Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №2/2008

Технология

Самое большое богатство

Цикл бесед о здоровье с детьми младшего школьного возраста

Многолетний опыт работы, отслеживание динамики роста и развития учеников убедили меня в необходимости и важности работы по формированию культуры здоровья у детей. Среди факторов, которые негативно влияют на здоровье учащихся, можно выделить один, на мой взгляд основополагающий, недостаток в существующей системе физического воспитания. В школе, где я работаю, создана программа по формированию здорового образа жизни, в которую включены и третий час физической культуры, и работа спортивных секций, и различного рода спортивные состязания. Все эти мероприятия, несомненно, положительно влияют на формирование здорового образа жизни, однако для учащихся начальной школы этого недостаточно: ведь для того чтобы формировать у учащихся здоровый образ жизни, необходима основа – знание и соблюдение правил личной гигиены. Так родилась мысль о цикле бесед для учащихся начальной школы. Учитывая особенности физического развития младших школьников, при разработке бесед я сделала особый акцент на наглядно-образном мышлении и деятельностном подходе

Занятие № 1
Что такое здоровье?

– Дорогие дети! Вы помните сказку В.Катаева «Цветик-семицветик»? В ней рассказывается о том, как однажды Волшебница подарила девочке Жене цветок с семью разноцветными лепестками. Стоило оторвать один лепесток, подбросить его вверх и сказать волшебные слова: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели, – как тотчас любое желание исполнялось. Женя истратила целых шесть лепестков. И вот когда остался один-единственный, последний, Женя увидела мальчика, у которого болела нога и он не мог бегать и играть с другими детьми. Мальчика звали Витя. Жене стало так его жалко, что она оторвала последний лепесток и пожелала, чтобы Витя выздоровел. И Витя стал здоровым. На этом сказка кончается.
Но Витя не просто выздоровел. Ему так хотелось стать здоровым и никогда не болеть, что он сказал Жене: «Если бы Волшебница подарила мне цветик-семицветик...». Едва он произнес эти слова, как перед удивленными детьми появилась знакомая Волшебница. В руках она держала цветок с семью разноцветными лепестками…
Милые дети, я дарю вам этот волшебный цветок. Если вы хотите понять, что такое здоровье и как его сберечь, возьмите его.
Вы увидите и узнаете, как помочь себе и другим оставаться здоровыми. (Дети надувают семь разноцветных воздушных шаров.) Ребята, воздушный шар готов. Счастливого пути! Что такое здоровье?
Здоровье – это...
...сила и ум.
...красота.
...то, что нужно беречь.
...самое большое богатство. У здорового человека все получается. Если нет здоровья, то нет и счастья. Здоровье нужно всем: и детям, и взрослым, и даже животным. А как вы думаете: что нужно делать, чтобы быть здоровым? Если вы хотите хорошо расти и быть сильными и ловкими, нужно научиться заботиться о своем здоровье.
Береги здоровье смолоду. Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше. Надо стараться не болеть, даже когда ты маленький. Надо закаляться, делать зарядку, чтобы всю жизнь до старости не поддаваться болезням.

Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

1. Соблюдай «двигательный» режим дня. Утром делай гимнастику, желательно на свежем воздухе, с включением в нее бега. Дорогу в школу лучше всего проходи пешком.
2. В свободное время больше бывай на свежем воздухе.
3. Дома не отказывайся от помощи родителям в уборке квартиры, покупок в магазинах, работы на огороде.
4. Летом полезнее всего плавание.
5. Из зимних видов спорта особенно полезны лыжи. Они укрепляют сердечно-сосудистую, легочную и нервную системы. А морозец способствует закаливанию.

Занятие № 2
Режим дня

– Чтобы быть здоровым, нужно соблюдать режим дня.

  • Рано ложись спать.
  • Поработал – отдохни.
  • Делу – время, потехе – час.
  • Учеба – тоже работа.
  • Ешь в одно и то же время.
  • Рано вставай.

