В этой статье
мы попробуем найти ответы на такие вопросы: каким
образом финансовое состояние семьи сказывается
на отношении ребенка к деньгам? С какого возраста
ребенок может иметь карманные деньги? Должен ли
ребенок быть в курсе финансовых проблем
родителей? Правильно ли оплачивать хорошие
отметки, полученные ребенком? Что делать, если
ребенок ворует деньги?
Тема денег в обществе достаточно
«эмоционально заряжена»: можно услышать много
разных суждений, часто полярных. По нашему
мнению, деньги – лишь средство платежа: они нужны
для удовлетворения потребностей (материальных и
духовных). человек думает не столько о деньгах,
сколько о своей жизни, о своих потребностях
(материальных и духовных) и способах их
удовлетворения.
Отношение к деньгам, которое формируется у детей
и подростков, всегда зависит от места денег в
семье.
Учеными было проведено исследование, которое
подтвердило: дети действительно учатся у
родителей отношению к деньгам и обращению с ними,
но не потому, что родители их учат этому, а потому,
что дети наблюдают за родителями, многое
усваивают, делают выводы.
Изначально у ребенка нет отношения к деньгам. Он
не понимает, что деньги – это эквивалент товаров
и услуг, он пока не знает их стоимости. Но с
ребенком-дошкольником на эти темы уже можно
разговаривать: объяснять на доступном уровне,
откуда берется зарплата, почему в магазине дают
сдачу, сколько конфет или мороженого можно было
купить на те деньги, которые заплачены за ремонт
вещи, сломанной ребенком. Надо объяснять свои
действия. Например, что в данный момент деньги
нужны на еду или на общую крупную покупку.
С какого же возраста дети могут иметь карманные
деньги? С того момента, когда возникает
потребность самостоятельно их тратить и
создаются для этого условия – как правило, в
младшем школьном возрасте.
Но от ребенка тоже кое-что требуется. Он должен
более или менее понимать проблемы родителей и
быть в курсе, что деньги надо зарабатывать и что
это немалый труд. В семьях, в которых родители
рассказывают детям о своей работе, те могут уже в
первом классе проявлять такое понимание.
Хорошо, когда вместе с переходом на «денежные
отношения» увеличиваются обязанности ребенка.
Если он считает себя достаточно взрослым для
траты денег по своему усмотрению – значит, дорос
и до каких-то домашних дел. И, конечно, сумма,
которую мы предназначаем ребенку, зависит от
достатка семьи. Если возможности семьи
ограниченны, родитель может спокойно и доходчиво
объяснить ребенку, в чем заключаются финансовые
трудности и как семья собирается с ними
справляться.
Большим потрясением для родителей могут стать
случаи воровства денег в семье. Детское
воровство бывает вызвано разными мотивами.
Некоторые случаи даже нельзя назвать воровством
в прямом смысле этого слова. Например, маленький
ребенок еще не способен понять, что такое
собственность. Мы не будем называть его вором, но
обязательно расскажем, что чужие вещи брать
нельзя. В дошкольном и младшем школьном возрасте
частые причины воровства – нравственная
неразвитость и слабая воля. Ребенок может
оказаться и жертвой шантажа – нередки случаи,
когда старшие ребята вымогают деньги у младших, а
те, боясь признаться, уносят их из дому. Бывает и
так, что цель, ради которой ребенок крадет,
настолько для него важна, что перевешивает даже
страх наказания. Например, для привлечения
внимания (угощения, «задабривания») сверстников,
с которыми ребенок хочет подружиться. В этом
случае, помимо разговора о недопустимости
воровства и о праве собственности, необходимы
обучение навыкам общения (умению знакомиться,
привлекать внимание), обсуждение темы дружбы,
повышение самооценки ребенка.
Воровство может быть и реакцией на семейное
неблагополучие. Например, на жесткое, жестокое
воспитание, на жизнь, полную запретов и
ограничений. Это ответ ребенка на
неудовлетворение его потребностей. Одинаково
вредны обе крайности – и вседозволенность, и
жесткость.
Некоторые родители опасаются, что ребенок, один
раз что-то стащивший, станет вором. Как все-таки
реагировать на случаи воровства?
