Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №24/2007

Из первых рук

Идеи есть, нужны законы и деньги

В конце ноября в Москве прошла первая Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение и укрепление здоровья в образовательных учреждениях РФ», организованная Федеральным институтом развития образования (ФИРО)

Регламент всех конференций похож: сначала общее заседание или теоретическая часть, на которой приглашенные знаменитости говорят общие слова, затем семинары, где выступают практики. Эта конференция была выстроена по такой же схеме. В теоретической части запомнились отдельные моменты выступлений титулованных гостей.

Сколько тратит Европа и сколько мы

Председатель Комитета Общественной палаты по вопросам здравоохранения Михаил Рошаль считает, что здоровье нации нужно сделать отраслью народного хозяйства. В странах Европы на социальные нужды тратится 27,5% внутреннего валового продукта, а в России – в три раза меньше. «Без финансирования социальных программ мы с места не сдвинемся», – убежден известный врач. Чтобы дети были здоровы, нужно вкладывать деньги в строительство современных школьных зданий со всеми удобствами (на сегодняшний день каждая 5-я школа не имеет канализации, каждая 6-я – централизованного водопровода), стадионов и бассейнов, приложить усилия, чтобы заинтересовать детей и подростков занятиями спортом. Необходимо достойно оплачивать труд учителя. Социальный статус учителя – мера самоуважения государства.
Руководитель Департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Минздравсоцразвития РФ Ольга Шарапова отметила, что последние годы министерство было занято разными неотложными делами, например, монетизацией льгот, но теперь «несколько повернулось лицом к детям». На повестке дня – питание и медобслуживание школьников.
Во всех развитых странах вопрос питания школьников решен. Например, в Голландии все учащиеся получают горячее питание за счет государственного и муниципальных бюджетов. А в США приняли закон, по которому в школах за счет федерального бюджета кормят всех детей вне зависимости от благосостояния родителей.
По словам Ольги Шараповой, у нас пока много проблем: всего 60% школ оснащены необходимым оборудованием для приготовления горячей еды; при составлении меню учитывается главным образом стоимость продуктов питания, а не физиологические потребности растущего организма; невысокое качество блюд не привлекает детей; ассортимент продукции школьных буфетов оставляет желать лучшего. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития подготовила и направила в субъекты Федерации методические рекомендации по составлению меню на месяц (отдельно для каждого класса) с набором продуктов питания.
Слушая руководителя Департамента Ольгу Шарапову, хотелось вставить реплику: забота о питании школьников возложена на местные власти, но регионы у нас разные. Одни нефтеносные, другие дотационные, возможности у них несопоставимые, а дети-то везде наши, и физиологические потребности у них одинаковые.
Сложность ситуации, видимо, осознали и в правительстве. Сейчас подсчитывается, какую сумму из федерального бюджета можно выделить для организации питания в ОУ на 2008–2010 годы. По предварительным оценкам, для этого понадобится как минимум 40 млрд рублей в год. Но это временная помощь, об изменении самого принципа финансирования речь пока не идет.

Проблемы школьных врачей

Рассказывая о медицинском обслуживании в школах, О.Шарапова отметила несколько форм его организации. Самая распространенная форма – когда школьные врач и сестра состоят в штате детской поликлиники (в таком случае врач теряет все льготы и надбавки участкового терапевта. – Прим. ред.). При так называемой единой форме детей обслуживает по факту один и тот же педиатр как на участке, так и в ОУ. В сельской местности, как правило, применяется бригадный метод – обследование детей проводят сотрудники фельдшерско-акушерских пунктов, а профилактические осмотры – выездные бригады медиков-специалистов из центральных или районных больниц. Наиболее прогрессивная форма – организация центров охраны здоровья детей в школах, содействующих здоровью. В этом случае медработники находятся в штате ОУ.
По нормам врач в ОУ обслуживает 1,2 тысячи детей, а в поликлинике на участке – 800 пациентов. Нагрузка на школьную и участковую медсестру одинаковая – до 800 человек на одну ставку. Сейчас нормы пересмотрены (в ближайшее время приказ будет направлен в субъекты Федерации): нагрузка школьного врача уменьшится с 1200 до 800 учащихся на ставку. А у школьной медсестры – до 500 учащихся. «Мы предполагаем таким образом отчасти решить кадровый вопрос (ОУ укомплектованы медиками на 50%), если врач будет работать с большим количеством учащихся, то и зарплата увеличится», – подчеркнула Ольга Шарапова.
Кроме нехватки медиков, желающих работать в ОУ, есть еще проблема – половина всех школ вообще не имеет медпунктов или их оснащение не соответствует действующим нормативам. Да и единые стандарты такого оснащения отсутствуют.
Минздравсоцразвития совместно с Минобрнауки РФ разработали следующие проекты приказов: о порядке взаимодействия медперсонала ОУ с участковыми врачами-педиатрами и другими специалистами медицинских учреждений; о порядке организации деятельности медработников в ОУ; перечень профилактических мер по предупреждению заболеваний и оздоровлению учащихся в ОУ; стандарт оснащения медпункта общеобразовательных учреждений. Сейчас все эти приказы находятся на согласовании в Минфине и в Минюсте РФ, а затем они будут направлены субъектам Федерации.
Подготовлен проект указа о помощи детям, находящимся в трудных жизненных ситуациях. Сиротам, детям из многодетных семей, воспитанникам детских домов и пациентам реабилитационных центров в течение 2008 г. будет оказана финансовая поддержка. Для этой цели из федерального бюджета будет выделено свыше 5 млрд рублей.

