Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №2/2008

Коллеги

Опыт работы в коррекционной школе

В 2007 году Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернату № 11 VIII вида г. Междуреченска исполнилось 45 лет. Педагогический коллектив школы решил поделиться опытом своей работы с читателями нашей газеты

Нам 45!

Несмотря на сложные материальные и социальные условия, школа продолжает оставаться очагом культуры для детей с отклонениями в развитии. Дети и родители нас любят, к нам идут за помощью и советом в трудную минуту.
Сегодня школа-интернат помещается в двух зданиях. Типовые извне, внутри они поражают светом, цветом и непривычной для казенного места теплотой. Сейчас в школе обучаются 200 воспитанников, почти сорок человек из них – сироты.
Мы пользуемся методиками коррекционно-развивающего обучения кандидата педагогических наук, доцента Е.Д. Худенко. Главное направление в нашей работе – индивидуальный подход к каждому ученику, учитывающий структуру его дефекта. Все дети вовлечены в активную учебную деятельность и чувствуют себя комфортно в стенах школы. Этому способствует вариативная часть учебного плана, куда введены индивидуальные занятия психолога по программе «Хочу быть успешным», «Мир вокруг нас».
В 2006/07 учебном году учащиеся показали в целом положительную динамику в уровне обучаемости. Это выразилось как в оценочных показателях, так и в результатах, продемонстрированных ими на школьных олимпиадах. Уровень обучаемости в 2006/07 г. – 42%.
Главным коррекционно-развивающим средством в системе обучения является труд. Чтобы помочь выпускнику найти свое место в обществе, подготовка ведется не только по основному трудовому профилю, детям прививаются навыки индивидуально-трудовой деятельности: эту задачу выполняют кружки «Резьба по дереву», «Хозяюшка». Работы кружковцев экспонируются на областных, городских и школьных выставках. Работы учащихся также были представлены на областной конкурс декоративно-прикладного творчества к дню матери «Подарок маме», на городскую выставку декоративно-прикладного творчества детей с ограниченными физическими возможностями. Дипломанты городской выставки в номинации «Мастер – золотые руки» были приглашены на областной фестиваль «Рождественские встречи друзей».
На протяжении ряда лет в городском конкурсе по технологии «Юный столяр» учащиеся 7-го класса занимали 1-, 2-, 3-е места среди учеников массовых школ города.
В 2006 г. наше ОУ признано одним из лучших учреждений в городе.
Наши дети – активные участники городских смотров. Учащиеся школы отмечены благодарственным письмом комитета образования за творческие успехи и активное участие в городском конкурсе рисунков «Краски детства», дипломами Федерального агентства по культуре и кинематографии во Всероссийском конкурсе «Рождественские фантазии». Наши воспитанники – дипломанты областного конкурса среди детей с ограниченными возможностями «Звезда надежды».
Уроки физической культуры в школе сочетаются с хорошо поставленной внешкольной спортивной работой, благодаря чему у ребят повысился интерес к занятиям спортом.
Десятки наших мальчишек и девчонок посещают школьную спортивную секцию по баскетболу. В течение года наши воспитанники (дети-сироты) укрепляют свое здоровье в бассейне профилактория «Солнечный», летом загорают на берегу реки Томи, а зимой катаются на лыжах и санках-ледянках с горы Сыркашинка, отдыхают в туристических приютах «Гайдаровец» и «Амзас», «Кузбасский».
В школе функционируют кабинет ЛФК, зал для проведения уроков ритмики, комната психологической разгрузки.
Во время «динамических пауз» младшие школьники могут размяться не только в рекреации школы, но и в маленьком зале, на гимнастическом городке, называемом у нас «обезьянником».
В летний период большое внимание уделяется занятости подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, оздоровлению и отдыху детей-сирот. «Трудные» воспитанники совершают трехдневные походы в летний и зимний периоды, дети-сироты отдыхают в различных оздоровительных летних лагерях.
Физкультура, профилактика, терапия – все это замечательно, все это укрепляет физическое здоровье ребенка. А вот «лекарем» его души все-таки должен стать учитель, убеждена психолог школы. Душевное здоровье ученика начинается с хорошего настроения, обмена улыбками, с взаимопонимания.
Огромная работа в этом направлении ведется психологом школы С.Г. Чупенковой. Она знакомит нас с элементами таких коррекционных технологий, как музыкотерапия, сказкотерапия, рисункотерапия, куклотерапия, дыхательная и пальчиковая гимнастика, ролевые игры. И, конечно же, учит внимательному и уважительному отношению к ребенку, оказанию ему педагогической поддержки всегда и во всем...

