Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №24/2007

Вместе с психологом

Отцы и дети

Социально-психолого-педагогическое отделение муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр» в течение ряда лет сотрудничает с образовательными учреждениями города на основе взаимовыгодного партнерства.
Мы обмениваемся технологиями, проводим совместные проекты... Одним из примеров подобного сотрудничества является конференция «Роль отца в воспитании детей», которая прошла в школах № 1, 7, 8, 9, 11 г. Глазова.
Подготовительная работа состояла из следующих этапов:

№ п/п

Участники

Вид деятельности

Ответственные

1

Учащиеся 1–7-х классов

Сочинение «Если бы я был папой»

Классные руководители, учитель-предметник

2

Учащиеся 1–4-х классов

Рисунок «Мой любимый папа»

Классный руководитель

3

Учащиеся 1–11-х классов

Концертные номера

Классный руководитель,

замдиректора по воспитательной работе,

учитель музыки

4

Учащиеся 1–11-х классов

Анкетирование

Классный руководитель, психолог

5

Учащиеся 1–11-х классов

Фотогазета «Рядом с папой»

Классные руководители

6

Замдиректора по учебно-воспитательной работе

Сообщение «Взаимодействие с родителями – залог взаимопонимания и успеха»

Замдиректора по учебно-воспитательной работе

7

Библиотекарь

Обзор литературы на тему

«Роль отца в воспитании детей»

Библиотекарь

Конференция
«Роль отца в воспитании детей»

Без хороших отцов
нет хорошего воспитания,
несмотря на все школы.

Н.Карамзин

План мероприятия

Цель: повысить ответственность отцов за воспитание детей, определять проблемы в общении детей и родителей в семье и возможные пути их решения.

Задачи:

– актуализировать опыт сотрудничества отцов и детей;
– проанализировать различные стратегии поведения в конфликтных ситуациях;
– отработать навыки проблеморазрешающего поведения.

Вариант 1

План:

1. Актуализация темы.
2. Концертные номера «Вместе с папой».
3. Результаты анкетирования.
4. Анализ сочинений «Если бы я был папой».
5. Дискуссия «Пространство родительской любви. Принцип взаимодействия».
6. Практическое взаимодействие:
– упражнение «Без слов»;
– притча «Спор»;
– упражнение «Слепой и поводырь»;
– миниатюра «На приеме у окулиста».
7. Рефлексия.

Подготовительный этап:

1. Выпуск стенгазеты «Если бы я был папой» и фотогазеты «Рядом с папой».
2. Анкетирование родителей.
3. Анкетирование учащихся.
4. Обзор литературы по теме «Роль отца в воспитании детей».
5. Графики по результатам анкетирования.
6. Оформление сцены.
7. Составление концертной программы.
Продолжительность: 1 час 30 минут.

Вариант 2

Подготовка:

1. Анкетирование учащихся (анкета «Укрощение родителей»).
2. Анкетирование отцов.
3. Оформление актового зала.

План

1. Вступительное слово. Анализ результатов анкетирования.
2. Дискуссия «Быть мужчиной. Семейные роли».
3. Спор-клуб. Конфликт «Кризис жанра». Обсуждение.
4. Дискуссия «Как передать ответственность» (схема «я-высказывания»).
5. Спор-клуб. Конфликт «Ведь у него все есть!». Обсуждение.
6. Заключение.

Приложение 1

При оформлении зала конференции можно использовать следующие высказывания.

Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь...

В.Сухомлинский

Вначале мы учим своих детей.  Затем мы сами учимся у них.  Кто этого делать не хочет, тот отстает от своего времени.

Я.Райнис

Никогда не теряй терпения – это последний ключ, открывающий двери.

А.Сент-Экзюпери

Гораздо легче стать отцом, чем остаться им.

В.Ключевский

Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

В.Сухомлинский

Я над семьей дышу благоговейно.
Скажу вам правду, не кривя душой,
Что для меня слова: очаг семейный –
Несут понятие – святой.

Н.Белоусов

Ребенок учится тому,
что видит у себя в дому:
Родители – пример тому.
Мужья – пример для жен своих,
А дети учатся от них.

С.Брандт
(из кн. «Корабль дураков», XVI в.)

Приложение 2

Используйте следующие упражнения.

