Ручной труд необходим!
При посещении занятия по машинной и
ручной вышивке я была удивлена тем, что нитку в
ушко иглы вдевала педагог. Ответ на мой вопрос
«Почему это не делают сами девочки, ведь им уже
11–12 лет?» просто обескуражил: «Не могут, не
делают они этого дома. Не шьют уже мамы, как
раньше. Для девчонок пришить пуговицу, украсить
свою одежду – проблема». Последующие мои
наблюдения и разговоры с педагогами привели к
неутешительным выводам. На курсах вожатых для
студентов педагогического института взрослые
парни и девушки не могли ровно разрезать бумагу,
вырезать буквы, сделать мелкие украшения,
разрисовать тонкой кистью игрушки. Навыки мелкой
моторики оказались неразвиты.
Джон Дьюи еще в первой половине прошлого века
говорил в своей работе «Школа и общество»:
«Концентрация производства и разделение труда
фактически уничтожили домашнее производство.
Когда мы обратимся к школе, то увидим, что здесь в
настоящее время больше всего говорят о
необходимости уроков так называемого ручного
труда, ремесел. Подобная работа оказывает
захватывающее влияние на учащихся и дает им
нечто такое, чего нельзя достичь никаким другим
путем». И если Джон Дьюи эту проблему обсуждал с
социальной точки зрения, то мы должны добавить к
этому и здоровьесберегающий аспект. Те же
студенты с горячим интересом мастерили и
изготавливали поделки, сувениры, клеили, красили,
вырезали, лепили из глины. Значит, не только детям
необходимо что-то мастерить своими руками, но в
этом испытывают потребность и взрослые. Но, к
сожалению, все меньше и меньше детей приходят в
детские объединения прикладной, технической
направленности. Считается, что компьютер – самый
важный элемент в обучении. Переход обучения
только в рамки компьютерных технологий наносит
существенный урон физическому и психическому
состоянию ребенка. Проблема здоровья
подрастающего поколения существует, и ее следует
рассматривать не только в сфере здравоохранения,
а в большей степени в образовании. Учащиеся 11
лет проводят большую часть дня в стенах
образовательного учреждения. Время обучения в
школе совпадает с их ростом и развитием. В эту
пору закладываются основы здоровья и долголетия.
Поэтому образовательные учреждения – важнейшее
звено социализации подрастающего поколения, где
формируется здоровье ребенка.
Оздоровительная направленность
В меньшей степени изучены
возможности системы дополнительного
образования детей, которые направлены на
укрепление и сохранение здоровья ребенка.
Учреждения дополнительного образования детей в
силу своей специфики могут быть отнесены к
здоровьесберегающим педагогическим системам. В
их основании:
– свободный выбор и добровольность участия
ребенка в детском объединении;
– виды деятельности, которые развивают мелкую
моторику рук и двигательную активность, приносят
эстетическое и эмоциональное удовольствие,
раскрепощают голосовые связки и т.д.;
– ориентировка на возрастные, половые и
индивидуальные особенности обучающегося любой
ступени обучения;
– личностный рост обучающегося,
совершающийся за счет благоприятного
социально-психологического климата в детских
объединениях;
– обучающиеся сами выбирают образовательные
пути, режим, уровень, определяют конечный
результат.
Многоаспектные условия жизнедеятельности УДОД
способны воспитать культуру здоровья у
обучающихся:
1) развить личностные качества, способствующие
сохранению и укреплению здоровья, через
деятельность, которая присуща только
дополнительному образованию детей;
2) сформировать представление о здоровье как
ценности;
3) усилить мотивацию на ведение здорового
образа жизни;
4) повысить ответственность за собственное
здоровье, здоровье семьи, окружающих;
5) выработать устойчивый иммунитет к
негативным явлениям, разрушающим здоровье
человека.
Для этого необходимо, чтобы как можно больше
детей прошло систему дополнительного
образования определенного вида (ДДТ, СЮТ, СЮН,
ДЮСШ, КСШ и др.). Это должны осознавать в первую
очередь родители, педиатры, классные
руководители.
Согласно опросу обучающихся в системе
дополнительного образования детей г. Таганрога
мотивация выбора учреждений выглядит следующим
образом:
– привели родители – 42,3%;
– пригласили педагоги – 27,7%;
– сам пришел (пришла) – 16,7%;
– по совету сверстников – 9,7%;
– другое (посоветовали классные руководители,
увидел приглашение, рекламу) – 3,6%.
Данная статистика мотивации требует
дифференцированной диагностики, так как
дополнительное образование детей дает
возможность каждому ребенку удовлетворить свои
индивидуальные познавательные, эстетические,
творческие запросы, способствует снятию
психологического барьера, созданию среды
психологического комфорта, формированию
культуры здоровья. Это в полной мере, наверное,
осознают родители, которые приводят своих детей
в дома творчества, станции техников, спортивные,
конноспортивные школы, чтобы занять свободное
время ребенка и чтобы дети – при оптимальных
условиях сохранения здоровья – приобрели
навыки, необходимые в жизни.
