Мы уже привыкли к совместному
обучению мальчиков и девочек, но так было не
всегда
История вопроса
Признак цивилизованного государства
– равноправие граждан разного пола. После
октябрьского переворота в России были приняты
декреты о положении женщин, всеобщей грамотности
и пр. Равенство еще раз подтверждено (наверное,
чтобы не забывали!) в Конституции РФ, принятой в
1993 году. Статья 19 (часть 3) в разделе «Права
человека» гласит: «мужчины и женщины имеют
равные права и свободы и равные возможности для
их реализации». Не будем сейчас обсуждать,
насколько равенство воплощается в реальной
жизни, – это тема не для нашего издания. Во всяком
случае, среднее образование у нас обязательно и
одинаково для всех.
После октябрьского переворота
юные граждане нашей страны начали учиться
вместе. 16 июля 1943 г. Совнарком СССР принял
постановление о создании мужских и женских
гимназий. По разным причинам эксперимент себя не
оправдал, и с 1 июля 1954 года школы объединили.
В последнее время появилось понятие
«гендерное» обучение, многие ученые и
общественные деятели стали ратовать за
раздельное обучение детей разного пола. Этому
вопросу посвящены публикации в СМИ, передачи на
ТВ. Что это – шаг назад? Давайте сначала
разберемся в терминологии.
Пол и гендер
Термин «гендер» (англ. «gender»)
переводится как «род» в грамматике, а в
человеческом обществе обозначает «социальный
пол», в отличие от биологического пола,
обозначенного во всех анкетах как «sex». Известный
английский социолог Энтони Гидденс объясняет
«гендер» следующим образом – это не физическое
разделение между мужчиной и женщиной, а
социально формируемые особенности
мужественности и женственности.
Чтобы избежать путаницы, которая
иногда возникает из-за смешения понятий «пол» и
«гендер», нужно точно разграничить эти понятия.
«Пол» – это природная характеристика человека,
разделяющая людей на мужчин и женщин по
анатомическим признакам. «Гендер» обозначает
социальные представления о различии полов и их
ролей в обществе. Это совокупность символов, норм
и предписаний, выработанных обществом и
регулирующих жизнь человека, это практика
повседневной жизни, проходя которую человек
формирует и осваивает образы «настоящего
мужчины» (маскулинность*) и
«настоящей женщины» (фемининность**).
Кстати, термин «гендер» ввели
феминистки для описания сути отношений в
патриархальном обществе – неравенства между
полами и господства одной группы людей
(мужчин) над другой (женщин).
Итак, это разные понятия, но связанные
между собой. Гендер как определенный тип
социального поведения не может рассматриваться
без соотнесения с биологическим полом.
Мужественность нужно воспитывать...
Множество научных работ исследуют
феномен появления изначальной женственности и
мужественности. Не будем их здесь цитировать.
Взгляды физиологов, социологов, философов часто
не совпадают, но ученые сходятся в одном:
мужественность вторична и ее необходимо
«создавать». Другими словами, если девочка с
самого детства инстинктивно чувствует себя
женщиной, то мальчику надо доказывать свою
мужественность как окружающим, так и самому себе.
Задача осложняется тем, что практически все, кто
занимается воспитанием мальчиков, – женщины.
…в семье
С самого раннего детства на ребенка
большое влияние оказывают родители, служащие ему
моделью и источником информации о мужской или
женской роли и о мужском или женском поведении. И
здесь мальчики оказываются в неблагоприятной
ситуации – в современной семье отец принимает
все меньшее участие в воспитании детей. В худшем
случае он просто отсутствует, в лучшем –
зарабатывает деньги, делает карьеру или вообще
считает, что детьми должна заниматься жена. В
результате социальные навыки, нравственные
нормы, этические и религиозные ценности
передаются большей частью матерями. Для сыновей
в такой ситуации, как бы ни действовала мать, ее
просто «слишком много».
Мальчики при сложившейся системе
воспитания, где ценится послушание, не имеют
возможности выработать маскулинные качества
(активность, ответственность, агрессивность,
независимость).
…в обществе
Усвоение мужской роли у мальчика
затрудняется негативной реакцией взрослых на
«мужские» качества: за них наказывают.