Разговаривая с ребенком, лучше всего сделать
акцент на своих чувствах и последующих
действиях. Например: «Из моего кошелька пропали
деньги. Мне больно думать о том, что их взял кто-то
из нашей семьи. Я хочу получить их обратно. Если
этого не случится, всю следующую неделю семья
будет есть одни макароны, поскольку пропали
продуктовые деньги». И если деньги не вернутся,
сдержите обещание. В случае, если родители твердо
уверены в вине ребенка (или он сам признался),
можно поговорить о возмещении ущерба: деньги
могут быть отработаны. Либо ребенок лишится
обещанной покупки, карманных денег. Это не
наказание, а ответственность за совершенный
проступок.
В некоторых семьях дети получают деньги за
хорошие отметки или за выполнение некоторых
домашних дел. Психологи, как правило, не
рекомендуют оплачивать оценки и помощь по
дому: привыкший к денежному поощрению ребенок
очень скоро за «просто так» может
не захотеть учить историю или мыть
посуду. Ведь интерес к учебе или осознание
необходимости хозяйственных дел может
подмениться исключительно стремлением к
деньгам. Все это не значит, что вообще никак не
надо отмечать успехи сына или дочери в учебе или
других делах. Но предпочтительнее эмоциональное
поощрение. Похвала или подарок по случаю
окончания учебного года будет очень кстати – как
признание заслуг и трудов ребенка, как знак
внимания к его делам.
Что делать, если ваш ребенок хочет
иметь карманные деньги?
С какого возраста дети могут
иметь карманные деньги? Как помочь научиться
правильно ими распоряжаться? В каких случаях
стоит быть осторожным с выдачей карманных денег?
Какова может быть сумма, выдаваемая на карманные
расходы?
Дочь: Мам, дай мне денег!
Мама: Зачем?
Дочь: У нас все ходят с деньгами: вдруг что-то
понадобится…
Мама: Если что-то понадобится, я тебе сама
куплю.
Дочь: У нас в школе автомат с водой поставили,
и в киоске я заколку хотела купить…
Мама: Ты все на чипсы потратишь. А тебе
известно, как трудно деньги зарабатывать?
Дочь: Вот у других девочек всегда деньги
есть…
Мама: Значит, у девочек родители богатые, а мы
не можем себе такое позволить. Рано тебе еще о
деньгах думать.
Чем старше становится ребенок, тем
шире границы его самостоятельности, тем больше у
него потребностей. Одна из них – потребность
самостоятельно тратить деньги. Как правило, это
происходит в младшем школьном возрасте.
Ребенку следует давать карманные
деньги
Если он знает, зачем ему нужны деньги,
и может внятно объяснить, на что он их потратит.
Если он понимает проблемы родителей и
знает, что деньги зарабатывают трудом.
Если он умеет ходить в магазин, делать
покупки и не забывать сдачу.
Ребенку не следует давать карманных
денег
Если он неуправляемый: плохо себя
ведет, не держит свои обещания и склонен ко лжи.
Если он не умеет отказываться от
мелких желаний.
Если он не знает, за какой труд
родители получают зарплату.
Если вы решили, что ребенку пока рано
иметь деньги, не отказывайте ему в резкой форме.
Объясните, почему вы против карманных денег и как
их можно заслужить.
Хорошо, если с переходом на «денежные отношения»
увеличатся и обязанности ребенка: если он хочет
тратить деньги по своему усмотрению – значит,
дорос и до некоторых домашних дел.
Дочь: Мам, дай мне денег!
Мама: Тебе хотелось бы иметь карманные
деньги?
Дочь: Да, хочется что-то покупать.
Мама: Я тоже думаю, что пора тебе учиться
распоряжаться деньгами.
Дочь: А как?
Мама: Давай все запишем и посчитаем. Я
расскажу тебе, как мы зарабатываем и тратим
деньги. Потом мы составим список твоих
ежедневных трат или необходимых покупок и примем
решение.
Сумма, которая выдается ребенку,
зависит от достатка семьи и возраста ребенка. Но
это карманные деньги, а значит, их не должно
быть много.
Статья подготовлена при поддержке женского онлайн журнала Jette.ru. Косметика - это важная часть женского туалета, и подходить к её выбору надо со всей осторожностью. Чтобы прекрасная часть человечества не запуталась во всех тонкостях выбора, женский онлайн журнал Jette.ru собрал отзывы о косметике всех ведущих брендов. Кроме косметики вы сможете найти массу полезной информации о моде, хозяйстве, воспитании детей и отношениях с любимым.
|