Умение организовать свое время – ценное качество. Особенно важно научиться соблюдать режим дня со школьных лет. Нужно распределять свое время так, чтобы сон был достаточно продолжительным, а пища принималась не меньше четырех раз в день и обязательно в определенные часы. Кроме того, нужно больше бывать на свежем воздухе. При хорошо продуманном режиме дня времени хватает на все: на учебу и отдых, занятия в кружках и помощь родителям, чтение и занятие спортом. Сегодня я вас познакомлю с Режимом дня и его помощниками. Я не хочу, чтобы вы были похожи вот на этого мальчика. (Показывает картинку.) Как магнит, моя кровать: Неохота мне вставать. Кто бы с нынешнего дня Все бы сделал за меня?

(Раздается стук в дверь. Входит ученик. На нем бумажная шапочка с надписью «Режим дня».) – Здравствуйте, ребята! Меня зовут Режим дня. Сегодня я и мои друзья расскажем, как организовать свой день.

Ученик (в костюме Будильника): Смотрит солнышко в кровать: «Хватит спать, пора вставать!». Вот Будильник прозвенел: «Я не сплю со всеми, Караулю время. Если хочешь – разбужу, А не надо – погожу».
Ученик: Люблю, когда утро. Я утро люблю. Люблю, когда я уже больше не сплю. И синее небо, и ветки в окно, И в комнате больше не будет темно... Нужно форточку открыть и к зарядке приступить. Зарядка, зарядка с утра к себе зовет! Зарядка, зарядка здоровье нам дает! Вот зарядку ты закончил, в ванную спеши пойти. Мыло, щетка, порошок Заждались тебя, дружок.
Мыло: Ускользаю, как живое, Вырываюсь я из рук, Но тебя тотчас отмою Ото сна, мой милый друг!
Зубная щетка: Bpoде ершика на вид, сразу после пищи Пробегаю по зубам, станут они чище.
Вода: Горяча и холодна, Я всегда тебе нужна, Позовешь меня – бегу, От болезней сберегу. Умывайся, обливайся И, конечно, растирайся. Не забудь убрать кровать, Ведь сейчас не будешь спать.   После завтрака пора надеть форму – и в школу.   На уроках ты сидишь, На учителя глядишь, Пишешь, слушаешь, читаешь, Много нового узнаешь. – А теперь я проверю, как вы усвоили некоторые правила из режима дня. Мы с вами поиграем. Игра называется «Что такое хорошо и что такое плохо». Первую строчку буду говорить я, а вы отвечаете «да» или «нет». 1. На столе лежит еда. Руки нужно вымыть? – Да! 2. Перед обедом наелся конфет. Так поступать полагается? – Нет! 3. Мама на стол накрывает всегда. Ты иногда помогаешь ей? – Да! 4. Вилкою в общий залез винегрет. Так поступать полагается? – Нет! 5. Очень полезна спортсменам вода. Ты по утрам обтираешься? – Да! 6. Жарко. На нем толстый свитер надет. Он закаленный, по-вашему? – Нет! Запомни, что – нет, запомни, что – да, И делать, как надо, старайся всегда.   Помни твердо, что режим Людям всем необходим!  

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта «Мама Мыла». Посетив сайт интернет проекта «Мама Мыла», Вы найдете обучающие фото и видео уроки по мыловарению, которые расскажут как сделать мыло своими руками. А так же Вы сможете, не покидая страниц сайта, ознакомиться с полным каталогом всех необходимых для изготовления мыла материалов, которые можно приобрести в магазинчике «Мамы Мыла» на Курской. Интернет проект «Мама Мыла» располагается по адресу www.Mama-Mila.Ru

Занятие № 3
Как живет наш организм.
Знакомство со скелетом. Осанка.
Роль физкультуры