У подростков формирование
мужественности в большей степени происходит под
влиянием сверстников. Для подростковых групп,
компаний характерны лидерство, культ силы и
нередко асоциальное поведение. В нашем обществе
бытует негативное отношение к активности,
конкурентности и различным формам проявления
агрессии. При этом недостаточно возможностей для
проявления агрессии социально одобряемыми
способами (в спорте, активных играх, туризме, при
занятиях с техникой…), которые являются мощным
источником формирования мужской идентичности.
…в школе
Разве современная школа воспитывает?
Ребятам просто дают знания, не учитывая разницу в
развитии мальчиков и девочек: до 14–15 лет девочки
на год-два опережают мальчиков, у мальчишек из-за
этого развиваются комплексы, которые они не
могут преодолеть, даже став мужчинами. Они уже
привыкли, что девочки – лидеры, а их удел – быть
троечниками и хулиганами. А если еще учесть, что
преподают в школах в основном женщины и их
методика преподавания рассчитана скорее на
девочек, стоит ли удивляться, что наши мужчины
«мельчают»? Отечественный идеолог
раздельно-параллельного обучения доктор
медицинских наук В.Ф. Базарный отмечает,
что еще в древности люди осознали – мужское в
мальчике изначально закрепощено и само по себе
не раскроется. Раскрепощение мужских качеств
возможно только в испытаниях, направленных на
преодоление в себе страха, на развитие силы,
ловкости, смелости, выносливости. Иначе мужское
начало неумолимо исчезает, а его место занимают
инфантильность, неуверенность, комплексы.
Учителя замечают разницу в поведении
первоклассников в первый же день занятий: если
девочки обживают новое для них пространство
школы, то мальчики – исследуют. Девочки и
мальчики по-разному воспринимают новый материал,
первым нужно неоднократно повторять, а вторые
«схватывают на лету». Девочки более аккуратны, а
мальчики небрежны при выполнении заданий. Трудно
представить, что мальчик напишет сочинение в
несколько страниц, а для девочек – это не
проблема. Пики и спады работоспособности у них не
совпадают. Ну и так далее. Нейрофизиологи давно
нашли всему этому объяснение – важнейшие
различия между детьми разного пола кроются в
особенностях функционирования двух полушарий
мозга. Конечно, мальчики и девочки бывают
разными, и гендерный подход к обучению не
исключает индивидуального подхода.
Эксперимент и его результаты
В России уже несколько лет работают
школы с раздельно-параллельным обучением.
Мальчики и девочки учатся в разных классах, а все
перемены, завтраки, праздники, внеклассные
мероприятия у них общие. Негативных последствий
пребывания в закрытых мужских или женских
учебных заведениях здесь нет, а уроки построены
по-разному для девичьих и мальчишечьих классов.
Это и есть гендерное обучение.
Пока это эксперимент, да никто и не
собирается внедрять его в обязательном порядке.
Но вот какая наблюдается тенденция: педагоги,
школьники и их родители, знающие о раздельном
обучении понаслышке, активно отрицают его
целесообразность, актуальность… А те, кто
находится в «эпицентре» гендерного обучения,
довольны. Родители – тем, что девочки стали
больше девочками, а мальчики – больше
мальчиками; педагоги – лучшей посещаемостью и
успеваемостью, а дети – более спокойной и
комфортной обстановкой в классе. Конечно, и
проблемы есть. И главная – у мальчиков преподают
тоже женщины.
Раздельное обучение – это не самоцель.
Важно так выстроить процесс учебы, чтобы
мальчики и девочки могли максимально
реализовать возможности, заложенные в них
природой.
Насколько раздельно-параллельное
обучение влияет (и влияет ли вообще?) на здоровье
школьников, обсуждают участники нашего круглого
стола – сторонники и противники этого метода,
теоретики и практики.
Нина СЕМИНА
_____________
* Маскулинность –
нормативные представления о соматических,
психических и поведенческих свойствах,
характерных для мужчин.
** Фемининность –
нормативные представления о соматических,
психических и поведенческих свойствах,
характерных для женщин.
|
Р.И. АЙЗМАН,
доктор биологических наук, профессор,
заслуженный деятель науки РФ,
член-корреспондент МАН ВШ,
завкафедрой анатомии, физиологии и БЖД
Новосибирского государственного
педагогического университета,
г. Новосибирск |
|
Анализ психофизиологических
особенностей детей, обучающихся с 1-го класса по
системе раздельного обучения на базе МОУ СОШ № 82
г. Новосибирска, показал, что уже в начальной
школе эти дети демонстрируют более высокий
уровень умственной работоспособности,
концентрации внимания, уравновешенности нервных
процессов и успеваемости, чем те, кто обучается в
разнополых классах. К 8–9-му классу эти различия
становятся еще более выраженными: и мальчики, и
девочки демонстрируют более высокие показатели
памяти, внимания, устойчивости
нейродинамических процессов,
стрессоустойчивости, социально-психологической
адаптированности и более низкий уровень
тревожности, невротизма. Не случайно
качественная успеваемость в этих классах
составляет около 70%, тогда как в традиционных
классах – только 32%. Казалось бы, все факты
убедительно свидетельствуют о преимуществе
раздельного обучения.
