Сотрудники Рязанского
государственного университета им. С.А. Есенина
провели комплексную оценку условий труда и
состояния здоровья учителей в 9 из 17 областей
Центрального федерального округа РФ
(Владимирской, Воронежской, Ивановской,
Костромской, Липецкой, Орловской, Рязанской,
Тамбовской, Тверской)
С этой целью:
– проводили санитарно-гигиенические
исследования (делали замеры температуры,
относительной влажности, освещенности
помещений, электромагнитных полей, оценивали
отделку учебных кабинетов и классов);
– проводили медико-социальное обследование
путем анкетирования-интервьюирования 6 тысяч
учителей более чем в 100 школах;
– изучали психофизиологические условия труда
учителей, в том числе показатели вредности и
опасности факторов производственной среды,
тяжести и напряженности трудового процесса,
анализировали расписание занятий, фактическое
питание;
– произвели комплексную углубленную оценку
состояния здоровья.
Было отмечено, что педагогические
коллективы школ прочно феминизированы.
Женщины-педагоги составляют 85,3%, мужчины – лишь
14,7%. В Тамбовской области мужчин-педагогов 19,1%, в
Ивановской – 12,1%. Удельный вес педагогов
пенсионного возраста оказался высок (от 9,4 до 23,2%).
Пенсионером является каждый седьмой учитель.
Отделка почти 80% школьных кабинетов не
соответствует гигиеническим требованиям.
Уровень искусственного освещения в 27,6% из 3726
проведенных замеров оказался ниже установленных
нормативов. Удельный вес школ, не
соответствующих санитарно-гигиеническим нормам
по освещенности, составляет от 6,0 до 28,3%, по
показателям микроклимата – от 2,9 до 21,1%. В каждой
третьей школе фактическая вместимость превышает
проектную. Мастерские и спортивные залы имеются
в 80% школ, пищеблок и буфет – в 90%, центральное
отопление отсутствует в 19,5% школ, капитальный
ремонт требуется в 36,4% (в каждой второй городской
и в каждой третьей сельской школе).
По многофункциональности, разнообразию видов
деятельности, нервному и психическому
напряжению труд учителя не имеет себе равных. С
учетом «Гигиенических критериев оценки и
классификации труда по показателям вредности и
опасности факторов производственной среды,
тяжести и напряженности трудового процесса»
Р2.2.755-99, утвержденных МЗ РФ, условия труда учителя
оцениваются как вредные и напряженные (3-й класс,
1-я степень) и сопоставимы с трудом операторов,
железнодорожников, авиадиспетчеров, машинистов
электропоездов.
При изучении фактического питания 546 учителей
средних школ оказалось, что общее содержание
белков в пищевом рационе ниже физиологической
нормы у 52,1% женщин и 62,3% мужчин. Уровень
потребления жиров и углеводов в половине случаев
соответствует физиологической норме в обеих
группах. Отмечается недостаточная
обеспеченность рациона учителей витаминами и
минералами. Потребление же хлебопродуктов и
картофеля в полтора раза превышает норму.
Учителя получают лишь менее половины
рекомендованной ВОЗ нормы фруктов и овощей.
Только 20% учителей принимают пищу 4–5 раз в день. У
22,3% отсутствует завтрак.
У женщин-учителей (по сравнению с контрольной
группой) оказалась повышенной частота патологии
щитовидной железы, артериальная гипертония,
диффузные изменения миокарда (по данным ЭКГ).
Нервно-психическое напряжение испытывают две
трети всех обследованных учителей; у
женщин-учителей отмечается более высокий
уровень реактивной и личностной тревожности, чем
у мужчин-учителей.
|