Содержание предметов
естественно-научного цикла раскрывает законы,
механизмы развития, функционирования и
взаимодействия объектов живой и неживой природы,
обусловливающие в конечном счете здоровье
человека. Комплекс школьных предметов
(математика, естествознание, география, физика,
химия, биология и др.) при соответствующем
подходе учителей позволит ребенку представить
целостную картину мира, сформировать ценностное
отношение к ней и найти свое место в этом мире;
даст возможность в полной мере понять
обусловленность здоровья человека влиянием
климатических условий и структуры питания,
соответствующей климатическим особенностям,
своеобразием окружающей среды и воздействием
человека на нее (воздух, вода, состояние живой и
неживой природы) и др.
Раскроем на конкретных примерах из
опыта работы учителей Алтайского края и
Белгородской области возможности использования
содержания предметов естественного цикла для
формирования у школьников представлений о
ценностях здоровья и здорового образа жизни.
Формируя культуру здоровья школьников на уроках
географии, учитель гимназии № 25 г. Барнаула И.М. Бухтоярова
обращает внимание учащихся на прямую
зависимость здоровья человека от техногенного
воздействия цивилизации на природную среду в
темах: «Внутренние воды и человек», «Человек и
живая природа», «Почва и человек», «Изменение
природных комплексов под влиянием деятельности
человека», «Основы природопользования и охрана
природы» и др. Так, атмосферное загрязнение
оказывает неблагоприятное воздействие на органы
дыхания. До 50% заболеваний в промышленных городах
протекает с поражением дыхательной системы.
Не менее опасным остается загрязнение
водоисточников промышленными и
хозяйственно-бытовыми стоками. Ежегодно во всем
мире выбрасывается до 440 км3 сточных вод.
Они загрязняют около 6500 км3 чистой воды. К
этому добавляются стоки из загрязненной почвы. И
как следствие – до 50 млн человек заболевают
эпидемическими болезнями, связанными с
употреблением грязной, зараженной воды.
Распространение генетических,
токсикологических, аллергических, эндокринных
заболеваний тесно связано с широким
использованием новых веществ, с изменением
химического окружения человека. Ежегодно в
атмосферу выбрасываются миллиарды тонн
загрязняющих веществ. За последние 100 лет
увеличилось содержание углекислого газа в
атмосфере. Резко возрос «парниковый эффект»,
разрушается озоновый слой. Ухудшается среда
обитания и жизнедеятельности человека.
Загрязнение солями тяжелых металлов,
пестицидами и ядохимикатами, продуктами их
распада, другими химикатами и промышленными
отходами превышает допустимые нормы. Половина
жителей России употребляют воду, не
соответствующую гигиеническим требованиям, в 84
крупных городах загрязнение воздуха более чем в
10 раз превышает предельно допустимые
концентрации. На загрязненных территориях
уровень заболеваемости органов дыхания
(особенно у детей) выше среднего по стране в
полтора раза, крови и кроветворной системы – в 3,5
раза, мочевыделительной системы – в 2,8 раза, глаз
– в 1,8 раза, кожи и подкожной клетчатки – в 1,5
раза, аллергических заболеваний и бронхиальной
астмы – в 3–9 раз.
Учителя школы № 7 г. Губкина Белгородской области
О.В. Пантыкина и Е.Н. Рыбальченко на
уроках географии в 8-м классе по теме «Влияние
природных условий на жизнь и здоровье человека»
не только решают дидактические задачи
(формирование у учащихся знаний о проблемах
взаимодействия человека и природы на территории
России; развитие умения работать с различными
источниками географической информации), но и
формируют у школьников потребности в ЗОЖ,
ответственность за сохранение природы как
великого оздоровителя, понимание отдыха
человека как рекреационной деятельности для
восстановления его физических и духовных сил.
В ходе закрепления опорных знаний и умений
проводится блицопрос: «Что дает человеку
природа?». При этом школьники работают со схемой:
Отработка вопросов «Какие районы
нашей страны отличаются наибольшей плотностью
населения?» и «Какие особенности климата
ухудшают условия жизни человека?»
осуществляется по атласам. В процессе изучения
нового материала ученики отвечают на вопросы:
«Как влияют природные условия на образ жизни и
здоровье человека?» (работа проводится в группах
с использованием компьютерных слайдов);
«Расскажите, как вы представляете себе образ
жизни одного из этих народов? Объясните, почему
вы так думаете. Используйте план ответа».
Содержание домашнего задания предполагает
разработку рекламного буклета туристического
маршрута по одному из районов России с
включением в него краткого описания природных
святынь, влияния природных условий на здоровье и
«Кодекса туриста» (несколько правил поведения
человека в природе, целью которых было бы ее
сохранение).
Практически любая тема в школьном курсе физики
имеет здоровьесберегающее звучание. Примеров
масса. Вот только некоторые из них.