Несколько слов о тех, кто рядом

На сегодняшний день из 57 педагогов 92% присвоена квалификационная категория. Есть в нашем коллективе педагоги, имеющие знаки отличия: «Заслуженный учитель», «Почетный работник общего образования РФ», медали «За веру и добро»...
Думаем, что достижения школы зависят от дружной, слаженной работы педагогического коллектива, которым более 30 лет умело управляет педагог высшей квалификационной категории, отличник народного образования Н.А. Захарчук и ее помощники: заместители директора по УВР О.Н. Залашкова, О.Г. Кетова, заместитель директора по ВР Т.В. Тихонова, заместитель директора по БЖ Г.И. Федорова.
20 лет работает в школе-интернате № 11 Ольга Николаевна Залашкова, методист, заместитель директора по УВР в начальных классах. О своем опыте по использованию нетрадиционных форм обучения (урок-сказка, урок-игра, урок-путешествие, урок-соревнование) она рассказала на научно-практической конференции в Кемеровской области и в родном городе. Материалы «Математика – гимнастика для ума», «Путешествие по страницам любимых сказок» и «Математика бывает интересной» были представлены на Всероссийский фестиваль «Открытый урок», конкурсы «Педагогические инновации» и «Современный урок». Ольга Николаевна – лауреат Всероссийских конкурсов «Педагогические инновации-2002» и «Современный урок-2007», дипломант Всероссийского фестиваля «Открытый урок».
Поиск и творчество, психолого-педагогическая эрудиция и наблюдательность, аналитическое мастерство и требовательность Ольги Николаевны – тот фундамент, на котором построено успешное творческое содружество ее как методиста и большого коллектива школы-интерната № 11.
25-летний безупречный, добросовестный труд Ольги Николаевны отмечен значком «Отличник народного просвещения», областной медалью «60 лет Кемеровской области», грамотами департамента образования и науки администрации города и комитета образования.

Здоровая среда в начальных классах

Успешность обучения школьника определяется его состоянием здоровья, с которым он пришел в первый класс. Сегодняшнее состояние здоровья детей вызывает серьезную тревогу. Только 5% выпускников школ являются практически здоровыми, 40% школьников хронически больные, до 80% детей страдают различными нервно-психическими расстройствами. С чем, на взгляд современных теоретиков, это связано? С напряженной социальной обстановкой, с неблагоприятным экологическим окружением, с генетическим фактором? Формированию заболеваний способствуют и большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, и трудности организации здоровьесберегающего обучения и воспитания школьников, особенно в младших классах. Главный источник нездоровья – сложившаяся система школьного обучения с преобладанием инструктивно-программирующих методик, словесно-информационным построением учебного процесса в режиме систематического сидения, «близорукого» и узкоформатного зрения. В течение всего урока дети находятся практически без движения. При письме они сидят в напряженно-неестественной позе. Ученик полдня проводит в закрытом помещении и ограниченном пространстве. Раннее обучение счету, письму, работе на компьютере подавляет эмоциональное развитие, угнетает воображение. Работа за стандартными столами с горизонтальной поверхностью, при свете люминесцентных мигающих ламп создает идеальные условия для возникновения неврозов.
Каждый учитель должен отвечать за создание в классе необходимого микроклимата для обучения и правильного развития школьника. Творческая деятельность педагогов, как обычно, ограничивается средствами, которые государство выделяет на нужды народного образования. Но нужно делать то, что возможно. Главное препятствие – пассивность самих педагогов, нежелание что-либо менять в привычной системе специального (коррекционного) обучения. Информирование учителей об уровне здоровья детей школы, выявление школьных проблем через анкетирование, ДРК (диагностика, регуляция и коррекция) помогают переориентировать сознание учителя. В нашей школе реализуется программа «Самый здоровый класс», созданная творческой группой педагогов. Работая по этой программе, мы придаем важное значение практическим шагам по оздоровлению детей. Медработники сотрудничают с учителями, воспитателями и родителями:
– по данным медосмотра выявляются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, и по согласованию с врачом с ними проводится корректирующая гимнастика, они получают курсы массажа. Мы беседуем с родителями, рекомендуем занятия спортом. Введен спортивный час во второй половине дня;
– серьезной проблемой остается нарушение зрения у детей. И здесь можно многое сделать: занятия с офтальмотренажером, специальная гимнастика для снятия напряжения зрения по методике Базарного, проведение профилактических бесед;
– растет процент патологий лор-органов. Помощник в борьбе с ними – аэрофитотерапия с использованием аппарата «Вулкан» (подорожание не позволяет приобретать фитокомпозиции, что затрудняет проведение этой оздоровительной процедуры). Мы проводим с детьми беседы о профилактике простудных заболеваний в условиях Сибири, о роли закаливания.

