Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №24/2007

Конкурс

Хочу быть здоровым. Занятие для учащихся 6-х классов

Занятие для учащихся 6-х классов

Тема: «Хочу быть здоровым».

Цель: формирование мотивации на здоровый образ жизни, осознание здоровья как ценности, формирование понятий профилактики заболеваний и способов профилактики.

Уровни усвоения

Представления. Сформировать представление о важности быть здоровым, об элементах ЗОЖ, о необходимости профилактики заболеваний.

Отношение. Сформировать убеждение о ценности здоровья, необходимости его сохранения.

Способы поведения. Прививать привычку заботиться о своем здоровье.

Материалы

Анкета с контрольными вопросами.

Ход занятия

– Ребята! Сегодня я пришла к вам на урок, но, к сожалению, не очень хорошо себя чувствую – ощущение, что заболеваю. Что вы можете посоветовать из народных средств, которые применяют ваши мамы и бабушки, чтобы побыстрее выйти из плохого состояния?
(Ответы детей.)
– А что, по вашему мнению, могло стать причиной моего плохого самочувствия?
(Ответы детей: оделась не по погоде, стояла долго на остановке, заразилась от другого человека.)
– Хорошо. Но на самом деле я здорова, а тема нашего занятия будет касаться вопросов сохранения здоровья.
Запишем тему урока: «Хочу быть здоровым».
Сначала я вас попрошу письменно ответить на вопрос: «Кто, по вашему мнению, должен заботиться о вашем здоровье?». Перечислите всех. Подчеркните одного самого главного человека. Кто хочет зачитать?
(Обычно звучат два ответа: я и мама. Поясняю, что если речь идет о вызове врача на дом, то, конечно, в поликлинику нужно звонить взрослому человеку, регистраторы могут подумать, что ребенок балуется. Но как бы родители ни хотели, чтобы их ребенок был здоровым, он им не станет, пока не захочет сам.)
– Действительно, в первую очередь сам человек должен заботиться о своем здоровье. А для чего вам нужно здоровье?
(Ответы детей: чтобы не отстать в учебе; быть здоровым в будущем; иметь здоровых детей; общаться с друзьями; заниматься спортом.)
– А почему же так хочется иногда поболеть?
(Делю доску пополам вертикальной чертой, записываю ответы кратко. Слева – это плюсы.)

  • Не ходить в школу.

  • Отдохнуть.

  • Ощутить заботу.

  • Съесть вкусного.

  • Поспать.

  • Посмотреть телевизор.

  • Поиграть на компьютере и т.д.

– А чем же омрачается нахождение дома во время болезни?
(Запись справа – это минусы.)

  • Пробелы в знаниях.

  • Плохое самочувствие.

  • Надо пить лекарства.

  • Нельзя гулять.

  • Нельзя ходить в секцию.

  • Надо посещать врача; и т.д.

– А теперь вернемся к левой части. Можем ли мы получить то, что здесь перечислено, не болея? Когда?
(Ответы детей: в каникулы, выходные, соблюдая режим дня.)
– А от минусов можем ли мы избавиться?
(Ответы детей: да, можем.)
– То есть сохранять свое здоровье выгодно во всех отношениях. А как последствия нынешней болезни могут проявиться позже?
(Ответы детей: хронические заболевания, отставание в учебе – трудности и срывы при поступлении в вузы и колледжи; ограничения при поступлении в военные училища, на спортивные факультеты; будешь чувствовать, что ты хуже, чем другие, – возникнет комплекс неполноценности.)
– Таким образом, уже сейчас, с детства, мы несем ответственность за свою будущую жизнь. А укрепление здоровья позволяет нам достичь того, чего мы хотим в будущем.
Что же нам поможет сохранить наше здоровье? Здоровый образ жизни и знание способов профилактики заболеваний.
(Запись на доске и в тетрадях.)

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это то, что благотворно влияет на здоровье, долгожительство. В качестве элементов ЗОЖ можно назвать:

  • соблюдение режима дня;

  • правильное питание;

  • физическую активность;

  • прогулки на воздухе;

  • отсутствие вредных привычек;

  • владение способами снятия стресса.

Профилактика – это предупреждение заболеваний. Способы профилактики:

  • соблюдение правил гигиены;

  • режим дня;

  • правильное питание;

  • физическая активность;

  • закаливание;

  • прогулки на воздухе;

  • рецепты народной медицины;

  • смех и др.

– Болезнь, как правило, связана с ослаблением защитных сил организма, или иммунитета. Вот некоторые рецепты, которые помогут в профилактике.
(Запись в тетрадях.)

«Вкусные» лекарства

  • 1/2 стакана сока редьки черной;

  • 1/2 стакана сока моркови;

  • 1 столовая ложка меда;

  • 1 столовая ложка лимонного (клюквенного) сока.

Смешать. Пить в сезон эпидемий по одной столовой ложке утром и на ночь.

  • 200 г грецких орехов;

  • 200–300 г кураги;

  • 200 г изюма;

  • 200 г чернослива без косточек;

  • 2 лимона с кожицей (цедрой).

Все пропустить через мясорубку в эмалированную посуду.
Добавить 500 г жидкого меда, перемешать и разложить в стеклянные банки.
Утром 1 столовую ложку массы залить холодной кипяченой водой, вечером – 1 столовую ложку развести в 0,5 стакана теплой воды. Пить в период эпидемий.

Очистка носовых проходов

После сна в осенне-зимний период, после длительного нахождения в людных местах.
В 1/2 стакана воды комнатной температуры растворить 1 чайную ложку поваренной или морской соли, можно добавить 1 каплю йодной настойки. Набрать в ладонь солевой раствор и, наклонившись над раковиной, втянуть его сначала одной ноздрей, а потом другой, противоположная ноздря должна быть зажата пальцем. Повторить 5–7 раз.
– Дорогие друзья, подведем итог сегодняшнему занятию.
(Сформированность представлений.)

  • Для чего нам нужно здоровье?

  • Каковы составляющие ЗОЖ?

  • Что такое профилактика заболеваний? Для чего она нужна?

(Изменение отношения.)

Анкета
(Бланки на каждой парте.)

  • Здоровье сохранять и укреплять не обязательно, так как есть много лекарств, чтобы справиться с любой болезнью.

  • Да, потому что...

  • Нет, потому что...

  • Во время эпидемии лучше «переболеть» этой болезнью, чем постоянно опасаться и защищаться.

  • Правильно, потому что...

  • Неправильно, потому что...

  • Использовать способы профилактики не нужно, если ты родился здоровым.

  • Правильно, потому что...

  • Неправильно, потому что...

(Изменение поведения.)

  • Что из элементов ЗОЖ ты применяешь или будешь применять для укрепления своего здоровья?

  • Какие способы профилактики ты будешь постоянно использовать в своей жизни?

– Итак, здоровье – наша огромная ценность, которую нужно беречь. Я желаю вам здоровья!

Марина Иванова