Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №2/2008

Школьный возраст

Глазами психотерапевта

В октябре 2007 г. в Москве прошла Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная вопросам психического здоровья детей и подростков

Залог хорошей успеваемости

Здоровье ребенка – одно из важнейших условий успешности обучения и развития в школьном возрасте. По данным Всемирной организации здравоохранения, до 20% детей во всем мире имеют проблемы психического здоровья, а состояние нервно-психического здоровья подрастающего поколения является одним из критериев благополучия общества.
Сегодня среди детей, поступающих в школу, здоровых не более 10% и около 50% будущих учащихся не обладают функциональной готовностью к школьному обучению. Школьный возраст является периодом не только активного физического созревания ребенка, но его психологического и социального становления, так как нервно-психическое здоровье детей формируется под влиянием множества факторов, среди которых важное место занимают и факторы «внутришкольной среды». Именно в этот период закладываются основы здоровья будущего взрослого человека, его привычки, формируется шкала ценностей, жизненных приоритетов.
Плохо влияют на здоровье не только социальные и психологические факторы, но и нерациональное питание, недостаточная продолжительность сна, психологические стрессы в семье, в школе, низкая физическая активность, курение, употребление алкоголя и наркотиков, ранняя трудовая занятость и др.
Психологическое здоровье как составная часть здоровья вообще – важнейшее условие для сохранения высокой учебной мотивации учащихся, которая позволяет добиться усвоения учебного материала на максимуме познавательных ресурсов ребенка, способствует развитию и становлению личности. Зависимость между нарушениями психологического здоровья и низкой учебной успеваемостью очевидна и давно доказана.
На конференции отмечалось, что неудовлетворительное состояние психического здоровья детей и подростков представляет серьезную медицинскую, педагогическую и общесоциальную проблему. Имеются многочисленные доказательства того, что эмоциональный комфорт, а также степень утомления учащихся, уровень их невротизации зависят как от объема учебной нагрузки, так и от правильности построения режимов обучения, от отношения учащихся к учебной деятельности. Около трети детей недосыпают. А нехватка сна негативно сказывается на состоянии здоровья и качестве жизни.

Школьная тревожность

Дети демонстрируют высокий уровень тревожности.
Школьная тревожность зависит от множества факторов. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников... Высокая тревожность часто наблюдается у школьников с хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями, особенно в классах углубленного изучения различных предметов.
Повышение уровня школьной тревожности ведет к развитию дисгармонии между подростком и его окружением, постепенно приводит к школьной дезадаптации. Большинство современных школьников находится в состоянии хронического стресса, что отрицательно сказывается на их соматическом здоровье. Например, экзаменационный период является выраженным психоэмоциональным стрессогенным фактором, приводящим к функциональным изменениям в организме. Известна стрессогенная роль авторитарного стиля преподавания в развитии процессов психической дезадаптации учащихся.
Если ребенок не справляется со стрессом, то в одних случаях возникают такие психосоматические заболевания, как гипертоническая болезнь, язвенная болезнь, бронхиальная астма, в других случаях – депрессивные состояния и другие нервно-психические нарушения.
Изучение стресса и его последствий является одной из актуальных проблем современности. В настоящее время особое внимание уделяется посттравматическому стрессовому расстройству. Это состояние, когда душевных ресурсов человека не хватает для того, чтобы справиться с травматическими переживаниями. По нашим данным, у московских школьников частота выявления посттравматического стрессового расстройства составляет 33%. К сожалению, эта проблема не была затронута на конференции.
Зато много говорилось о росте невротизации от первого класса к третьему в процессе обучения. Причем в обычной школе нарастание невротизации оказалось более интенсивным, чем в гимназиях. Очевидно, детей для обучения в гимназиях отбирают более тщательно, в гимназиях шире внедряют здоровьесберегающие технологии.

Душевное равновесие – показатель здоровья

Согласно зарубежным данным здоровье населения зависит от уровня здравоохранения и качества медицинской помощи только на 18%, а по некоторым данным – на 7–10%. В то же время от образа жизни – на 15–20%, от наличия или отсутствия вредных привычек – на 15–20%, от экологической ситуации – на 9–12%, от генетических факторов – на 20–22%. Таким образом, в сохранении здоровья человека вклад здорового образа жизни, отсутствие вредных привычек и хорошая экология составляют более 50%.
Здоровый образ жизни представляет собой динамическое, многомерное состояние, связанное с условиями окружающей среды и индивидуальными интересами.
Формирование здорового образа жизни должно основываться на мотивации и личной заинтересованности детей и подростков. Однако около 80% учащихся пассивно относятся к возможности укрепить свое здоровье, а четкое представление «о здоровом образе жизни» имеет только половина учащихся. Это обьясняется недостаточной просвещенностью наших детей относительно различных компонентов «здорового образа жизни», отсутствием положительной мотивации.
Важным показателем здоровья являются душевное равновесие, умение человека владеть собой и правильно строить отношения с окружающими, ровное, устойчивое настроение. Нарушение отношений между одноклассниками может привести к усилению напряженности в коллективе, к психической дезадаптации его членов, к потере психического равновесия и в конечном счете – к ухудшению нервно-психического здоровья учащихся.
Обучение – самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на физическое и психическое здоровье школьников. Основной причиной школьной дезадаптации является хроническое перенапряжение адаптационных механизмов растущего организма, связанное с условиями обучения. Под влиянием интеллектуальных и эмоциональных нагрузок, не соответствующих возрастным возможностям организма, у подростков могут возникнуть неблагоприятные физиологические и психологические реакции.
Учебные нагрузки, особенно в старших классах, не позволяют детям двигаться, спать и отдыхать столько, сколько положено по возрасту. Это сказывается на самочувствии, нагрузки сопровождаются психоэмоциональным напряжением, невротизацией и могут стать причиной нарушения психического здоровья.
Складывается портрет современного школьника: это подросток, ведущий малоподвижный образ жизни, отягощенный длительной нервно-психической перегрузкой.