Однако исследование коммуникативных
навыков, характера межличностных отношений
выявило ряд проблем в классах с раздельным типом
обучения, особенно начиная с 5–6-го класса. Это
заставило школу проводить общешкольные
внеурочные мероприятия с совместным участием
разнополых классов, устраивать для них
психологические тренинги общения.
Поэтому школы с раздельными классами
более привлекательны, чем «чисто» женские или
мужские учебные заведения.
|
В.А. ДАХИН,
директор школы № 521,
г. Москва |
|
Несмотря на многие
положительные стороны раздельного обучения,
есть моменты, которые требуют обсуждения и
мешают ратовать за его введение, по крайней мере
в нашей школе.
Во-первых, это – отсутствие программ
и методик для раздельного обучения мальчиков и
девочек, а они значительно отличаются от обычных.
Во-вторых, в настоящее время нет
педагогов, подготовленных к работе в однополых
классах.
В-третьих, придется преодолевать
сопротивление родителей.
Не ставя под сомнение правильность
обсуждения этой проблемы, хотелось бы обратить
внимание на системный и целостный подход в
решении этого вопроса. Начинать надо не со школы,
а с педагогических вузов, где готовили бы кадры
для таких классов. А ученые должны создать
соответствующие программы и методики
преподавания, различные для мальчиков и девочек.
И такие комплекты учебников надо создать по всем
предметам. Это огромные деньги. Готово ли наше
правительство их потратить?
Без решения этих вопросов мы опять
делаем бедного учителя «козлом отпущения»,
который будет виноват во всех несчастьях
подрастающего поколения.
|
В.Д. ЕРЕМЕЕВА,
кандидат биологических наук,
профессор, завкафедрой педагогики детства
Санкт-Петербургской академии
постдипломного педагогического образования,
автор книг «Мальчики и девочки – два разных
мира»,
«Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить
по-разному» |
|
Вряд ли на вопрос о пользе или
вреде раздельного обучения мальчиков и девочек
можно ответить однозначно. Все зависит от того, кто,
как и где будет их обучать.
Есть два варианта раздельного
обучения: в разных, мужских и женских, учебных
заведениях или в одной школе, но в
специализированных однополых классах – так
называемое «раздельно-параллельное обучение».
Раздельное обучение – одна из
составляющих дифференцированного подхода к
обучению. Отечественными и зарубежными
специалистами в области нейрофизиологии
доказано, что функциональная организация мозга у
мужчин и женщин, у мальчиков и девочек
существенно различается. Соответственно,
различны и типы восприятия, познавательная
деятельность, темпы и последовательность
развития психических функций. Кроме того,
мальчики, как правило, младше своих ровесниц по
биологическому возрасту. Поэтому при совместном
обучении в начальной школе мальчики чаще
оказываются менее успешными, то есть не получают
достаточных знаний и приобретают комплексы
неполноценности, на основе которых развиваются
психосоматические заболевания. Это одна сторона.
Другая – это то, что при полностью
раздельном обучении мальчики и девочки не учатся
понимать друг друга, будут в жизни требовать от
партнера другого пола несвойственного ему
поведения. А ведь им нужно создавать семьи, жить и
работать рядом. Выход – раздельно-параллельное
обучение.
Однако важно не просто посадить
мальчиков и девочек в разные классы, а обучать их
по специально разработанным методикам,
адресованным не бесполому ребенку, а мальчику
или девочке. При этом, по-видимому, должны
сохраняться и смешанные классы.
Обучать детей по специальным
методикам должны подготовленные педагоги,
знающие особенности развития детей разного пола.
Опыт раздельно-параллельного обучения
в нашей стране уже накоплен. Наиболее успешно он
внедряется в начальной школе. В основной школе
польза раздельно-параллельного обучения для
учеников не меньше, но вот реализовать его
труднее, так как один и тот же учитель-предметник
должен одну и ту же тему дать по-разному в классах
мальчиков и классах девочек.