Знания в сфере культуры здоровья,
получаемые учащимися на уроках физики
Класс |
Разделы (темы)
программы |
Программа
курса «Физика» |
Знания и
установки,
формируемые у школьников |
7-й |
Сила трения |
Значение инерции
тел и трения в повседневной жизни человека.
Тормозной путь автомобиля.
Элементы правил уличного движения.
Торможение и загрязнение окружающей среды |
Безопасность
поведения на дорогах |
Свойства твердых,
жидких и газообразных тел |
Водопровод,
значение и необходимость очистки воды.
Критерии качества питьевой воды |
Соблюдение
гигиенических правил при употреблении воды для
питья |
Давление
жидкостей и газов |
Газы в быту.
Правила безопасного пользования газовыми
приборами |
Соблюдение правил
безопасности пользования газовыми приборами в
быту. Понимание значения проветривания кухни |
8-й |
Теплопередача |
Механизм
охлаждения организма в воде, при лежании на земле
или в снегу. Влияние вида ткани одежды на
температурный комфорт организма |
Профилактика
простудных заболеваний и обморожений |
Нормальная
температура человеческого тела. Физиологическая
оптимальная температура и влажность воздуха |
Понимание
значения изменения температуры тела при
заболеваниях |
Теплота и работа |
Тепловой баланс
организма. Калорийность пищи. Потребность
организма в калориях в зависимости от характера
работы и окружающей среды |
Гигиена питания |
Нагревание тел
излучением |
Действие тепла на
организм человека. Польза и вред солнечных лучей
для человека. Солнечный удар и ожоги. Роль цвета
одежды в их профилактике |
Профилактика
тепловых ударов
и солнечных ожогов |
Перевод веществ
из одного состояния в другое |
Испарение.
Охлаждение человеческого тела при высыхании |
Профилактика
простудных заболеваний после купания |
Электричество |
Механизм
поражения человека электрическим током. Факторы,
влияющие на электропроводность тела |
Первая помощь
пострадавшему от действия молнии и при поражении
электрическим током. Правила пользования
бытовыми электроприборами. Поведение
во время грозы дома, в поле, в лесу |
9-й |
Сила трения
в природе |
Значение силы
трения для организма человека |
Понимание
действия торможения в практической жизни |
Уличный
травматизм. Обледенение дорог и тротуаров.
Методы профилактики уличного травматизма |
Оказание первой
помощи при переломах |
10-й |
Газы |
Понимание роли
газообмена
в жизни человека. Газы в быту |
О роли сохранения
чистоты атмосферного воздуха для здоровья |
Атмосферное
давление, его влияние на организм. Принципы
действия и применения медицинских банок |
Лечение
простудных заболеваний. Правила применения
медицинских банок |
Свойства паров |
Влажность воздуха
и ее значение для жизнедеятельности человека |
Гигиена помещения |
Тепловые
двигатели |
Роль тепловых
двигателей в загрязнении окружающей среды |
Профилактика
вредного воздействия тепловых двигателей на
организм |
Электродинамика |
Травмы от
электрического тока |
Техника
безопасности при работе с электроприборами |
|
Постоянный ток |
Понятие о
биопотенциале человеческого организма.
Электрокардиограмма. Электроэнцефалограмма |
Позитивное
отношение к медицинским обследованиям |
11-й |
Звук |
Шум –
производственный и бытовой. Влияние шума на
здоровье. Необходимость и средства по уменьшению
шума |
Профилактика
шумового воздействия. Гигиена слуха |
Оптика |
Человеческий глаз
как оптическая система. Сущность близорукости и
дальнозоркости. Факторы, предполагающие
нарушение зрения. Гигиенические нормы
освещенности жилых и учебных помещений |
Соблюдение правил
гигиены зрения |
Излучение и
спектры |
Действие на
человеческий организм инфракрасных,
ультрафиолетовых, рентгеновских лучей.
Применение лучевых аппаратов в диагностике и
лечении болезней |
Режим
использования солнечных лучей. Методы защиты
организма
от поражающего действия лучей |
Ядерная энергия |
Влияние ядерного
излучения на человеческий организм. Допустимые
дозы облучения. Биологическая защита.
Использование радиоактивных изотопов в медицине |
Осмысленное
восприятие мероприятий МЧС. Осознание опасности
источников радиационного излучения |
Рассмотрим подробнее
здоровьеориентированное содержание школьной
программы по физике на примере некоторых тем.
В 7-м классе в раскрытии темы «Сила трения» школьники
имеют возможность ознакомиться со значением
инерции тел и трения в повседневной жизни, с
понятиями «тормозной путь автомобиля»,
«торможение». Педагог может акцентировать
внимание учащихся на соблюдении правил уличного
движения, на факторах загрязнения окружающей
среды и их влияния на здоровье человека. На
занятиях по теме «Свойства твердых, жидких и
газообразных тел», изучая значение и
необходимость очистки воды, знакомясь с
критериями качества питьевой воды, школьники
учатся соблюдать гигиенические правила при
употреблении воды для питья. Материал темы «Давление
жидкости и газов» формирует у учащихся
знания о правилах безопасного пользования
газовыми приборами.
