В конце ноября в Москве прошла
первая Всероссийская научно-практическая
конференция «Сохранение и укрепление здоровья в
образовательных учреждениях РФ», организованная
Федеральным институтом развития образования
(ФИРО)
Регламент всех конференций похож:
сначала общее заседание или теоретическая часть,
на которой приглашенные знаменитости говорят
общие слова, затем семинары, где выступают
практики. Эта конференция была выстроена по
такой же схеме. В теоретической части
запомнились отдельные моменты выступлений
титулованных гостей.
Сколько тратит Европа и сколько мы
Председатель Комитета Общественной
палаты по вопросам здравоохранения Михаил
Рошаль считает, что здоровье нации нужно
сделать отраслью народного хозяйства. В странах
Европы на социальные нужды тратится 27,5%
внутреннего валового продукта, а в России – в три
раза меньше. «Без финансирования социальных
программ мы с места не сдвинемся», – убежден
известный врач. Чтобы дети были здоровы, нужно
вкладывать деньги в строительство современных
школьных зданий со всеми удобствами (на
сегодняшний день каждая 5-я школа не имеет
канализации, каждая 6-я – централизованного
водопровода), стадионов и бассейнов, приложить
усилия, чтобы заинтересовать детей и подростков
занятиями спортом. Необходимо достойно
оплачивать труд учителя. Социальный статус
учителя – мера самоуважения государства.
Руководитель Департамента медико-социальных
проблем семьи, материнства и детства
Минздравсоцразвития РФ Ольга Шарапова отметила,
что последние годы министерство было занято
разными неотложными делами, например,
монетизацией льгот, но теперь «несколько
повернулось лицом к детям». На повестке дня –
питание и медобслуживание школьников.
Во всех развитых странах вопрос питания
школьников решен. Например, в Голландии все
учащиеся получают горячее питание за счет
государственного и муниципальных бюджетов. А в
США приняли закон, по которому в школах за счет
федерального бюджета кормят всех детей вне
зависимости от благосостояния родителей.
По словам Ольги Шараповой, у нас пока много
проблем: всего 60% школ оснащены необходимым
оборудованием для приготовления горячей еды; при
составлении меню учитывается главным образом
стоимость продуктов питания, а не
физиологические потребности растущего
организма; невысокое качество блюд не привлекает
детей; ассортимент продукции школьных буфетов
оставляет желать лучшего. Федеральная служба по
надзору в сфере здравоохранения и социального
развития подготовила и направила в субъекты
Федерации методические рекомендации по
составлению меню на месяц (отдельно для каждого
класса) с набором продуктов питания.
Слушая руководителя Департамента Ольгу
Шарапову, хотелось вставить реплику: забота о
питании школьников возложена на местные власти,
но регионы у нас разные. Одни нефтеносные, другие
дотационные, возможности у них несопоставимые, а
дети-то везде наши, и физиологические
потребности у них одинаковые.
Сложность ситуации, видимо, осознали и в
правительстве. Сейчас подсчитывается, какую
сумму из федерального бюджета можно выделить для
организации питания в ОУ на 2008–2010 годы. По
предварительным оценкам, для этого понадобится
как минимум 40 млрд рублей в год. Но это временная
помощь, об изменении самого принципа
финансирования речь пока не идет.
Проблемы школьных врачей
Рассказывая о медицинском
обслуживании в школах, О.Шарапова отметила
несколько форм его организации. Самая
распространенная форма – когда школьные врач и
сестра состоят в штате детской поликлиники (в
таком случае врач теряет все льготы и надбавки
участкового терапевта. – Прим. ред.). При
так называемой единой форме детей обслуживает по
факту один и тот же педиатр как на участке, так и в
ОУ. В сельской местности, как правило,
применяется бригадный метод – обследование
детей проводят сотрудники
фельдшерско-акушерских пунктов, а
профилактические осмотры – выездные бригады
медиков-специалистов из центральных или
районных больниц. Наиболее прогрессивная форма
– организация центров охраны здоровья детей в
школах, содействующих здоровью. В этом случае
медработники находятся в штате ОУ.
По нормам врач в ОУ обслуживает 1,2 тысячи детей, а
в поликлинике на участке – 800 пациентов. Нагрузка
на школьную и участковую медсестру одинаковая –
до 800 человек на одну ставку. Сейчас нормы
пересмотрены (в ближайшее время приказ будет
направлен в субъекты Федерации): нагрузка
школьного врача уменьшится с 1200 до 800 учащихся на
ставку. А у школьной медсестры – до 500 учащихся.
«Мы предполагаем таким образом отчасти решить
кадровый вопрос (ОУ укомплектованы медиками на
50%), если врач будет работать с большим
количеством учащихся, то и зарплата увеличится»,
– подчеркнула Ольга Шарапова.
Кроме нехватки медиков, желающих работать в ОУ,
есть еще проблема – половина всех школ вообще не
имеет медпунктов или их оснащение не
соответствует действующим нормативам. Да и единые
стандарты такого оснащения отсутствуют.
Минздравсоцразвития совместно с Минобрнауки РФ
разработали следующие проекты приказов: о
порядке взаимодействия медперсонала ОУ с
участковыми врачами-педиатрами и другими
специалистами медицинских учреждений; о порядке
организации деятельности медработников в ОУ;
перечень профилактических мер по предупреждению
заболеваний и оздоровлению учащихся в ОУ;
стандарт оснащения медпункта
общеобразовательных учреждений. Сейчас все эти
приказы находятся на согласовании в Минфине и в
Минюсте РФ, а затем они будут направлены
субъектам Федерации.
Подготовлен проект указа о помощи детям,
находящимся в трудных жизненных ситуациях.
