Подростковый
возраст – особенный период в жизни человека,
открытие себя, «взрыв развития».
Не случайно его называют еще кризисным,
подразумевая сложность и важность
совершающегося процесса взросления: создание
системы представлений о себе, осознание своих
возможностей и особенностей, переход к
самостоятельной и ответственной взрослости
Кризисы нашей жизни
Природа хочет, чтобы дети были
детьми,
прежде чем стать взрослыми...
Ж.Ж. Руссо
Однако подростковый кризис – не
единственный переходный этап в жизни каждого
человека. Возрастные кризисы – нормальное и
необходимое явление, без них невозможно
развитие.
От кризиса новорожденности –
перехода в новое состояние – до подросткового
возраста ребенок переживает и другие переломные
моменты. И лишь успешно решив задачи каждого из
них, он может развиваться дальше.
Психологи отмечают кризис первого года жизни –
начало «ходячего» детства и овладения речью.
Главное достижение этого периода – приобретение
физической самостоятельности. Проявлениями кризиса
трех лет становятся негативизм и упрямство,
что свидетельствует о возросшей
самостоятельности ребенка и необходимости
перемен в отношении к нему родителей. Кризис
семи лет связан с важными изменениями в
развитии психики и сменой «ведущей»
деятельности – от игры ребенок переходит к учебе
и активному познанию мира. Следующий кризис – подростковый,
плавно перетекающий в кризис юношеского
возраста. Его смысл – в приобретении готовности
к личностному и профессиональному
самоопределению, в прояснении жизненных планов.
Казалось бы, самое трудное осталось позади и
можно вздохнуть свободно. Увы, кризисы
продолжают сопровождать нас на жизненном пути.
Вот что происходит дальше: около 23 лет –
кризис межличностных отношений, связанный, как
правило, с началом собственной семейной жизни и
критическим периодом ее становления. Кризис
30–35 лет – переход к «официальной»
зрелости, оценка собственных жизненных ролей. 36–40
– тоже кризис, переоценка жизненных ценностей
и обязательств. 51–60 – осознание концепции
жизни и концепции смерти, готовность делиться
опытом. Старше 65 – кризис старости. Оценка
собственной жизни. Обретение мудрости и
подведение итогов. И каждый следующий этап
наступает после того, как решены задачи
предыдущего.
Возвращаемся к важнейшему возрасту. Существенно
меняются внешность подростка и его физический
облик. Эмоциональная нестабильность,
свойственная всем подросткам, может в отдельных
случаях принимать крайние формы. Подросток
пытается осознать и постичь собственное «я».
Ведь свое детское «я» он уже перерос, а взрослое
еще не сформировалось. Разобраться в себе
невозможно, не сравнивая себя с другими людьми –
теми, мнением которых он дорожит, внимания и
признания которых он добивается. Отсюда
стремление к общению со сверстниками,
освобождению из-под опеки и контроля родных.
Важно знать, что все, уже названное, – следствие
глубоких внутренних физиологических и
психологических изменений. И только пройдя через
кризис, подросток сложит свою «картину мира» и
«образ себя» и будет готов к следующему этапу.
Гибко меняющие свое поведение родители (и в 1 год,
и в 3, и в 7, и в подростковом возрасте) помогут
преодолеть взрослеющим детям этот действительно
непростой период.
Как полюбить трудного подростка?
Души побеждаются не оружием,
а любовью и великодушием.
Б.Спиноза
Воспитание подростков – нелегкая
задача. Ведь большую часть времени они находятся
под влиянием – учителей, друзей и знакомых,
просто сверстников. Многие родители чувствуют,
что не могут больше контролировать поведение
ребенка, руководить им. Как следствие –
отсутствие взаимопонимания, конфликты,
проблемы...
А ведь часто причиной бывают родительская
неподготовленность, непонимание особенностей
переходного возраста, что и сводит на нет все
воспитательные усилия.
Однако большая часть подростковых проблем может
быть частично или полностью решена, если
исчезнет натянутость во взаимоотношениях детей
и родных.
Несомненно, большинство родителей по-настоящему
любят своих детей. И это прекрасно, ведь жажда
любви – одна из основных человеческих
потребностей. Ее удовлетворение – необходимое
условие нормального развития ребенка.
Подростки – это еще дети, которые находятся на
пути к взрослой жизни. Их потребности – это еще
потребности детей. И им также (а может, еще больше)
необходимо знать, что их любят и принимают
такими, какие они есть, что о них заботятся, что
они кому-то небезразличны. Именно семья может
создать атмосферу душевного комфорта, помочь
почувствовать защищенность, уверенность в себе.