«Слепой и поводырь»

Цель: развить чувства доверия и ответственности.
Инструкция. Упражнение проводится в парах. Один из участников – «слепой» (ему завязывают глаза), второй – его «поводырь», старающийся аккуратно и бережно провести напарника через различные препятствия, созданные заранее (столы, стулья и т.д.). Желающие принять участие в игре могут создавать «баррикады» из своих тел, расставив руки и ноги, замерев в любом месте комнаты. Задача проводника – провести «слепого» так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники могут поменяться ролями.
Комментарий. В игре «поводырь» может контактировать со «слепым» разными способами: говорить о том, что нужно делать или просто вести его за собой, поднимая ногу «слепого» на нужную высоту, чтобы, например, перешагнуть через препятствие. Таким образом тренируется владение вербальными и невербальными средствами общения. Можно ухудшить ориентацию «слепого» в пространстве, раскрутив на месте после того, как ему завязали глаза.

Анализ упражнения:
– Как вы себя чувствовали, когда были «слепыми»?
– Вел ли вас «поводырь» бережно и уверенно?
– Знали ли вы все время, где находитесь?
– Как ощущали себя в роли «поводыря»?
– Что делали, чтобы вызвать и укрепить доверие «слепого»?
– В какой роли чувствовали себя комфортнее? Хотелось ли во время игры изменить ситуацию?
– В роли «поводыря» или «слепого» ощущаете вы себя в семье? Почему?
Ответы можно начинать следующими предложениями:
– Мне было легко, потому что…
– Мне было трудно, потому что…

«Без слов»

Цель: сплочение группы.

Инструкция. Встаньте плотным кругом. Закройте глаза и рты. Вы слепоглухонемые. И вам надо построиться в шеренгу по росту (образовать квадрат, треугольник, трапецию и т.д.). Включается секундомер. По окончании обсуждаются результаты.

Анализ упражнения

– Понимаете ли вы в семье друг друга без слов? Объясните на примерах.
– Вопрос родителям: чего не хватает вам для полного понимания своих детей?

Приложение 3

Используйте следующие анкеты.

Анкета для отцов
«Я и мой ребенок»

1. Сколько времени вы общаетесь со своим ребенком? (Подчеркните.)
– Все свободное время;
– от случая к случаю;
– не общаюсь вообще.
В каких формах: беседа, просмотр и обсуждение кинофильмов, совместная работа по хозяйству, чтение книг, поездки за город и т.п.? (Подчеркните.)
2. Как проводит свободное время ваш ребенок? (Подчеркните.) Предпочитает находиться в компании друзей; избегает общения со сверстниками; затрудняюсь ответить.
3. Нравится ли вашему ребенку общаться с вами, находиться дома?
– Да;
– нет.
4. Чем увлекается ваш ребенок? (Подчеркните.) Спорт, чтение художественной литературы, коллекционирование, уход за домашними животными, музыка, рисование и др.
5. Считаете ли вы физическое наказание приемлемой мерой воспитания?
– Да;
– нет.
6. Наблюдали ли вы случаи проявления жестокости вашим ребенком по отношению к сверстникам, младшим ребятам, животным?
– Да;
– нет.
7. Что преобладает в характере вашего ребенка? (Подчеркните.)

  • Стремление к лидерству, властность;

  • скептицизм, упрямство, негативизм;

  • уступчивость, кротость, пассивность;

  • несамостоятельность;

  • отзывчивость, бескорыстие, жертвенность.

8. Отношение вашего ребенка к занятиям? (Подчеркните.)
– Положительное;
– отрицательное;
– безразличное.
9. Что вам не нравится в процессе школьного обучения и воспитания? __________________________
10. Каким бы вы хотели видеть обучение в объединениях МОУ ДОД ДЮЦ? ____________________
Спасибо за сотрудничество!

Анкета для родителей

Уважаемый родитель! Предлагаемый вам опросник (см. табл. ниже) содержит утверждения о воспитании детей. Рядом с каждым утверждением проставьте свой ответ (да, нет).
Ваш пол (отметить):
– мужск.;
– женск.

№ п/п

Утверждения

1

У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью) чем-нибудь

интересным, куда-нибудь пойти вместе, поговорить подольше о чем-нибудь интересном.

