В 2007 году
Специальной (коррекционной) общеобразовательной
школе-интернату № 11 VIII вида г. Междуреченска
исполнилось 45 лет. Педагогический коллектив
школы решил поделиться опытом своей работы с
читателями нашей газеты
Нам 45!
Несмотря на сложные материальные и
социальные условия, школа продолжает оставаться
очагом культуры для детей с отклонениями в
развитии. Дети и родители нас любят, к нам идут за
помощью и советом в трудную минуту.
Сегодня школа-интернат помещается в двух
зданиях. Типовые извне, внутри они поражают
светом, цветом и непривычной для казенного места
теплотой. Сейчас в школе обучаются 200
воспитанников, почти сорок человек из них –
сироты.
Мы пользуемся методиками
коррекционно-развивающего обучения кандидата
педагогических наук, доцента Е.Д. Худенко.
Главное направление в нашей работе –
индивидуальный подход к каждому ученику,
учитывающий структуру его дефекта. Все дети
вовлечены в активную учебную деятельность и
чувствуют себя комфортно в стенах школы. Этому
способствует вариативная часть учебного плана,
куда введены индивидуальные занятия психолога
по программе «Хочу быть успешным», «Мир вокруг
нас».
В 2006/07 учебном году учащиеся показали в целом
положительную динамику в уровне обучаемости. Это
выразилось как в оценочных показателях, так и в
результатах, продемонстрированных ими на
школьных олимпиадах. Уровень обучаемости в 2006/07
г. – 42%.
Главным коррекционно-развивающим средством в
системе обучения является труд. Чтобы помочь
выпускнику найти свое место в обществе,
подготовка ведется не только по основному
трудовому профилю, детям прививаются навыки
индивидуально-трудовой деятельности: эту задачу
выполняют кружки «Резьба по дереву», «Хозяюшка».
Работы кружковцев экспонируются на областных,
городских и школьных выставках. Работы учащихся
также были представлены на областной конкурс
декоративно-прикладного творчества к дню матери
«Подарок маме», на городскую выставку
декоративно-прикладного творчества детей с
ограниченными физическими возможностями.
Дипломанты городской выставки в номинации
«Мастер – золотые руки» были приглашены на
областной фестиваль «Рождественские встречи
друзей».
На протяжении ряда лет в городском конкурсе по
технологии «Юный столяр» учащиеся 7-го класса
занимали 1-, 2-, 3-е места среди учеников массовых
школ города.
В 2006 г. наше ОУ признано одним из лучших
учреждений в городе.
Наши дети – активные участники городских
смотров. Учащиеся школы отмечены
благодарственным письмом комитета образования
за творческие успехи и активное участие в
городском конкурсе рисунков «Краски детства»,
дипломами Федерального агентства по культуре и
кинематографии во Всероссийском конкурсе
«Рождественские фантазии». Наши воспитанники –
дипломанты областного конкурса среди детей с
ограниченными возможностями «Звезда надежды».
Уроки физической культуры в школе сочетаются с
хорошо поставленной внешкольной спортивной
работой, благодаря чему у ребят повысился
интерес к занятиям спортом.
Десятки наших мальчишек и девчонок посещают
школьную спортивную секцию по баскетболу. В
течение года наши воспитанники (дети-сироты)
укрепляют свое здоровье в бассейне
профилактория «Солнечный», летом загорают на
берегу реки Томи, а зимой катаются на лыжах и
санках-ледянках с горы Сыркашинка, отдыхают в
туристических приютах «Гайдаровец» и «Амзас»,
«Кузбасский».
В школе функционируют кабинет ЛФК, зал для
проведения уроков ритмики, комната
психологической разгрузки.
Во время «динамических пауз» младшие школьники
могут размяться не только в рекреации школы, но и
в маленьком зале, на гимнастическом городке,
называемом у нас «обезьянником».
