Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №1/2008

Технология

Кто возьмет золото?

Хотите узнать, насколько ваша школа способствует сохранению здоровья учеников? Ответьте на вопросы этой анкеты – и вы поймете, на какую награду претендуете: на золото, серебро или бронзу

1. Материально-технические условия

1.1. Здание школы, включая классные помещения, рекреации, туалеты, а также оборудование, школьная мебель соответствуют требованиям CaнПиНов.

1.2. Занятия в школе проводятся не более чем в две смены.

1.3. Занятия в школе проводятся в одну смену.

1.4. Спортивные залы оборудованы минимально необходимым спортивным инвентарем.

1.5. Количество спортивных залов обеспечивает возможность проведения занятий 3 часа в неделю для каждого класса школы.

1.6. В школе есть дополнительное физкультурное оборудование (тренажеры, станки для хореографии, другое).

1.7. На пришкольном участке оборудована спортивная площадка для занятий на свежем воздухе.

1.8. Школьная столовая соответствует требованиям CaнПиНов и позволяет всем школьникам получать горячие завтраки и обеды.

1.9. Школьное здание и школьная территория, кабинеты соответствуют требованиям техники безопасности.

2. Кадровое обеспечение

2.1. В школе есть специалист, отвечающий за всю работу по содействию здоровью школьников (психолог, психофизиолог, социальный педагог).

2.2. В школе есть психолог, в обязанности которого входит работа по содействию здоровью школьников.

2.3. Психолог школы прошел обучение и имеет сертификат на проведение тренинговой работы (коммуникативные тренинги, тренинги личностного роста, антинаркотические тренинги и др.).

2.4. Все педагоги школы прошли обучение по образованию в области здоровья.

3. Медицинское обслуживание

3.1. В школе есть медицинский кабинет, оснащенный стандартным комплектом оборудования.

3.2. В медицинском кабинете есть дополнительное оборудование, позволяющее проводить профилактические и лечебные процедуры (ингалятор, офтальмотренажер или другое).

3.3. В школу приходит медицинская сестра из поликлиники для выполнения профилактических осмотров и профилактических прививок.

3.4. В школе есть постоянная медицинская сестра.

3.5. К школе прикреплен постоянный врач.

3.6. На каждого ребенка заведена медицинская карта.

3.7. В школе проводятся регулярные профилактические осмотры в соответствии с декретированными сроками.

3.8. В школе существует картотека детей, подлежащих диспансерному наблюдению.

3.9. В школе проводятся мероприятия по профилактике острых заболеваний.

3.10. Уровень острых заболеваний в школе снизился по сравнению с данными предыдущего года.

3.11. Уровень острых заболеваний в школе ниже среднестатистического по району.

3.12. В школе проводятся мероприятия по профилактике обострений хронических заболеваний.

3.13. Число обострений хронических заболеваний за текущий год ниже, чем за предыдущий.

3.14. Число обострений хронических заболеваний за текущий год ниже среднестатистического по району.

3.15. Процент школьников, состоящих на диспансерном учете в связи с наличием хронического заболевания, ниже, чем среднестатистический по району.

3.16. В школе организована работа по санации полости рта у детей.

3.17. Школа организовала работу по профилактике кариеса у детей.

3.18. В школе не более 5% детей с нелеченным кариесом.

3.19. В школе не более 5% детей со сложным множественным кариесом.

3.20. В школе проводятся систематические мероприятия по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата.

3.21. Число школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата (уплощение свода стопы, плоскостопие, нарушение осанки) снизилось по сравнению с показателями предыдущего года.

3.22. Процент школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата (уплощение свода стопы, плоскостопие, нарушение осанки) ниже среднестатистического по району.

3.23. В школе не нарушаются требования к освещенности классных помещений.

3.24. В школе проводятся мероприятия по профилактике близорукости в рамках уроков (физкультминутки, гимнастика для глаз или др.).

3.25. В школе проводятся занятия для детей, страдающих близорукостью, дальнозоркостью.

3.26. В школе число детей, страдающих близорукостью и дальнозоркостью, остается на стабильном уровне.

3.27. Процент детей, страдающих близорукостью средней и высокой степени или дальнозоркостью, ниже среднестатистического по району.

3.28. В школе проводятся мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний (гигиенические, санитарно-просветительские или другие).

3.29. В школе всем детям обеспечена возможность получения профилактических прививок в соответствии с декретированными возрастами.

3.30. Частота инфекционных заболеваний (в количестве случаев на 100 детей) по школе ниже, чем среднестатистическая по району.

