Беседа для детей дошкольного
возраста
Цель:
– рассказать о вредном воздействии
курения на организм человека;
– познакомить детей с внутренним строением
человека;
– дать представление о здоровом образе жизни;
– в игровой форме обучить детей диафрагмальному
дыханию.
Оборудование и материалы: два
стакана с чистой водой, колба с черной краской,
палочка, надувные шары (на каждого ребенка и
один демонстрационный), шкатулка, иллюстрация
силуэта человека со схематическим изображением
легких, настольная ширма, куклы би-ба-бо: медведь,
заяц. Часть комнаты, предназначенная для Страны
здоровья, оформлена дополнительными атрибутами:
изображение Королевы Зубной щетки, Мойдодыра,
Доктора Айболита, иллюстрации с изображением
детей, занимающихся различными видами спорта,
красочная арка с надписью «Страна здоровья».
Методические приемы: объяснение,
эксперимент, беседа, рассматривание иллюстраций.
Словарная работа: вредный, полезный, легкие,
грудная клетка, прозрачный.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня я
предлагаю вам отправиться в Страну здоровья на
паровозике.
(Дети становятся друг за другом и, имитируя езду
на поезде, обходят помещение группы. Воспитатель
предлагает детям сесть на стулья, расположенные
полукругом, и обращает внимание на оформление
помещения.)
Вот и приехали мы с вами в Страну здоровья.
Ребята, скажите, пожалуйста: что необходимо
делать для того, чтобы оставаться здоровыми?
Дети: Чистить зубы, делать зарядку,
закаляться, мыть руки и т.д.
Воспитатель: Молодцы, правильно, все это нам
необходимо для того, чтобы расти здоровыми и
сильными. К нам пришли гости. Давайте послушаем, о
чем они говорят.
Сценка «Заяц и медведь на поляне» (куклы
би-ба-бо)
Медведь с сигаретой (палочка) встречает зайца и
сильно кашляет.
Медведь: Здравствуй, Заяц.
Заяц: Здравствуй, Миша. Что с тобой случилось,
почему ты кашляешь? И вид у тебя нездоровый.
Медведь: Не знаю, Зайка. (Во время диалога
имитирует курение.) Захотел я стать взрослым,
думаю: что же для этого сделать? Потом увидел, как
много взрослых курят, и решил тоже попробовать.
Заяц: Ну, теперь понятно, отчего у тебя такой
больной вид, да и кашляешь так сильно, похудел и
стал слабым. Разве ты не знаешь, что курение
вредит нашему здоровью?
Медведь: Нет, не знаю.
Воспитатель: Ребята, что же приключилось с
Мишей?
Дети: Мишка заболел, и сам не знает почему.
Воспитатель: Дорогие звери, присаживайтесь
вместе с нами, я вам сейчас расскажу и покажу
что-то интересное.
(Воспитатель усаживает кукол на стул и обращает
внимание детей на иллюстрацию силуэта человека
со схематическим изображением легких.)
Ребята, как вы думаете: что здесь изображено?
Дети: Человек.
Воспитатель: У каждого человека внутри есть
специальные мешочки – легкие. Они нам необходимы
для дыхания. Сейчас я покажу, как они работают.
Когда мы вдыхаем, они наполняются воздухом (надувает
воздушный шар), а когда выдыхаем, они
становятся вот такими, как этот шарик (сдувает
воздух из воздушного шара).
Я предлагаю каждому из вас попробовать это
сделать. Положите ладони себе на грудную клетку.
Глубоко вдохните, а потом выдохните. (Повторить
несколько раз.) Посмотрите, как движутся наши
руки. Это наши мешочки – легкие – надуваются и
сдуваются, как воздушный шар.
Ребята, перед вами два стакана с чистой водой.
Представьте, что вода – это воздух, которым мы
дышим. Какой он?
Дети: Чистый, прозрачный.
Воспитатель: А вот каким становится воздух,
когда Миша курит (в один стакан добавляет
черную краску). Посмотрите и скажите: каким
становится воздух, когда кто-то курит?
Дети: Плохим, грязным, мутным.