Приведем пример работы учителей
физики Новотаволжанской школы Белгородской
области по формированию культуры здоровья
школьников на уроке по теме «Электричество».
– Дети и взрослые часто неправильно
обращаются с электрическими приборами,
подвергая свою жизнь опасности. Ток и напряжение
не имеют внешних признаков, которые позволили бы
человеку при помощи органов чувств (зрения,
слуха, обоняния) обнаружить грозящую опасность и
принять меры предосторожности. Как известно,
человеческое тело является проводником. Если
кто-то случайно прикоснется к токоведущим частям
электроустановки, к оголенным проводам или
клеммам, то по его телу пойдет электрический ток.
В результате человек может получить
электротравму. Чтобы избежать поражения током,
необходимо знать действие тока, а также как
предотвратить электротравмы и как оказать
первую помощь. Вначале послушайте сообщения,
затем решите задачи по рисункам и ответьте на
вопросы к инсценировкам «жизненных ситуаций».
Сообщение № 1. «Медицина об электротравмах». Электротравмы
– повреждение органов электрическим током –
случаются в промышленности, сельском хозяйстве,
на транспорте, в быту, а также от молнии. Тяжесть
поражения организма зависит от силы тока,
напряжения, длительности действия тока и его
вида (постоянный или переменный). Установлено,
что наиболее опасен переменный ток. Опасность
возрастает с увеличением напряжения; чем
длительнее воздействие тока, тем тяжелее
электротравма.
Ток вызывает различные общие и местные нарушения
в организме. Местные нарушения могут
варьироваться от незначительных болевых
ощущений до тяжелых ожогов с обугливанием и
обгоранием отдельных частей тела. Общие явления
выражаются в нарушении деятельности центральной
нервной системы, органов дыхания и
кровообращения. При электротравмах наблюдаются
обмороки, потеря сознания, расстройства речи,
судороги, нарушение дыхания (вплоть до
остановки), в тяжелых случаях – шок и даже
мгновенная смерть. Для электроожогов характерны
«знаки тока» – плотные струпья на месте
соприкосновения кожи с проводом. У пораженных
молнией на коже остаются следы прохождения тока
в виде красноватых полос – «знаков молний».
Воспламенение одежды при воздействии тока
приводит к ожогам. Основной фактор поражения
организма – это сила тока, протекающего по телу.
Она определяется по закону Ома, а значит, зависит
от напряжения и сопротивления тела. Сухая кожа
имеет большое сопротивление, а влажная – малое.
При сухой коже сопротивление тела от ноги до руки
или от одной руки до другой может быть равно 105 ом,
а между потными руками – 1500 ом.
Вычислите максимальные силы потоков,
возникающих при контакте с бытовой техникой
напряжением 220 В.
Наиболее чувствительны к
электрическому току мозг, грудные мышцы и
нервные центры, контролирующие дыхание и работу
сердца. (Используется прием демонстрации: с
помощью гирлянды, вставленной внутрь скелета,
учитель показывает прохождение тока через тело
человека, затем – таблицу действия тока на
организм.)
Действие тока на организм
Сила тока |
Действие тока |
0–0,5 мА |
Отсутствует |
0,5–2 мА |
Потеря
чувствительности |
2–10 мА |
Растущее
воздействие на мышцы, некоторые повреждения |
20–100 мА |
Дыхательный
паралич |
100 мА – 3А |
Желудочковые
фибрилляции (необходима немедленная реанимация) |
Более 3А |
Остановка сердца
(если ток кратковременный, сердце можно
реанимировать), тяжелые ожоги |
Сообщение № 2. «Причины
поражения током». Основные причины
электротравматизма: неисправность приборов или
средств защиты; замыкание фазовых проводов на
землю; нарушение техники безопасности при
обращении с приборами, проводами (прикосновение
к оголенным проводам, предохранителям, ламповым
патронам, ошибочное принятие включенного
прибора за выключенный, контакт токопроводящего
оборудования с прибором, находящимся под
напряжением). Одна из причин неисправности
приборов – замыкание на корпус. Это соединение
оголенного провода с металлическим корпусом
электроприбора. Опасность в том, что распознать
по внешним признакам прибор, в котором произошло
замыкание, невозможно. Однако, прикоснувшись к
корпусу, можно получить электротравму.
Предположим, что по какой-либо причине
нагревающая спираль контактирует с
металлическим корпусом обогревателя (изоляция
проводника перетерлась, образовалась перемычка
из пыли и грязи). Если человек дотронется до
корпуса обогревателя, то по его телу пойдет
электрический ток. Если человек при этом стоит в
ванной комнате на влажном полу или держится за
заземленную батарею, то его сопротивление будет
мало и через него пойдет значительный ток, что
может привести даже к смертельному исходу.
Основные правила электробезопасности. Прежде
чем работать с прибором, необходимо убедиться,
что в нем нет замыкания на корпус, шнур исправен и
его разъемные соединения внешне надежно
изолированы.
