В конце 2007 года в Новосибирске
прошел региональный форум работников
образования и здравоохранения «Образование и
здоровое развитие учащихся». Обычно вопросы
здоровья школьников представители этих
профессий обсуждают отдельно, но медики и
педагоги Новосибирска считают проблему общей. В
зале молодежного театра «Глобус», где проходило
мероприятие, присутствовали также руководители
областных департаментов образования и
здравоохранения
Вопросы дидактики
В.В. Иванов и Н.П. Толоконская
Открывая пленарное заседание,
губернатор Новосибирской области Виктор
Толоконский отметил, что государственные
органы не только осознали всю важность проблемы
сохранения здоровья школьников, но и готовы
принимать решения: «У нас стало больше
материальных возможностей для обеспечения школ
необходимым оборудованием, реализации
здоровьесберегающих методик, стимулирования
работы учителей-новаторов». Губернатор сообщил,
что с 1 января 2008 года зарплата учителя
поднимется еще на 15%, подчеркнув при этом
необходимость педагогам постоянно повышать свою
квалификацию.
На здоровье детей влияет много факторов:
экология, социальный статус семьи,
наследственность и, конечно, 10 лет учебы в школе.
Член-корреспондент РАО, ректор НИПКиПРО Василий
Синенко считает, что школа – это не только
образование, но и воспитание (ошибки в котором
могут привести к дедовщине и даже суициду).
Однако образование у нас не находится на должном
уровне. Детей обучают разные педагоги, что, по
мнению Синенко, приводит к дискоординации
образовательного процесса. У каждого педагога
свои требования, а ребенок должен
приспосабливаться, тратить на это лишнюю
энергию. Нарушены межпредметные связи: на
математике изучают то, что сейчас по физике не
требуется, и наоборот. Существует вербальная
громоздкость. В огромном большинстве случаев
язык учебника и язык педагога не соответствуют
возрастным физиологическим особенностям детей.
Учитель заучил учебник и «выдает» по писанному, а
автор учебника зачастую не представляет себе,
что такое урок, класс. В результате дети ничего не
понимают. Для них надо адаптировать научный язык.
Еще один минус – отсутствие логики изучаемого
предмета. Почему так построен курс физики? А так
захотел автор учебника. Задают и спрашивают все
строго по параграфам, и попробуй отступи.
Отсутствие логики ведет к заучиванию,
непониманию предмета, что встречается сплошь и
рядом. А если ребенок сможет вывести одно правило
из другого, провести исследование, то не надо
будет запоминать параграф, дословно зазубривать
определения.
Школьники перегружены и эмоционально. Всем
знакома фраза учителя: «Сейчас к доске пойдет…».
По данным ученых, в этот момент у детей резко
повышается давление. Один раз повысилось,
второй… а если это продолжается в течение 10 лет?
Такое пассивно-авторитарное обучение разлагает
здоровье детей самым серьезным образом.
Если исправить эти моменты, то интерес ребят к
учебе резко поднимется, да и качество
образования повысится. «Здоровье детей и
качество образования взаимосвязаны», – убежден
Василий Синенко.
Конечно, обсуждали и двигательную активность
детей, и соблюдение санитарно-гигиенических норм
в школе, и то, что руководители ОУ должны сами
регулировать СанПиНовские показатели, а не
ждать, пока нагрянет проверка. Говорили о
различных образовательно-профилактических
программах, об их обязательном
психолого-медико-педагогическом сопровождении.
По мнению руководителя департамента Владимира
Иванова, здоровьесберегающие технологии
должны стать ноу-хау Новосибирской области.
«Доведем до результата!»
«Укрепление здоровья должно входить в
базовый уровень образования», – убеждена
главный специалист области по профилактике, доктор
медицинских наук Мавлюда Джурабаева.
При этом значительная роль отводится школьным
медикам, которые, помимо своих основных
обязанностей, ведут профилактическую работу. Но,
к сожалению, государство мало ценит их труд.
Школьные врачи теряют медицинский стаж,
утрачивают льготы, положенные работникам
здравоохранения, но не получают льгот,
распространяющихся на педагогов. Средняя
зарплата медиков составляет 2800 рублей в месяц.
