, ответ на
хронический эмоциональный стресс – проявляется
в виде непроходящей усталости, подавленности,
немотивированной агрессивности, недовольства
собой и окружающими. Это состояние возникает у
педагогов вследствие душевного переутомления,
как своего рода плата за сочувствие, когда в
профессиональные обязательства входит отдача
«тепла своей души», эмоциональное вкладывание.
Существуют различные взгляды на
природу этого феномена, но большинство
исследователей определяют выгорание как
негативное психологическое явление, включающее
в себя психоэмоциональное истощение, которое
сопровождается чувством глубокой усталости и
опустошенности, возникновением отрицательного,
циничного либо безразличного отношения к
субъектам деятельности, утратой
профессиональной мотивации, связанной с
ощущением некомпетентности и неуспешности в
работе.
Возникновение профессионального
выгорания у педагогов обусловлено системой
взаимосвязанных и взаимодополняющих факторов,
относящихся к различным уровням организации
личности: на индивидуально-психологическом
уровне это психодинамические особенности
субъекта, характеристики
ценностно-мотивационной сферы и
сформированность умений и навыков
саморегуляции; на социально-психологическом
уровне – особенности организации деятельности и
межличностного взаимодействия педагога.
Но сколько бы ни обсуждалась на
конференциях, круглых столах, семинарах, ни
декларировалась в литературе эта проблема, она
остается актуальной для современной школы. Так, с
целью изучения синдрома выгорания проводилось
исследование на 69 педагогах школ города Нягани
по методике В.Бойко. Результаты показали, что у
пяти педагогов полностью сформирован синдром
эмоционального выгорания. Признаки
сформированности наблюдались у пятнадцати
испытуемых, и практически у каждого педагога
можно было наблюдать те или иные симптомы.
У 48% педагогов обнаружены признаки
напряжения (первая фаза синдрома), что
проявляется в ощущении тревожности, снижении
настроения, повышенной степени эмоциональной
впечатлительности.
У 75% педагогов в качестве доминирующей
выступает фаза резистенции, что проявляется в
стремлении избегать действия эмоциональных
факторов с помощью полного или частичного
ограничения эмоционального реагирования. Наряду
с избирательным реагированием у 75% педагогов
наблюдается редукция профессиональных
обязанностей в виде упрощения процесса общения,
стремления облегчить, сократить обязанности,
которые требуют эмоциональных затрат.
У 25% педагогов отмечается падение
общего энергетического потенциала: у 40%
испытуемых в виде психосоматических и
психовегетативных синдромов, у 30% – в
эмоциональном дефиците, эмоциональной
отстраненности, деперсонализации.
Особо актуальной при рассмотрении
данной проблемы становится организация
непрерывного, систематического
психолого-педагогического сопровождения
деятельности педагога с целью профилактики и
преодоления синдрома профессионального
выгорания.
При всей кажущейся разработанности
проблемы в ней отсутствует, на наш взгляд,
целостное описание процесса сопровождения в
рамках педагогической профессии. Авторы
немногочисленных работ по исследованию вопроса
касаются лишь отдельных сторон проблемы в общем
виде профессиональной деятельности, а не
педагогической конкретно.
Сопровождение – это комплексный
процесс, направленный на обеспечение условий для
оптимальной самореализации в профессии, на
профилактику и коррекцию деструкции, синдрома
выгорания, адаптацию в быстро меняющихся
условиях педагогической деятельности. В основе
данного процесса должен лежать личностно
ориентированный подход, в контексте которого
педагог рассматривается как целостная личность,
индивидуальность. В соответствии с этим
сопровождение должно быть направлено на
создание для каждого педагога индивидуального
профессионального маршрута, внутри которого
разрешаются функции: полноценная адаптация,
содействие в становлении индивидуального стиля
педагогической деятельности, профилактика
профессиональных деструкций, деформаций и
синдрома эмоционального сгорания, помощь в
достижении профессионального мастерства и
развитии личностно-профессиональных качеств и
т.д.
Психологическое сопровождение
предполагает создание ориентационного поля
профессионального развития личности, укрепление
профессионального «я», поддержание адекватной
самооценки, оперативную помощь и поддержку в
саморегуляции жизнедеятельности, освоение
технологий профессионального самосохранения.
Результатом психологического
сопровождения является профессиональное
развитие, реализация личного потенциала,
обеспечение профессионального самосохранения,
удовлетворение своим трудом.
Проблема профессионального выгорания
педагогов в нынешних условиях должна стать не
просто значимой, но особо актуальной. От того,
насколько «здоров» и личностно профессионально
развит педагог, зависит качество обученности и
развитости подрастающего поколения. Именно
поэтому организация систематического
психолого-педагогического сопровождения
профессионального развития педагогов (с учетом
раскрытия факторов синдрома профессионального
выгорания) обретает особый смысл.
Литература
1. Психология здоровья: Учебник для
вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб., 2003.
2. Ласовская Т.Ю., Ильина С.А. Профессиональное
выгорание: Учебно-методическое пособие. –
Новосибирск: Сибмедиздат, 2004. |