3.31. Индекс здоровья (число детей, не болевших ни разу в году / к общему числу детей в школе ґ 100%) выше, чем в предыдущем году.

3.32. Школьный врач (медицинская сестра) регулярно выступает перед педагогическим коллективом по вопросам здоровья школьников.

3.33. Школьная медицинская сестра регулярно контролирует соблюдение правил техники безопасности на территории, в здании и на занятиях в школе.

4. Двигательная активность и физическое развитие детей

4.1. В школе введен спортивно-оздоровительный час.

4.2. Разработана программа проведения спортивно-оздоровительного часа.

4.3. Проводятся динамические перемены на свежем воздухе.

4.4. Во время уроков проводятся динамические паузы.

4.5. В школе работают спортивные секции.

4.6. 100% школьников имеют возможность посещать спортивные секции в школе.

4.7. Процент школьников, занимающихся в спортивных секциях, вырос по сравнению с данными предыдущего года.

4.8. Не менее 60% школьников занимаются в спортивных секциях в школе или вне школы.

4.9. Отсутствуют пропуски занятий физкультурой без уважительной причины.

4.10. Организованы занятия лечебной физкультурой для детей, освобожденных от основного урока физкультуры по медицинским показателям.

4.11. Число детей с уровнем физического развития ниже среднего (не связанным с наличием врожденной патологии или хронического заболевания) уменьшилось за учебный год.

4.12. Процент детей с физическим развитием ниже среднего (не связанным с наличием врожденной патологии или хронического заболевания) меньше, чем среднестатистический показатель по району.

4.13. Число детей с дисгармоничным развитием уменьшилось за учебный год.

4.14. Процент детей с дисгармоничным развитием ниже, чем среднестатистический показатель по району.

4.15. В школе организованы команды по различным видам спорта, которые участвуют в районных (городских) соревнованиях.

4.16. В школе организованы команды по различным видам спорта, которые участвуют в республиканских соревнованиях.

5. Организация питания

5.1. Все учащиеся в школе получают горячие завтраки.

5.2. Все учащиеся, посещающие группы продленного дня, получают горячие обеды. Завтраки и обеды отвечают потребностям растущего организма в основных ингредиентах.

5.3. Обеспечена возможность получения диетического питания.

5.4. В школьном буфете продаются только те продукты, которые имеют сертификат качества РТ.

5.5. В школьной столовой организована круглогодичная дотация витаминов (регулярно предлагаются свежие овощи и фрукты, витаминизированные блюда, соки).

6. Политика содействия здоровью

6.1. Учебные нагрузки в школе не превышают возрастные нормативы, оговоренные в СанПиНах.

6.2. В план работы школы на год включены позиции содействия здоровью.

6.3 В школе выработана стратегия содействия здоровью согласно принятым нормативным и правовым документам.

6.4. Школьная стратегия содействия здоровью предполагает вовлечение всех сотрудников, учащихся школы и их родителей.

6.5. Школьная стратегия содействия здоровью предполагает вовлечение других учебных учреждений района, общественности района (села, города).

6.6. В школе существует долгосрочный план (не менее чем на 2 года) по реализации стратегии содействия здоровью школьников.

6.7. В учебный план включено время для образования в области здоровья (не менее 1 часа в неделю).

6.8. Разработана инициативная программа содействия здоровью, которая прошла экспертизу областного или городского межведомственного координационного совета при департаменте образования.

6.9. Эффективность школьной программы подтверждается результатами работы минимум за год.

6.10. Опыт работы школы тиражируется средствами массовой информации (не менее 3 публикаций в год).

7. Обучение здоровью

7.1. В школе в рамках учебной программы ведется курс обучения здоровью (в виде отдельного предмета или интегрированного курса).

7.2. Во внеурочное время проводятся факультативы (другие формы занятий) для девочек, мальчиков по вопросам гигиены, профилактики нежелательной беременности и заболеваний, передающихся половым путем.

7.3. Проводятся тренинговые занятия для детей групп риска по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма или другим актуальным для территории проблемам.

7.4. Старшие школьники проводят в районе (городе) занятия со сверстниками по предупреждению рискованных для здоровья форм поведения.

8. Превентивные меры

8.1. В школе учащимся запрещено курить.

8.2. В школе запрещено курить педагогам и посетителям.

8.3. На территории школы, включая пришкольный участок, не курят.

8.4. В школе запрещено употребление спиртных напитков.

8.5. В районе школы не менее чем в 200 метрах от пришкольного участка нет торговых точек с табачными и спиртными изделиями.

