Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №2/2008

Учительская

Учительский труд сравним с работой авиадиспетчера

Сотрудники Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина провели комплексную оценку условий труда и состояния здоровья учителей в 9 из 17 областей Центрального федерального округа РФ (Владимирской, Воронежской, Ивановской, Костромской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Тамбовской, Тверской)

С этой целью:
– проводили санитарно-гигиенические исследования (делали замеры температуры, относительной влажности, освещенности помещений, электромагнитных полей, оценивали отделку учебных кабинетов и классов);
– проводили медико-социальное обследование путем анкетирования-интервьюирования 6 тысяч учителей более чем в 100 школах;
– изучали психофизиологические условия труда учителей, в том числе показатели вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, анализировали расписание занятий, фактическое питание;
– произвели комплексную углубленную оценку состояния здоровья.

Было отмечено, что педагогические коллективы школ прочно феминизированы. Женщины-педагоги составляют 85,3%, мужчины – лишь 14,7%. В Тамбовской области мужчин-педагогов 19,1%, в Ивановской – 12,1%. Удельный вес педагогов пенсионного возраста оказался высок (от 9,4 до 23,2%). Пенсионером является каждый седьмой учитель.
Отделка почти 80% школьных кабинетов не соответствует гигиеническим требованиям. Уровень искусственного освещения в 27,6% из 3726 проведенных замеров оказался ниже установленных нормативов. Удельный вес школ, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам по освещенности, составляет от 6,0 до 28,3%, по показателям микроклимата – от 2,9 до 21,1%. В каждой третьей школе фактическая вместимость превышает проектную. Мастерские и спортивные залы имеются в 80% школ, пищеблок и буфет – в 90%, центральное отопление отсутствует в 19,5% школ, капитальный ремонт требуется в 36,4% (в каждой второй городской и в каждой третьей сельской школе).
По многофункциональности, разнообразию видов деятельности, нервному и психическому напряжению труд учителя не имеет себе равных. С учетом «Гигиенических критериев оценки и классификации труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» Р2.2.755-99, утвержденных МЗ РФ, условия труда учителя оцениваются как вредные и напряженные (3-й класс, 1-я степень) и сопоставимы с трудом операторов, железнодорожников, авиадиспетчеров, машинистов электропоездов.
При изучении фактического питания 546 учителей средних школ оказалось, что общее содержание белков в пищевом рационе ниже физиологической нормы у 52,1% женщин и 62,3% мужчин. Уровень потребления жиров и углеводов в половине случаев соответствует физиологической норме в обеих группах. Отмечается недостаточная обеспеченность рациона учителей витаминами и минералами. Потребление же хлебопродуктов и картофеля в полтора раза превышает норму. Учителя получают лишь менее половины рекомендованной ВОЗ нормы фруктов и овощей. Только 20% учителей принимают пищу 4–5 раз в день. У 22,3% отсутствует завтрак.
У женщин-учителей (по сравнению с контрольной группой) оказалась повышенной частота патологии щитовидной железы, артериальная гипертония, диффузные изменения миокарда (по данным ЭКГ).
Нервно-психическое напряжение испытывают две трети всех обследованных учителей; у женщин-учителей отмечается более высокий уровень реактивной и личностной тревожности, чем у мужчин-учителей.

Тимофей Звягин