Лишь 16,7% детей пришли в учреждение сами и выбрали
объединение по душе, в соответствии со
склонностями, способностями и состоянием
здоровья. На первом этапе это влечение
неосознанно – реализовать себя в другой
жизнедеятельности. Но со временем оно может
перейти в мотивационную потребность – познать
самого себя, свою индивидуальность. Проявляется
осознанный интерес к творческим занятиям, уходу
за растениями и животными, потребность в
интересном отдыхе, успешность и уверенность в
себе, развитие критической способности
оценивать поведение сверстников, которые не
знают, чем себя занять в свободное время,
самоактуализация потенциальных потребностей.
Поэтому так высок показатель стабильности: 85%
пришедших в детские объединения детей не
покидают его в течение нескольких лет.
Педагогический мониторинг в учреждениях
дополнительного образования показал
стабилизацию душевного и физического состояния
ребенка. Нами использовался опросник САН
(самочувствия, активности, настроения).
Результаты анкетирования показали, что по
окончании занятий в студиях, мастерских,
объединениях у 94% ребят улучшилось самочувствие,
у 93% поднималось настроение, у 97% росла
увлеченность, 75% обучающихся чувствовали себя
отдохнувшими, у 85% повышалась работоспособность.
Образовательные программы
Мотивационная потребность ребенка
должна опираться на профессиональную
компетентность педагога дополнительного
образования по созданию безопасных условий
пребывания, обучения и работы в УДОД. Педагог
может выстраивать индивидуальные варианты
образовательного маршрута, темп обучения,
учитывать степень заинтересованности ребенка,
пришедшего в студию, секцию, детское объединение.
Педагог дополнительного образования для
сохранения здоровья детей стремится свести к
минимуму возможные факторы риска – социальные,
природно-климатические, наследственные. Это
достигается через образовательные программы,
здоровьесберегающие педтехнологии и хорошо
организованную систему оздоровительной работы.
Образовательные программы учреждений
дополнительного образования детей способны
сегодня реализовать оздоровительные аспекты.
Учебные программы художественно-эстетической,
спортивной направленности (по хореографии,
спортивным танцам, гимнастике, плаванию и др.)
обеспечивают ребенку двигательную активность,
физическую разрядку, правильную осанку,
устраняют гиподинамию, приводят центральную
нервную систему и работу внутренних органов в
активное состояние.
Социально-педагогические программы вовлекают
ребят в разработку социальных проектов. Это
помогает воспитывать уверенность в себе,
приспособляемость в обществе, снимать стресс,
видеть себя глазами других людей и оказывать
психологическую поддержку тем, кто в ней
нуждается. В этом случае учреждение
дополнительного образования становится
фактором реабилитации личности за счет
компенсации школьных неудач. Кроме того,
создаются специализированные программы по
работе с «трудными» подростками, вовлечению их в
социально значимую деятельность.
Экологическое образование должно стать в
учреждениях дополнительного образования
прикладным: какую воду пьем, как в домашних
условиях очистить воду, каким воздухом дышим,
какую пищу едим, из каких материалов сложено наше
жилище. Такое прикладное направление в тысячу
раз полезнее всех лекций и бесед. Оно учит
ребенка решать наиболее актуальные
экологические проблемы, с которыми он
сталкивается в повседневной жизни, во время
исследовательской деятельности. Учит его
ответственно относиться к своему здоровью и
окружающему миру, разрабатывать проекты,
направленные на взаимосвязь человека – природы
– здоровья.
Важно в рамках учреждения дополнительного
образования иметь образовательные программы,
направленные на привлечение детей с
ограниченными физическими возможностями к
занятиям по интересам, предоставление им
возможности поверить в собственные силы и
получить начальные профессиональные навыки. То
есть помочь адаптироваться в сложившихся
социально-экономических условиях.
Опыт Таганрога
В Доме детского творчества г.
Таганрога осуществляется
социально-педагогическая, реабилитационная
работа с детьми-инвалидами. Пятый год
поддерживается тесная связь со школой глухих и
слабослышащих детей «Добродея». Дети этой школы
получают в ДДТ профессиональные навыки в области
мастерства и рукоделия. Они не только обретают
рабочие навыки, но и учатся не бояться
экспериментировать, творчески подходить к делу,
преодолевать психологический дискомфорт в
общении с другими детьми, у них развиваются
коммуникативные навыки поведения в обычном
детском коллективе. Педагоги, работающие с этими
детьми, уверены, что ребята не останутся за
бортом жизни, а найдут в ней свое достойное место,
смогут реализовать себя как полноценные
личности.
