Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №24/2007

Конкурс

Турист на лыжах. Спортивно-экологическое развлечение

 

Зима в Ямало-Ненецком округе длинная и снежная. Есть возможность научить детей кататься на лыжах. К тому же занятия зимними видами спорта прекрасно закаляют.
В нашем детском саду «Дельфин» реализуется целевая программа обучения детей ходьбе на лыжах. Она предусматривает 35 занятий по общей физической подготовке, 15 занятий на воздухе (секция по лыжам), развлечения и походы, подвижные игры.
Основными задачами похода «Турист на лыжах» являются: рациональная организация двигательной активности детей, закаливание, привитие интереса детей к лыжному спорту. Спортивно-экологическое развлечение проводят специалисты по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста и учениками начальных классов.
Цели: улучшить двигательные навыки детей, способствовать их правильному физическому развитию.
Научить их ориентироваться на местности, сформировать устойчивое и доброжелательное отношение к здоровому образу жизни через познание окружающего мира и занятия физкультурой.
Инвентарь: лыжи по количеству детей, мегафон, аптечка.
Предварительная работа: рассказ о лыжном спорте, сообщение детям о турпоходе на лыжах, беседа о пользе занятий физкультурой, занятия по ориентированию в пространстве.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ребята, я хочу рассказать вам о лыжном спорте. Это один из самых увлекательных и здоровых видов спорта. (Показ иллюстраций.) Вот послушайте, как хорошо написал Н.Асеев о лыжах:

Мороз румянец выжег
Нам огневой.
Бежим, бежим на лыжах
Мы от него!
Второй, четвертый, пятый –
Конец горе.
Лети, лети, не падай!
Скорей! Скорей!
Закован в холод воздух –
Аж дрожь берет.
В глазах сверкают звезды;
Вперед, вперед!
Вокруг седые ели,
Скользи, нога.
Как белые постели, легли снега.
И тонкие березы –
Лишь оглянись –
Затянуты в морозы, поникли вниз…
На озере синеет тяжелый лед,
Припустимся на лыжах
Вперед, вперед!

А появились эти «большие подошвы» очень давно, много, много лет назад. Кататься на лыжах – это непременно означает бегать на них.
Дети, как вы думаете: какие качества развивают занятия лыжным спортом? (Ответы детей: силу, ловкость, выносливость и т.д.) Вот для того, чтобы развивать эти качества, люди придумали лыжи разных форм: широкие – чтобы не проваливались в снегу, узкие – для быстрого бега, водные – для скольжения по воде. Когда человек катается на лыжах, кровь у него бежит по артериям быстро, все мышцы, особенно ног и рук, работают, тренируются. Ходьба на лыжах еще и потому полезный вид спорта, что проходит в лесу, парке, где воздух свежий и здоровый.
Первые шаги для вас могут оказаться непростыми, вам понадобится пройти немалое расстояние, подниматься в гору, спускаться с нее без страха, помогать товарищам, самим нести свой инвентарь. Но когда вы дойдете до финиша, то почувствуете прилив энергии и бодрости. Чтобы не уставать, катаясь на лыжах, нужно каждый день делать зарядку, не лениться на физкультурных занятиях, закаляться (умываться прохладной водой, полоскать горло и чистить зубы, следить за чистотой своего тела и одежды), и тогда вы станете сильными, ловкими, здоровыми. Вот послушайте, как об этом говорится в стихах:

У зимы свои есть ласки,
Есть чудесные деньки,
Лыжи есть, гора, салазки,
Лед зеркальный и коньки.
Вся земля в снегу, я на лыжах бегу.
Ты бежишь за мной; хорошо в лесу зимой!

Ребята, мы с вами тренировались целый месяц, и сегодня я приглашаю вас в турпоход на лыжах. Расстояние придется преодолеть большое: сначала донести лыжи до опушки, пройти по ровной, извилистой местности, затем подняться в гору и спуститься с нее, перейти через небольшой овраг, спуститься к озеру. В пути мы будем любоваться прелестями зимнего леса. Помните о технике безопасности, помогайте друг другу.
(Заранее определите маршрут протяженностью 2–3 км, продумайте привалы. Во дворе воспитатель проверяет, соответствует ли одежда погоде), дети берут лыжи и идут до опушки леса к началу маршрута.)
– Первыми пойдут девочки. Соблюдая дистанцию, мы сначала идем скользящим шагом по прямой лыжне в среднем темпе.

