Сохранение здоровья детей в условиях
Кольского Заполярья
У малых городов районов Крайнего
Севера есть свои отличительные особенности.
Здесь, кроме общероссийских, существует ряд
проблем, отражающих специфику региона:
наблюдается устойчивый отток
населения, причем уезжают молодые люди,
выпускники школ, в основном обладающие
интеллектуальным потенциалом,
квалифицированные специалисты;
общая тенденция ухудшения здоровья
усугубляется неблагоприятными климатическими
условиями, что делает проблему особенно острой;
перечисленные причины осложняют
решение важнейшей социальной задачи –
формирования стабильного кадрового резерва для
градообразующего предприятия.
Намечая молодежную политику в
условиях малого города, крупнейший в России
горно-обогатительный комбинат ОАО «Апатит» стал
инициатором создания Центра образования.
В качестве экспериментальной площадки по
согласованию с городским отделом образования
была выбрана средняя школа № 5 города Апатиты. К
2000 г. эта школа находилась в плачевном состоянии
не только по уровню материально-технического
обеспечения, но и по качеству
учебно-воспитательного процесса. Не
останавливался отток учащихся и наиболее
квалифицированных кадров; средний возраст
преподавателей превышал 57 лет; рейтинг школы на
рынке образовательных услуг города был самым
низким. В 2002/03 учебном году школу планировалось
закрыть.
В намерения Центра образования входило создать
образовательное учреждение, отвечающее
современным требованиям, сформировать новый
педагогический коллектив, способный участвовать
в инновационном процессе, повысить
эффективность административно-хозяйственной
деятельности. Моделью послужил московский Центр
образования «Самбо-70». Мы тщательно изучили опыт
работы этой школы. Главное, на чем мы
сосредоточили внимание, – органичное
взаимодействие в рамках Центра
общеобразовательной и детско-юношеской
спортивной школы. Традиционное соперничество
общеобразовательной школы и ДЮСШ, когда каждая
из них тащила одеяло на себя, а страдали от этого
дети, здесь заменялось решением общих
воспитательных и образовательных задач и равной
ответственностью за конечный результат.
Но, изучив методику московского Центра «Самбо-70»,
мы поняли, что просто скопировать ее в Апатитах
было бы неправильно, так как специфика малого
города значительно отличается от специфики
мегаполиса. Опыт «Самбо-70» был переосмыслен и в
новом качестве положен в основу наших
собственных методических наработок. При
создании собственной модели мы тщательно
изучили опыт учреждений образования
детско-юношеских спортивных школ в малых городах
России. Опыт достаточно богат, но пока мало
востребован. Это происходит потому, что внимание
СМИ и властей приковано к мегаполисам и крупным
областным центрам, хотя большинство населения
проживает в небольших городах.
Мы обозначили приоритетную задачу в работе –
воспитание гармоничной личности, то есть хорошо
образованного, духовно развитого и физически
здорового человека. Выпускник нашего центра в
идеале должен иметь хорошее образование, широкий
кругозор, способность к принятию
самостоятельных, ответственных решений.
Конечно, мы не отказались совсем от спортивной
составляющей, более того: в первый же год
существования Центра образования в городе
Апатиты мы открыли 4 спортивных класса. Однако в
каждом классе была введена комбинированная
специализация – дзюдо и баскетбол. Эту
особенность мы позаимствовали как раз в ходе
изучения опыта учреждений образования в малых
городах, где порой нелегко сформировать
спортивный класс с единой специализацией из-за
недостаточной численности желающих заниматься
тем или иным видом спорта.
Жизнь подсказала нам еще одно
стратегическое направление: к тандему ДЮСШ и
общеобразовательной школы необходимо добавить
третий элемент – детский сад. Сегодня именно
дошкольному образованию необходимо уделять
пристальное внимание. Это позволит отчасти
решить задачу планомерного комплектования школ,
так как сейчас наблюдается резкое сокращение
числа учащихся, вызванное падением рождаемости в
середине 90-х годов. Так, на 1 сентября 2000 г. в
школах города Апатиты было зарегистрировано 12 300
учащихся, на 1 сентября 2004 года – только 7000, а в 2007
г. в школах города обучаются всего 5600 детей.