2

Не люблю, когда сын (дочь) приходит ко мне с вопросами. Лучше,

чтобы догадался(ась) сам(а).

3

Моего (мою) сына (дочь) очень трудно заставить что-нибудь сделать по дому.

4

Мой сын (моя дочь) возвращается вечером тогда, когда захочет.

5

Если только возможно, стараюсь не наказывать сына (дочь).

6

Общение с детьми – в общем-то очень утомительное дело.

7

Воспитание моего (моей) сына (дочери) шло бы гораздо лучше,

если бы мой муж (моя жена)не мешал(а) мне.

8

Большинство мужчин легкомысленнее, чем женщины.

9

Часто бывает, что я не знаю, где пропадает мой (моя) сын (дочь).

10

Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться их.

11

Я очень редко ругаю сына (дочь).

12

Если бы у меня не было детей, я бы добился(лась) в жизни гораздо большего.

13

Чем дети старше, тем труднее иметь с ними дело.

14

Бывают случаи, когда лучшее наказание – это ремень.

15

Я довольно мало знаю о делах сына (дочери).

16

Ради сына (дочери) я пошел бы на любую жертву.

Спасибо за сотрудничество!

Анкета «Укрощение родителей»

Допиши:
1. Мои отношения с родителями можно считать хорошими, потому что ______________________.
2. Моих родителей совершенно невозможно воспитать, потому что __________________________.
3. У меня есть свои хитрости воспитания родителей, например, _____________________________.
4. Мои отношения с родителями улучшились после того, как _______________________________.
5. Мы ссоримся с родителями после того, как _________________________________.
6. Нельзя допускать в отношениях с родителями _______________________________________.
7. Родители никогда не должны _____________.
8. Идеальными родителями считаю__________.
9. О себе хочу рассказать (возраст, есть ли братья, сестры, каковы жилищные и материальные условия) __________________________________________.

Репрезентативное тестирование на тему «Что я думаю о своих родителях?»

Опрос 1

1. Ваши родители – какие они?
– Благородные;
– авторитарные;
– нежные;
– несправедливые;
– надоедливые.
2. Вы склонны воспринимать своих родителей как:
– вышестоящих;
– заслуживающих доверия;
– взрослых детей;
– приятелей;
– старшего брата или сестру.
3. Как они реагируют на вас? Ваше мнение:
– они хорошо знают что делают;
– они часто распускают руки;
– они волнуются за меня;
– они никогда не были молодыми;
– они быстро теряют самообладание;
– им наплевать.
4. В какой области вы чувствуете себя наиболее не похожими на них?
– У них другие взгляды на жизнь;
– в их отношении к работе;
– иначе воспитаны.
5. Вам кажется, что они находят вас:
– ленивым;
– честолюбивым;
– смелым;
– благородным;
– пресыщенным.
6. Вы чувствуете, что они:
– понимают вас;
– не слишком углубляются в ваши проблемы.
7. У вас есть чувство, что они вам доверяют?
Да; нет.
8. Когда у вас конфликт, какая реакция ваших родителей наиболее выводит вас из себя?
– Проповедь;
– ругань;
– лавина полезных советов;
– молчание;
– наказание.
9. Вы находите, что говорить с ними:
– легко;
– трудно;
– невозможно.
10. Сейчас вам кажется, что:
– они действительно помогают вам стать самим собой;
– им очень хочется, чтобы вы походили на них.
11. Каковы главные причины ваших разногласий с родителями в обычной жизни?
– Школьные дела;
– помощь по дому;
– уборка;
– другое.

Опрос 2

1. Довольны ли вы своими родителями?
Вам кажется, что в целом ваши родители занимаются вами:
– сколько надо;
– слишком много;
– скорее недостаточно;
– затрудняюсь ответить.
2. Когда у вас будут дети, предполагаете ли вы воспитывать их так же, как воспитывали вас, или ваши методы будут другими?
– Скорее как меня;
– совсем по-другому;
– затрудняюсь ответить.
3. Сколько детей вы хотели бы иметь?
– Одного;
– двоих;
– троих;
– четверых;
– пятерых и больше;
– ни одного;
– затрудняюсь ответить.
4. Какой будет семья завтра? Значение семьи возрастет, останется таким же, как сейчас, или ослабеет?
– Значение семьи возрастет;
– семья останется такой же;
– будет тенденция к ослаблению;
– затрудняюсь ответить.
5. Зачем семья существует сейчас? Какой из следующих пунктов кажется вам наиболее важным для сохранения семьи: очень важно; не очень важно; затрудняюсь ответить? 