В летний период большое внимание уделяется
занятости подростков, попавших в трудную
жизненную ситуацию, оздоровлению и отдыху
детей-сирот. «Трудные» воспитанники совершают
трехдневные походы в летний и зимний периоды,
дети-сироты отдыхают в различных
оздоровительных летних лагерях.
Физкультура, профилактика, терапия – все это
замечательно, все это укрепляет физическое
здоровье ребенка. А вот «лекарем» его души
все-таки должен стать учитель, убеждена психолог
школы. Душевное здоровье ученика начинается с
хорошего настроения, обмена улыбками, с
взаимопонимания.
Огромная работа в этом направлении ведется
психологом школы С.Г. Чупенковой. Она знакомит
нас с элементами таких коррекционных технологий,
как музыкотерапия, сказкотерапия,
рисункотерапия, куклотерапия, дыхательная и
пальчиковая гимнастика, ролевые игры. И, конечно
же, учит внимательному и уважительному отношению
к ребенку, оказанию ему педагогической поддержки
всегда и во всем...
Несколько слов о тех, кто рядом
На сегодняшний день из 57 педагогов 92%
присвоена квалификационная категория. Есть в
нашем коллективе педагоги, имеющие знаки
отличия: «Заслуженный учитель», «Почетный
работник общего образования РФ», медали «За веру
и добро»...
Думаем, что достижения школы зависят от дружной,
слаженной работы педагогического коллектива,
которым более 30 лет умело управляет педагог
высшей квалификационной категории, отличник
народного образования Н.А. Захарчук и ее
помощники: заместители директора по УВР О.Н.
Залашкова, О.Г. Кетова, заместитель директора
по ВР Т.В. Тихонова, заместитель директора по
БЖ Г.И. Федорова.
20 лет работает в школе-интернате № 11 Ольга
Николаевна Залашкова, методист, заместитель
директора по УВР в начальных классах. О своем
опыте по использованию нетрадиционных форм
обучения (урок-сказка, урок-игра,
урок-путешествие, урок-соревнование) она
рассказала на научно-практической конференции в
Кемеровской области и в родном городе. Материалы
«Математика – гимнастика для ума», «Путешествие
по страницам любимых сказок» и «Математика
бывает интересной» были представлены на
Всероссийский фестиваль «Открытый урок»,
конкурсы «Педагогические инновации» и
«Современный урок». Ольга Николаевна – лауреат
Всероссийских конкурсов «Педагогические
инновации-2002» и «Современный урок-2007», дипломант
Всероссийского фестиваля «Открытый урок».
Поиск и творчество, психолого-педагогическая
эрудиция и наблюдательность, аналитическое
мастерство и требовательность Ольги Николаевны
– тот фундамент, на котором построено успешное
творческое содружество ее как методиста и
большого коллектива школы-интерната № 11.
25-летний безупречный, добросовестный труд Ольги
Николаевны отмечен значком «Отличник народного
просвещения», областной медалью «60 лет
Кемеровской области», грамотами департамента
образования и науки администрации города и
комитета образования.
Здоровая среда в начальных классах
Успешность обучения школьника
определяется его состоянием здоровья, с которым
он пришел в первый класс. Сегодняшнее состояние
здоровья детей вызывает серьезную тревогу.
Только 5% выпускников школ являются практически
здоровыми, 40% школьников хронически больные, до 80%
детей страдают различными нервно-психическими
расстройствами. С чем, на взгляд современных
теоретиков, это связано? С напряженной
социальной обстановкой, с неблагоприятным
экологическим окружением, с генетическим
фактором? Формированию заболеваний способствуют
и большое психоэмоциональное напряжение,
связанное с условиями жизни и обучения, и
трудности организации здоровьесберегающего
обучения и воспитания школьников, особенно в
младших классах. Главный источник нездоровья –
сложившаяся система школьного обучения с
преобладанием инструктивно-программирующих
методик, словесно-информационным построением
учебного процесса в режиме систематического
сидения, «близорукого» и узкоформатного зрения.