Сообщение № 3. «Электротравматизм и состояние
помещения». По степени опасности поражения
электрическим током все помещения делятся на
особо опасные, с повышенной опасностью и без
повышенной опасности. Особо опасные –
относительная влажность воздуха близка к 100%, а
также с химически активной средой, разрушающей
изоляцию и проводники тока. С повышенной
опасностью – сырые помещения с влажностью
воздуха до 75%, с наличием токопроводящей пыли, с
металлическими, железобетонными полами, с
температурой выше 300С. Все остальные – без
повышенной опасности. Помещения должны быть
светлыми, сухими, теплыми, без выбоин и щелей,
поверхности потолков, стен, дверей – гладкие
матовые, радиаторы и трубопроводы – заземлены.
Напряжение в помещениях с повышенной опасностью
не выше 42 В, в особо опасных – не выше 12 В
(демонстрируются кадры из фильма «Основы
электробезопасности»). Для устранения опасности
поражения электрическим током применяются
следующие защитные средства: изолированные
подставки из сухой древесины, резиновые
перчатки, коврики, калоши; специальные
инструменты и приспособления с изолированными
ручками; приборы, регистрирующие напряжение,
контрольные лампы и специальные приборы с
неоновыми лампочками.
Помощь при поражении электрическим током.
Первая помощь при поражении током включает два
этапа: освобождение пострадавшего от
воздействия тока и оказание ему доврачебной
медицинской помощи. Вначале нужно обесточить
электроустановку, выключить рубильник или
предохранитель. Если быстро отключить
невозможно, то нужно оттащить пострадавшего в
безопасное место. Действовать по возможности
одной рукой, в резиновых перчатках или обмотать
руки сухой одеждой. Если невозможно оттащить, то
сухой деревянной палкой надо отвести провода,
или перерубить топором с сухой деревянной
ручкой, или перекусить кусачками с
изолированными рукоятками. Спасающему нельзя
касаться открытых частей тела или мокрой одежды.
Срочно вызвать врача, но оказать доврачебную
помощь. Если человек потерял сознание, но у него
сохраняются устойчивое дыхание и пульс, следует
дать понюхать нашатырный спирт, обрызгать лицо
водой, обеспечить покой. Если дышит плохо или не
дышит, немедленно делать искусственное дыхание и
непрямой массаж сердца. Один из способов
искусственного дыхания – «рот в рот» и «рот в
нос». А потом непрямой массаж сердца. Это должен
уметь каждый. Недопустимо пострадавшего
закапывать в землю или засыпать землей.
Задачи по рисункам (работа в группах).
Класс делится на группы по 4 человека. Каждая
группа получает рисунок с изображением ситуации,
в которой персонажи нарушают правила
безопасности при использовании
электрооборудования, и одинаковые вопросы: 1. Что
персонажи делают неправильно? 2. Какова причина
поражения током данного персонажа? 3. Как надо
было действовать правильно?
Оценки ставят жюри и учитель (рисунки при ответах
проецируются на экран). кружковцы показывают
инсценировки жизненных ситуаций. (Розетка
обесточена, и никто никаких повреждений не
получит).
«Жизненные ситуации»
Маша держит в руках электрощипцы,
включает в розетку. Света спрашивает: «Что ты
делаешь, Маша?» – «Хочу накрутить волосы», –
отвечает Маша и при этом накручивает волосы на
щипцы. Вопрос: что Маша делала неправильно?
На столе стоит стакан с кипятильником. Саша
говорит Вите: «Попробуй, согрелась ли вода?». Витя
опускает палец в стакан при включенном
кипятильнике. Вопрос: почему нельзя так
поступать?
«Аня, выключи, пожалуйста, свет», – просит Вера.
Аня с мокрыми руками идет к выключателю. Вопрос:
что неправильно делала Аня?
Объясняя учащимся тему «Атомная
физика», учитель гимназии № 25 г. Барнаула Т.А.
Верезубова указывает на вредное действие
ионизирующего излучения на здоровье человека.
Радиоактивное облучение приводит не только к
лучевой болезни, а при больших дозах и к смерти,
но и к появлению мутаций, которые могут
существенно изменить генетический фонд
наследственности живой природы. Уже сегодня на
территории России и ближнего зарубежья 4 млн кв.
км площадей непригодны для проживания из-за
повышенного уровня радиации.
При изучении темы «Звук» учитель
сообщает о негативном воздействии шума на
здоровье человека. Шум справедливо считают одним
из основных «загрязнителей» атмосферы
современных городов. Проведенные исследования
отмечают стойкое снижение слуха городских
жителей. Шум может быть причиной бессонницы,
расстройств пищеварения, нервно-психического
состояния и других заболеваний. Оказывая
раздражающее воздействие на человека, шум
приводит к общей утомляемости, снижению уровня
работоспособности.