– Каждый из вас много раз смотрелся в зеркало. Назовите, из каких частей состоит ваше телo (голова; туловище; руки и ноги – конечности). Для чего служит скелет человека? Скелет человека – это внутренняя опора его тела, защищающая внутренние органы от повреждений. Какое значение имеет скелет для человека? Скелет обеспечивает определенное положение тела человека в пространстве – осанку и его подвижность.  
Какие правила надо соблюдать, чтобы осанка была хорошей? 1. Сидеть прямо, слегка наклонив голову вперед. 2. Не упираться грудью в край стола. 3. Обе ноги ставить на пол всей подошвой. 4. Почувствовав усталость, следует отдохнуть. 5. Держать тяжесть одновременно в двух руках или через определенные промежутки времени перекладывать ее из одной руки в другую.  
Комплекс физических упражнений для укрепления мышц 1. Ходьба на месте и с перемещением. 2. Круговые движения и махи руками, отведение рук в стороны. 3. Наклоны и повороты туловища. 4. Приседания, выпады, маховые движения ногами. 5. Сгибание и разгибание рук. 6. Повороты, сгибание и разгибание туловища; маховые движения руками и ногами. 7. Прыжки, бег. 8. Ходьба с постепенным замедлением.  
Практическая работа Выявление нарушения осанки 1. Встаньте спиной к стене так, чтобы голова, плечи и ягодицы опирались на стенку. 2. Попробуйте между поясницей и стеной просунуть кулак. 3. Если это невозможно, просуньте ладонь.  
Оценка результатов В данной позе между стеной и поясницей кулак проходить не должен. Если все-таки проходит – значит, осанка нарушена.

Занятие № 4
Руки и ноги тебе еще пригодятся

– Вы, наверное, слышали такие выражения: «Без него как без рук» или «У меня руки связаны». Действительно, попробуйте-ка посидеть со связанными руками! Понимаете теперь, как важны руки? А какие они замечательные! Иногда их даже называют золотыми. Такого замечательного органа, как человеческая рука, нет ни у одного животного. Даже у обезьяны, хотя ее рука так похожа на руку человека. Тренируйте свои руки и ноги. Тогда они станут более сильными и ловкими. Выбирайте любые занятия, но помните: если любишь быстро кататься – учись правильно падать; ни в коем случае не падай ни вперед, ни назад – только набок, подгибая ноги; отправляясь в поход, надевай удобную обувь, лучше на шерстяной носок. Руки и ноги требуют заботы и ухода. А если не заботиться о них, не тренировать их и не укреплять, то с ними могут происходить неприятности. Известно, что дети очень любят бегать босиком. Но всегда ли и везде можно это делать? А знаете ли вы, как правильно подстригать ногти на руках и ногах? На руках ногти подстригайте, закругляя уголки, только не слишком глубоко!  
Неприятная вещь – плоскостопие Ребенок с плоской стопой не может быстро бегать, делать спортивные упражнения. Но хуже всего то, что у него нарушается осанка. Плоскостопие обычно возникает при слабых мышцах и связках стопы. Такому ребенку просто необходимо укреплять стопу. Для этого есть специальные упражнения и средства: катание валика; упругие стельки; ходьба по песку; поднимание пальцами шариков; плавание; ходьба на наружных краях стоп с согнутыми пальцами ног.  

Занятие № 5
Дружите с водой

– Все видели, как умывается кошка: она вылизывает себя собственным языком. Но зачем она это делает, знают не все. Чтобы найти ответ, задайте себе другой вопрос: а сможет ли кошка незаметно подкрасться к чуткой мышке, если сама она будет сильно пахнуть? Ну что, догадались? А зачем моется человек? Причин для этого у него, конечно, не меньше, чем у животных. Человек моет все тело, а также отдельно лицо, руки, ноги... Чтобы делать это своевременно, надо знать, в каких местах тело пачкается больше всего. А что может случиться с грязнулей? Да, грязнулей быть плохо – это ясно. Но как же не стать грязнулей? Конечно, взрослые постоянно напоминают: «Вымой руки, причешись, прибери на столе!». И все-таки лучше делать это без напоминаний, самому научиться умываться, купаться, обтираться, приводить в порядок свои вещи так, чтобы получать от этого настоящее удовлетворение.  