Очень важно

Не очень важно

Воспитание детей

Лучшая защищенность от ударов судьбы

Индивидуальное развитие каждого из супругов

 Тест
«Хороший человек»

Заполните лесенку из 10 ступенек и напишите в каждой ступеньке какое-то качество хорошего человека. Вверху – самое важное, внизу – самое, на ваш взгляд, несущественное.
Ваш пол (отметить): мужск.; женск.

Приложение 4

Обсудите эти высказывания:
«Исправления моего отца – это татуировка на моей памяти, сделанная иголками ненависти. Я не люблю его советы. Я предпочитаю совершать ошибки».
«Одним из наиболее дорогих для меня воспоминаний является ощущение ласкового прикосновения отцовской ладони к моей голове. Часто по вечерам, когда я учился в школе, а затем в колледже, отец, придя вечером с работы, тихонько заходил ко мне в комнату, где я готовился к занятиям, и едва ощутимо нежно прикасался рукой к моим волосам, с любовью поглаживая меня по голове. До сих пор я храню ощущение его ладони на моих волосах, хотя с тех пор давно уже облысел. Мы иногда не обменивались ни единым словом – ведь я занимался. Позже, естественно, мы разговаривали в другой комнате или на кухне, где ужинали вместе с матерью. Однако именно то ощущение, что он своим прикосновением дал мне родительское благословение, очень сильно во мне сейчас. Что может ребенок получить от родителей больше, чем душевное проявление их принятия и поддержки?».

(Эдвин С. Шнейдман. Душа самоубийцы. – М.: Смысл, 2001. С. 23)

Приложение 5

Прочитайте детские сочинения, обсудите.

Пример 1
«Если бы я была папой»

Если бы я была папой, то я начала бы новую жизнь. Я бросила бы свои вредные привычки, уделяла бы больше времени и внимания своим детям: проверяла бы дневники, помогала делать уроки, отвечала на интересующие их вопросы. Больше внимания я уделяла бы сохранению и укреплению здоровья моих детей. Мы катались бы на лыжах, коньках, санках, ходили бы в поход, устраивали бы пикники, делали зарядку по утрам.
Я бы сделала все, чтобы мои дети были людьми с большой буквы: добрыми, справедливыми, отзывчивыми, сильными духом.
Конечно, идеальным папой невозможно стать, но к этому нужно стремиться ради нашего будущего – детей.

Пример 2
«Если бы я был папой»

Если бы я был папой, водил бы сыновей в театры, цирк, кино. А жене дарил бы по три красные розы каждый день. Я свою жену буду любить и заботиться о ней. Сыновей бы я научил водить машину, танки, вертолеты, самолеты и боевые машины. Жене я бы каждый день делал массаж. А еще я научил бы ее водить машину, и ездила бы она на работу и в магазин. Сыновьям купил бы велосипед. А на летние каникулы мы бы поехали на Черное море, на Мертвое море, в Египет, в Нью-Йорк, в Италию и на Тихий океан. А когда вернемся, я устроил бы праздник в доме. Жене подарю самое-пресамое дорогое кольцо, и цепочку, и серьги, а сыновьям – хоккей. К началу учебного года купил бы сыновьям самые красивые костюмы и ботинки, а жене – красивое платье, красивые туфли и сумочку. Мои сыновья стали бы чемпионами России по греко-римской борьбе. А жена – чемпионкой мира по гимнастике. А я – по тяжелой атлетике чемпионом России. Когда бы наступал вечер и сыновья ложились спать, мы с женой ходили бы по улице, прогуливались по парку. А утром я готовил бы завтрак самый вкусный и сытный.

Приложение 6

Обсудите примеры конфликтов.