Наибольшую опасность для человека представляют
ультразвуки и инфразвуки. Ультразвук находит
широкое применение в технике, медицине, сельском
хозяйстве и т.д. Не воспринимаемый человеческим
ухом, ультразвук при достаточно большой
интенсивности вызывает у людей недомогание,
тошноту, головокружение, рвоту. Разрушительная
сила неслышимых звуков низкой частоты
(инфразвуков) проявляется в том случае, когда
собственная частота колебания некоторых
внутренних органов совпадает с частотой
инфразвука (6–8 герц). Под их воздействием
человека охватывают чувства страха, ужаса,
начинается паника, может произойти остановка
сердца.
Опираясь на научные данные, учитель и учащиеся
могут на уроке проанализировать причины и
последствия негативного воздействия некоторых
видов современной развлекательной музыки на
человека. Установлено, что определенная роковая
музыка является сильным раздражителем и
вызывает выделение гормонов, «стирающих» часть
запечатленной в мозге информации и
способствующих нарушению нервно-мышечной
координации, возникновению неврозов,
необузданных порывов. При частоте музыки 6–8
колебаний в секунду теряется глубина восприятия,
при частоте 25 колебаний в секунду вспышки света
совпадают с частотой биотоков мозга, что ведет к
потере ориентации и контроля над своим
поведением. Действие высокой частоты в диапазоне
ультразвука на мозг вызывает в нем биохимические
реакции, аналогичные тем, которые вызывает
введение морфия.
Учащиеся сами приходят к выводу, что
употребление на дискотеках алкоголя, табака, а
тем более наркотических веществ многократно
усугубляет психофизическое состояние
подростков. Педагог обращает внимание любителей
металл-рока на то, что в такой музыке особенно
много высокочастотных звуков, а это ведет как бы
к самонаркотизации. Металл-рок в условиях
светоцветошумовой дискотеки не только
возбуждает нервную систему, но действует и на
клеточные структуры организма, что порождает
наркотический эффект и приводит к
нервно-психическим аномалиям. Учитель также
указывает учащимся на недопустимость шума (110–170
дБ), возникающего при выступлении рок-группы.
Такой шум, сравнимый с сиреной воздушной тревоги
(130 дБ), взлетом реактивного самолета (150 дБ),
превосходит болевой порог (120 дБ) и близко
подходит к смертельному уровню (180 дБ).
Тема «Электродинамика»
позволяет педагогу раскрыть своеобразие
физических процессов, протекающих в организме,
показать их электрическое и электромагнитное
происхождение. Приводя данные о существовании
между Землей и ионосферой электрического поля
(на расстоянии 1 м от Земли в сухую погоду
разность потенциалов достигает 125 В), педагог
сообщает учащимся, что тело человека в целом
заряжено отрицательно, а разность потенциалов
между головой и руками или ногами составляет в
норме 2 В. Изменение этого потенциала (по разным
причинам) приводит к ухудшению состояния вплоть
до обмороков. Например, при ходьбе по полу,
покрытому линолеумом, положительный потенциал
человека оказывается равным 100 В. Если мы, ложась
в постель, натягиваем на себя одеяло из
искусственных материалов, то одновременно
«накрываемся» 500 В.
Учащиеся приходят к выводу о необходимости
заземления зданий, полов, кроватей, создания
токопроводящих подошв для обуви. В некоторых
странах, заботящихся о здоровье своих граждан,
разработаны такие государственные программы.
В ходе урока ученики знакомятся с
трибоэлектрическим эффектом (трение двух
непроводящих поверхностей), в результате
которого тело человека приобретает
положительный потенциал. Однако стоит человеку
заземлить ступни ног или рук, как моментально
восстанавливается его природная электростатика
и заметно повышается работоспособность.
В конце урока у школьников формируется
убеждение, что в жилых и нежилых помещениях важно
иметь проводящие полы, соединенные с землей; за
письменным столом или компьютером следует
держать металлический шар или другой
заземленный предмет, а под ногами иметь
заземленный проводящий коврик. Обувь должна быть
из натуральной кожи с проводящей подошвой, носки
– из 100%-ного хлопка, а не из искусственных
материалов. В современных условиях жизненно
необходимо работать с водой как мощным средством
восстановления природного потенциала человека.
В ходе решения математических задач
учащиеся могут освоить дополнительную
информацию об индивидуальном здоровье и
факторах его обеспечения. Так, задачи,
разработанные на основе анатомо-физиологической
тематики, позволяют учащимся разных классов
узнать много нового о составе и функциях
опорно-двигательного аппарата,
сердечно-сосудистой, дыхательной,
пищеварительной, нервной и других систем.
Примеры:
1. У младенцев насчитывается более 300 костей,
впоследствии многие из них срастаются. Скелет
взрослого человека состоит из 206 костей. Сколько
костей срослось в процессе взросления? (Ответ:
94.)
2. Человек на три части состоит из воды и на две
части из твердых составляющих. Сколько воды в
ученике 5-го класса, весящем 40 килограммов? (Ответ:
24 кг.)
