В конце 2007 г. в Санкт-Петербурге в
пятый раз собрались участники движения «ДРОЗД»
(«Дети России образованны и здоровы»)
Зачем нужны ДРОЗДы?
Пока команды школьников (из 48 регионов
РФ) доказывали, что они образованны и здоровы, то
есть состязались в сочинении и грамматических
тестах по русскому языку, в художественном
конкурсе, а также выясняли: кто лучше играет в
баскетбол, быстрее плавает и бегает, может
отжаться или подтянуться большее количество раз,
– сопровождающие их взрослые подводили итоги и
делились опытом на V Всероссийской
научно-практической конференции «ДРОЗД».
Мы уже писали об этом движении, но хотелось бы
напомнить, что оно собой представляет. Это часть
международного, спортивного движения «Дети
радуги», в котором участвуют 54 страны мира. В 2003
г., изучив успешную работу центров по
оздоровлению и образованию детей, компания
«ФосАгро» (производитель фосфатных удобрений)
совместно с Государственным образовательным
учреждением Центром образования «Самбо-70» (г.
Москва) создали в России движение «ДРОЗД».
Стратегическая цель этого проекта – улучшение
физического развития и повышение уровня
образованности детей, приобщение их к здоровому
образу жизни, снижение заболеваемости, детской
преступности, пристрастия к вредным привычкам.
Организаторы движения объединяют детские сады,
общеобразовательные и спортивные школы,
спортивные клубы в образовательные центры
спортивно-оздоровительной направленности;
разрабатывают экспериментальные программы и
методики, занимаются профилактикой детской и
подростковой преступности; совершенствуют
систему повышения квалификации для учителей и
тренеров-преподавателей; организуют масштабные
мероприятия (фестивали, спартакиады,
конференции), пропагандирующие здоровый образ
жизни.
В настоящее время образовательные центры,
применяющие современные педагогические
технологии по модели «ДРОЗД», работают в
Московской области (в Воскресенске, Дмитрове,
Бронницах, Егорьевске…), Вологодской (в
Череповце), Мурманской (в Апатитах и Кировске),
Саратовской (в Балакове) и других областях РФ. Их
главная задача – создать здоровый баланс между
физической и умственной нагрузками, привлечь
детей к регулярным занятиям физической
культурой и спортом.
Участники конференции отметили, что сегодня, к
сожалению, дети России не очень образованны и не
очень здоровы. У некоторых есть что-то одно – или
знания, или здоровье, но «два в одном флаконе»
встречаются очень редко.
Школьники страдают от гиподинамии, они постоянно
сидят за партой или за компьютером, пытаясь
справиться с огромным объемом заданий. В
гимназиях и лицеях ежедневная нагрузка
превышает допустимую на 28%, в обычных городских
школах – на 17,5%, в сельских – на 9%.
– Концепцию образования нужно менять, – считает
президент НП «ДРОЗД» Игорь Сидоркевич
(Москва). – И прежде всего следует изменить
отношение к урокам физкультуры. Двух уроков в
неделю совершенно недостаточно. Да и что можно на
них сделать, каких результатов добиться?
Не урок, а тренировка
Альтернативу устаревшей системе
член-корреспондент РАО Вадим
Бальсевич видит в спортизации. Это не просто
урок, а мини-тренировка. Чем же отличается новая
форма занятий физкультурой от традиционной?
Обычно дети всем классом занимаются 2 часа в
неделю в рамках академического расписания и по
общей для всех программе. Инновационная форма
предполагает дополнительно проводить
учебно-тренировочные занятия (6 часов в неделю) по
группам и вне школьного расписания.
Многие считают, что если вынести спортивные
занятия за пределы расписания, то половина детей
на них просто не придет. Ну что же, это их выбор.
Ребенок волен остаться при двух уроках
физкультуры или научиться, допустим, забивать
голы и красиво двигаться в спортивных танцах.