При создании нашего центра изменение претерпела
вся воспитательно-образовательная система
школы. Кроме специализированных спортивных, в
школе работают эстетические классы,
коррекционно-развивающие – для детей с
нарушениями речи и опорно-двигательного
аппарата. Для старшеклассников организованы
профильные классы: физико-математические,
естественно-научные,
информационно-технологические. А с сентября 2007 г.
открыт класс социально-правового профиля —
«МВД-проф». Этот проект позволит в перспективе не
только решать проблему подготовки кадров
сотрудников ОВД региона, но и станет логическим
продолжением дальнейшего обучения выпускников
основной школы, получивших девятилетнее
образование в специализированных спортивных
классах. Параллельно с общеобразовательными
предметами учащиеся проходят профессиональную
подготовку по специальностям «оператор ЭВМ»,
«младшая медицинская сестра», «домашний
парикмахер», «электрослесарь». Чтобы процесс
обучения был по-настоящему современным, пришлось
во многом усовершенствовать
материально-техническую базу школы. Благодаря
поддержке ОАО «Апатит» были полностью оснащены
современной техникой и введены в строй два
компьютерных класса, школьная парикмахерская;
полностью отремонтированы в соответствии с
современными требованиями кабинеты физики,
химии, математики, русского языка, начальных
классов, актовый и конференц-залы, школьная
библиотека с читальным залом; приобретены новое
оборудование для кабинета физики и
электротехники, аудио-, видео- и мультимедийная
аппаратура для различных кабинетов школы,
мебель, классные доски. Не обойдены вниманием и
наши спортсмены. Построены два новых современных
спортивных зала для занятий дзюдо, приобретены
спортивный инвентарь для баскетболистов, татами,
кимоно, спортивная форма и многое другое.
Оказывая поддержку Центру
образования, руководство ОАО «Апатит»
рассчитывало, что работа центра, направленная на
образование, воспитание, духовное и физическое
развитие подрастающего поколения, будет
способствовать стабилизации социальной
обстановки в городе, где большинство жителей
являются работниками этого градообразующего
предприятия. Работа построена таким образом, что
ребенок оказывается вовлеченным в учебный или
тренировочный процесс на протяжении всего дня. У
детей просто не остается возможности для
бесцельного времяпрепровождения, а ведь первая
причина всех нарушений общественного порядка и
норм поведения – это безнадзорность, избыток
ничем не занятого времени. Мы отработали по своей
методике уже 6 лет, и для нас отраден тот факт, что
и родители, и предприятие выражают надежду на
распространение нашей методики в других школах
мурманских городов Кировск и Апатиты.
Одна из составляющих учебного процесса Центра
образования – внедрение здоровьесберегающих
технологий.
В результате проведенного обследования здоровья
школьников оказалось, что к 11-му классу
количество абсолютно здоровых детей не
превышает 10%. А 70% учащихся старших классов имеют
серьезные проблемы со здоровьем. Высок процент
сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний
опорно-двигательного аппарата, нервной системы и
органов зрения.
Для организации эффективной работы по
сохранению здоровья детей нами совместно с ОАО
«Апатит» на базе Центра образования был открыт
медицинский блок, включающий кабинеты
врачебного контроля, физиотерапии и массажа.
Блок оснащен новейшим, не имеющим аналогов в
городе диагностическим оборудованием,
современными аппаратами физиолечения.
Для работы на этом оборудовании медицинский
персонал прошел специальную подготовку в
Иванове и Санкт-Петербурге. Организация
школьного медицинского центра оказалась очень
актуальной, так как единственный в городе
врачебно-физкультурный диспансер был закрыт 15
лет назад. Мы поставили перед собой задачу
составить максимально подробную карту здоровья
каждого воспитанника, от дошкольника до
одиннадцатиклассника. Контролируя состояние
здоровья наших учеников, мы можем дозировать
психические и физические нагрузки, а это
позволяет максимально повышать эффективность
образовательного и тренировочного процессов.
В настоящее время на базе кабинета врачебного
контроля совместно с Институтом экологии
Кольского научного центра Российской академии
наук ведется исследование воздействия северных
природных факторов на состояние детей. По
результатам исследования уже опубликованы 3
научные работы.
Сегодня Центр образования стал не только ведущим
учреждением в области среднего образования, но и
центром культурной и общественной жизни.
Дети, обучающиеся в центре, – активные участники
различных предметных олимпиад, конкурсов,
спортивных соревнований всех уровней, от
городского до международного. Достигнуты уже
вполне ощутимые результаты и в спорте, и в
образовании.
|