Мавлюда Джурабаева считает, что медработники
должны быть введены в штат ОУ, тогда и многие
проблемы решатся. И еще – для проведения
грамотной профилактической работы нужны
соответствующие знания, а для этого необходимо
создать методические кабинеты. Как сказала
председатель попечительского совета
Новосибирского областного отделения
Российского детского фонда профессор Наталья
Толоконская, медицина в школе – это
просвещение, а не вмешательство в процесс
развития ребенка.
Сейчас в области работают около 85 школ,
содействующих здоровью. В массовых ОУ, к
сожалению, здоровьесберегающей работе уделяют
недостаточно внимания. В каждой школе должен
быть завуч по медико-социальным проблемам и
медицинский совет, в который бы входили: врач,
медсестра, школьный психолог, представитель
родительского попечительского совета, учитель
физкультуры. Их основная функция – контроль за
соблюдением санитарно-гигиенических нормативов,
качеством питания в столовой, ассортиментом
буфетной продукции и пр.
Присутствующие на форуме специалисты подвергли
критике методы проведения медицинского
обследования в школе. Мониторинг необходим, но
как его проводят? Сплошь и рядом родители
жалуются на формализм, на то, что не ставится
точный диагноз, на нарушение врачебной тайны. Во
время массовых медосмотров школьников
заставляют раздеваться при всех, что травмирует
их психику.
Профессор Роман Айзман представил новый
метод экспресс-диагностики, разработанный в
Новосибирском государственном педагогическом
университете. Это компьютерная программа для
оценки ряда параметров:
социально-психологической адаптации учащегося и
его подготовленности к учебе, физического
развития и функционального состояния различных
органов и систем организма… Проанализировав
ответы разнообразных тестов, можно оценить
мотивацию к учебе, стрессоустойчивость,
темперамент, память, внимание школьника. Ученый
отметил, что принципы, заложенные в основу этой
программы, позволят определить уровень здоровья
во всех его аспектах: физическом (возможности),
психическом (желания) и нравственном
(обязанности). Программа проста в применении и
уже опробована в нескольких школах. Результаты
тестирования каждого учащегося предлагается
заносить в персональный банк данных, который
будет не историей болезни, а историей здоровья.
С точки зрения руководителя департамента
здравоохранения Никиты Товы, болезнь
формируют врачи: чем больше медиков, тем больше
заболеваний, а задача педагогов – формировать
здоровье. Готовых схем для этого нет, и
положительные результаты достигаются путем проб
и ошибок. «Сколько лет можно обсуждать, что лучше:
парты или конторки, сникерсы или морковный салат?
Давайте все же научимся доводить начинания до
результатов!» – сказал в заключение глава
департамента.
Горячая проблема
В.Ф. Базарный
Работа форума продолжалась три дня и
включала, помимо пленарных заседаний, круглые
столы на различные темы, посещение школ и
гимназий. Одно из мероприятий было посвящено
питанию школьников.
Обсуждение этой проблемы получилось горячим.
Почему, возмущались присутствующие, за качество
питания отвечает директор школы, он же
выплачивает штраф при нарушении ГОСТов, а
самостоятельно выбрать продукты и заключить
контракт с поставщиком не имеет права? Доходит до
абсурда: в селах выращивают овощи и фрукты,
производят мясо и молоко, но эти продукты нельзя
поставлять в местные школы, поскольку на них нет
сертификата. Вот и завозят в школьную
столовую мясо сомнительного качества или
мороженую картошку.
Не обошли вниманием и зарплату повара. На
сегодняшний день в зависимости от возможностей
школы она колеблется от трех до десяти тысяч
рублей. А с 1 января 2008 года все ОУ области будут
самостоятельно решать многие финансовые
вопросы, в том числе – сколько платить повару.
Обсуждался вопрос централизованного питания.
Это когда все завтраки и обеды готовят на
комбинате питания, а в школах только разогревают
на специальном оборудовании. «Не нужны нам эти
параконвектоматы», – говорят специалисты. В
малокомплектных школах, а таких в области 240 из
1200, это нерентабельно. Да и вообще, разогретая еда
не очень полезна и вкусна, гораздо лучше готовить
на месте. 90% школ области имеют свои столовые,
нужно просто укомплектовать их современным
оборудованием. Вопрос упирается в деньги, ведь
даже 1 млн рублей (грант) можно тратить только на
образовательные цели, покупать школьную мебель
или технику, но не оборудование для столовой.
Однако в скором времени положение изменится. В 2008
году область выделит 54 млн рублей на покупку
современного холодильного и технологического
оборудования для школьных столовых.