Воспитатель: А теперь закройте глаза и
представьте себе, что Миша курит рядом с нами.
Понюхайте воздух: вам он нравится?
Дети: Нет!
Воспитатель: А теперь подул ветерок, и мы
находимся на лугу или в лесу, парке. Какой воздух
вам больше нравится?
Дети: Лесной, свежий.
Воспитатель: Давайте поиграем с вами, ребята,
в игру. Вы воздушные шарики, которые летают в
воздухе. Представьте себе, что вы шарики,
заполненные вот таким грязным воздухом (показывает
колбу с черной краской). Как бы вы летали?
(Дети демонстрируют неуверенные, неуклюжие,
замедленные движения.)
Воспитатель: А теперь вы шарики, заполненные
вот таким чистым воздухом (показывает колбу с
чистой водой). Как вы будете двигаться?
(Дети радостно демонстрируют уверенные, легкие
движения.)
Воспитатель: Скажите: каким шариком вам
больше понравилось быть?
Дети: Прозрачным, легким, чистым!
Игра
«Что полезно, что вредно?»
Воспитатель называет действия и
предлагает детям хлопать, если эти действия
полезны для здоровья, топать – если вредны.
(Чистить зубы, есть снег, плавать, купаться, не
мыть руки, делать зарядку, курить, есть немытые
овощи и фрукты, гулять на свежем воздухе, грызть
ногти, есть много сладкого, находиться в
помещении, где курят, закаляться и т.д.)
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте
покажем Мише дыхательные упражнения, которые
помогут ему вылечиться и всегда оставаться
здоровым.
1. «Воздушный шар» (диафрагмальное
дыхание)
И.п.: стоя, ладонь на животе. Выдох. На вдохе живот
выпячивается вперед. Вдох через неплотно сжатые
губы, произносится звук [с]. Повторить 4 раза.
Зайка шарик покупал,
Зайка шарик надувал.
2. «Гармошка» (грудное дыхание)
И.п.: стоя, ладони на ребрах. Полный вдох. Глубокий
вдох, ребра раздвигаются, как мехи гармошки,
грудная клетка не поднимается. Задержка дыхания.
Выдох через неплотно сжатые губы с произнесением
звука [ф]. Повторить 4 раза.
Ты играй, моя гармошка,
Раздвигай мехи свои.
Поиграю я немножко,
Ты ж движенья повтори.
3. «Насос» (мышечный тренинг)
И.п.: стоя, руки перед грудью, пальцы сжаты в
кулаки. Наклоняясь вниз с прямыми ногами, делать
выдох, произнося звук [ш]. Выпрямляясь, делать
вдох через нос. Повторить 6–8 раз.
Есть на ярмарке машины,
Накачать бы только шины.
4. «Резиновый человек» (полное
расслабление)
И.п.: стоя, руки опущены вниз.
Ребенок закрывает глаза. Педагог проверяет у
одного или двоих детей, расслаблены ли у них
мышцы: поднимает вверх руки ребенка и опускает
их. Расслабленные руки должны бессильно упасть
вниз.
Есть игрушки из резины,
С ними будем мы играть,
Ручки, ножки поднимать.
Миша: Спасибо вам, ребята. Нам с
Зайкой пора возвращаться к себе в лес. Теперь я
знаю: «Курить – здоровью вредить». Я буду
заниматься зарядкой, закаляться, а еще расскажу
лесным жителям, как оставаться здоровыми. А вам
хочу подарить волшебную шкатулку. Откроете ее в
группе. До свидания, ребята.
Заяц. До свидания, ребята.
Воспитатель: Ну а нам пора прощаться со
Страной здоровья и возвращаться к себе в детский
сад.
(Дети становятся паровозиком и обходят
помещение, имитируя движение паровоза.)
Давайте посмотрим, что за сюрприз находится в
шкатулке (открывает). Здесь воздушные шарики.
Надуем их чистым, здоровым воздухом и будем с
ними играть.
Литература
1. Картушина М.Ю. Быть здоровыми
хотим (дыхательные упражнения).
2. Лысенко И.А. Долго ли до беды.
3. Макеева А.Г. Пособие «Рука в руке.
|