Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №24/2007

Конкурс

Подвижная переменка

Воспитывать детей физически совершенными – значит добиваться, чтобы они с ранних лет были здоровыми и закаленными. Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей младшего школьного возраста необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания. Одна из таких форм – подвижная перемена. Она проводится с целью снижения утомления и снятия статического напряжения.

В каждом маленьком ребенке,
И в мальчишке, и в девчонке,
Есть по двести грамм взрывчатки
Или даже полкило,
Должен он скакать и прыгать,
Все хватать, ногами дрыгать,
А иначе он взорвется
Неизвестно отчего.

Эти слова из задорной песенки подтверждают непреложность двигательной активности детей.
Педагоги начальных классов как никто должны понимать, сколь нелегко малышам находиться в покое на протяжении целого урока.
Цель подвижной перемены – повысить или удержать умственную активность детей, обеспечить отдых, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища и кисти работающей руки.
В комплекс подвижной перемены, кроме гимнастических упражнений, можно включать и малоподвижные игры, и развлечения.

ХоД занятия

Учитель. Дорогие ребята! Слышите, как звенит колокольчик? Он приглашает всех, кто хочет быть сильным, крепким и здоровым, на веселую переменку.

Колокольчик нам поет – поиграть всех нас зовет.
Раз, два, три, четыре, пять – вышли дети погулять.
Их затейник наш встречает – переменку начинает.

Затейник (переодетый в костюм клоуна взрослый).

Собирайся, детвора,
Начинается игра!
Да ладошек не жалей!
Бей в ладоши веселей!

– Я хочу с вами поздороваться.

Игра «Поздороваемся»

Содержание игры: все становятся в круг. Участники игры превращаются в подводных жителей, которые по хлопку ведущего начинают хаотично двигаться по площадке. При встрече друг с другом по-разному здороваются: на 1 хлопок – улыбкой, на 2 хлопка – плавничками, на 3 – спинками.

Ведущий:

В синем море глубина,
В синем море тишина,
В тишине глубоководной
Может плавать кто угодно.

Затейник: Ну, вот и поздоровались. А теперь – снова игра.

Игровое упражнение «По дорожке, по дорожке»

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
(Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
(Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
(Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
(Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп! Немного отдохнем.
Дальше мы пешком пойдем.
(Ходьба на месте.)

Игровое упражнение «Мы разминку начинаем»

Мы разминку начинаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх.
Отдохнет спина у всех.
(Потягивания – руки в стороны и вверх.)
Начинаем приседанья –
Раз, два, три, четыре, пять.
А теперь три раза нужно,
Как лягушка, проскакать.
(Приседания – 5 обычных и 3 раза подпрыгнуть в приседе.)
Мы разминку завершаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх.
Отдохнет спина у всех.
(Потягивания – руки в стороны и вверх.)

Затейник: Я шел к вам, ребята, и по дороге встретил сороконожку.

Мама и крошки
(Со-ро-ко-нож-ки)
Шли в «Детский мир»
Покупать босоножки.
Ласково солнышко
Их провожало,
С ними оно
По дорожке бежало.
Выбрали крошки
Со-ро-ко-нож-ки
Самые маленькие босоножки,
Сели, надели,
Спасибо сказали,
Вышли на улицу и заплясали...
Смотрите, наша сороконожка ожила.

Игра «Сороконожка»

Цель: способствовать созданию дружеской атмосферы в коллективе учащихся, развивать умение координировать свои действия с действиями товарищей.
Ребята встают друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего и шагают, пританцовывая и приседая в ритм музыки.

Затейник: Что-то мы с вами увлеклись и заигрались...
Время пришло – прощаться пора.
Вот и прощальная наша игра.

Игра «Музыкальное объятие»

Цель: снятие физического напряжения, развитие навыков установления контакта через тактильные ощущения.
Содержание игры: дети двигаются, прыгают по комнате под веселую музыку. Когда музыка замолкает, каждый ребенок должен крепко обнять кого-нибудь. Затем музыка продолжается, дети прыгают по комнате парами. В следующий раз, когда музыка прекращается, дети обнимаются парами. По мере продолжения игры создаются все большие и большие круги, пока все играющие не объединятся в общем музыкальном объятии.

Марина Жужлина