В соответствии с распоряжением губернатора
Виктора Толоконского разработан комплексный
план «Здоровое питание школьников Новосибирской
области до 2010 года». Его цель – улучшить
состояние здоровья детей, снизить
заболеваемость ЖКТ, вести профилактику
заболеваний, связанных с дефицитом
микронутриентов и витаминов, сделать более
строгим отбор продуктов.
Запускается пилотный проект по здоровому
питанию, который предусматривает прямые
поставки от производителя школе.
Местным производителям есть что предложить.
Ассортимент полезных продуктов разнообразен.
Чайные плодово-ягодные напитки из шиповника с
добавлением сушеной черники, рябины или кусочков
яблок. Кисели быстрого приготовления из клюквы,
рябины, калины, черники, облепихи. Кроме
концентрированных соков из ягод в состав киселей
входят только крахмал и сахар, никаких
ароматизаторов и консервантов.
Полезны и вкусны батончики на основе кураги
«Фруктовая энергия» с добавлением натуральных
фруктов, ягод, пшеничных мюсли и фруктозы;
лечебные конфеты «АБЦешка» с черносливом,
курагой, ягодным миксом.
Есть в ассортименте витаминизированное печенье
на фруктозе, мюсли и вафли с бифидобактериями
(запекается только вафельный лист, а начинка с
пробиотиками и пребиотиками вносится при
температуре 40о С); пробиотические продукты
«Десант здоровья», в том числе био-мороженое,
содержащее бифидо- и лактобактерии. Его можно не
только есть как обычное мороженое, но и подогреть
до комнатной температуры и выпить как коктейль.
Питание – дело серьезное. Чтобы ребенок знал, что
вредно, а что полезно, культуру питания нужно
воспитывать с детского сада, а в штатном
расписании каждого ОУ должен быть специалист по
питанию. С января 2008 года профессор Лариса Зюбина
ведет в Медицинской академии курс диетологии в
рамках повышения квалификации учителей.
На областном телевизионном канале с декабря 2007
года выходит передача «Общество и здоровье»,
ведущая – Мавлюда Джурабаева. «Мы
готовим телевизионные ролики о правильном
питании. До нас никто ничего подобного не делал,
приходится заниматься даже режиссурой. А еще мы
печатаем красочные плакаты и методички на эту
тему», – рассказала она.
Вместе или раздельно?
Последний день форума был посвящен
обсуждению раздельно-параллельного обучения
мальчиков и девочек. Круглый стол не случайно был
организован в школе № 82 г. Новосибирска. С 1946 по
1956 год здесь была женская гимназия, потом –
обычная школа, а с 1997 года введено раздельное
обучение. Автор этого метода – доктор
медицинских наук Владимир Базарный, обосновывая
необходимость раздельного обучения мальчиков и
девочек, подчеркнул, что он категорически против
раздельных школ, дети разного пола должны
учиться в разных классах, но в одной школе.
Всего в школе 30 классов, в том числе семь для
девочек и пять для мальчиков. Директор школы Раиса
Трегубенко поделилась своим опытом. «Мы
убедились, что раздельное обучение нужно
начинать с 1-го класса», – подчеркнула она. К
воспитанию и обучению мальчиков и девочек должны
быть разные подходы. От девочек обычно требуют
послушания и прилежания, а от мальчиков этого не
добьешься, да и не надо. Народ был мудрее, с самого
раннего детства игрушки для мальчиков и девочек
различались, как в дальнейшем и методы обучения.
Если прочитать детям сказку и попросить затем
нарисовать свои впечатления, то у мальчишек и
девчонок ни один рисунок не совпадет. Можно
предложить ребятам провести по неделе в
совместных и раздельных классах, а затем оценить
с помощью психологических тестов, где им
комфортнее. Обычно дети выбирают раздельные.
Раиса Николаевна продемонстрировала графики
работоспособности и утомляемости – кривые
мальчиков и девочек не совпадают. Привела цифры
из классных журналов, подтверждающие, что в
раздельных классах дети реже пропускают уроки по
болезни.
По мнению американских специалистов, при
раздельном обучении дети болеют в четыре раза
меньше.
Раздельно-параллельное обучение – интересный и
неоднозначный метод, который заслуживает
отдельного разговора. Этой теме мы посвятим
несколько публикаций в ближайших номерах нашей
газеты.
|