3. Известно, что 30% от первого числа на 4,1 больше,
чем 20% от второго. А 280% от второго числа на 1,85
больше, чем 25% от первого. Найдите эти числа и
узнайте, сколько фтора и цинка в мг требуется
человеку ежедневно. (Ответ: 2 мг, 15 мг.) Цинк
необходим детям для нормального роста и
созревания, а также для формирования иммунитета.
Фтор необходим для построения эмали зубов и
костей.
4. Одна сигарета сокращает жизнь на 6 минут.
Сколько дней из каждого года теряет человек,
выкуривающий в день 20 сигарет? (Ответ: 30 дней, 10
часов.)
5. Вычислите, расположите ответы в порядке
убывания и расшифруйте самую распространенную
причину ожирения.
(–9,3) + (–2,8) – И, (–1,1) + (+4,9) – Ы,
(–1,9,) + (–6,7) – Е, (–4,4) + (+0,5) – А,
(–1,1) + (–0,2) – П, (–4,9) + (–0,2) – Н,
(+2,8) + (–3,2) – Е, (+1,9) + (–0,5) – О,
(+7,3) + (–1,6) – З, (–2,7) + (+3,6) – Ч,
(–3,8) + (+1,6) – И, (–1,3) + (–1,4) – Т,
(–2,4) + (+2,2) – О, (–5,6) + (+5,7) – Н,
(–5,2) + (–1,5) – И, (–5,6) + (+5,7) – Н,
(+6,3) + (–2,1) – Б, (–0,8) + (+3,1) – Т.
Ответ: избыточное питание. Без
поступления в организм относительного или
абсолютного избытка пищевых веществ увеличение
массы тела невозможно.
Еще примеры составления задач оздоровительного
содержания.
Пульс взрослого человека – 60
ударов в минуту, а у ребенка – 90. На сколько чаще
сократится сердце за час у взрослого человека,
чем у ребенка?
Выполняя физические упражнения, мы
укрепляем сердце, кровеносные сосуды и мускулы.
Упражнения учащают ваш пульс, который нужно
контролировать. Определите границу допустимого
пульса (ГДП) по следующей формуле: ГДП = (220 – ваш
возраст) х 0,7 = ... .
Нормальный вес человека условно
равен его росту в сантиметрах минус 100. Можно ли
считать нормальным вес в 90 кг, если рост мужчины
составляет 168 сантиметров?
В школьном курсе биологии заложены
гигиенические основы жизнедеятельности
человека, особенности его анатомии и физиологии.
Учащиеся на научной основе могут усвоить
факторы, определяющие здоровье человека;
гигиенические аспекты его труда и отдыха;
вопросы профилактики инфекционных,
респираторных, кожно-венерических заболеваний,
отравления ядовитыми веществами, предупреждения
зависимых состояний; оптимальный статус питания;
эмоциональную и физическую стабильность;
коррекцию отклонений в состоянии здоровья и т.д.
В курсе «Естествознание» (5-й класс)
учитель может раскрыть вопросы взаимовлияния
природы и человека; разнообразие мира растений и
их влияние на здоровье; проблемы питания людей;
способы защиты и очистки воздуха, воды.
В 6-м классе на уроках поднимаются темы
питания человека; заболевания зубов и гигиены
полости рта; организации труда и отдыха человека;
влияния вредных привычек на здоровье человека и
их профилактики; особенностей режима дня
школьника; роли физической культуры и труда в
профилактике гиподинамии; способов закаливания
организма; личной гигиены; профилактики курения,
алкоголизма и наркомании и др.
В разделе «Растения» учащиеся знакомятся
с их разнообразием и возможностями в плане
профилактики и лечения болезней, а в разделе
«Бактерии. Грибы. Лишайники» – с полезными и
болезнетворными бактериями, способами борьбы c
ними, мерами предупреждения отравления грибами и
первой помощью при отравлениях.
В разделе «Животные» школьники
приобретают знания о влиянии животных на среду
обитания и жизнь человека, о болезнях, вызываемых
животными, и способах профилактики; о питании
пищей животного происхождения, о гигиенических
правилах и предупреждении инфекционных
заболеваний.
В разделе «Человек и его здоровье» учащиеся
получают знания об особенностях строения
человеческого тела; о функциях, болезнях систем
человеческого организма и способах профилактики
болезней; о первой помощи при травмах
опорно-двигательного аппарата; о гигиене
питания, дыхания, зрения, кожи, труда и отдыха; о
здоровом образе жизни; о предупреждении
психоактивных веществ и др.
Изучение различных блоков ЗОЖ необходимо
осуществлять с учетом личностного смысла,
значимости получаемой учащимися информации, а
также на основе комплексного подхода к
исследованию как частных вопросов, так и
проблемы обеспечения здоровья человека в целом.
В темах «Опорно-двигательная система»,
«Дыхание», «Кровь и кровообращение» учащиеся
могут получить объективные показатели состояния
организма, используя при этом простейшие
функциональные пробы и справочные материалы.
