Так называлась пресс-конференция,
организованная Московским домом общественных
организаций. Ее участники – педагоги, врачи,
психологи, работающие на базе Московского
медико-стоматологического университета,
обсуждали необходимость создания гуманитарного
паспорта для людей с ограниченными
возможностями, пути снижения уровня
заболеваемости в современной стоматологии и
задачи технологий, сберегающих физическое и
психическое здоровье учащихся
Задача гуманитарного паспорта, по
мнению Наиды Абдурахмановны Бари, доцента,
кандидата медицинских наук, состоит в том, чтобы
установить образовательные способности
человека с ограниченными возможностями на
основании гуманитарной экспертизы. Наида
Абдурахмановна считает, что медицинская
экспертиза «равнодушна» и не способна оценить
весь потенциал ребенка-инвалида. В то время как
гуманитарная экспертиза направлена на интересы
пациентов и предполагает объединение
результатов отдельных специальных исследований,
дискуссию специалистов и долгосрочный прогноз.
– Такой подход, – продолжает тему Наида
Абдурахмановна, – позволяет перейти к
обсуждению результатов медицинской,
психологической, социальной экспертиз совместно
с пациентом, принимая во внимание его
собственную оценку своего здоровья и его
намерение получить образование. Равноправное
участие пациента в дискуссии активизирует его
жизненную позицию и позволяет самостоятельно
принимать решение.
Помимо инновационного подхода к детям с
ограниченными возможностями, сотрудники
Московского медико-стоматологического
университета затронули также тему влияния
навыков и знаний, обретенных детьми в результате
образовательных программ, на состояние их
здоровья. В частности, Людмила Ивановна
Лаптева, ассистент кафедры профилактики
стоматологических заболеваний, кандидат
медицинских наук, рассказала об
эффективности профилактической программы по
стоматологическому просвещению школьников.
– Основная причина кариеса зубов и воспаления
десен – это низкий уровень гигиены полости рта,
– комментирует основы образовательной
программы Людмила Ивановна. – Научить человека
принципам рациональной гигиены полости рта и
питания необходимо еще в детстве. Поэтому
разработка и внедрение профилактических
программ для детей и подростков – актуальный
вопрос стоматологии.
В профилактической программе, разработанной на
кафедре профилактики стоматологических
заболеваний совместно с кафедрой психологии и
педагогики университета, учитываются возрастные
особенности восприятия детьми новой информации,
благодаря чему программа уже успела показать
свою эффективность.
Вопрос о здоровьесберегающих технологиях в
подготовке людей с ограниченными возможностями
подняла Наталья Владимировна Кудрявая,
профессор кафедры педагогики и психологии. Еще
великий русский писатель Л.Н. Толстой обратил
внимание на опасность психотравмирующих
факторов авторитарного обучения и воспитания.
– Душевный комфорт и чувство безопасности, –
разъясняет позицию Толстого профессор, – это
основа для творческих действий учащихся, их
желания расти, совершенствоваться, становиться
лучше, умнее, благороднее. На базе этого и
строятся гуманистическая педагогика и
психология, которые в наше время только начали
утверждаться.
В заключение беседы участники конференции
высказались о своей готовности работать над
различными программами и проектами, которые
смогут улучшить положение людей с ограниченными
возможностями здоровья в нашей стране. Однако
осуществление этих планов невозможно без
финансовой и законодательной поддержки
государства.
|