Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №24/2007

Урок здоровья

Закаливание воздухом. Внеклассные занятия в младшей школе

Внеклассные занятия в младшей школе

1-й класс

Учитель:
– Сегодня мы с вами поговорим о закаливании организма. Каким способом можно закаливаться?
(Выслушав учеников, учитель рассказывает.)
– В разных уголках России люди по-разному закаляются. Например, в Якyтии, где суровые климатические условия, местные жители по нескольку раз в день натирают новорожденных снегом. О том, что закаливание помогает выживать младенцам в сypoвых северных условиях, мудрые знали еще в древние времена. Современные ученые провели исследования и подтвердили эффективность такого закаливания в условиях Севера.
(Далее учитель зачитывает загадку.)
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
(Кто-то из учеников отвечает: «Воздух!».)
– Правильно, – подтверждает ответ учитель. – Есть такое выражение: «Нужен как воздух!». Воздух действительно главная потребность не только человека, но и всего живого. Однако люди используют воздух и для... (yчитель делает паузу и зачитывает четверостишие):
Эй, играй
Да снегу набирай,
А воздуха не бойся ты,
Здоровье закаляй!
– Какое воздействие на организм оказывает закаливание?
(«Закаливает!» – отвечают ученики.)
– Так для чего использовали и до сих пор используют воздух люди? – говорит учитель.
(«Для закаливания!» – отвечают ученики.)
– Послушайте рассказ о том, как закаливался воздухом Борис.
«Пошла вторая декада декабря. Борис часто то чихал, то кaшлял, то сморкался. Напрасно ему советовали ребята: «Пей теплое молоко с медом!». Напрасно доктора микстуры прописывали: ничего не помогало Борису. На балконе постоянно сушились носовые платки.
Однажды Борис услышал, что хорошим средством борьбы с насморком и кашлем является закаливание. И вот он разделся до плавок и лег на кровать. Bключил вентилятор с холодным воздухом. Скоро он замерз, а потом почувствовал боль и першение в горле.
В это время в дверь позвонили. Борис посмотрел в глазок. За дверью стоял его дядя, брат мамы.
– Что это у тебя так холодно? – спросил дядя.
– Я закаливаюсь! – гордо заявил Борис.
– Кто же тeбя надоумил закаливаться под вентилятором?
– Никто! Сам догадался.
– И сколько времени ты под ним провел?
– Минут тридцать, – отрапортовал Борис. – Но я не только не перестал кашлять и сморкаться, у меня еще и горло заболело.
– У тебя явные признаки ОРВИ, – сказaл дядя. Он отключил вентилятор, велел племяннику одеться и немедленно лечь в постель.
– Так не закаливаются, – сказал он.
Дядя объяснил, что наступило прекрасное время года – зима. Воздух стоит чистый и свежий. Закаливаться воздухом можно, занимаясь зимними видами спорта.
– Ты на санках катаешься?
– Попробовал съехать на снегокате, да свалился.
– На лыжаx ходишь?
– Нет!
– Почему?
– Времени не хватает!
– На коньках ты тоже, наверное, не бегаешь?
– Времени не хватает!
– Да что ты все твердишь: времени, времени... Ты о здоровье подумай!».

Вопросы для повторения:

– Кто из вас пробовал закаливаться воздухом?
– С чего Борис решил начать закаливание?
– Посоветовался ли он с родителями?
– Правильно ли Борис стал закаливаться?
– Был ли он в этот момент здоров?
– Какими видами спорта посоветовал заниматься Борису его дядя?
– Как следует одеваться, выходя на открытый воздух, если вы хотите закалиться?
(Выслушав учеников, учитель зачитывает несколько строчек из стихотворения «Наступили холода» А.Барто.)
– Привыкай и к холодам! –
Объясняет Света. –
И зима приходит к нам,
А не только лето.
На Андрейке – телогрейки,
Кофты, рукавицы,
Полосатый шарф Андрейке
Принесли сестрицы.
Он идет, едва дыша,
В телогрейке пестрой,
Как на полюс, малыша
Снарядили сестры.
– Помните: излишне теплая одежда – тоже одна из причин заболеваний ОРВИ.
В заключение учитель говорит, что физкультурно-оздоровительные занятия на открытом воздухе закаляют, помогают организму бороться с заболеваниями.
– Почему мы сегодня говорим о закаливании организма вообще и закаливании воздухом в частности? Потому что многие из вас в течение учебного года пропускают уроки в школе из-за болезни. Надо, чтобы вы с разрешения родителей или лечащего врача начали закаливаться естественным фактором природы – воздухом. А через месяц таких занятий мы вам предложим другую форму закаливания – обтирание. Еще через месяц вы сможете перейти на закаливание обливанием. Так вы подготовите организм к занятиям в бассейне, которые планируются в IV учебной четверти, и купанию в открытом водоеме летом.
В конце учебного года мы с вами поговорим о закаливании солнечными лучами.
Рассмотрите рисунок. Закрасьте кружки на тех рисунках, где показано закаливание организма воздухом.

