Внеклассные занятия в младшей школе
1-й класс
Учитель:
– Сегодня мы с вами поговорим о закаливании
организма. Каким способом можно закаливаться?
(Выслушав учеников, учитель рассказывает.)
– В разных уголках России люди по-разному
закаляются. Например, в Якyтии, где суровые
климатические условия, местные жители по
нескольку раз в день натирают новорожденных
снегом. О том, что закаливание помогает выживать
младенцам в сypoвых северных условиях, мудрые
знали еще в древние времена. Современные ученые
провели исследования и подтвердили
эффективность такого закаливания в условиях
Севера.
(Далее учитель зачитывает загадку.)
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
(Кто-то из учеников отвечает: «Воздух!».)
– Правильно, – подтверждает ответ учитель. –
Есть такое выражение: «Нужен как воздух!». Воздух
действительно главная потребность не только
человека, но и всего живого. Однако люди
используют воздух и для... (yчитель делает паузу
и зачитывает четверостишие):
Эй, играй
Да снегу набирай,
А воздуха не бойся ты,
Здоровье закаляй!
– Какое воздействие на организм оказывает
закаливание?
(«Закаливает!» – отвечают ученики.)
– Так для чего использовали и до сих пор
используют воздух люди? – говорит учитель.
(«Для закаливания!» – отвечают ученики.)
– Послушайте рассказ о том, как закаливался
воздухом Борис.
«Пошла вторая декада декабря. Борис часто то
чихал, то кaшлял, то сморкался. Напрасно ему
советовали ребята: «Пей теплое молоко с медом!».
Напрасно доктора микстуры прописывали: ничего не
помогало Борису. На балконе постоянно сушились
носовые платки.
Однажды Борис услышал, что хорошим средством
борьбы с насморком и кашлем является
закаливание. И вот он разделся до плавок и лег на
кровать. Bключил вентилятор с холодным воздухом.
Скоро он замерз, а потом почувствовал боль и
першение в горле.
В это время в дверь позвонили. Борис посмотрел в
глазок. За дверью стоял его дядя, брат мамы.
– Что это у тебя так холодно? – спросил дядя.
– Я закаливаюсь! – гордо заявил Борис.
– Кто же тeбя надоумил закаливаться под
вентилятором?
– Никто! Сам догадался.
– И сколько времени ты под ним провел?
– Минут тридцать, – отрапортовал Борис. – Но я не
только не перестал кашлять и сморкаться, у меня
еще и горло заболело.
– У тебя явные признаки ОРВИ, – сказaл дядя. Он
отключил вентилятор, велел племяннику одеться и
немедленно лечь в постель.
– Так не закаливаются, – сказал он.
Дядя объяснил, что наступило прекрасное время
года – зима. Воздух стоит чистый и свежий.
Закаливаться воздухом можно, занимаясь зимними
видами спорта.
– Ты на санках катаешься?
– Попробовал съехать на снегокате, да свалился.
– На лыжаx ходишь?
– Нет!
– Почему?
– Времени не хватает!
– На коньках ты тоже, наверное, не бегаешь?
– Времени не хватает!
– Да что ты все твердишь: времени, времени... Ты
о здоровье подумай!».
Вопросы для повторения:
– Кто из вас пробовал закаливаться
воздухом?
– С чего Борис решил начать закаливание?
– Посоветовался ли он с родителями?
– Правильно ли Борис стал закаливаться?
– Был ли он в этот момент здоров?
– Какими видами спорта посоветовал
заниматься Борису его дядя?
– Как следует одеваться, выходя на открытый
воздух, если вы хотите закалиться?
(Выслушав учеников, учитель зачитывает
несколько строчек из стихотворения «Наступили
холода» А.Барто.)
– Привыкай и к холодам! –
Объясняет Света. –
И зима приходит к нам,
А не только лето.
На Андрейке – телогрейки,
Кофты, рукавицы,
Полосатый шарф Андрейке
Принесли сестрицы.
Он идет, едва дыша,
В телогрейке пестрой,
Как на полюс, малыша
Снарядили сестры.
– Помните: излишне теплая одежда – тоже одна из
причин заболеваний ОРВИ.
В заключение учитель говорит, что
физкультурно-оздоровительные занятия на
открытом воздухе закаляют, помогают организму
бороться с заболеваниями.
– Почему мы сегодня говорим о закаливании
организма вообще и закаливании воздухом в
частности? Потому что многие из вас в течение
учебного года пропускают уроки в школе из-за
болезни. Надо, чтобы вы с разрешения родителей
или лечащего врача начали закаливаться
естественным фактором природы – воздухом. А
через месяц таких занятий мы вам предложим
другую форму закаливания – обтирание. Еще через
месяц вы сможете перейти на закаливание
обливанием. Так вы подготовите организм к
занятиям в бассейне, которые планируются в IV
учебной четверти, и купанию в открытом водоеме
летом.