Итак, я за раздельное обучение, но
только при условии, что мальчики и девочки смогут
активно общаться во внеурочное время, на
творческих занятиях, будут вместе проводить
досуг.
|
В.Д. СОНЬКИН,
доктор биологических наук,
профессор,
замдиректора Института
возрастной физиологии РАО,
Москва |
|
Любая сегрегация, даже в самых
«благородных целях», всегда есть дискриминация и
потому чревата негативными последствиями: одни
принимают на себя роль необоснованно
привилегированных, другие ощущают себя
безосновательно униженными. В обоих случаях чаще
всего развивается комплекс неполноценности со
всеми вытекающими последствиями – неврозами,
сердечно-сосудистыми и гормональными
расстройствами и т.п.
Любая однополая устойчивая группа –
плацдарм для распространения «дедовщины» и
гомосексуализма. Армия, монастырь, колония – все
это структуры, призванные изолировать человека
от обычного мира, – с разной целью, но сходными
методами. Результат практически всегда одинаков:
социальное отчуждение и распространение всякого
рода девиаций, в том числе сексуальных. Вред
здоровью – несомненный. Кстати, наиболее
прогрессивные армии (США, Израиль) давно (и не
случайно!) отказались от однополого принципа
формирования личного состава.
Вообще надо разобраться в
действительных, а не декларируемых целях тех, кто
пропагандирует раздельное обучение. Мало того,
что этот принцип противоречит социальной
структуре человеческого общества (элементарная
ячейка общества – семья – в принципе не может
быть однополой; попытки узаконить
гомосексуальные семьи не могут рассматриваться
всерьез ввиду их биологической
несостоятельности), он еще и противостоит
современной тенденции толерантности. Различия
между субъектами (любые!) не могут быть причиной
дискриминации, если общество желает стать
демократическим. Старый буржуазный идеал
женщины (ККК – kuhen, kinder, kirche) полностью утратил
свою привлекательность в экономически развитых
демократических странах и сегодня реализуется
лишь в наиболее отсталых или
религиозно-ортодоксальных обществах. Туда нас
зовут «реформаторы»?
Школа – это не бурса, она готовит не к
«служению», а к реальной жизни. А жизнь
современного общества – двуполая (даже если это
кого-то пугает или огорчает). Как же однополая
школа может к ней подготовить? Если юным девушкам
«реформаторы» отводят роль подчиненную,
угнетенную, социально минорную, тогда их идея
ясна. Однако общество должно решить, нужны ли ему
подобные «новации», отбрасывающие весь уклад
жизни из XXI века в век XVIII. Вряд ли М.Тэтчер,
А.Меркель или В.Матвиенко и им подобные (а таких
все больше!) согласятся жить по правилам
«Домостроя».
И, наконец, личный опыт. Когда я учился
в 9-м классе обычной московской школы (это было в
начале 60-х гг. прошлого века, то есть задолго до
сексуальной революции 70-х), у нас было так
называемое «профессиональное образование», и
один из трех классов был сформирован из одних
девочек (они обучались на швей-мотористок).
Однако просуществовал в таком виде он меньше
месяца – администрация вынуждена была перевести
часть мальчишек, в том числе из нашего класса, в
этот девчачий. Дело в том, что в него учителя
буквально не могли войти: 15-летние девицы вели
себя нагло и непристойно, издевались над
учительницами и сводили с ума своими выходками
учителей-мужчин (в то время таких было довольно
много). На следующий день после перевода в этот
класс мальчиков ситуация нормализовалась, и
больше никаких серьезных эксцессов до конца 11-го
класса не было.
Так что в условиях массовой школы
нынешние поборники раздельного обучения
добьются скорее всего результата, прямо
противоположного тому, который они обещают
обществу.
|
Р.Н. ТРЕГУБЕНКО,
директор МОУ СОШ № 82
г. Новосибирска,
отличник народного просвещения |
|
С 1997 г. в МОУ СОШ № 82 г.
Новосибирска действует модель раздельного
обучения на основе здоровьесберегающих
технологий доктора медицинских наук В.Ф.