Прекрасные наработки в этом плане накопила
конноспортивная школа. Применяемая педагогами
технология «общения» больного ребенка с лошадью (иппотерапия)
делает чудеса. Лошадь при движении шагом
выступает в роли «терапевтического посредника»
для всадника, передавая ему двигательные
импульсы, аналогичные движению человека при
ходьбе. Лошадь передает ребенку от 90 до 110
разнонаправленных двигательных импульсов в
минуту. Такое воздействие вызывает ответную
реакцию, помогает реабилитации ребенка. У детей с
врожденными мозговыми нарушениями даже после
двух недель иппотерапии укрепляются мышцы,
нормализуется координация, они начинают держать
голову, ходить.
Улучшение и сохранение здоровья детей возможно
при компетентном применении здоровьесберегающих
педтехнологий педагогами дополнительного
образования, поиске наиболее оптимальных
средств укрепления здоровья обучающихся –
физического, психического и социального;
создании наиболее благоприятных условий для
формирования у детей устойчивого интереса к
двигательной активности, к здоровому образу
жизни, к самореализации и саморазвитию. Основное
достоинство и ценность здоровьесберегающих
технологий заключается в их гуманистической
направленности. Они призваны обеспечивать
уважение к личности каждого ребенка, создавать
условия для развития его уверенности в себе,
инициативности, творческих способностей,
самостоятельности и ответственности. Педагоги,
сохраняя здоровье детей, должны свести к
минимуму все возможные факторы риска: стрессовую
тактику педагогического воздействия,
несоответствие методик и технологий обучения
возрастным особенностям детей, несоответствие
условий обучения санитарно-гигиеническим
требованиям и т.д.
Многообразие видов деятельности в объединениях
позволяет на каждом занятии прибегать к
различным здоровьесберегающим технологиям. Одна
из них – музыкотерапия. Врачи единодушны во
мнении, что пение полезно для здоровья. В
процессе пения укрепляются голосовые связки,
повышается иммунитет. Для детей, часто болеющих
бронхитом, занятия вокальные или хоровые очень
полезны. Пение заменяет дыхательную гимнастику,
снимает стресс. Всем детям-астматикам
рекомендуется посещать хоровые студии.
Замечено, что если ребенок занят в прикладном
творчестве (вяжет, рисует, создает своими руками
игрушку, лепит, строгает и т.д.), то он более
усидчив, испытывает меньше проблем в поведении и
взаимоотношениях со сверстниками, получает
эстетическое и эмоциональное удовольствие. В
детских объединениях декоративно-прикладной
направленности все занятия способствуют развитию
мелкой моторики рук, что благоприятно
сказывается на физическом и творческом развитии
воспитанников.
Отдельно можно говорить о цветотерапии.
Работа детей с красками, цветным изображением
положительно воздействует на восстановление
деятельности организма, реабилитацию детей с
психологическими проблемами. Для обучающихся в
студиях, детских объединениях среднего и
старшего возраста занятия строятся прежде всего
в режиме максимального психологического
комфорта, сотворчества педагога и воспитанника.
Во время занятий сохраняется свобода выбора
темпа деятельности, поддерживаются проявление
личной инициативы ребенка, свобода общения с
педагогом и товарищами. В
художественно-эстетических детских
объединениях педагоги широко применяют метод ассоциативной
терапии с помощью произведений искусства.
Ребенок, соприкасаясь с различными видами
искусства – живописью, графикой, скульптурой,
кино, театром, – переживает наслаждение от
созерцания прекрасного, получает эмоциональный
заряд.
У учреждений дополнительного образования есть
еще и досуговая функция. На этом хочется
особо остановиться. Учреждения дополнительного
образования детей, приобретя статус
образовательных учреждений, к сожалению,
нивелировали такую важную функцию, как
организация досуга. Тем не менее она играет
важную роль в снятии эмоционального напряжения,
воспитывает чувство уверенности в себе и
самоуважения. Создание и реализация программ
досуговой деятельности способствует расширению
круга общения, привлекает детей и подростков
своей эмоциональностью, яркостью, динамичностью.
Это очень важно, так как 72% подростков (опрошено 500
человек) ограничивают круг своих интересов
просмотром телевизионных программ,
прослушиванием музыки, компьютерными играми. Это
опасная тенденция для физического и
интеллектуального развития: дети мало бывают на
воздухе, мало двигаются.
«Клуб друзей» при ДДТ, используя досуговую форму,
организует для старшеклассников города
развлекательно-информационные видео-, ток-шоу,
тренинги «Секреты здоровья и долголетия», «Мы
выбираем жизнь без наркотиков, сигарет,
алкоголя», «Сюрпризы свободной любви», «Дышите
свободно!», «Преступление и наказание».
Проводятся они в форме тренингов, игр,
мастер-классов, просмотров видеофильмов и
направлены на пропаганду принципов здорового
образа жизни, на профилактику СПИДа и внебрачных
связей, помощь желающим бросить курить. Обучают
навыкам релаксации, борьбы со стрессом,
достижения поставленной цели.
Возможно, аргументы юных участников клуба не
всегда производят впечатление на других
подростков. Но молодые люди, пропагандирующие
здоровый образ жизни, помогают прежде всего себе,
учатся правильно использовать физические и
духовные ресурсы своего организма.
|