Сначала – диагностика

Обучать не за счет здоровья – к такому выводу пришел наш педагогический коллектив, работая по оздоровительному направлению с 2000 года. Вопросы охраны здоровья детей отражены в программе нашей школы «Усиление практической работы по оздоровлению школьников».
В чем принципиальное отличие работы школы по оздоровительному направлению? Решение проблемы сохранения здоровья и формирование ЗОЖ на диагностической основе. Чтобы осуществлять оздоровительную работу, нужно знать исходный уровень отношения к здоровью и ЗОЖ учеников, учителей, воспитателей, родителей, а также уровень состояния здоровья по данным медосмотров. (Для этого необходимо внедрить методику «Индекс отношения к здоровью» авторов С.Дерябо и В.Ясвина, кандидатов психологических наук, Московский психолого-педагогический университет. Она позволит, с одной стороны, определить исходный уровень и особенности существующего отношения к здоровью, а с другой – оценить эффективность проводимой в школе оздоровительной работы.)
Тест проводим со школьниками начиная с подросткового возраста, т.к. диагностические ситуации, используемые в тесте, требуют определенного уровня развития и жизненного опыта.

1. Вначале выявляем отношение ребенка к здоровью.
Отвечая на вопросы, школьники иногда впервые задумываются над некоторыми проблемами, связанными со здоровьем. Полученные данные служат основой для планирования оздоровительной работы в отдельных классах, в школе в целом, позволяют определить своеобразные группы риска, требующие повышенного внимания.
Динамика состояния здоровья отслеживается начиная с 2000 года: по общим патологиям и по отдельным заболеваниям. Эти данные позволяют создать «паспорт здоровья школы», где четко прослеживается динамика заболеваний по годам. В каждом классе классный руководитель ведет «паспорт здоровья класса», где отражаются сведения о заболеваниях учеников по данным медосмотра, это позволяет:
– знать состояние здоровья своих детей;
– ознакомить учителей класса, воспитателей и родителей с серьезными нарушениями.
Появляется возможность целенаправленно работать с детьми, проводить беседы о тех нарушениях, каких более всего в классе, рекомендовать детям чтение литературы, занятие спортом, оздоровительные процедуры.

2. Второе направление – проведение дней ДРК (диагностики, регуляции и коррекции), внедрение микроисследований, предложенных П.И. Третьяковым.

Темы ДРК, проводимые в школе:
– «Здоровье учеников в режиме дня школы».
– «Нормализация учебной нагрузки».
– «Здоровье вашего ребенка».
– «Состояние и уровень комфортности ученика в школе».
Сравнительный анализ выявленных недостатков позволяет отследить эффективность проводимой работы. Не все зависит от школы. Если ребенок приходит в школу не собранный, не выучив уроки, это вина родителей или воспитателей. Таких детей, к сожалению, немало, и они составляют группу риска.

3. В школе проходит родительский лекторий «Здоровый образ жизни семьи – пример школьнику».
Выработаны единые требования семьи и школы к сохранению здоровья школьников. Рекомендовано проведение лекций на темы:

1. «Роль семьи в возникновении социальных болезней».
2. «ЗОЖ семьи – в будущем стиль жизни ребенка».
3. «Двигательная активность и физическое здоровье школьников».
4. «Семинары-тренинги по подготовке педагогов и родителей, имеющих детей с нарушением осанки, по системе оздоровления «Белояр» (руководители клуба – С.В. Жуков, В.Н. Ерошенко, г. Озерск).

В помощь учителю

Не остается без внимания и профессиональное здоровье учителя. Как известно, здоровье учителей имеет тенденцию к ухудшению, стрессогенные ситуации в школе не снижаются, растет психическое перенапряжение. Выражение «Учитель, хочешь быть здоровым – будь им!» звучит иронически. Как обратить внимание учителя на свой собственный образ жизни? Надеемся, что семинар «Тропинка к своему здоровью», организованный медицинскими работниками, поможет решению этой проблемы.
Учителю важно самому пополнять свои знания по проблеме здоровья, этому способствовали занятия с такой тематикой:
1. «Природная среда и здоровье человека».
2. «Движение – основа здоровья».
3. «Учитель в школе и его профессиональное здоровье».
4. Администрацией школы разработаны:
– сборник тестов, анкет, опросников «Здоровье. Здоровый образ жизни»;
– сборник методических рекомендаций «Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса в школе», в 2 томах (в нем помещены разработки уроков и внеклассных мероприятий);
– сборник методических рекомендаций «Как сберечь здоровье школьников?» (содержащий в том числе и комплексы упражнений);
–  программа «Уроки здоровья: 1–4-й классы» (программа включает: профилактику аддиктивного поведения, безопасность детей на дорогах, правила поведения в экстремальных ситуациях, школу здорового питания, тему «ослепительная улыбка на всю жизнь»).