В конце учебного года мы с вами поговорим о
закаливании солнечными лучами.
Рассмотрите рисунок. Закрасьте кружки на тех
рисунках, где показано закаливание организма
воздухом.
2-й класс
Учитель:
– Можете ли вы себе представить богатыря с
насморком? Конечно, нет! А у вас бывает насморк?
Увы, острые простудные заболевания знакомы всем.
Можно ли избежать болезней, выработать в
организме надежный заслон простудам?
Можно, если закаливать организм.
«Закалить – сделать организм физически и
нравственно крепким, стойким, выносливым» – так
объясняется это понятие в словаре С.Ожегова.
Начинать надо с закаливания воздухом. Послушайте
короткий рассказ о том, как это делал Вася.
«К Васе пришел Яков.
– Ты закаливаешься дома? – спросил Вася.
– Нет! – отвечает Яков.
– Я тоже не закаливаюсь. Давай начнем?
– Мне надо спросить разрешения у мамы, – говорит
Яков.
– Как хочешь. А я сейчас начну принимать
воздушные ванны. Я знаю, как это надо делать.
Вася разделся до трусов и стал расхаживать по
комнате.
Яков говорит:
– Что-то у вас в кoмнaте тепло. Дышать даже
нечем. При такой температуре воздушные ванны,
наверное, не принимают. Открой, что ли, окна». Вася
встал и открыл настежь окна. Потянул сквозняк. В
комнате стало холодно.
Яков говорит:
– Ты, наверное, слишком широко раскрыл окна.
– Это все ты виноват, – говорит Вася. – «Открывай
окна, а то в комнате тепло!» Но я все равно буду
продолжать, не мешай только.
– Пожалуйста, не буду тебе мешать.
Скоро у Васи от холода появилась «гусиная кожа».
Яков не выдержал и говорит:
– Ну, ты закаляйся, а я пошел домой.
Вечером пришла мама.
– Что-то ты мне не нравишься, – сказала она. – У
тебя лицо красное. Дышишь с трудом.
Мама вызвала врача. Врач осмотрел Васю и сказал:
«У вашего сына красное горло».
– Где это вы, молодой человек, переохладились? –
спросил врач Васю.
Вася рассказал о своем закаливaнии воздухом. Врач
выслушал и привел поговорку: «Поспешишь – людей
насмешишь!». При закаливании спешить нельзя.
Время воздушных ванн надо увеличивать
постепенно.
И написал ему на листочке бумаги:
Дни
1–3-й
4–7-й
8–11-й
12–15-й
16–20-й
21–25-й
26–28-й
Вася пришел в школу только через две недели.
– Чем ты болел? – спросила его учительница.
– Ангиной.
– Как же это получилось?
Вася рассказал о своем неудачном начинании».
Вопросы для повторения:
– Какую форму закаливания использовал Вася?
– Почему Яков не стал принимать воздушные ванны?
– Правильно ли Вася начал закаливаться воздухом?
– Чем закончился его эксперимент?
Начинать закаливание надо в хорошо проветренной
комнате. Лучше его делать по утрам, в сочетании с
утренней гимнастикой. Через 2–3 недели
переходите к закаливанию на открытом воздухе,
занимаясь зимними видами спорта.
Помните два главных правила:
1. Закаливающие процедуры надо проводить
ежедневно.
2. Понижать температуру воздуха надо постепенно.
«Гусиная кожа» – сигнал о переохлаждении. Надо
сразу прекратить воздушные ванны, тепло одеться,
разогреться с помощью несложных физических
упражнений.
Воздушные ванны – первый шаг к закаливанию
организма. После их приема на протяжении 3–4
недель можно будет переходить к процедурам:
обтиранию, обливанию. В мае мы с вами поговорим о
закаливании солнечными лучами.
Работа по картинке (используйте рис. на с. 32).
– Какие физкультурно-оздоровительные занятия
показаны на рисунках?
– Где они проходят?
– Какими из них занимаетесь вы?
Учитель обобщает ответы учеников: «Эффективному
приему воздушных ванн способствуют занятия на
лыжах, катание на санках, участие в подвижных
играх на открытом воздухе».
Почему мы сегодня говорили с вами о приеме
воздушных ванн? Чтобы вы, во-первых, не повторяли
ошибку Васи. Во-вторых, после закаливания
воздухом мы вам предложим закаливание
обтиранием и обливанием. Так вы постепенно
подготовите свой организм к занятиям в бассейне
в IV учебной четверти и к купанию в открытом
водоеме в теплыe летние дни.
В заключение учитель зачитывает народную
мудрость: «Сильный, но не закаленный человек
подобен крепости с высокими стенами, в которой
забыли поставить ворота».
|