Если у подростка нет неоспоримых доказательств
этой любви, он перестает стремиться быть лучше и
в результате становится неспособным выявить
лучшие свои качества. Только осознание своей
ценности, важности, «любимости» помогает ему
психологически развиваться.
В основе прочных взаимоотношений с детьми лежит
безусловная любовь, не зависящая от качеств и
особенностей ребенка. Только такая любовь
способна помешать развитию у подростка
обидчивости, оградить его от ощущения
собственной ненужности и неполноценности. Если у
родителей нет безусловной любви, дети становятся
обузой, они мешают и раздражают.
Это вовсе не значит, что родителям всегда должно
нравиться поведение детей. Можно выражать
недовольство отдельными их поступками, но не
ребенком в целом. Кроме того, недовольство
действиями ребенка не должно быть
систематическим, иначе оно перерастет в
неприятие. Если мы любим подростка только тогда,
когда он оправдывает наши ожидания и отвечает
нашим требованиям, он будет чувствовать себя
неудачником. Он уверится в бесполезности любых
стараний быть хорошим, потому что их всегда будет
недостаточно.
Потребность в любви удовлетворяется, когда мы
сообщаем ребенку, что он нам дорог, нужен, важен,
что он просто хороший. Такие сообщения
содержатся в приветливых взглядах, ласковых
прикосновениях, различных знаках внимания, в
словах поддержки и поощрения. Подросток должен
чувствовать нашу любовь на деле, в поступках и
поведении. Только тогда у него появится
способность трезво оценивать себя и быть
ответственным за свое поведение.
Именно родители могут вернуть мир в семью,
наладить взаимоотношения, сделать шаг навстречу.
Ведь у взрослых больше знаний, больше
способности контролировать себя, больше
жизненного опыта.
О стилях семейного воспитания
Новорожденные везде плачут
одинаково.
Когда же они вырастают,
у них оказываются
неодинаковые привычки.
Это – результат воспитания.
Сюнь-цзы
Подростковое отчуждение со временем
проходит, и тогда становится понятным, что
воспитательные усилия были не напрасны.
Взрослеющие сын, дочь все больше становятся
похожи на своих родителей, принимают систему
семейных ценностей, и даже их жизненные сценарии
напоминают родительские.
А пока... Перешагнувший порог детства ребенок
неизбежно требует пересмотра взаимоотношений.
Нередко именно неготовность родителей пойти
навстречу подростку становится причиной
серьезного эмоционального кризиса и
препятствием для становления его «я».
Подросток стремится к самостоятельности. Он
пытается освободиться от излишней опеки и
добиться хотя бы относительной независимости,
хочет отстоять свое право на собственные идеи,
мнения и суждения, отличные от родительских. И в
этой коллизии многое зависит от того, какой тип
отношений сложился в семье.
Психологи выделяют четыре основных стиля
родительского поведения. Они характеризуются
разной степенью принятия ребенка и уровнем
контроля.
Безразличный тип семейного воспитания
характеризуется низким уровнем контроля и
холодными отношениями. Такие родители не
устанавливают для детей никаких ограничений,
заняты собственными проблемами и закрыты для
общения. Дети из подобных семей более других
склонны к проблемному поведению.
Либеральный тип. Уровень контроля в таких
семьях также низкий, но отношения теплые.
Руководящая роль родителей незначительна, и как
следствие – в подростковом и юношеском возрасте
дети склонны к непослушанию, они игнорируют
нормы и правила, принятые в обществе.
Авторитарный тип воспитания – это высокий
уровень контроля и холодные отношения. Родители
устанавливают жесткие требования и правила, а
эмоциональной привязанности к детям не
демонстрируют. Как результат – дети либо
пассивны и зависимы, либо неуправляемы и
агрессивны. И в любом случае – ощущение
психологического неблагополучия.
Авторитетное воспитание означает теплые
отношения и достаточный уровень контроля.
Взрослые признают и поощряют растущую автономию
своих детей. Отношения строятся на взаимном
уважении и доверии. Родители открыты для общения
и обсуждают с детьми правила поведения в семье.
Допускают и изменение своих требований в
разумных пределах. Дети же вырастают
приспособленными к жизни, уверенными в себе и
ответственными.
Прочитав это описание, вы сможете приблизительно
определить преобладающий в семье тип общения и
проанализировать отношения с собственным
ребенком. Возможно, именно в привычном стиле
взаимоотношений и кроются корни многих проблем,
а изменения могут привести к хорошему
результату.
«Родители меня не понимают», или Как
услышать подростка
Понимание – начало согласия.