Нагрузки зашкаливают

Для профилактики дезадаптации и снижения психоэмоционального напряжения необходимо скорректировать учебные нагрузки с учетом возраста обучающихся, их функциональных возможностей. Особых изменений требуют технологии начального обучения.
Новые информационные технологии, пользование Интернетом – серьезные негативные факторы влияния на здоровье. Большинство школьников превышают допустимые нормы просмотра ТВ и работы на компьютере в 2–3 раза. В ряде случаев они тратят на эти занятия до 5 часов в день.
Во время работы на компьютере при несоблюдении санитарных норм в конце первого часа происходят достоверные изменения психофизиологических функций и развиваются признаки утомления центральной нервной системы. Поэтому требуются четкая регламентация уроков информатики и соблюдение правильного режима не только учебных занятий в школе, но и дома.
Оптимизация процесса адаптации ребенка в школьной среде должна строиться прежде всего с учетом потенциальных возможностей ребенка. При этом медико-психолого-педагогическое сопровождение должно обеспечить, с одной стороны, условия для успешного школьного обучения без ущерба для здоровья ребенка. С другой стороны – подобрать стимулирующее воздействие, способное оптимизировать интеллектуальное и физическое развитие ребенка, в том числе за счет педагогических новаций.
Научной основой профилактики является концепция выявления факторов риска, способствующих развитию и прогрессированию заболеваний. Действие факторов риска на организм является сугубо индивидуальным, и вероятность развития того или иного заболевания зависит от адаптационных возможностей организма.
Одним из важных профилактических мероприятий, оказывающих положительное влияние не только на общее состояние здоровья, но и на всестороннее развитие мозговых структур, являются занятия бегом.
Исследования, к сожалению, не представленные на этой конференции, показывают, что только 23% школьников 1-й ступени обучения имеют оптимальный объем физической нагрузки, каждый четвертый занимается нерегулярно, а 56% вообще не занимаются физической культурой. По некоторым данным, у 75% школьников наблюдается гиподинамия. Другими словами, реальный объем двигательной активности у детей составляет лишь 25% от необходимого.
Объем двигательной нагрузки для каждого школьника следует рассчитывать индивидуально, в зависимости от возраста и состояния здоровья, особое внимание следует обращать на состояние сердечно-сосудистой системы.
Элементами здорового образа жизни являются рациональное питание, борьба с ожирением. Этому вопросу также не было уделено достаточно внимания, хотя доказано, что нарушение питания детей 2–16 лет приводит к снижению ожидаемой продолжительности жизни на 2–3 года.

Тактика врача и педагога

В последние годы наблюдается резкий рост числа пограничных психических расстройств и психосоциальной дезадаптации у детей и подростков. Считается, что в возникновении таких патологий в значительной мере повинны биологические факторы, однако и социальные факторы оказывают влияние.
Раннее выявление предзаболеваний и их своевременная коррекция являются наиболее эффективным способом профилактики укрепления здоровья.
К сожалению, психологическая служба в наших детских поликлиниках пока находится на стадии формирования. Необходимо расширять сеть подростковых психотерапевтических центров, семейных консультаций, вводить ставку психотерапевта в школе.
В основу профилактической работы педиатра в детской поликлинике предполагается заложить поэтапную систему слежения за здоровьем детей: прогностический этап (важно прогнозировать возможную патологию ребенка), диагностический, оздоровительный и коррекционный.
Тактика педагога должна заключаться в поощрении учащихся проявлять доброжелательность, жизнерадостность, в стрессовых ситуациях – сдерживать проявления резкости, вспыльчивости, неустойчивого поведения.
Педагогу необходимо знать ожидаемые реакции детей на стресс: гнев, агрессия, нарушение дисциплины. На эмоциональные нагрузки дети часто реагируют истерикой. Особое внимание учителей и школьных психологов должно быть к неуспевающим ученикам. Необходимо открывать в них и поддерживать другие способности, позволяющие им почувствовать себя полноценными членами коллектива.
Роль родителей в формировании психического здоровья детей неоценима. Однако следует признать, что в ряде случаев наблюдается безграмотность родителей в вопросах психогигиены, прослеживается непростительное безразличие родителей к здоровью своих детей.
Эмоциональное состояние, нервно-психическое и физическое развитие ребенка тесно связаны с личностными характеристиками родителей. Личностные особенности матери, влияющие на ее отношение к ребенку, во многом формируют его психику. Отсутствие поддержки со стороны родителей может привести к выраженному нарушению психического развития ребенка.

Игорь Брязгунов