Как показывает практика, такая методика помогает
учащимся осознать резервы своего здоровья и
стимулирует их познавательную активность. С этой
целью учитель может предлагать разнообразные
задания. Например, задания на формирование
умения прогнозировать последствия стресса или
закаливания; задания на отработку умений
осуществлять самоконтроль, самооценку состояния
и резервных возможностей организма (оценка
работоспособности, гибкости, определение веса и
др.); задания на составление практических
рекомендаций по увеличению роста, снижению веса,
снятию нервного напряжения, советы по отказу от
курения; задания, требующие осмысления
ценностно-содержательного и
ценностно-деятельностного отношения к здоровью
и здоровому образу жизни.
Приведем пример
здоровьеориентированного содержания и
построения учебного материала по теме
«Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний».
Задачи: познакомить учащихся с
сердечно-сосудистыми заболеваниями и мерами их
профилактики; раскрыть вредное влияние табака и
алкоголя на сердце и кровеносные сосуды; научить
учащихся распознавать капиллярное, венозное и
артериальное кровотечения и оказывать первую
помощь при кровотечении.
Оборудование: таблицы «Схема
кровообращения», «Значение тренировки сердца»,
бинты, резиновые трубки, жгуты, кинофильм
«Никотин. Алкоголь. В чем опасность?», диафильм
«Строение и работа сердца».
Основное содержание:
причины сердечно-сосудистых
заболеваний (ишемическая болезнь,
гипертоническая болезнь, пороки сердца, инсульт,
инфаркт);
меры профилактики
сердечно-сосудистых заболеваний. Тренировка
сердца;
вредное влияние табака и алкоголя на
сердце и сосуды;
первая помощь при кровотечении;
помощь пострадавшему с носовым
кровотечением.
Задания для самостоятельной работы:
1. Прочесть в учебнике текст об оказании первой
помощи при кровотечениях и выполнить следующие
задания: остановить условное кровотечение из
сосудов предплечья или кисти у своего товарища,
используя для этого бинты, палочки для закрутки,
резиновые трубки (жгуты).
Заполнить таблицу.
Первая помощь при кровотечениях
Вид
кровотечения |
Особенности
кровотечения |
Первая
доврачебная помощь |
|
|
|
2. Подготовить сообщение (по желанию)
на тему «Влияние никотина и алкоголя на
сердечно-сосудистую систему».
Контроль знаний:
Чем отличается тренированное
сердце от нетренированного?
Какие сердечно-сосудистые
заболевания вам известны? Каковы их причины?
Как можно предупредить заболевания
сердца и сосудов?
Какие бывают кровотечения и какую
первую помощь следует оказывать пострадавшим
при капиллярном, венозном и артериальном
кровотечениях?
Почему для остановки кровотечения из
артерии нужно накладывать жгут ближе к сердцу от
места поражения?
Что называют пороком сердца? Как при
этом нарушается работа сердца?
Известен исторический факт: почти 2500
лет назад лучший воин-скороход пробежал 40 км за 3
часа. Сообщив о победе греков над персами, он упал
мертвым. Уже более 100 лет проводятся состязания
по бегу на марафонскую дистанцию (40 км), и бегунам
эта дистанция не опасна. Объясните почему.
Докажите или опровергните
высказывание: «Если бы мы использовали свой ум и
свои ноги больше, а будильник и свой желудок
меньше, то мы меньше бы страдали от болезней
сердца».
Какой вред наносит алкоголь и никотин
сердечно-сосудистой системе?
Дополнительная информация
Тренированное сердце в покое за одно
сокращение выбрасывает 100 см3 крови, а при
усиленной работе – 300 см3; а
нетренированное сердце – наполовину меньше. В
подростковом возрасте сердце быстро растет, в
отличие от нервной системы, регулирующей работу
сердца. В связи с этим может возникнуть учащенный
ритм, развиться юношеская гипертония. Трудности
роста требуют щадящего режима и разумных
физических нагрузок, занятий спортом на свежем
воздухе. При тренировке мышечная стенка сердца
становится толще, ее напряжение и сила
увеличиваются, в ней повышается обмен веществ.
Заболевания сердца и сосудов по тяжести последствий
занимают первое место среди всех заболеваний.
Нервное перенапряжение, длительное
переутомление, плохой сон, никотин,
злоупотребление спиртными напитками и жирной
пищей – главные враги сердца и сосудов. Движение,
разумная физическая нагрузка, соблюдение режима
труда и отдыха, правильное питание, отказ от
курения и алкоголя – главные условия здоровья
сердца.
В курсе «Анатомия, физиология и
гигиена человека» старшеклассники
углубленно изучают темы размножения и
индивидуального развития организма, знакомятся
с понятиями «половые клетки», «мейоз», «развитие
яйцеклеток и сперматозоидов». На уроках у
учителя есть возможность показать взаимосвязь
между качеством генетической информации половых
клеток c окружающей средой и поведением человека;
показать, как в процессе мейоза под воздействием
мутагенов могут произойти наследственные
нарушения; раскрыть критические периоды
развития организма и проблемы влияния
нездорового образа жизни на индивидуальное
здоровье и развитие школьников.