В течение всего урока дети находятся практически
без движения. При письме они сидят в
напряженно-неестественной позе. Ученик полдня
проводит в закрытом помещении и ограниченном
пространстве. Раннее обучение счету, письму,
работе на компьютере подавляет эмоциональное
развитие, угнетает воображение. Работа за
стандартными столами с горизонтальной
поверхностью, при свете люминесцентных мигающих
ламп создает идеальные условия для
возникновения неврозов.
Каждый учитель должен отвечать за создание в
классе необходимого микроклимата для обучения и
правильного развития школьника. Творческая
деятельность педагогов, как обычно,
ограничивается средствами, которые государство
выделяет на нужды народного образования. Но
нужно делать то, что возможно. Главное
препятствие – пассивность самих педагогов,
нежелание что-либо менять в привычной системе
специального (коррекционного) обучения.
Информирование учителей об уровне здоровья
детей школы, выявление школьных проблем через
анкетирование, ДРК (диагностика, регуляция и
коррекция) помогают переориентировать сознание
учителя. В нашей школе реализуется программа
«Самый здоровый класс», созданная творческой
группой педагогов. Работая по этой программе, мы
придаем важное значение практическим шагам по
оздоровлению детей. Медработники сотрудничают с
учителями, воспитателями и родителями:
– по данным медосмотра выявляются дети с
нарушениями опорно-двигательного аппарата, и по
согласованию с врачом с ними проводится
корректирующая гимнастика, они получают курсы
массажа. Мы беседуем с родителями, рекомендуем
занятия спортом. Введен спортивный час во второй
половине дня;
– серьезной проблемой остается нарушение
зрения у детей. И здесь можно многое сделать:
занятия с офтальмотренажером, специальная
гимнастика для снятия напряжения зрения по
методике Базарного, проведение профилактических
бесед;
– растет процент патологий лор-органов.
Помощник в борьбе с ними – аэрофитотерапия с
использованием аппарата «Вулкан» (подорожание
не позволяет приобретать фитокомпозиции, что
затрудняет проведение этой оздоровительной
процедуры). Мы проводим с детьми беседы о
профилактике простудных заболеваний в условиях
Сибири, о роли закаливания.
Сначала – диагностика
Обучать не за счет здоровья – к такому
выводу пришел наш педагогический коллектив,
работая по оздоровительному направлению с 2000
года. Вопросы охраны здоровья детей отражены в
программе нашей школы «Усиление практической
работы по оздоровлению школьников».
В чем принципиальное отличие работы школы по
оздоровительному направлению? Решение проблемы
сохранения здоровья и формирование ЗОЖ на
диагностической основе. Чтобы осуществлять
оздоровительную работу, нужно знать исходный
уровень отношения к здоровью и ЗОЖ учеников,
учителей, воспитателей, родителей, а также
уровень состояния здоровья по данным
медосмотров. (Для этого необходимо внедрить
методику «Индекс отношения к здоровью» авторов
С.Дерябо и В.Ясвина, кандидатов психологических
наук, Московский психолого-педагогический
университет. Она позволит, с одной стороны,
определить исходный уровень и особенности
существующего отношения к здоровью, а с другой –
оценить эффективность проводимой в школе
оздоровительной работы.)
Тест проводим со школьниками начиная с
подросткового возраста, т.к. диагностические
ситуации, используемые в тесте, требуют
определенного уровня развития и жизненного
опыта.
1. Вначале выявляем отношение
ребенка к здоровью.
Отвечая на вопросы, школьники иногда впервые
задумываются над некоторыми проблемами,
связанными со здоровьем. Полученные данные
служат основой для планирования оздоровительной
работы в отдельных классах, в школе в целом,
позволяют определить своеобразные группы риска,
требующие повышенного внимания.