«Кризис жанра» (по книге М.Арбатовой)

Действующие лица: подруги Лена и Катя.
Лена: Какая-то ты смурная.
Катя: Кризис жанра.
Лена: У тебя?
Катя: Представляешь, пришла вчера домой, убралась, настрогала винегрета, напекла блинов, нажарила котлет, машину стиральную запустила, стала белье развешивать – и вдруг все потемнело, с табуретки сползла – и ничего про себя понять не могу: жива или умерла? А чего делать, не знаю, таблетки или что? Выхожу в гостиную, а мои телевизор смотрят. Говорю: «Что-то я не в себе!». Никто от сериала не оторвался. Я говорю: «Ребята, мне как-то плохо». Муж чуток обернулся, говорит: «Подожди, подожди, сейчас он его догонит». А сам весь в сериале. А у меня даже сил нет заорать на них, телик выключить. Пошла в спальню, рухнула, соседке позвонила. Она зашла, глянула, «скорую» вызвала:
Лена: Ох, ничего себе!
Катя: «Скорая» в домофон звонит, старшая дочка от телика отклеилась, к дверям подходит, говорит: «Скорая»? Мы не вызывали!». Представляешь?! А я уже совсем никакая. Тут соседка всем по башке настучала. Они от сериала оторвались, начали вокруг меня половецкие пляски. А врач говорит: «В больницу!». Тут все охренели, я ж лошадь, на меня сколько ни грузи, все довезу, и вдруг в больницу.
Лена: И ты, судя по всему, не поехала?
Катя: Да я больниц с детства боюсь. Уколы сделали, отошла маленько. А врач говорит: «Если о своей жизни всерьез не задумаетесь – «скорая» вам скоро не поможет!». Вот я и задумалась.
Лена: И какой вывод?

СТОП!

Вопросы для обсуждения:

– Как часто встречаются подобные семейные отношения в жизни?
– Кто сталкивался с подобной ситуацией в реальности?
– Как вы расцениваете поведение членов семьи главной героини?
– Как бы вы поступили на месте главной героини? Почему?
– Каким вы видите разрешение конфликта?
Катя: Не знаю, Лен. У меня ведь жизнь рассчитана на то, что я крепкая, как трактор, всем нужна и все успеваю. У меня в схему не заложено было, что я могу упасть. Оказывается, могу; сама растерялась. Представляешь, утром выползаю на кухню, а там грязная посуда на столе стоит. Никто не знает, что с ней делать. Все безрукие! Счастье, что мне никто не попался – порвала бы, как Тузик грелку!
Лена (испуганно). И ты начала ее мыть?
Катя: Ты не поверишь, но не начала. Меня осенило: главная-то фигня именно в том, что они ее мыть не умеют, не потому что сволочи, а потому что я ее у всех из рук вырываю. ...Но я ведь сама их такими сделала. Я ведь всю жизнь хотела им гнездышко свить, чтобы они только сидели в нем и чирикали-курлыкали. А получилась богадельня. Правильно мой папаша всегда говорил: чем злее тренер, тем лучше результаты!
Лена: Выводы какие?
Катя: Выводы ты любишь делать. У меня никогда никаких выводов, всегда одни поступки. Я еще по большому счету не осознала, чтоб взбунтоваться. Мне еще кажется, что это вчерашнее не со мной было! Ну не может быть такого, чтоб «я – помираю, а мои зайчики от сериала оторваться не могут!». Мне надо в это въехать. Ты же знаешь, как я на них пахала!
Лена: Да, Кать, так ты их с шеи-то ссадишь?
Катя: Посмотрим. Знаешь, Вагнер первым повернулся к залу спиной. До этого дирижеры стояли лицом к залу. А он вдруг взял и повернулся. И после него уже все стояли к залу спиной.