Б.Спиноза
Существуют ли какие-нибудь
практические приемы, позволяющие улучшить
отношения в семье и достичь взаимопонимания,
которыми можно воспользоваться в повседневной
жизни?
Мы познакомимся с одним из таких способов,
называется он активное слушание.
Умение слушать – навык, необходимый каждому
человеку. Известно, что с трудом дающееся
молчание и ожидание своей очереди высказаться в
ответ на речь собеседника вовсе не означает
умения слушать. Тем более если ваш собеседник –
подросток, который ревниво отстаивает свою точку
зрения, многое воспринимает в штыки и в любой
момент готов обидеться и замкнуться.
Как же и когда необходимо активно слушать?
Это стоит делать во всех ситуациях, когда ребенок
(подросток) расстроен, потерпел неудачу, ему
больно, стыдно, то есть когда у него
эмоциональные проблемы.
В качестве примера рассмотрим нередкую ситуацию.
Сын приходит после уроков домой, бросает
портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту
школу!».
Как правильно отреагировать? Что сказать в ответ?
Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами
в этот момент устали, раздражены, поглощены
своими проблемами?
На ум чаще всего приходят обычные автоматические
ответы, из которых можно составить внушительный
список ошибок.
Это приказы, команды, угрозы («Что значит – не
пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать
дворником? Не будешь учиться – ни копейки от меня
не получишь!»), поучения и нравоучения (ведущие к
так называемой психологической глухоте, когда
ребенок просто перестает нас слышать), риторика,
выговоры («У всех дети как дети, а у меня... И в кого
ты такой уродился? Что ты там опять натворил?!»), а
также выспрашивание, расследование, предложение
готовых решений, высмеивание, обвинения («Ты сам
виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!»).
Кажется, мы поступаем так из лучших побуждений,
желая объяснить, научить, воззвать к совести,
указать на ошибки и недостатки... А на самом деле
выплескиваем свои негативные эмоции. И, конечно,
это не способствует установлению доброго
контакта и разрешению проблемы. Скорее
раздражение и обида с обеих сторон возрастают
еще более.
Как этого избежать? С помощью приема активного
слушания.
Рассмотрим его на том же примере.
Сын (бросая портфель, со злостью). Не пойду
я больше в эту школу!
Родитель (после паузы, поворачиваясь лицом
к ребенку, глядя в глаза). Ты не хочешь больше
ходить в школу...
Сын (раздраженно). Там математичка ко мне
цепляется!
Родитель (после паузы, в утвердительной
форме обозначает чувство, переживаемое ребенком).
Тебя что-то разозлило (расстроило, обидело) на
уроке математики...
Сын (с обидой). Я сам эту контрольную
сделал, а она говорит – списал!
Родитель. Я понимаю тебя, это действительно
обидно.
Сын. Вечно она ко мне придирается...
Родитель. Думаю, я тоже расстроилась бы...
Сын. Хоть ты меня понимаешь...
Но, конечно, это лишь один из возможных вариантов
продолжения беседы.
Вот основные правила активного слушания:
1. Повернуться лицом к собеседнику. Глаза на
одном уровне.
2. Избегать вопросов, использовать
утвердительную форму высказываний.
3. Держать паузу, давая ребенку время на
обдумывание.
4. Обозначать чувства, которые он испытывает.
Результаты применения активного слушания:
1. Исчезает или ослабевает отрицательное
переживание ребенка.
2. Убедившись, что взрослый готов слушать,
ребенок рассказывает о себе все больше.
3. Юный собеседник сам продвигается в решении
своей проблемы.
4. Он тоже начинает нас слушать и слышать.
5. Мы действительно учимся лучше понимать
своих детей.
И в заключение еще раз отметим, что активное
слушание – это не способ добиться чего-то от
ребенка, а путь к установлению контакта, способ
показать ребенку, что мы его понимаем.
Как сообщать о своих чувствах?
С родными в спор не вступит
мудрый...
Еврипид
Бесспорно, сопереживание и внимание
родителей и есть основа доверительных отношений
в семье, залог настоящего и будущего
взаимопонимания.
Но как быть в тех случаях, когда в понимании
нуждается родитель? И как общаться с подростком,
если его поведение отклоняется от норм и правил,
принятых в семье, или каким-то образом задеты
чувства родителей?
Сообщать ребенку о чувствах, испытываемых
родителями, можно по-разному. К сожалению, часто
мы делаем это неэффективно. Гнев, раздражение или
обида, даже справедливые, – плохие советчики.
