Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №1/2008

Урок здоровья

Закаливание воздухом

Внеклассные занятия в младшей школе

3-й класс

Знакомство с материалом начинается с игры «Способы закаливания». Кто из учеников назовет больше способов, тот и станет победителем. Ученик, повторивший форму закаливания, названную товарищем, получает минус одно очко. После подведения итогов учитель зачитывает выдержку о закаливании из «Толкового словаря» В.Даля: «Закаливать – приучать ко всем лишениям, нуждам, непогоде».
– Сегодня мы с вами поговорим о закаливании организма воздухом. Что такое воздух? – спрашивает учитель.
Дети молчат, тогда учитель подсказывает: «Воздух – среда, окружающая земной шар и образующая его атмосферу, – тонкая, упругая и прозрачная, которой мы дышим».
– Вы уже знаете, что воздухом дышат люди, звери и птицы, растения – все живое на Земле не может обойтись без воздуха. Люди используют воздух и для закаливания организма.
– Кто из вас закаливает организм воздухом?
– Как вы это делаете?
– В каком месте вы закаливаете организм воздухом? О том, как решил закаляться Кирилл, вы узнаете из следующего короткого рассказа.

Труден только первый шаг

Мама с папой не могут нарадоваться на сестру Кирилла Дашу: у нее всегда хорошее настроение. И очень переживают за Кирилла. Мало того, что у него некрасивая осанка, он еще очень часто хандрит и болеет. Он уже познакомился со множеством лекарств.
Как-то Кирилл пришел из школы и рассказал маме, что на втором уроке к ним в класс приходила школьный врач. Она провела медицинский осмотр и попросила передать маме Кирилла, чтобы она зашла к ней в кабинет в любое время.
– Сегодня врач работает? – спросила мама.
– Да!
– Я сейчас же пойду. Сколько времени ты будешь принимать разные лекарства? Из-за частых простуд у тебя слабое здоровье и учеба хромает.
– Пойдем вместе, – предложила мама.
Им повезло. Школьный врач еще находилась на рабочем месте.
– Проходите! – радушно пригласила она. – Садитесь, очень хорошо, что вы зашли. Для вас не секрет, что Кирилл пропускает много уроков в связи с простудными заболеваниями. Учительница говорит, что на уроках он кашляет. У него наблюдается одышка.
Во время осмотра я выявила незначительные шумы и даже хрипы. Все это говорит о заболевании бронхов, которое снижает сопротивляемость организма, влечет за собой обострение других хронических заболеваний.
Пусть Кирилл через две недели приступает к закаливанию воздухом: по утрам делает зарядку при открытой форточке. Закаливание воздухом – наиболее надежная, безопасная и доступная процедура. Пока не начались сильные морозы, хорошо использовать воздух для закаливания.
Правила безопасного закаливания на открытом воздухе изложены в следующей таблице.

Дни закаливания Время процедуры (мин.)

1–3-й

10–15

4–7-й

15–20

8–11-й

20–25

12–15-й

25–30

16–20-й

30–40

21–25-й

40–45

26–28-й

45–50

Наиболее эффективное закаливание происходит на открытом воздухе во время катания на санках, на лыжах, бега на коньках, участия в подвижных играх.
Через месяц-два вы сами увидите, что Кирилл станет спокойнее. Уменьшатся жалобы на кашель. Цвет кожи станет розовым, не белым, как сейчас.
Мама сказала доктору:
– Вы так хорошо все объяснили. Оказывается, закаливание следует начинать с воздушных ванн. А нам соседи предлагали обливать его холодной водой.
– К этой форме закаливания можно будет перейти месяца через два, – сказала врач. – А начинать все-таки я вам советую с закаливания воздухом. Потом Кириллу можно будет перейти к закаливанию обтиранием и только потом – к закаливанию обливанием.

Повторение

– Каким заболеванием страдал Кирилл?
– Как врач предложил бороться с заболеванием бронхов?
– Как следует начинать закаливаться воздухом?
– Какими зимними видами спорта рекомендовал заниматься Кириллу врач?
– Какими из них занимаетесь вы?
– В какое время вы ими занимаетесь?
Затем учитель говорит, что у человека в зависимости от температуры воздуха происходит то сужение, то расширение кровеносных сосудов. У закаленного человека эта реакция происходит четко и быстро, поэтому он имеет возможность уделять больше внимания физкультуре и тем самым развивать физические способности.
В заключение учитель сообщает, что холодный воздух оказывает эффективное воздействие на организм. хорошо, если бы дети с разрешения родителей приступили к первой фазе закаливания – воздухом.
– Через месяц мы поговорим о закаливании обтиранием, а еще через месяц – обливанием. Закаливание обливанием поможет подготовить организм к занятиям в бассейне в IV учебной четверти. Закончим мы с вами разговор о закаливании организма под солнечными лучами.
– Что вы узнали нового?

4-й класс

Знакомство с материалом начинается с куплета из песни «Пионерский марш» (сл. К.Каладзе, муз. Р.Габичвадзе):

Колонна за колонною,
Под знаменем своим
Проходят закаленные
По улицам родным.

– Какие люди проходят в колоннах?
«Закаленные!» – отвечают ученики.
– Назовите формы закаливания организма.
Выслушав ответы учеников, учитель говорит, что определение слова «закаливание» в «Малой медицинской энциклопедии» звучит так: «...повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию физических факторов окружающей среды. В основе закаливания лежит способность организма человека приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды».
– Что вы знаете о закаливании?
– Кто из вас закаляется?
– Какую форму закаливания вы используете?  Как решил закаляться Вася, вы узнаете из следующего короткого рассказа.