Четвероклассников на уроках физкультуры
знакомят с различными видами спорта. А в 5-м
классе ребята уже начинают тренироваться после
школы (бесплатно) в выбранной ими группе.
Подростки сами определяют, чем именно они хотят
заниматься, а тренер учитывает наследственную
предрасположенность к определенным видам
спорта.
Вот, например, как ведется работа в одной из школ
г. Звездного Пермской области. Помимо трех уроков
физкультуры по 60 (!) минут, школьники занимаются
баскетболом, волейболом, футболом, фигурным
катанием, аэробикой. Кроме того, есть группы для
ослабленных детей и ЛФК. В общем, охвачены все.
Результаты ощутимы: ребята стали меньше
курить и реже болеть. Это
спортивно-оздоровительные занятия, но если
ребенок проявит какие-то способности, то он может
и дальше совершенствоваться и перейти на
следующий уровень – в детско-юношескую
спортивную школу.
Даешь соревнование!
Ребенка нужно увлечь спортом. Немалую
роль в этом может сыграть принцип
состязательности. А соревнования могут быть
разными: «ДРОЗД», «Каждой школе – спортивную
команду» или еще какие-нибудь.
С 1998 г. Минобрнауки РФ и Росспорт проводят
«Президентские состязания». По мнению директора
детского оздоровительного центра Юрия
Перегудова (г. Узловая Тульской области), их
положительное отличие от «ДРОЗДа» состоит в том,
что соревнуются целые классы, а не отдельные
спортсмены и команды. Физическая подготовка
ребят определяется по шести тестам (бег на 100 м,
подъем туловища за 30 сек., силовые упражнения и
т.д.). Скоростные качества ребенка развиваются
естественно (бег, лыжи), а силовые нужно
развивать. Система президентских состязаний
стимулирует равномерное развитие всех
физических качеств детей. Анализ показал, что
мальчики и девочки (6–7-е классы) в командах
низшего и среднего уровня развиваются
практически равномерно, а в командах-лидерах у
девочек почему-то силовые качества выше.
Но в условиях всех конкурсов заложено
противоречие. Для учителя главное – оценка, для
тренера – победа. Обычно тренеры
запрограммированы на результат, им неинтересно
работать с бесперспективными детьми.
Учителя-тренеры первичного звена должны иметь
особую подготовку, чтобы заниматься
оздоровлением школьников. «Их труд по достижению
хороших показателей здоровья детей, пусть при
небольших спортивных результатах, нужно
оплачивать дополнительно», – считают участники
конференции.
Мы за ценой не постоим?
После того как выяснилось, что зимние
Олимпийские игры в 2014 г. пройдут в Сочи,
Правительство РФ поставило задачу подготовить
будущих чемпионов. Конечно, приятно видеть наших
спортсменов на пьедестале почета и слышать гимн
страны. Но какой ценой достигаются победы?
«Детей начинают учить определенному виду спорта
с трех лет. Скоро появятся технологии обучения
акробатике в утробе матери!» – возмущен
представитель Москомспорта Владимир Бауэр.
Он считает, что растущий организм надо развивать
в целом, а потом, используя уже проявившиеся
природные данные, добиваться результатов. В
противном случае происходит однобокое развитие,
начинаются перегрузки, травмы, психологические
срывы. О здоровье ребенка никто не думает. Это все
равно что электроприбор, рассчитанный на 12 в,
включить в розетку на 220 в. Выдержит ребенок –
хорошо. Нет – наготове следующие резервы.
Владимир Бауэр привел данные статистики: 53%
детей-спортсменов на соревнованиях нуждаются в
постоянной медицинской помощи!
Так для чего детям заниматься спортом? Чтобы
стать чемпионами, научиться себя преодолевать,
добиваясь поставленной цели, приобрести
определенные навыки и умения или просто вырасти
сильными, ловкими и красивыми? Может быть,
спросить у самих детей?
Между прочим, опрос школьников показал, что дети
предпочитают здоровье, а не медали.
|