Динамика состояния здоровья отслеживается
начиная с 2000 года: по общим патологиям и по
отдельным заболеваниям. Эти данные позволяют
создать «паспорт здоровья школы», где четко
прослеживается динамика заболеваний по годам. В
каждом классе классный руководитель ведет
«паспорт здоровья класса», где отражаются
сведения о заболеваниях учеников по данным
медосмотра, это позволяет:
– знать состояние здоровья своих детей;
– ознакомить учителей класса, воспитателей и
родителей с серьезными нарушениями.
Появляется возможность целенаправленно
работать с детьми, проводить беседы о тех
нарушениях, каких более всего в классе,
рекомендовать детям чтение литературы, занятие
спортом, оздоровительные процедуры.
2. Второе направление – проведение
дней ДРК (диагностики, регуляции и коррекции),
внедрение микроисследований, предложенных П.И.
Третьяковым.
Темы ДРК, проводимые в школе:
– «Здоровье учеников в режиме дня школы».
– «Нормализация учебной нагрузки».
– «Здоровье вашего ребенка».
– «Состояние и уровень комфортности ученика в
школе».
Сравнительный анализ выявленных недостатков
позволяет отследить эффективность проводимой
работы. Не все зависит от школы. Если ребенок
приходит в школу не собранный, не выучив уроки,
это вина родителей или воспитателей. Таких детей,
к сожалению, немало, и они составляют группу
риска.
3. В школе проходит родительский
лекторий «Здоровый образ жизни семьи – пример
школьнику».
Выработаны единые требования семьи и школы к
сохранению здоровья школьников. Рекомендовано
проведение лекций на темы:
1. «Роль семьи в возникновении
социальных болезней».
2. «ЗОЖ семьи – в будущем стиль жизни ребенка».
3. «Двигательная активность и физическое
здоровье школьников».
4. «Семинары-тренинги по подготовке педагогов
и родителей, имеющих детей с нарушением осанки,
по системе оздоровления «Белояр» (руководители
клуба – С.В. Жуков, В.Н. Ерошенко, г. Озерск).
В помощь учителю
Не остается без внимания и
профессиональное здоровье учителя. Как известно,
здоровье учителей имеет тенденцию к ухудшению,
стрессогенные ситуации в школе не снижаются,
растет психическое перенапряжение. Выражение
«Учитель, хочешь быть здоровым – будь им!» звучит
иронически. Как обратить внимание учителя на
свой собственный образ жизни? Надеемся, что
семинар «Тропинка к своему здоровью»,
организованный медицинскими работниками,
поможет решению этой проблемы.
Учителю важно самому пополнять свои знания по
проблеме здоровья, этому способствовали занятия
с такой тематикой:
1. «Природная среда и здоровье человека».
2. «Движение – основа здоровья».
3. «Учитель в школе и его профессиональное
здоровье».
4. Администрацией школы разработаны:
– сборник тестов, анкет, опросников «Здоровье.
Здоровый образ жизни»;
– сборник методических рекомендаций
«Здоровьесберегающее сопровождение
воспитательно-образовательного процесса в
школе», в 2 томах (в нем помещены разработки
уроков и внеклассных мероприятий);
– сборник методических рекомендаций «Как
сберечь здоровье школьников?» (содержащий в том
числе и комплексы упражнений);
– программа «Уроки здоровья: 1–4-й классы»
(программа включает: профилактику аддиктивного
поведения, безопасность детей на дорогах,
правила поведения в экстремальных ситуациях,
школу здорового питания, тему «ослепительная
улыбка на всю жизнь»).
Накопление опыта здоровьесбережения
идет не только на уроках, воспитательских часах,
методобъединениях. В школе работает семинар
«Поиск», который помогает сориентироваться в
современных подходах к специальному
коррекционно-развивающему обучению. Внедряются
в практику работы оздоровительные методики и
технологии обучения:
– коллективная деятельность;
– методика кандидата
психолого-педагогических наук, доцента
Е.Д. Худенко (г. Москва);
– система естественных движений «Белояр»;
– оздоровительная система доктора
медицинских наук В.Ф. Базарного и кандидата
педагогических наук В.А. Ковалева (методика
профилактики зрительного утомления);
– активные формы и методы обучения;
– дифференцированное обучение и
разноуровневое обучение;
– межпредметная связь (урок физкультуры с
включением элементов методики «Живые буквы»);
– программа «Я и город» (социализация,
адаптация и сохранение здоровья учащихся).