У подножия сопки дети останавливаются.

Вопросы для беседы:

1. Какие деревья нас окружают?
2. Почему лес смешанный?
3. Каких деревьев больше?
4. Почему они низкорослые?
5. Почему на одной стороне веток больше?
6. Как определить северную сторону у деревьев?
7. Есть ли возле деревьев проталины и почему они появляются?
8. Каких птиц вы увидели?
9. Назовите перелетных и зимующих птиц.
10. Какое время года следует за зимой?

Воспитатель предлагает послушать стихотворение И.Токмаковой:

К нам весна шагает быстрыми шагами.
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины на полях видны,
Верно, очень теплые ноги у весны.

– А сейчас мы продолжаем наш поход. Вспомните: как легче подняться в гору? (Детям предлагается подняться на крутых подъемах «елочкой» или «лесенкой».) Поднявшись на гору, можно определить направление ветра с помощью бумажной ленты.
Спускаться с горы нужно очень осторожно, т.к. на спуске могут встретиться ямки, кустарники.
Надо соблюдать правила безопасности на случай падения, поэтому не спешите скатываться сразу все. Сначала скатятся одни и отойдут в сторону, только потом – остальные.
Скатившись, воспитатель обращает внимание на поваленные деревья, объясняет, почему они упали, и предлагает при возможности обойти участок по прямой лыжне. На ровном участке дети снимают лыжи, аккуратно кладут в ряд. Проводится игра «Перестрелка».
Дети готовят снежки, занимают «оборону» друг напротив друга.

Упражняются в метании 6–8 минут.
Воспитатель хвалит детей за смекалку, ловкость. Затем все снова надевают лыжи и идут к озеру.
– Вот мы подошли к озеру. Как можно определить, что это озеро? (Напомнить детям, почему нельзя подходить к озеру близко в весенний период, вспомнить, кто обитает в воде.)

Игра «Рыба, звери, птицы»

Дети снимают лыжи, встают в круг. Воспитатель бросает мяч и просит поймать мяч и назвать рыбу (зверя, птицу).
Какую посильную помощь можно оказать зимой птицам? Где зимуют звери? Рыбы?
(Детям предлагается, не надевая лыжи, собрать шишки, ветки для изготовления игрушек в детском саду.)

Загадки:

1. Кто по лесу быстро мчится, провалиться не боится? (Лыжник.)
2. Мои новые подружки и блестящи, и легки,
И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки.)
3. Все лето стояли, зимы ожидали,
Дождались поры, помчались с горы. (Санки.)
4. Покрутилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка.)

– Дети, надевайте лыжи, сейчас мы поиграем в игру «Холодно – жарко».
(По сигналу «жарко» дети разбегаются в разные стороны, «холодно» – дети останавливаются. Игра проводится 2–3 раза.)
– А сейчас я предлагаю вам выполнить следующие задания: нужно нарисовать палочкой на чистом снегу солнышко, железную дорогу. (Далее дети выполняют повороты способом переступания, определяется, кто лучше всех выполнил задание.)
Я все видела сама:

Принесла во двор зима
Снег пушистый, лед, снежки,
Санки, лыжи и коньки.
На деревья и кусты шапки нахлобучила,
В толстячка-снеговичка превратила чучело.
Звезды, листья, завитушки...

...........................................................

Все девчонки взяли санки,
Все мальчишки взяли клюшки,
Вот подарки так подарки!
Мы играем во дворе,
Нам не холодно, а жарко,
Будто лето в декабре. (А.Захарова)

Вы, ребята, молодцы! Такой трудный маршрут на лыжах могут пройти только натренированные, смелые дети. Я уверена, что с лыжным спортом вы подружились навсегда.
Итак, в обратный путь! (Дети следуют той же лыжней в среднем темпе.)

Литература

1. Бутин И.М. Лыжный спорт. М., 1983.

2. Волин В.В. Зимние забавы. СПб., 1997.

3. Масленников И.Б. Лыжный спорт. М., 1988.

4. Фролов В.Г. Физкультурные занятия на прогулке. М., 1986.

Галина Килина