Занятие № 6
Пожалейте свою бедную кожу

  Почему бедную? Потому что синяки, порезы, ожоги, занозы, мозоли – все это возникает именно на коже. А попадет в ранку грязь – вот тебе и гнойничок. Нет на свете людей, у которых не случалось бы царапин и ссадин. Хорошо слонам и носорогам, китам и моржам: у этих животных самая толстая кожа. А почему они такие толстокожие? Попробуйте догадаться.  
Для чего вообще нужна кожа? Как вы уже, наверное, поняли, кожа очень важна для нашего организма. Чтобы сохранить ее целой и невредимой, нужно знать, отчего она может повреждаться и заболевать. А если все же случилась неприятность и на коже появилась ссадина или образовался гнойничок? Что надо, а чего нельзя делать при этом? Выберите правильный ответ: · мыться горячей водой и париться; · прокалывать и выдавливать; · купаться и загорать; · облизывать; · носить грязное белье; · надевать чужую одежду и обувь; · обратиться к врачу.  
Как правильно мыть руки? Умываемся и моем руки мы не только утром, когда встаем. Я думаю, что вы всегда моете руки перед едой, утром, днем и вечером (и как можно чаще!), чтобы не случилась с вами беда, чтобы вы не заболели. Разве вы не видели на руках грязь? А в грязи живет зараза, незаметная для глаз. Если, руки не помыв, пообедать сели вы, Вся зараза эта вот К вам отправится в живот!  

Занятие № 7
Чтобы глаза видели...

  – Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыскивает мышь в темноте. Человек не такой зоркий, как орел. Человек не видит в темноте. Человеческий глаз не может охватить такое пространство, какое воспринимает «косой» глаз зайца. Но глаза у нас именно такие, какие нужны человеку. Только ценит человек свои глаза недостаточно и не всегда хорошо о них заботится. Поэтому случаются с ними большие и малые неприятности. Глаз человека – это тонкий и ценный инструмент. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит. Брови, ресницы и веки у нас тоже не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Но, чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно.  
Гимнастика для глаз Умеете вы делать гимнастику для глаз? Как только почувствуете, что глаза устали, сразу же начинайте делать такие упражнения. 1. Зажмурь изо всех сил глаза, а потом открой их. Повтори 4–6 раз. 2. Поглаживай в течение 1 минуты веки кончиками (подушечками) пальцев. 3. Делай круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повтори упражнение 10 раз. 4. Вытяни вперед руку. Следи за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно. Повтори 5 раз. 5. Посмотри в окно, найди самую дальнюю точку и задержи на ней взгляд в течение 1 минуты. А если вы уже носите очки? И за ними нужен уход: важно правильно их хранить и регулярно мыть теплой водой с мылом. Ведь от очков теперь зависит ваше зрение!  

Занятие № 8
...А уши чтобы слышали

Уши и слух есть почти у всех животных. Они помогают животным поймать добычу, спастись от врагов, найти друг друга. Правда, не у всех животных уши заметны так же хорошо, как у человека. У рыб, насекомых, лягушек и даже птиц ушных раковин (их мы обычно называем ушами) просто нет, хотя слышат они вполне нормально. Конечно, лучше слышат звери, у которых большие уши. Особенно важен слух для тех, кто ведет ночной образ жизни. Хороший слух также у оленей, косуль, лосей. А почему? Как ты думаешь? Да и по слуху человек не чемпион! Но слух – это огромная ценность для него. Только подумай, что такое слух! Это целый мир звуков: журчание воды, шелест листьев, музыка и то, что отличает человека от животных, – речь. Чтобы уши не болели и слух оставался хорошим, нужно знать и выполнять основные правила: · не ковырять в ушах; · не допускать попадания воды в уши; · защищать уши от сильного шума; · не втягивать в себя слизь из носа и сморкаться не сильно.  
А как надо чистить уши? Вопрос вроде простой, а спросишь ребят – все почему-то отвечают: «Спичкой с ватой». Но ведь так можно легко повредить барабанную перепонку! Нужно мыть уши. Если за своими ушами вы будете ухаживать правильно, их не придется чистить в кабинете врача. При боли обращайтесь к врачу! А вот как приготовить влажный согревающий компресс в домашних условиях.  
Порядок работы 1. Кycoк мягкой материи сложить в несколько раз так, чтобы он покрывал участок кожи, пораженный воспалением. 2. Из вощеной бумаги (клеенки) вырезать лист, на 2 см по периметру больший, чем сложенный кусок материи. 3. Подготовить слой ваты, по площади больший, чем вощеная бумага. 4. Смочить ткань и отжать ее. Расправить и положить ткань на пораженное место. 5. На ткань уложить слой вощеной бумаги так, чтобы она закрыла целиком влажную ткань. Проверить, чтобы со всех сторон края вощеной бумаги выступали за края ткани на 2 см. Это делается для того, чтобы к влажной ткани не проникал наружный воздух. 6. На вощеную бумагу наложить слой ваты так, чтобы он выступал за края бумаги со всех сторон на 2 см. После этого наложить повязку.  
Оценка результатов Если после наложения согревающего компресса больной ощутил холод и его мучает озноб – значит, компресс наложен неверно: к влажной ткани проникает воздух, вода испаряется, и происходит не согревание, а охлаждение.  