Пристальное внимание к уроку как
основной форме организации учебного труда с
позиции здоровья предполагает:
1) личностно ориентированный подход;
2) выполнение санитарно-гигиенических условий;
3) комфортное эмоционально-психическое
состояние учителя и учеников.
Это выражено в так называемом модуле здоровья, с
которым знакомится каждый учитель.
Традиционны в школе ежегодные тематические
педсоветы, где проводится анализ всей
оздоровительной работы, выявляются
положительные и отрицательные тенденции.
В школе работает психолого-педагогический
семинар, где под руководством С.Г. Чупенковой
изучаются вопросы психокоррекции,
индивидуальных и личностных
психофизиологических особенностей учащихся.
Семинар оказывает хорошую помощь предметникам,
классным руководителям, воспитателям в
организации личностно ориентированного
обучения и воспитания учеников. Психолог школы
осуществляет психолого-педагогическое
сопровождение учеников в адаптационные периоды.
Взрослые и дети обучены релаксации, способам
снятия эмоционального и физического напряжения.
Внеклассная работа
Воспитание ЗОЖ через внеклассную
работу предполагает совместные усилия
организатора, учителей физкультуры, классных
руководителей, воспитателей через координацию
планов, разъяснение, вовлечение младших
школьников в оздоровительную деятельность.
Традиционны дни здоровья, операция «Зеленая
аптека», трехдневные походы.
В течение нескольких лет наша коррекционная
школа считается самой спортивной школой города,
наши команды занимают призовые места в городских
соревнованиях. Из года в год увеличивается охват
учеников спортивно-оздоровительной работой:
более 50% учащихся занимаются в спортивных
секциях школы и города.
Традицией школы стало ежегодное проведение
декады «Будь здоров, школьник» с целью
привлечения внимания к проблемам сохранения
здоровья. Ученики вовлекаются в выполнение
творческих заданий:
1. «Народная мудрость о здоровье». Задание
предусматривает сбор пословиц, поговорок,
стихов, крылатых выражений о здоровье.
2. Конкурс на лучший рисунок «Какой бы вы
хотели видеть школу?».
3. Создание копилки полезных советов.
Собранные материалы вывешиваются на стенде в
школе и, естественно, привлекают внимание детей и
родителей. В дни декады можно получить
консультацию у медработников, психолога: «Если у
тебя...»:
– проблемная кожа;
– ты маленького роста;
– ты со всеми ссоришься.
Робко, но дети все-таки обращаются, и это говорит
о том, что они уже задумываются о своих
недостатках и им есть у кого спросить совета.
Декада дает ученикам и учителям хороший заряд,
стимул к развитию внутренней потребности беречь
свое здоровье.
Младшие школьники – хорошие помощники в
проведении рейдов, так называемых
валеологических экспертиз: «Что мешает здоровью
школьников в течение учебного дня?». Одно дело,
когда говорим об этом мы, учителя, и другое –
когда это выявляют сами ученики.
Цели рейдов:
1. Проверка готовности к началу учебного дня
(забытые ручки, дневники, тетради, опоздания –
это стресс, это может испортить настроение на
весь день). И эта проблема касается не только
школьника, но и родителей. С данными этих рейдов
мы выходим на родительские собрания.
2. «Твое настроение сегодня». Позволяет
выявить, что ухудшает эмоциональное состояние
ребенка.
В школе работает также валеологический кружок
«Свеча», организованный библиотекарем
Л.П. Полюшко, где ребята учатся познавать самих
себя, уходу за своей внешностью.
Все это – опыт нашего педагогического
коллектива по решению проблемы сохранения
здоровья детей.
|