8.6. Учащихся не выгоняют с уроков.

8.7. Все случаи пропуска занятий контролируются школой.

8.8. В школе существует специальный орган для обсуждения конфликтов (конфликтная комиссия), в котором принимают участие представители педагогов, учащихся и родителей.

8.9. За истекший год из школы не отчислены ученики по причине пропуска занятий или плохого поведения.

8.10. За последние три года из школы не отчислялись ученики по причине пропуска занятий или плохого поведения.

8.11. За истекший год в школе не было драк, повлекших за собой обращение за медицинской помощью.

8.12. В школе нет учеников, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних (с учетом выбывших из школы за последние 2 года).

8.13. В школе нет учеников, привлекаемых к уголовной ответственности за последние 2 года (с учетом выбывших из школы).

8.14. В школе существует наглядная информация по безопасности детей на дорогах.

8.15. За последние 2 года ни один ребенок из школы не стал виновником дорожно-транспортного происшествия.

8.16. За последние 2 года ни один ребенок из школы не попал в дорожно-транспортное происшествие по собственной неосмотрительности.

8.17. На территории школы нет случаев продажи наркотических веществ.

9. Сотрудники школы

9.1. Все сотрудники школы регулярно проходят профилактические осмотры (l раз в год).

9.2. Сотрудники школы получают медицинскую помощь наравне с учащимися.

9.3. Сотрудники школы проходят все оздоровительные мероприятия наравне с учащимися.

9.4. Каждый сотрудник школы участвует хотя бы в одном мероприятии, запланированном школой по линии содействия здоровью.

9.5. Для сотрудников школы организованы систематические занятия физической культурой.

9.6. В школе есть спортивная команда, которая состоит из сотрудников.

10. Взаимоотношения школы с родителями

10.1. В школе проводятся занятия с родителями.

10.2. Родители участвуют в реализации планов школы по содействию здоровью школьников.

10.3. По инициативе родителей в школе проходят мероприятия, направленные на содействие здоровью школьников.

10.4. В школе регулярно проходят совместные с родителями мероприятия, направленные на содействие здоровью школьников.

11. Внешние связи школы

11.1. Школа активно сотрудничает с другими школами территории по вопросам содействия здоровью.

11.2. Школа принимает участие в территориальных программах содействия здоровью.

11.3. Школа принимает участие в городской, областных, всероссийских программах содействия здоровью.

11.4. Школа является методическим центром, где проводятся семинары, открытые уроки для школ территории, заинтересованных в программах содействия здоровью.

11.5. Школа является организатором территориальных акций, посвященных содействию здоровью.

Формальный бланк анкеты для присвоения квалификационной характеристики школе, содействующей здоровью

1

1.1

1.2

1.4

1.7

1.9

3.1

3.3

3.6

3.7

3.8

3.23

4.1

2

4.4

4.5

5.4

6.1

8.4

3

1.3

1.5

2.1

2.2

3.2

3.4

3.5

3.9

3.10

3.12

3.16

3.20

4

3.21

3.24

3.26

3.28

3.29

3.31

3.32

3.33

5

4.2

4.3

4.7

4.8

4.10

4.11

4.13

4.15

5.1

5.2

6.2

6.4

6

6.7

6.8

7.1

8.1

8.2

8.6

8.7

8.9

8.14

8.17

9.1

9.2

7

9.3

9.4

9.5

10.1

10.3

11.1

11.2

8

1.6

1.8

2.3

2.4

3.11

3.13

3.14

3.15

3.17

3.18

3.19

3.22

9

3.25

3.27

3.30

4.6

4.9

4.12

4.14

4.16

5.3

5.5

6.3

6.5

10

6.6

6.9

6.10

7.2

7.3

7.4

8.3

8.5

8.8

8.10

8.11

8.12

11

8.13

8.15

8.16

9.6

10.2

10.4

11.3

11.4

11.5

Если при заполнении бланка на вопросы, указанные в первых двух строках таблицы, вы ответили «да», ваша школа соответствует «бронзовому уровню содействия здоровью». Если, помимо первых двух строк, вы ответили «да» на не менее чем 50% вопросов, указанных в 3–7-й строках, – ваша школа может претендовать на «серебряный уровень». Если же вы ответили «да» на все вопросы, указанные в 1–2-й строках, на 85% вопросов в 3–7-й строках и на не менее чем 70% вопросов в 8–11-й строках – у вас школа «золотого уровня».

Из книги
«Комплексная оценка состояния здоровья и развитие детей». – М.: АСТШ, 2006.

Редакция