Сравните нагрузки

Анатолий Коробейников, доктор философских наук, член Совета Федерации, отметил, что материальные проблемы – это одна сторона дела, но без коренного изменения учебно-воспитательного процесса риск ухудшения здоровья детей снизить не удастся. Нужно не наращивать объем медпомощи детям, а создать условия для того, чтобы учебные методики нейтрализовали врожденные болезни и не вызывали появления новых.
Модернизация образования все больше ориентирована на технологии, толкает ребят к компьютерной зависимости, истощающей детский организм, создает дефицит познавательной мотивации. По мнению Анатолия Коробейникова, подключение школ к Интернету несет опасность дебилизации детей, это – вторжение в их естественный внутренний мир. Агрессивная информация наносит вред психическому здоровью ребят, вызывает появление маний, фобий, неврозов. Конечно, компьютерная грамотность нужна, но знакомство с компьютерами можно отложить до старших классов.
Термин «школьные болезни» ввел ученый-гигиенист Федор Эрисман в конце XIX века. Это заболевания (миопия, нарушения осанки, психические расстройства и пр.), которые школьники приобретают за время учебы из-за чрезмерных нагрузок, неподвижного сидения за партами, стрессовых ситуаций. Последние возникают из-за снижения двигательной активности, множества различных программ обучения, интенсивности учебного процесса.
Российские школьники учатся пять дней в неделю в течение 11 лет. В Японии и Европе при 12-летнем обучении дети посещают школу 6 дней в неделю. в США учатся 12 лет, но там, как и у нас, пятидневка. При этом наш образовательный Госстандарт считается самым трудным. При большей нагрузке и меньшем количестве занятий наши дети заведомо попадают в стрессовую ситуацию.
Необходимо менять стандарты образования в стране с учетом положительного предыдущего опыта. Эксперты считают, что лучшая система образования была в Царскосельском лицее, она была направлена на воспитание и ума, и души, и тела.

Давайте наконец определимся с термином

Прежде чем заниматься каким-либо делом, хорошо бы знать, как оно точно называется. Складывается впечатление, что в научных кругах идет непрерывный конкурс на лучшее название науки о здоровье. Термин валеология скомпрометирован и находится под негласным запретом. Многим это слово не нравилось, но оно было емким и обозначало «науку о здоровье». Какое-то время назад стали говорить о здоровьесберегающих технологиях, которые нужно внедрять, и о культуре здоровья, которой нужно учить школьников. Сейчас профессора и доктора наук считают эти термины неточными и предлагают ввести новые: здоровьеформирующие технологии, качество здоровья как аспект качества жизни, домены здоровья. Авторы этих названий, выступая на конференции, доказывали их точность и универсальность, подводя под каждый термин научные обоснования и философскую базу. Кстати, само слово «здоровье» также пытались трактовать по-разному.
Я думаю, что общее мнение педагогов будет таким: дорогие ученые, нам нужны эти технологии, как бы они ни назывались! Нам необходимо четкое понимание того, что нужно делать в школе. Нужны новые учебники и программы, обоснованные нагрузки (для детей и учителей) и графики четвертей и каникул, методики составления учебных расписаний и выставления отметок. Мы хотим знать, как «впихнуть» в детей знания, объем которых с каждым годом увеличивается, чтобы дети остались жизнерадостными, любознательными и здоровыми.

От слов – к делу

Практическая часть конференции порадовала выступлениями людей, непосредственно работающих с детьми.
От 70 до 80% наших школьников имеют те или иные проблемы с позвоночником: нарушения осанки, при которых страдают внутренние органы, уменьшается объем легких. Почему же проблема до сих пор не решается? Вообще-то осанка – это показатель общей культуры человека. Раньше по тому, как человек держит спину, можно было определить его социальный статус, достаток семьи. «Без осанки конь – корова» (В.Даль). Осанку можно исправить физическими упражнениями. К сожалению, уроки физкультуры никакого отношения к оздоровлению не имеют, они ориентированы на пассивное развитие практически здоровых детей, а около 1 млн школьников РФ полностью отлучены от них по состоянию здоровья. Доктор медицинских наук Наталия Нежкина (г. Иваново), автор программы «Психофизическая тренировка», предлагает заниматься физкультурой всем – здоровым и не очень, ученикам и педагогам. Технология содержит теоретический раздел (какие заболевания и как можно убрать с помощью упражнений, что такое самоконтроль и самодиагностика) и практический (динамические и статические упражнения, сеанс релаксации и саморегуляции). При этом учитываются все индивидуальные физические и психологические качества занимающихся. Цель занятий – самооздоровление («что я могу сделать для себя?»), а не сдача нормативов, к сожалению, одинаковых для всех и необходимых разве что для получения оценки.
Можно было бы много написать, например, о «школах здоровья» № 1979 г. Москвы или № 19 г. Рязани, об организации здоровьесберегающей работы в системе образования г. Серпухова (Московская область), о том, что предлагает Дом детского творчества г. Таганрога для дополнительного образования и культурного досуга трудных детей и подростков… Но это был бы рассказ по верхам. В следующих номерах газеты мы предоставим возможность представителям этих учреждений самим поделиться своим опытом работы с нашими читателями.

Нина Семина