Поддавшись этим эмоциям, мы повышаем голос,
требуем немедленного послушания, грозим
наказанием, позволяем себе уничижительные
высказывания... Делаем это с благими намерениями
– изменить в лучшую сторону нежелательное
поведение. И безрезультатно. Подросток реагирует
агрессивно, не реагирует вообще, замыкается,
обижается...
Однако, даже убедившись в неэффективности такого
подхода, многие родители продолжают действовать
прежним образом, не видя другого выхода.
«Сколько раз повторять: немедленно убери бардак
в своей комнате!»
«Ты прогуливаешь уроки и хочешь остаться
неучем!»
«Ты никогда не приходишь вовремя! В следующий раз
будешь ночевать под дверью!»
Ошибка подобных высказываний заключается в том,
что они в негативной форме оценивают не только
поведение, но и личность подростка, а директивный
тон и преувеличения делают эти оценки
очернительными, что не способствует решению
проблем. Из-за преобладания местоимений «ты»,
«тебе», «у тебя» они названы «ты-высказываниями».
Между тем психологи рекомендуют для выражения
своих чувств использовать более эффективные «я-высказывания».
Вот их основные признаки:
1. Описание чувств и эмоций, переживаемых
родителем в данной проблемной ситуации.
2. Безоценочное краткое и конкретное (без
переходящих на личность обобщений и сравнений)
описание волнующей ситуации или проступка
ребенка. Описание должно касаться только
возмущающего поведения, но не личности в целом.
3. Формулировка желательного результата.
Вот как можно изменить высказывания, приведенные
выше в качестве примера:
«Мне становится неловко, когда гости видят
неубранную постель. Под покрывалом она смотрится
гораздо лучше».
«Сегодня звонила учительница и сообщила мне о
пропусках занятий. Я сильно расстроена. Если у
пропусков есть важная причина, давай ее обсудим.
Я считаю, что ходить в школу – это очень важно».
«Когда в семье кто-то приходит позже, чем мы
договаривались, я волнуюсь так, что не нахожу
себе места. Я хочу, чтобы обещания выполнялись».
Несмотря на кажущуюся простоту подобных
высказываний, их использование дается
большинству родителей нелегко. Непривычно в
такой форме говорить о своих чувствах, трудно
удержаться от оценок, от проявления родительской
власти. Да и результат использования
«я-высказываний» вряд ли будет мгновенным.
И все-таки этот способ эффективен уже тем, что
основан на доверии и уважении. Не содержащее
обвинений ни в чей адрес «я-высказывание» дает
ребенку представление о переживаниях взрослого
и о том, чем именно нежелателен его поступок. Оно
же может служить переходом к диалогу и поиску
решения проблемы.
Если в семье конфликт
Не мыслям надобно учить, а
мыслить.
Иммануил Кант
Возникновение конфликтов в семьях, где
дети достигли «трудного», переходного возраста,
– явление достаточно частое. Мнения и желания
подростков становятся все более не похожими на
мнения и желания взрослых, с юношеским
максимализмом все и вся подвергается оценке и
критике. И тем не менее многие родители не
сомневаются в том, что их ребенок, даже достигший
совершеннолетия, должен беспрекословно им
подчиняться.
Но стоит ли руководствоваться неуважением к
подростку («не дорос еще меня учить», «будешь
поступать так, как мы скажем»; «я старше – значит,
умнее»), ведь есть и другой путь – потрудиться,
чтобы понять себя и ребенка.
Если родители воспитали свое дитя покорным, не
умеющим отстаивать свое мнение, то отношения в
семье выглядят внешне спокойными,
бесконфликтными. Правда, ребенок все равно
страдает: ведь, вырастая, он так и не становится
взрослым, не умеет быть ответственным за свои
решения и поступки. Либо подросток, сохраняя
видимую покорность родителям, живет своей,
неизвестной им жизнью. Такие формально
благополучные отношения могут привести к тому,
что родители узнают об истинной жизни своего
чада от посторонних людей и с большим опозданием.
Если же ребенок растет достаточно
самостоятельным, с выраженным чувством
справедливости и стремлением к самоутверждению,
то отношение к нему родителей, настаивающих на
подчинении, приводит к серьезным конфликтам.
Как же научиться разрешать конфликтные ситуации,
связанные с расхождением мнений, интересов,
желаний? Психологи выделяют разные варианты
выхода из них. Это может быть и уход от конфликта,
когда участники не стремятся к его разрешению, а
делают вид, что все в порядке. Это может быть
подавление, когда родители явно выигрывают, дети
– проигрывают (например, подростка не пустили на
дискотеку). Обратная сторона этого варианта – подчинение
интересам другого (мать покупает дочери по
первому требованию дорогие вещи в ущерб
семейному бюджету). Лучшим же будет такое
разрешение конфликтной ситуации, когда обе
стороны удовлетворены ее исходом, проигравших
нет.
