Наша гимназия расположена в
Левобережной, промышленной части города, в
непосредственной близости от крупных
предприятий. Плотным кольцом вокруг здания школы
стоят торговые киоски, пивные ларьки. Для их
владельцев коммерческая выгода затмевает
моральные и правовые нормы, поэтому кто-то из
продавцов вполне может отпустить подростку
бутылку пива, сигареты, предложить
слабоалкогольный напиток в розлив. Ситуация
осложняется невозможностью создать свою,
замкнутую территорию: наши попытки огородить
спортивные площадки и зону отдыха вокруг школы
забором встретили отчаянное сопротивление
жителей микрорайона. Они предпочитают вырвать
железный пролет, спилить замок и ходить к
транспортным остановкам по привычному маршруту,
чтобы не идти лишние пять минут в обход.
Социум, окружающий образовательное учреждение,
пока плохо влияет на него. Помимо этого, ситуация
осложняется недостатками в системе
гигиенического обучения и воспитания детей.
Педагогический коллектив нашей «Второй
новосибирской гимназии» более десяти лет
разрабатывает свою модель здорового образа
жизни. Для нас это прежде всего – поведение,
способствующее сохранению, укреплению и
восстановлению здоровья отдельно взятого
человека.
Организация учебного дня в гимназии позволяет
каждому ученику уравновесить учебную нагрузку и
периоды отдыха. В 8 час. 15 мин. в каждом
учебном кабинете проходят утренние
физкультминутки. Ученики, возглавляющие
классные комиссии по спорту и здравоохранению,
начинают день задорными словами: «На зарядку
становись!». Эмоциональный настрой на урок,
ритуал приветствия между учениками и педагогами
во многом определяют стабильность
психоэмоционального состояния детей.
К третьему уроку дети испытывают усталость как
мышечную, так и умственную, поэтому на третьем
уроке, помимо обычных динамических пауз, мы
проводим зарядку для глаз. Комплекс упражнений
разработан кафедрой здоровья гимназии в
соответствии с рекомендациями МНТК. Учителя
начальной школы успешно используют методику
профессора В.Ф. Базарного, она позволяет включать
в урок элементы двигательной активности,
переключать внимание школьников на объекты
интерьера. В каждом кабинете первой
образовательной ступени есть тренажер для
зрения – восьмерка, расположенная на потолке.
Использование конторок позволило несколько
снизить риск ухудшения осанки у младших
школьников.
Ребенок не может сам выбрать стиль жизни. Его
выбор во многом зависит от родителей, педагогов и
общественных установок. В этом смысле ребенок
пассивен, но от того, как будет организована его
жизнь, во многом зависит и его поведение.
Здоровый образ жизни несовместим с вредными
привычками. Употребление алкоголя,
психоактивных веществ препятствует утверждению
любых сторон здорового образа жизни. Поэтому мы
не только поддерживаем законы, запрещающие
курить и распивать слабоалкогольные напитки в
общественных местах, мы личным примером подводим
ребят к пониманию пагубности такого пристрастия.
В гимназии нет мест для курения, и в этом смысле
не предусмотрены исключения ни взрослым, ни
детям.
Мы стремимся выработать и закрепить у ребят
полезные гигиенические навыки и привычки, учим
их соблюдать режим дня, чередовать умственную
и физическую нагрузки, регулярно и рационально
питаться, много двигаться, достаточно спать,
бывать на свежем воздухе, осознанно относиться к
своему здоровью, личной и общественной
безопасности.
Принцип единства обучения и воспитания у детей
привычки к здоровому образу жизни предусмотрен
учебным планом, который включает предметы
экологической направленности, спецкурсы и
факультативы, индивидуальную и групповую работу
в Научном обществе учащихся, где под
руководством специалистов гимназисты
занимаются исследованием проблем, напрямую
связанных с психосоматическими заболеваниями.
Для более широкого распространения знаний о
здоровом образе жизни используются возможности
гимназических средств массовой информации. На
страницах журнала «Большая перемена+» регулярно
размещаются статьи по рациональному питанию в
семье, о вреде самолечения, информация,
отражающая режим дня школьника, обосновывается
необходимость закаливания. Видеостудия «Виват»
и клуб компьютерной анимации «ФАС» выпустили
подборку роликов, адресованных молодежи и
посвященных вопросам здоровья. Постоянно
обновляется стенд для родителей «Азбука
здоровья».
Особая гордость гимназии – свой
лечебно-оздоровительный центр. Это место, где
можно получить курс процедур в соляной пещере,
восстановить силы в фитокабинете, пройти
назначенный массаж.
Школа должна взять на себя часть функций,
направленных на воспитание физически и
психически крепкого человека. Поскольку все
составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а
реализация программы развития человека зависит
от множества факторов, то основной задачей
«педагогики здоровья» является формирование
осознанной мотивации на здоровый образ жизни
через самовоспитание и создание программ
обучения здоровью.
Сегодня все педагоги гимназии помогают детям
составлять индивидуальные программы развития,
отмечают личностный рост каждого: один преодолел
свой страх при ответе у доски, другой не
пропустил ни одного урока физкультуры за
четверть, а третий не выкурил ни одной сигареты.
Мы стараемся, чтобы выпускники нашей гимназии
умели управлять своим здоровьем и формировать
его.
|