Раздел «Основы генетики» содержит
материал о значении генетики для здоровья
человека, о роли наследственности и условий
среды в формировании и развитии организма, о
загрязнении среды обитания мутагенами и его
последствиях. В частности, школьники узнают о
пагубном влиянии вредных привычек на
наследственность человека, о том, что реализация
наследственной информации (генетических
предпосылок) во многом зависит от самого
человека, от созданной им экологической и
социальной среды.
Основные знания о культуре здоровья,
получаемые учащимися на уроках химии, можно
условно распределить на следующие разделы. В 8-м
классе на занятиях по теме «Состав воздуха»
школьники изучают состав вдыхаемого и
выдыхаемого воздуха, влияние загрязнения
воздушной среды на здоровье человека, знакомятся
с понятиями «активное» и «пассивное» курение. У
педагога есть возможность сформировать у
подростков негативное отношение к активному и
пассивному курению, а также к антропогенным
факторам загрязнения воздуха. На занятиях по
теме «Горение» определяется, что такое
ожог человеческого тела, сообщаются правила
оказания первой помощи, формируются умения
школьников оказать первую помощь при
термических ожогах. В содержании темы
«Кислоты» раскрывается значение соляной
кислоты в усвоении пищи человеческим организмом,
указываются причины изжоги и способы первой
помощи. Выявляются действия кислот на кожу и
слизистую оболочку человека, а также негативные
последствия выпадения кислотных дождей для
здоровья человека и окружающей среды. На уроке по
этой теме можно формировать умения школьников
оказывать первую помощь и при химических ожогах.
В раскрытии темы «Вода» научно
обосновывается роль воды в жизнедеятельности
человеческого организма, учащиеся изучают
оптимальный питьевой режим.
Приведем пример из школьной практики. Учитель
химии Борисовской средней школы № 2 Белгородской
области Л.П. Шах на своих уроках приобщает
учащихся к культуре здорового поведения в мире
веществ и химических превращений, воспитывает
интерес к изучаемому школьному предмету и
ответственность за свое здоровье. В 9-м классе в
теме «Хлор» педагог раскрывает роль
соединений хлора в обеззараживании воды и
помещений, знакомит учащихся с понятием
«дезинфекция», что формирует положительное
отношение школьников к этому профилактическому
мероприятию. Тема «Йод» дает возможность
показать антибактериальное действие данного
вещества и способы его применения в медицинской
практике, изучить приемы использования йода при
оказании первой помощи. В ходе выполнения
практических заданий учащиеся учатся правильно
пользоваться йодом при ранениях, порезах и
ссадинах.
В 10-м классе на уроках по теме «Минеральные
удобрения» изучаются минеральный состав
этих веществ и возможное отрицательное их
влияние на здоровье человека. Формируется
осторожное отношение к минеральным удобрениям
при работе с ними, понимание строгого соблюдения
вносимых доз. Тема «Ядохимикаты» освещает
такие вопросы, как разновидность ядохимикатов,
влияние их на индивидуальное здоровье, меры
индивидуальной защиты, способы защиты людей от
отравления ядохимикатами. На занятиях по данной
теме учащиеся узнают о применении мер защиты при
транспортировке, хранении и работе с
ядохимикатами, о том, как оказать первую помощь
при отравлении. В 10-м классе на уроках по теме
«Бензолы» изучаются бензопирены как
соединения, вызывающие злокачественный рост
эпителия легких (так называемый «канцерогенный
эффект»), рассматриваются механизмы образования
бензопиренов при сухой возгонке табака (курении),
что способствует формированию негативного
отношения юношей и девушек к активному и
пассивному курению. Широкий простор для
формирования негативного отношения
старшеклассников к употреблению алкоголя
содержится в теме «Спирты». В процессе
раскрытия учителем патогенного влияния
этилового спирта (алкоголя) на развитие и функции
различных органов и систем человеческого
организма показан механизм мутагенности
алкоголя. В современных социальных условиях,
когда многие дети страдают от избыточного либо
недостаточного веса и сформировали у себя
вредные для здоровья пищевые привычки,
становится важным изучение тем «Белки»,
«Жиры» и «Углеводы». Педагог может
обратить внимание учащихся на роль белков, жиров
и углеводов в питании, обмене веществ; на
значение ненасыщенных жирных кислот; на проблему
избыточного веса как причины заболеваний; на
использование углеводов в лечебных целях; на
особое значение незаменимых белков: мяса, рыбы,
молока и др. Все это способствует формированию
осознанного отношения старшеклассников к режиму
и рациональному питанию, пониманию вреда
избыточного и нездорового питания.
Представленный материал, безусловно, не отражает
всего многообразия здоровьеформирующих
возможностей преподавания учебных предметов.
Без сомнения, более глубокое исследование
позволит создать целостную систему приобщения
учащихся к знаниям в области культуры здоровья.
|