Неудачный опыт

В декабре установились прохладные дни. Утром Вася почувствовал себя плохо: озноб. «Кажется, я простыл! – подумал Вася. – Что бы мне такое придумать, чтобы избавиться от простуды? Наверное, надо начать закаляться».
Вася вынес на балкон кресло-качалку и уселся в нее в легком тренировочном костюме. Чтобы не скучать, он стал рассматривать прохожих.
Где-то через 5–8 минут ему стало холодно, да не просто холодно, а ужасно холодно! Вася вернулся в комнату и закрыл балкон.
К вечеру у него поднялась температура. Заложило нос. Потекло из глаз. Ему стало так плохо, что мама была вынуждена вызвать «скорую помощь».
Врач спросила маму:
– Что случилось?
– Понимаете, сын решил лечить появившееся недомогание закаливанием. Вышел на балкон и просидел там где-то 5–8 минут.
– Ox! – возмутилась врач. – Кто же тебе дал такой совет?
– Мама мне говорит, что нужно закаляться, в школе постоянно твердят: «Закаливайся! Закаливайся!». Вот я и решил!
Врач спросила:
– У тебя есть кашель?
– Да, – ответил Вася.
– Какой у тебя кашель: сухой или с мокротой?
– Сухой, – ответил Вася.
Врач его послушала и сказала:
– Гайморит! Запомни, молодой человек! Закаливать организм можно только тогда, когда нет серьезных нарушений в здоровье! Закаливание – это постоянное приспособление организма к воздействию неблагоприятных погодных условий или, как выразился один известнейший врач, под закаливанием следует понимать тренировку всех защитных сил организма. При закаливании надо соблюдать основные правила.
Первое – начинать с проветривания комнаты.
Второе – заниматься закаливанием не от случая к случаю, а систематически.
Третье – постепенность. При каждом последующем повторении воздушных процедур время следует увеличивать на три–пять минут. К 28-му дню довести время закаливания до 35–40 минут. Через месяц ты не будешь ощущать холодного воздуха.
Затем следует перейти к закаливанию на открытом воздухе. Начинать следует с 10–15 минут и довести закаливание до 35–40 минут.
Четвертое – хорошо сочетать закаливание воздухом с зимними оздоровительными занятиями. Например, ходьбой на лыжах, катанием с гор, бегом на коньках, пешей прогулкой, участием в подвижных играх... Хочу тебе заметить, что спортсмены, занимающиеся зимними видами спорта, люди крепкие и закаленные.
Запомни: закаливание организма очень важно для здоровья человека и красоты. Закаляясь, ты застраховываешь себя от простудных заболеваний.

Повторение

– Каким видом закаливания решил заняться Вася?
– Правильно ли мальчик закаливал свой организм воздухом?
– Какую болезнь установил врач у Васи?
Выслушав учеников, учитель говорит:
– Болезнь, в данном случае гайморит, значительно снижает работоспособность, поэтому, приступая к закаливанию организма воздухом после вынужденного перерыва, нужно начинать процедуру сначала. Занимаясь закаливанием, внимательно относитесь к любому недомоганию, чтобы оно не переросло в заболевание.
Правильно проведенное закаливание нормализует деятельность сердечно-сосудистой и нервной систем. Закаленный ребенок намного легче переносит крещенские морозы, находясь на
открытом воздухе.
– Назовите четыре основных правила закаливания воздухом. После закаливания организма в помещении переходите к закаливанию на открытом воздухе.
(Учитель пишет на классной доске таблицу.)

Недели

Время (минуты)

1-я

10–15

2-я

15–20

3-я

20–25

4-я

25–30

5-я

30–35

6-я

35–40

Закаливание на открытом воздухе будет более эффективным, если во время прогулок заниматься активными играми, спортом.
– Назовите зимние виды спорта на открытом воздухе, которые закаляют организм.
– Кто из вас занимается фигурным катанием?
– Где вы занимаетесь?
– Сколько раз в неделю вы занимаетесь?
– Что вы знаете из истории этого зимнего вида спорта?
Выслушав учеников, учитель рассказывает, что фигурное катание родилось очень давно на водных каналах в Нидерландах.
В России первые соревнования по фигурному катанию прошли в 1896 году.
– Назовите рабочие профессии, которые требуют особой закалки.
Выслушав детей, учитель обобщает их ответы и называет профессии: геолог, лесник, электромонтажник, каменщик – т.е. те, которые связаны с работой на открытом воздухе.
Почему мы сегодня говорили с вами о закаливании организма воздухом? Отдельные ученики часто пропускают уроки из-за простуды. Чтобы не болеть, надо закаляться.
– Что вы узнали нового?
– Выполните задание.

Задания по теме «Закаливание организма воздухом»

1. Напишите четыре основных правила закаливания организма воздухом.
2. Что сказал о закаливании воздухом один из известнейших врачей России? (Напишите.)

Галина ВЕРХЛИНА,
учитель начальных классов;
Виктор ВЕРХЛИН,
учитель физкультуры;
школа № 415,
г. Москва

________

Окончание. См. № 24/2007.

Продолжение темы читайте в № 3/2008

Виктор Верхлин ;
Галина Верхлина