Накопление опыта здоровьесбережения идет не только на уроках, воспитательских часах, методобъединениях. В школе работает семинар «Поиск», который помогает сориентироваться в современных подходах к специальному коррекционно-развивающему обучению. Внедряются в практику работы оздоровительные методики и технологии обучения:
– коллективная деятельность;
– методика кандидата психолого-педагогических наук, доцента Е.Д. Худенко (г. Москва);
– система естественных движений «Белояр»;
– оздоровительная система доктора медицинских наук В.Ф. Базарного и кандидата педагогических наук В.А. Ковалева (методика профилактики зрительного утомления);
– активные формы и методы обучения;
– дифференцированное обучение и разноуровневое обучение;
– межпредметная связь (урок физкультуры с включением элементов методики «Живые буквы»);
– программа «Я и город» (социализация, адаптация и сохранение здоровья учащихся).

Пристальное внимание к уроку как основной форме организации учебного труда с позиции здоровья предполагает:
1) личностно ориентированный подход;
2) выполнение санитарно-гигиенических условий;
3) комфортное эмоционально-психическое состояние учителя и учеников.
Это выражено в так называемом модуле здоровья, с которым знакомится каждый учитель.
Традиционны в школе ежегодные тематические педсоветы, где проводится анализ всей оздоровительной работы, выявляются положительные и отрицательные тенденции.
В школе работает психолого-педагогический семинар, где под руководством С.Г. Чупенковой изучаются вопросы психокоррекции, индивидуальных и личностных психофизиологических особенностей учащихся. Семинар оказывает хорошую помощь предметникам, классным руководителям, воспитателям в организации личностно ориентированного обучения и воспитания учеников. Психолог школы осуществляет психолого-педагогическое сопровождение учеников в адаптационные периоды. Взрослые и дети обучены релаксации, способам снятия эмоционального и физического напряжения.

Внеклассная работа

Воспитание ЗОЖ через внеклассную работу предполагает совместные усилия организатора, учителей физкультуры, классных руководителей, воспитателей через координацию планов, разъяснение, вовлечение младших школьников в оздоровительную деятельность. Традиционны дни здоровья, операция «Зеленая аптека», трехдневные походы.
В течение нескольких лет наша коррекционная школа считается самой спортивной школой города, наши команды занимают призовые места в городских соревнованиях. Из года в год увеличивается охват учеников спортивно-оздоровительной работой: более 50% учащихся занимаются в спортивных секциях школы и города.
Традицией школы стало ежегодное проведение декады «Будь здоров, школьник» с целью привлечения внимания к проблемам сохранения здоровья. Ученики вовлекаются в выполнение творческих заданий:
1. «Народная мудрость о здоровье». Задание предусматривает сбор пословиц, поговорок, стихов, крылатых выражений о здоровье.
2. Конкурс на лучший рисунок «Какой бы вы хотели видеть школу?».
3. Создание копилки полезных советов.
Собранные материалы вывешиваются на стенде в школе и, естественно, привлекают внимание детей и родителей. В дни декады можно получить консультацию у медработников, психолога: «Если у тебя...»:
– проблемная кожа;
– ты маленького роста;
– ты со всеми ссоришься.
Робко, но дети все-таки обращаются, и это говорит о том, что они уже задумываются о своих недостатках и им есть у кого спросить совета. Декада дает ученикам и учителям хороший заряд, стимул к развитию внутренней потребности беречь свое здоровье.
Младшие школьники – хорошие помощники в проведении рейдов, так называемых валеологических экспертиз: «Что мешает здоровью школьников в течение учебного дня?». Одно дело, когда говорим об этом мы, учителя, и другое – когда это выявляют сами ученики.

Цели рейдов:
1. Проверка готовности к началу учебного дня (забытые ручки, дневники, тетради, опоздания – это стресс, это может испортить настроение на весь день). И эта проблема касается не только школьника, но и родителей. С данными этих рейдов мы выходим на родительские собрания.
2. «Твое настроение сегодня». Позволяет выявить, что ухудшает эмоциональное состояние ребенка.
В школе работает также валеологический кружок «Свеча», организованный библиотекарем Л.П. Полюшко, где ребята учатся познавать самих себя, уходу за своей внешностью.
Все это – опыт нашего педагогического коллектива по решению проблемы сохранения здоровья детей.