Называется этот способ сотрудничество, и
возможным оно становится лишь тогда, когда
стороны учитывают интересы друг друга.
В качестве примера рассмотрим следующую,
знакомую многим родителям конфликтную ситуацию: у
подростка в комнате беспорядок, а родители
настаивают на уборке. Интерес мамы: желание
воспитать стремление к порядку и избавиться от
чувства неловкости перед гостями. Интерес
подростка: желание избежать скучного занятия,
убежденность в том, что «и так все нормально».
Шаг 1. Распознавание и определение конфликта.
Цель: вовлечь ребенка в процесс решения проблемы.
Необходимо четко и немногословно сообщить, что
назрела проблема, которая нуждается в решении, и
что сотрудничество ребенка необходимо: «Мне
становится стыдно всякий раз, когда наши и твои
гости видят беспорядок в этой комнате. Боюсь, что
от остатков еды могут завестись тараканы. Давай
это обсудим».
Шаг 2. Выработка возможных альтернативных
решений. Цель: собрать как можно больше
вариантов решения. Появляется возможность
узнать соображения детей (свои можно добавить
позже), не оценивая их и не принижая. Настаивать
на выдвижении как можно большего числа
альтернатив. «Гости больше не приходят к тебе, а
дверь в комнату всегда закрыта»; «Один раз в
неделю проводится большая уборка, в которой ты
обязательно принимаешь участие»; «Я получаю
поощрение всякий раз после уборки»; «Я получаю в
подарок моющий пылесос и другие необходимые
предметы, а также право делать уборку под любую
громкую музыку»; «Я ем только на кухне, а уборку
произвожу перед приходом гостей».
Шаг 3. Оценка альтернативных решений. Цель:
активизировать подростка на высказывания о
различных вариантах. Можно предложить ему
высказаться по поводу собранных предложений, не
скрывая своих чувств и интересов. «Мне нравятся
варианты насчет совместной уборки или уборки
перед приходом гостей. Хорошо, что друзьям
нравится приходить к тебе, и особенно приятно
пригласить их в чистую комнату. Покупку пылесоса
мы сможем обсудить после первых успехов. А что
думаешь ты?»
Шаг 4. Выбор наиболее приемлемого решения.
Цель: принять окончательное решение.
Оговариваются обязательства обеих сторон по его
выполнению, можно зафиксировать их письменно.
Родители не убирают комнату подростка и не несут
ответственности за возможные последствия:
потерянные вещи, грязную и мятую одежду и прочее,
так как комната подростка – его территория. В
разных семьях возможны разные варианты решений.
Шаг 5. Выработка способов выполнения решения.
Цель: предусмотреть все детали претворения в
жизнь принятого решения. Обсуждаются вопросы, с
чего начать, как будет проверяться качество
выполняемой работы, если речь идет о домашних
обязанностях, и т.д.
Шаг 6. Контроль и оценка результатов. Цель:
помочь осуществить задуманное. Интересоваться
конкретными результатами принятого решения,
четко высказывать свои мысли и чувства, при
необходимости сделать возможным пересмотр или
изменение решения.
Конечно, далеко не все конфликты требуется
решать с применением всех шести шагов. Некоторые
исчерпываются почти без обсуждения, а
приведенный пример доказывает: любая проблема
может иметь несколько вариантов решения. Чтобы
осознанно строить отношения с ребенком, важно
обладать умением слушать, отвечать и исследовать
альтернативы.
И еще один немаловажный вопрос – установить, чья
именно возникшая проблема. Взрослые часто
полагают, что все проблемы детей являются и их
проблемами. Это неверно и даже вредно для
ребенка: он лишается возможности пробовать свои
силы. Дети имеют право самостоятельно находить
решения. И если поднятая проблема – это их
проблема, то взрослый может выбрать, что делать:
внимательно выслушать, поискать альтернативы,
предоставить ребенку возможность самому
столкнуться с последствиями самостоятельности
или скомбинировать приведенное выше. Чем чаще
родители проявляют готовность к сотрудничеству,
тем больше вероятность того, что ребенок будет
вести себя подобным образом в других ситуациях и
с другими людьми.
И самое главное.
Вступив в трудный возраст с уверенностью: «я
любим, я хороший, я способный», подросток
преодолевает кризис с меньшими потерями. Да, он
так же, как и его сверстники, порой может быть
«трудным», но в то же время открыт к диалогу с
родителями.
|