Самое дорогое, что есть у нас, – это
наши дети, и каждый взрослый мечтает о том, чтобы
они росли сильными, ловкими и выносливыми
Одна из главных задач страны –
формирование здорового поколения. В Федеральном
законе РФ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» в статье № 36
(Гигиеническое воспитание и обучение) говорится:
«Гигиеническое воспитание и обучение граждан
обязательны, направлены на повышение их
санитарной культуры, профилактику заболеваний и
распространение знаний о здоровом образе жизни».
В Москве есть школы, которые работают по
здоровьесберегающим технологиям. В одной из них,
№ 198, я работаю учителем начальных классов. У
нас есть кабинет лечебной физкультуры,
аэрофитомодуль, тренажерный зал,
стоматологический кабинет; все дети получают
двухразовое питание.
Дети проводят много времени в школе, поэтому
учитель должен правильно организовать режим его
дня.
Известно, что в осенне-зимний период дети чаще
болеют – и это нарушает целостность учебного
процесса, приводит к неусвоению учебного
материала.
Я задумалась: как можно помочь ребенку меньше
болеть и не пропускать школу? Есть ли такие
методы, с помощью которых возможно укрепить
иммунную систему, сохранить здоровье детей?
Да! Такой метод есть. Закаливание.
Это прекрасный и эффективный метод, который
укрепляет организм, помогает бороться с
различными заболеваниями, такими, как грипп,
ОРВИ, и разного рода инфекциями.
Закаливание детей можно организовать и дома, и в
школе. Однако эффективное и безопасное
закаливание требует соблюдения следующих
нескольких правил:
– систематичность;
– постепенность;
– последовательность;
– индивидуальный подход;
– комплексность.
Основные средства закаливания – солнце, воздух и
вода. В школе возможно только закаливание
воздухом.
Каждое утро перед началом занятий в хорошо
проветренном классе ребята выполняют утреннюю
гимнастику. Это дает возможность в прямом смысле
пробудить ребенка, физически укрепить, настроить
на положительный учебный лад, благотворно
повлиять на органы дыхания. Комплекс упражнений
желательно подбирать вместе со школьным врачом.
Нагрузка в выполнении упражнений зависит от
возраста ребенка. Хорошо каждые 2–3 недели менять
комплекс утренней гимнастики. О.Н. Урбанская в
своей книге «Работа с родителями младших
школьников» рекомендует несколько комплексов
утренней гимнастики. Вот один из них.
- Ходьба, легкий бег, ходьба на месте.
- И.п.: стоя, ступни параллельно. 1 – дугами через
стороны руки вверх, хлопок – вдох; 2–4 – плавно
руки вниз – выдох.
- И.п.: то же. 1–2 – поднимаясь на носки, плавно руки
вверх, подняться – вдох; 3–4 – плавно руки вниз –
выдох. То же, отводя назад на носок поочередно то
одну, то другую ногу.
- И.п.: стоя, ноги врозь на ширине плеч. Руки за
спину – вдох. 1–2 – наклон вперед, не сгибая ноги,
руки вперед, голова прямо – выдох; 3–4 – и.п., руки
в стороны.
- И.п.: стоя, ноги параллельно, руки на пояс.
Поочередно сгибать колени, отрывая ноги от пола.
- И.п.: стоя, ноги врозь. Руки на пояс – вдох. 1–4 –
согнутые ладони поднести ко рту, выдыхая дольше,
произносить «у-у-у», принять и.п. Повторить 8 раз.
- И.п.: стоя, руки на пояс. 1–8 – шаг на месте, не
отрывая передней части стопы. Темп медленный.
Повторить 20 раз.
- Прыжки, ходьба на месте.
Во время учебного процесса, когда ученики
утомились, следует проводить физкультминутки,
которые способствуют переключению с одного вида
деятельности на другой, быстро снимают
усталость, вызывают положительные эмоции и
создают прекрасное настроение. Дети с
удовольствием выполняют упражнения, входящие в
физкультминутки. Предлагаю некоторые из них.
1. Хомка, хомка, хомячок, Хомка – серенький
бочок. Хомка с солнышком встает, Моет лапки,
чистит рот. И, все сделав по порядку, Он идет на
физзарядку. Раз, два – выше голова, Три, четыре –
руки шире, Пять, шесть – тихо сесть. Семь, восемь
– лень отбросим.
2. Ой-ой-ой! Ой-ой-ой! К нам пришел волшебник
злой! Он руками помахал, Всех детей заколдовал.
Дети головы склонили, Замолчали и застыли. Но
пришли друзья-зверюшки, Навострили лапки, ушки,
Вмиг злодея вон прогнали И детей расколдовали. А
теперь пора плясать, Нам не надо унывать!