Занятие № 9
Приятного аппетита!

Чем питаются животные? Одни предпочитают растительную пищу. И называются они травоядными. Даже огромный слон питается травой и ветками деревьев. Другие животные питаются мясом. Это хищники. Некоторые хищники (например, медведи) поедают и мясо, и растительную пищу. Как правило, животные в природе едят только то, что им положено, что им полезно, и у них редко болит желудок. А как надо питаться детям? Что им полезно? Но давайте сначала посмотрим, как работает система пищеварения у человека. Во рту пища смачивается слюной, и мы жуем ее зубами. Дальше по пищеводу она попадает в желудок. Здесь начинается ее переработка. Из желудка пища переходит в тонкий кишечник и там окончательно переваривается с помощью желчи и пищеварительных соков. Переваренная пища впитывается через стенки тонкой кишки в кровь и переносится ко всем органам и тканям организма – питает их.
Самые полезные для детей продукты. Некоторые из них питают организм энергией, чтобы можно было много двигаться, хорошо думать и при этом долго не уставать. Другие помогают строить организм и делают детей более сильными. А от третьих зависят развитие человека, его защитные силы. Как вести себя во время еды? Выберите правильные ответы: · есть руками; · глотать большие куски; · пользоваться ложкой, вилкой, ножом; · тщательно разжевывать пищу; · не чавкать; · вытирать губы рукой; · вытирать губы салфеткой.  

Занятие № 10
Крепкие-крепкие зубы

  Зубы есть у многих животных. У различных животных зубы тоже разные. Например, у хищников зубы совсем не такие, как у травоядных. Самые страшные зубы у акулы. Они как острые кинжалы или пила, а растут в несколько рядов. А о своих зубах вы все знаете? Посмотрите в зеркало и посчитайте, сколько у вас зубов. Какие они? Как их беречь? Зубы покрыты эмалью. Она очень твердая. Но если за зубами неправильно ухаживать, даже этот материал не выдержит. В зубах тогда появляются дырки (кариес). Большая дырка в зубе – всегда больно. А кроме того, гнилые зубы вредят другим органам – желудку, почкам, сердцу, даже глазам. Теперь вы понимаете, почему нельзя грызть зубами орехи? Есть одновременно холодное и горячее? После любой еды надо полоскать рот водой, а иногда даже почистить зубы. Особенно это нужно делать после сладкого. Каждое утро, когда умываетесь, и вечером перед сном зубы надо тщательно чистить. Раз в полгода зубы положено показывать врачу. Уж лучше потерпеть небольшую боль при лечении зуба, чем совсем его потерять. Ведь новый на этом месте уже не вырастет!  
Учимся правильно чистить зубы (по 10 раз – 3 минуты) 1. Лучше почистить сначала изнутри, а потом снаружи вниз – вверх щеткой. 2. Это мы стеночки зубов почистили, а нужно еще и верхушки. А по ним поводи щетку «петельками». 3. Поводи щеточку вверх – вниз по передним зубам, чтобы вымести все, что застревает между ними. 4. А чтобы изнутри все вымести, поверни щетку стоймя, поводи по верхним зубам снизу вверх, по нижним – сверху вниз. 5. Когда почистишь зубы, не забудь помыть щетку и поставить ее в стакан.

Заключение

Цикл бесед направлен на формирование у учащихся мотивации к здоровому образу жизни. Теоретические занятия закрепляются практическими – плаванием в городском бассейне, специальными профилактическими упражнениями в лечебно-физкультурном диспансере. Учащиеся младших классов узнают, что здоровье – это сложное состояние. У ребят развиваются высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям, уверенность в себе, основанная на умении управлять своими мыслями, стремление и умение заботиться о собственном здоровье и строить свое поведение без ущерба для здоровья других людей.  

Нажиба Якупова