«Ведь у него все есть»

Действующее лицо: мать 15-летнего сына.
Мать входит в комнату, кричит, закрывая дверь:
– Да, да, Женя! Я сделаю, как ты хочешь, только отстань!
(В сторону.) И что, что ему еще нужно? 15 лет! Ведь у него все, все есть!
(Набирает номер на мобильном.) Да, Сергей. Да, ему опять нужны деньги. Пожалуйста, не кричи на меня: видишь, твой родной сын от этого уже пострадал. Не доверяешь сыну? Думаешь, он наркоман? Не бросил бы нас – все было бы нормально. Я завелась? Ладно, все! Если мы тебе хотя бы чуть-чуть дороги, вышлешь деньги. Все! Пока!
(Снова набирает номер.) Да, Иван. Привет, это я. Знаешь, срочно нужны деньги. Конечно, Жене, а кому же еще? Ну и что, что давал неделю назад? Понятно, он же тебе не родной сын. Ты и поговорить с ним не можешь. С родной дочерью не расстаешься, а на Женьку у тебя все времени нет! Он не наркоман! Нет, в милицию я не пойду. К психологам тоже. Сам одумается. Ладно, все! Если бы ты любил меня, дал бы деньги, даже не раздумывая.
(Бросает трубку.) Сволочи все! Ребенок пропадает, а помочь никто не хочет.

СТОП!

Вопросы для обсуждения:

1. Чью сторону вы поддерживаете? Почему?
2. Часто ли подобная ситуация встречается?
3. Было ли что-то подобное в вашей семье и как разрешился конфликт?

Приложение 7

Обсудите притчи и разыграйте миниатюру.

«Спор»

Один крестьянин пришел к священнику и попросил дать ему во временное пользование небольшой кусок земли, которая принадлежала церкви.
– Этот кусок земли давно заброшен и никем не обрабатывается, – сказал крестьянин, – а у меня большая семья.
Священник задумался.
– Ну ладно, – сказал он, – я дам тебе эту землю. Но только в том случае, если ты выиграешь наш спор.
– Какой спор? – спросил крестьянин испуганно.
– Мы будем спорить без слов, – сказал священник. – Сначала я буду говорить с тобой жестами, а потом – ты.
Священник показал крестьянину палец.
Крестьянин, недолго думая, показал ему два пальца.
Священник удивился.
«Ну надо же, – подумал он, – как мудро этот крестьянин ответил на мой вопрос. Я показал ему, что Бог один, а он ответил мне, что мир двойственный».
Теперь священник положил на стол яблоко.
– Жизнь – это рай, – хотел сказать он.
Крестьянин порылся в своей сумке и положил рядом с яблоком луковицу.
– Но есть в нем и слезы, – «прочитал» послание служитель Церкви.
– Ты выиграл! – воскликнул священник. – Забирай землю.
Крестьянин пришел домой счастливый.
– Ну, что? – спросила жена. – Дал он землю?
– Да, – ответил крестьянин, – я выиграл ее в споре.
– В каком споре? – удивилась жена.
– Мы говорили с ним не словами, а жестами, – объяснил жене крестьянин. – Сначала он показал мне палец, что означало: «Я выколю тебе глаз». Я не растерялся и показал ему два пальца: «Я выколю тебе оба глаза». Тогда он удивился и достал яблоко, что означало: «Это мой завтрак». Я же выложил на стол луковицу: «А это – мой». После этого он сказал, что я выиграл, и отдал мне кусок земли.

«Бизнесмен и натуралист»

По улице шли бизнесмен и натуралист. Натуралист остановился у здания: «Послушай, – восхищенно произнес он. – Ты слышишь этого сверчка?». Бизнесмен покачал головой, а затем, взглянув на проходящих мимо людей, добавил: «И никто не слышит!».
Натуралист вытащил из кармана монетку и уронил ее на тротуар. Десятки голов тут же повернулись на слабый звон. «Ты слышишь то, – спокойно объяснил натуралист, – что хочешь услышать!»
Итак, мы слышим то, что хотим услышать! Слушайте!!!

Миниатюра «На приеме у окулиста»

Наспех выслушав жалобы больного, врач снял с себя свои очки и протянул их ему со словами:
– Вот, наденьте! Эти очки я ношу уже 10 лет, и мне они здорово помогают. У меня есть запасные. Берите, носите эти!
Больной надевает очки, но видит в них хуже прежнего.
– Ничего не вижу!
– Что это такое? – удивляется окулист. – Мне они здорово помогают. Попробуйте еще раз.
– Да я пробую. Все расплывается.
– Что с вами? Постарайтесь настроиться позитивно!
– Все равно ничего не вижу.
– Ну, знаете! Вы просто не хотите воспринимать жизнь такой, какая она есть. Чем я еще могу помочь? Я дал вам самые лучшие очки...

Галина Градусова