Базарного. Эта модель учитывает
психофизиологические различия в развитии
мальчиков и девочек. И сегодня из 30 классов 12 у
нас – раздельные. Система обучения, построенная
на раздельном обучении и совместном воспитании,
развивает деловые качества мальчиков и девочек,
не сковывает их индивидуальность, создает
условия для формирования социальной роли
мужчины и женщины, сохраняет здоровье.
Все дети развиваются по-разному. Они
по-разному смотрят и видят, слушают и слышат.
По-разному говорят и молчат, чувствуют и
переживают. А это значит, что у них по-разному
организованы психологические процессы,
по-разному функционирует мозг, от развития
которого зависит, каким станет ребенок, каков
будет его интеллект, насколько будет богата его
эмоциональная сфера, хорошая ли будет у него
память, какие особенности мышления будут ему
присущи.
Девочки в дошкольном возрасте
развиваются интенсивнее, чем мальчики. У
мальчиков медленнее созревает левое полушарие, а
у девочек – правое, поэтому девочки до 10 лет
лучше запоминают цифры и решают логические
задачи, превосходят мальчиков в речевых
способностях. Но в подростковом возрасте
мальчики начинают опережать девочек по
левополушарному типу развития.
У мальчика с ранних лет возникают
острая потребность в понимании себя, окружающего
мира, повышенный интерес к тому, как его
воспринимают, как он выглядит, что он может, кем и
каким он станет. Высокий уровень трудности,
изучение материала быстрым темпом – это для
мальчика. Мальчик готов действовать сразу, в то
время как девочка будет многократно
анализировать задание. Сталкиваясь на уроках с
трудностями, мальчики каждый на своем уровне
решают познавательные задачи самостоятельно, и
только потом они могут ознакомиться с мнением
одноклассников.
Наличие эмоций для мальчика очень
важно. Он более уязвим, чем девочка. Мальчик
нуждается в ощущении радости, добрых отношениях.
Иначе угроза эмоциональной глухоты очень
реальна.
Однополый класс дает возможность
учащимся проявить свою индивидуальность.
Итак, мы пришли к важному выводу:
мальчики и девочки – это два разных мира и
обучаться они должны в параллельных классах.
10-летний опыт работы в классах раздельного
обучения подтверждает правильность выбранного
нами пути:
95–100% учащихся этих классов заявили,
что им свободнее и комфортнее, когда в классе они
собраны по половому признаку. Вот типичные
ответы, характеризующие самочувствие детей в
однополом классе: «Великолепно», «Свободно»,
«Уютно», «Легко»;
в классах раздельного обучения за
счет комфортной обстановки сохраняется и
улучшается здоровье детей. Это подтверждается
систематическим диагностированием
функционального развития мозга,
интеллектуального, психического здоровья,
межличностных отношений в коллективе мальчиков
– девочек;
качество обучения в раздельных
классах на 30% выше, чем в смешанных: технология
подачи материала учитывает половые особенности
работы с информацией.
|
А.А. ЧЕКАЛИНА,
кандидат психологических наук,
доцент МГПУ,
автор книги «Гендерная психология» |
|
Раздельное обучение основано
на понимании природы различий между мальчиками и
девочками, мужчинами и женщинами. Медики и
психологи считают, что мальчики и девочки
приходят в школу с разной степенью стартовой
готовности, по-разному адаптируются к обучению и
переживают различные психофизиологические
реакции на учебную нагрузку. Исследования
подтверждают, что детям комфортнее (мы
сравниваем их работоспособность,
заболеваемость…) учиться в однополых классах. В
таких школах и классах у детей целенаправленно
воспитываются полоролевые качества:
мужественность и женственность, дети овладевают
мужскими и женскими стереотипами поведения.
Вводятся дополнительные предметы,
корректируется школьная программа,
пропагандируются традиции народной педагогики…
Такие школы уже есть во многих городах
России: Москве, Ставрополе, Санкт-Петербурге,
Красноярске, Томске… Это женские школы и
гимназии, кадетские корпуса или отдельные классы
для мальчиков и девочек, где дети учатся
раздельно на протяжении определенного периода
(начальная школа или старшая) или всего срока
обучения. Современная история этих школ
сравнительно недолгая, поэтому трудно
рассуждать о недостатках образовательного
процесса в таких заведениях.
Кстати сказать, идея раздельного
обучения не нова, вся история отечественного и
зарубежного образования – это учебные
заведения, в которых девочки и мальчики
обучались раздельно. Примечательно, что во всем
мире элитарные школы практикуют
дифференцированное обучение. |