Сиротам, детям из многодетных семей,
воспитанникам детских домов и пациентам
реабилитационных центров в течение 2008 г. будет
оказана финансовая поддержка. Для этой цели из
федерального бюджета будет выделено свыше 5 млрд
рублей.
Сравните нагрузки
Анатолий Коробейников, доктор
философских наук, член Совета Федерации, отметил,
что материальные проблемы – это одна
сторона дела, но без коренного изменения
учебно-воспитательного процесса риск ухудшения
здоровья детей снизить не удастся. Нужно не
наращивать объем медпомощи детям, а создать
условия для того, чтобы учебные методики
нейтрализовали врожденные болезни и не вызывали
появления новых.
Модернизация образования все больше
ориентирована на технологии, толкает ребят к
компьютерной зависимости, истощающей детский
организм, создает дефицит познавательной
мотивации. По мнению Анатолия Коробейникова,
подключение школ к Интернету несет опасность
дебилизации детей, это – вторжение в их
естественный внутренний мир. Агрессивная
информация наносит вред психическому здоровью
ребят, вызывает появление маний, фобий, неврозов.
Конечно, компьютерная грамотность нужна, но
знакомство с компьютерами можно отложить до
старших классов.
Термин «школьные болезни» ввел ученый-гигиенист
Федор Эрисман в конце XIX века. Это заболевания
(миопия, нарушения осанки, психические
расстройства и пр.), которые школьники
приобретают за время учебы из-за чрезмерных
нагрузок, неподвижного сидения за партами,
стрессовых ситуаций. Последние возникают из-за
снижения двигательной активности, множества
различных программ обучения, интенсивности
учебного процесса.
Российские школьники учатся пять дней в неделю в
течение 11 лет. В Японии и Европе при 12-летнем
обучении дети посещают школу 6 дней в неделю. в
США учатся 12 лет, но там, как и у нас, пятидневка.
При этом наш образовательный Госстандарт
считается самым трудным. При большей нагрузке и
меньшем количестве занятий наши дети заведомо
попадают в стрессовую ситуацию.
Необходимо менять стандарты образования в
стране с учетом положительного предыдущего
опыта. Эксперты считают, что лучшая система
образования была в Царскосельском лицее, она
была направлена на воспитание и ума, и души, и
тела.
Давайте наконец определимся с
термином
Прежде чем заниматься каким-либо
делом, хорошо бы знать, как оно точно называется.
Складывается впечатление, что в научных кругах
идет непрерывный конкурс на лучшее название
науки о здоровье. Термин валеология
скомпрометирован и находится под негласным
запретом. Многим это слово не нравилось, но оно
было емким и обозначало «науку о здоровье».
Какое-то время назад стали говорить о здоровьесберегающих
технологиях, которые нужно внедрять, и о культуре
здоровья, которой нужно учить школьников.
Сейчас профессора и доктора наук считают эти
термины неточными и предлагают ввести новые: здоровьеформирующие
технологии, качество здоровья как аспект
качества жизни, домены здоровья. Авторы этих
названий, выступая на конференции, доказывали их
точность и универсальность, подводя под каждый
термин научные обоснования и философскую базу.
Кстати, само слово «здоровье» также пытались
трактовать по-разному.
Я думаю, что общее мнение педагогов будет таким:
дорогие ученые, нам нужны эти технологии, как бы
они ни назывались! Нам необходимо четкое
понимание того, что нужно делать в школе. Нужны
новые учебники и программы, обоснованные
нагрузки (для детей и учителей) и графики
четвертей и каникул, методики составления
учебных расписаний и выставления отметок. Мы
хотим знать, как «впихнуть» в детей знания, объем
которых с каждым годом увеличивается, чтобы дети
остались жизнерадостными, любознательными и
здоровыми.
От слов – к делу
Практическая часть конференции
порадовала выступлениями людей, непосредственно
работающих с детьми.
От 70 до 80% наших школьников имеют те или иные
проблемы с позвоночником: нарушения осанки, при
которых страдают внутренние органы, уменьшается
объем легких. Почему же проблема до сих пор не
решается? Вообще-то осанка – это показатель
общей культуры человека. Раньше по тому, как
человек держит спину, можно было определить его
социальный статус, достаток семьи. «Без осанки
конь – корова» (В.Даль). Осанку можно
исправить физическими упражнениями. К сожалению,
уроки физкультуры никакого отношения к
оздоровлению не имеют, они ориентированы на
пассивное развитие практически здоровых детей, а
около 1 млн школьников РФ полностью отлучены от
них по состоянию здоровья. Доктор медицинских
наук Наталия Нежкина (г. Иваново),
автор программы «Психофизическая тренировка»,
предлагает заниматься физкультурой всем –
здоровым и не очень, ученикам и педагогам.
Технология содержит теоретический раздел (какие
заболевания и как можно убрать с помощью
упражнений, что такое самоконтроль и
самодиагностика) и практический (динамические и
статические упражнения, сеанс релаксации и
саморегуляции). При этом учитываются все
индивидуальные физические и психологические
качества занимающихся. Цель занятий –
самооздоровление («что я могу сделать для себя?»),
а не сдача нормативов, к сожалению, одинаковых
для всех и необходимых разве что для получения
оценки.
Можно было бы много написать, например, о «школах
здоровья» № 1979 г. Москвы или № 19 г. Рязани, об
организации здоровьесберегающей работы в
системе образования г. Серпухова (Московская
область), о том, что предлагает Дом детского
творчества г. Таганрога для дополнительного
образования и культурного досуга трудных детей и
подростков… Но это был бы рассказ по верхам. В
следующих номерах газеты мы предоставим
возможность представителям этих учреждений
самим поделиться своим опытом работы с нашими
читателями.
|