2-й класс

Учитель:
– Можете ли вы себе представить богатыря с насморком? Конечно, нет! А у вас бывает насморк? Увы, острые простудные заболевания знакомы всем.
Можно ли избежать болезней, выработать в организме надежный заслон простудам?
Можно, если закаливать организм.
«Закалить – сделать организм физически и нравственно крепким, стойким, выносливым» – так объясняется это понятие в словаре С.Ожегова.
Начинать надо с закаливания воздухом. Послушайте короткий рассказ о том, как это делал Вася.
«К Васе пришел Яков.
– Ты закаливаешься дома? – спросил Вася.
– Нет! – отвечает Яков.
– Я тоже не закаливаюсь. Давай начнем?
– Мне надо спросить разрешения у мамы, – говорит Яков.
– Как хочешь. А я сейчас начну принимать воздушные ванны. Я знаю, как это надо делать.
Вася разделся до трусов и стал расхаживать по комнате.
Яков говорит:
– Что-то у вас в кoмнaте тепло. Дышать даже нечем. При такой температуре воздушные ванны, наверное, не принимают. Открой, что ли, окна». Вася встал и открыл настежь окна. Потянул сквозняк. В комнате стало холодно.
Яков говорит:
– Ты, наверное, слишком широко раскрыл окна.
– Это все ты виноват, – говорит Вася. – «Открывай окна, а то в комнате тепло!» Но я все равно буду продолжать, не мешай только.
– Пожалуйста, не буду тебе мешать.
Скоро у Васи от холода появилась «гусиная кожа». Яков не выдержал и говорит:
– Ну, ты закаляйся, а я пошел домой.
Вечером пришла мама.
– Что-то ты мне не нравишься, – сказала она. – У тебя лицо красное. Дышишь с трудом.
Мама вызвала врача. Врач осмотрел Васю и сказал: «У вашего сына красное горло».
– Где это вы, молодой человек, переохладились? – спросил врач Васю.
Вася рассказал о своем закаливaнии воздухом. Врач выслушал и привел поговорку: «Поспешишь – людей насмешишь!». При закаливании спешить нельзя. Время воздушных ванн надо увеличивать постепенно.
И написал ему на листочке бумаги:
Дни
1–3-й
4–7-й
8–11-й
12–15-й
16–20-й
21–25-й
26–28-й
Вася пришел в школу только через две недели.
– Чем ты болел? – спросила его учительница.
– Ангиной.
– Как же это получилось?
Вася рассказал о своем неудачном начинании».
Вопросы для повторения:
– Какую форму закаливания использовал Вася?
– Почему Яков не стал принимать воздушные ванны?
– Правильно ли Вася начал закаливаться воздухом?
– Чем закончился его эксперимент?
Начинать закаливание надо в хорошо проветренной комнате. Лучше его делать по утрам, в сочетании с утренней гимнастикой. Через 2–3 недели переходите к закаливанию на открытом воздухе, занимаясь зимними видами спорта.
Помните два главных правила:
1. Закаливающие процедуры надо проводить ежедневно.
2. Понижать температуру воздуха надо постепенно.
«Гусиная кожа» – сигнал о переохлаждении. Надо сразу прекратить воздушные ванны, тепло одеться, разогреться с помощью несложных физических упражнений.
Воздушные ванны – первый шаг к закаливанию организма. После их приема на протяжении 3–4 недель можно будет переходить к процедурам: обтиранию, обливанию. В мае мы с вами поговорим о закаливании солнечными лучами.
Работа по картинке (используйте рис. на с. 32).
– Какие физкультурно-оздоровительные занятия показаны на рисунках?
– Где они проходят?
– Какими из них занимаетесь вы?
Учитель обобщает ответы учеников: «Эффективному приему воздушных ванн способствуют занятия на лыжах, катание на санках, участие в подвижных играх на открытом воздухе».
Почему мы сегодня говорили с вами о приеме воздушных ванн? Чтобы вы, во-первых, не повторяли ошибку Васи. Во-вторых, после закаливания воздухом мы вам предложим закаливание обтиранием и обливанием. Так вы постепенно подготовите свой организм к занятиям в бассейне в IV учебной четверти и к купанию в открытом водоеме в теплыe летние дни.
В заключение учитель зачитывает народную мудрость: «Сильный, но не закаленный человек подобен крепости с высокими стенами, в которой забыли поставить ворота».

Виктор Верхлин ;
Галина Верхлина