3. Буратино потянулся, Тихо встал, затем
нагнулся, Он налево посмотрел, Он направо
посмотрел И затем тихонько сел. Помещение, в
котором занимаются ребята, систематически
проветривается. Во время перемен, когда учащиеся
находятся в рекреации, учитель устраивает
сквозное проветривание – открывает дверь и
фрамугу. Класс быстро наполняется свежим
воздухом, что работает на укрепление и
закаливание организма. Так как наша школа –
«школа здоровья», программой предусмотрено 3
часа уроков физкультуры, 2 из которых проводит
учитель физкультуры, а 1 час – классный
руководитель. Этот урок я провожу с ребятами в
любую погоду (кроме сильного дождя и больших
морозов) на школьной площадке. Пребывание на
свежем воздухе, как всегда, благотворно влияет на
общее самочувствие детей, снимает усталость,
активизирует работу головного мозга и
положительно влияет на работоспособность. Об
этом должны помнить родители. Лишь в сильные
морозы (ниже 25 градусов) можно отменять
прогулки. Для младших школьников длительность
пребывания на свежем воздухе должна составлять
3–3,5 часа. Зимой прогулки можно сочетать с
катанием на коньках, лыжах, санках, летом – с
игрой в мяч, скакалками и другими подвижными
играми. Чтобы отдых был интересен, желательно
проводить с детьми разные игры. Играя, ребята
развиваются, получают новую информацию;
происходит общение со сверстниками, развиваются
физические качества: быстрота, ловкость,
гибкость, выносливость. Движение на свежем
воздухе оказывает оздоровительный эффект.
Осенью и весной дети с удовольствием играют с
мячом в «вышибалы», в футбол, девочки очень любят
прыгать в «классики», «резиночку». Зимой лучше
играть в те игры, в которых участвуют все дети
одновременно, чтобы не замерзнуть. Вот несколько
игр, которые можно использовать (из книги
Е.М. Минскина «Игры и развлечения в группе
продленного дня»). «Воробьи-попрыгунчики»
На площадке чертят круг такой величины, чтобы все
ребята могли разместиться по его окружности.
Один из играющих – «кот». Он становится в центр
круга. Остальные – «воробушки» – располагаются
за кругом, у самой черты. По сигналу руководителя
«воробушки» начинают впрыгивать внутрь круга и
выпрыгивать из него. «Кот» старается поймать
кого-либо из оказавшихся в круге. Тот, кого он
поймает, становится «котом», а поймавший –
«воробушком». «Найди себе пару»
Играющие становятся парами в круг, в середине
которого – водящий. По команде «Лицом к лицу!»
игроки в парах поворачиваются лицом друг к другу.
Потом следует команда «На место!», затем –
«Спиной к спине!». По команде «Меняйтесь в парах!»
каждый ищет себе другого партнера. В это время
водящий пытается встать с кем-нибудь в пару.
Игрок, оставшийся без пары, будет теперь водящим.
«Совушка» Все становятся в круг. Один
из играющих выходит на середину: он будет
«совушкой», а остальные – «жучками»,
«бабочками», «птичками». По команде ведущего:
«День наступает – все оживает!» – они бегают по
кругу, махая «крылышками». «Совушка» стоит в
середине круга, закрыв глаза. Когда ведущий
скомандует: «Ночь наступает – все замирает!»,
«птички», «жучки» и «бабочки» останавливаются,
стоят неподвижно, притаившись. «Совушка» в этот
момент вылетает на охоту. «Совушка» высматривает
тех, кто шевелится и смеется, и уводит
провинившихся к себе в «гнездо» – в середину
круга. Они тоже становятся «совушками» и при
повторении игры вместе вылетают на охоту.
«Скатывание шаров» Играющие делятся на
несколько групп (по 5–10 человек) и расходятся по
площадке. По сигналу руководителя каждая группа
начинает скатывать из снега шар. Через 10–15 минут
по второму сигналу ребята подкатывают свои шары
к руководителю. Побеждает группа, у которой
оказался самый большой шар. Скатанные шары можно
использовать для постройки снежной крепости,
лабиринта, других сооружений из снега. Очень
хорошо между учащимися устраивать игры с
элементами соревнования, так как это
способствует развитию чувства товарищества и
дружелюбия. С учащимися и их родителями можно
устраивать просветительские беседы, лекции о
здоровье. Классные часы: «Зачем нужно
чистить зубы и умываться?» «Секреты здоровья».
«Режим дня – помощник в сохранении здоровья».
«Разговор о здоровом питании». «Солнце, воздух и
вода – наши лучшие друзья». «Расти здоровым!» и
т.д. Родительские собрания: «Если хочешь
быть здоровым – закаляйся». «Главный фактор
здоровья – утренняя гимнастика». «В здоровом
теле – здоровый дух». «Роль игры в жизни младшего
школьника». «Значение школьного питания».
«Здоровье и закаливание» и т.д. Такие
воспитательно-оздоровительные беседы знакомят с
правилами, помогающими сохранить здоровье, и
формируют представления о здоровье как о
человеческой ценности. В школе большое место
отводится внеклассной работе. Популярны среди
учащихся викторины, конкурсы, эстафеты,
праздники, КВН, проектные работы... Все усилия
направлены на расширение знаний о здоровье,
способствуют развитию физических качеств,
вырабатывают положительное отношение к
выполнению утренней гимнастики, подвижным играм,
закаливающим мероприятиям, соблюдению режима
дня; дети раскрывают свои индивидуальные
особенности; формируются знания о влиянии
закаливающих процедур и соблюдении правил
личной гигиены на общее укрепление и сохранение
здоровья. Мы, взрослые, не должны забывать о том,
что здоровье наших детей во многом зависит от
нас. Закаленные дети жизнерадостны, обладают
прекрасной работоспособностью и хорошим
здоровьем.
|