Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №23/2007

Конкурс

Выступает, будто пава

Тема урока: «Здоровый образ жизни и осанка».
Цель: сформировать у школьников осознанное, ответственное отношение к своему здоровью.
Задачи: развить умение анализировать свой образ жизни и произвольно регулировать свое поведение, двигательную активность и эмоциональное состояние; научить школьников поддерживать красивую осанку; сформировать мотивацию к здоровому образу жизни.

Ход занятия

Посмотрите, как велик человек. Он уже ступил на Луну и скоро побывает на других планетах. Вот-вот создаст искусственный разум...
И в то же время пройдитесь по улицам большого города: вы всегда встретите немало людей, которые шаркают подошвами по асфальту, дышат с трудом, имеют лишний вес, потухшие глаза... Да тот ли это человек создал шедевры мирового искусства, укротил реки и покорил космос?!
Сегодня мы с вами поговорим о том, от чего зависят наша активность и наше здоровье. Может ли человек планировать уровень своего здоровья? Можно ли «убежать» от болезней? Если можно, то откуда берутся больные люди, спросите вы. Доказано, что примерно 75% болезней взрослых людей заработано в детские годы. Причем наиболее опасный возраст – от рождения до 16 лет.
Все, что может произойти впоследствии, заложено в этот период и отзовется в будущем не только болезнями, а в итоге и счастьем или несчастьем человека.
Поразмышляем: каким образом?
Оказывается, существует ряд факторов, определяющих здоровье человека.
Это: окружающая среда (природная и социальная), генетическая предрасположенность, здравоохранение и образ жизни.
Ученые установили, что здоровье человека в зрелом возрасте зависит от внешней среды на 20–25%, генетического риска – на 15–20%, здравоохранения – на 8–10%, а от образа жизни – на 50–55%. Вредные условия окружающей среды можно, оказывается, во многом компенсировать правильным образом жизни.
Какой же образ жизни нужно считать здоровым?
Прежде всего такой, при котором поддерживаются в здоровом состоянии, а при необходимости оздоравливаются все органы и системы организма. Он включает в себя: эмоционально-психическое состояние (настрой на здоровый образ жизни), стрессоустойчивость, двигательную активность, ритмичность (разумный режим дня), безопасность жизни и правильное питание.
Для того чтобы вести здоровый образ жизни, вам необходимо знать, какие системы есть в организме, как они работают и как поддерживать их безупречное состояние.
Сегодня мы рассмотрим опорно-двигательный аппарат как систему, отвечающую за согласованность движений тела человека.
Нарушения осанки являются одним из наиболее часто встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата школьников. Осанка – это привычное положение тела человека во время ходьбы, стояния, сидения и работы. При правильной осанке оптимально функционируют все системы и внутренние органы. Нарушения осанки в виде увеличения естественных изгибов позвоночника, появления боковых искривлений, крыловидных лопаток, асимметрии плечевого пояса не только обезображивают фигуру, но и затрудняют работу внутренних органов (сердца, легких, желудочно-кишечного тракта и т.д.), ухудшают обмен веществ и снижают работоспособность.
Идеалом мужской фигуры всегда были русские богатыри, сильные, ловкие, статные. А если изобразить походку современного подростка (обычного «среднестатистического») – какой она будет?
Национальный идеал русской женщины – «лада», «лебедушка» – это веками сложившаяся красота движений, культура движений, отражающая благородство души, «…величава, выступает, будто пава», «с красивою силой в движеньях, с походкой, со взглядом цариц». Эта красота движений зависит от правильной осанки, прямой спины, развернутых плеч, поднятой головы.
Восточные женщины носят небольшие тяжести: корзины, кувшины с водой – на голове. Что в результате? Гибкость спины, изящество походки и осанки.
Поскольку позвоночник – это основа скелетной, мускульной и нервной систем, то осанка зависит от строения нашего позвоночника, гибкости, эластичности поддерживающих его мышц и связок. Хорошая осанка не только красота, но и показатель здоровья.
Красивый контур фигуры создают и тренированные мышцы – сильные, эластичные. Небольшая жировая ткань смягчает рельеф мышц у женщин, придает им округлость. Развить мышцы можно в клубах шейпинга, атлетической гимнастики, аэробики, в различных спортивных секциях. В конце концов можно заниматься дома. Очень хорошо бегать трусцой, такой бег полезен каждой девушке и каждому юноше, потому что при беге работают практически все мышцы, оздоравливая и укрепляя организм.
Существуют различные упражнения для улучшения осанки. Например, такие.

«Восточная красавица»

Попробуйте во время домашней уборки положить на голову две-три толстые книги и так вытирать с мебели пыль.

«Циркуль»

И.п.: голова опущена, ноги и руки прямые. Наклонившись вперед, делаем опору на ладони и пальцы ног, ноги на ширине плеч. Медленно поднимаем и опускаем голову.
(Это упражнение оказывает действие на ту часть нервной системы, которая «обслуживает» глазные мышцы, а также целую сеть нервов, идущих к желудку и кишечнику.)

«Краб»

И.п.: сядьте на пол, сделайте упор на расставленные согнутые ноги и прямые руки, расположенные чуть сзади.
Поднимите корпус, опуститесь в исходное положение, повторите упражнение несколько раз в быстром и медленном темпе. Затем пройдитесь в таком положении по комнате.
(Улучшает состояние всех нервных центров, усиливает мышцы, удерживающие позвоночник, улучшает состояние межпозвоночных хрящей.)

«Колесо»

И.п.: лягте на пол – на спину, ноги вытянуты, руки в стороны. Согните колени, подтяните их к груди и обхватите их руками. Оттолкните колени от груди, не отпуская рук. Одновременно поднимите голову и попытайтесь коснуться подбородком коленей. Держите это положение туловища в течение пяти секунд. Повторите упражнение 6–8 раз.
(Укрепляет нервную систему, растягивает позвоночник и улучшает работу желудка.)

«Жираф»

И.п.: лягте на пол лицом вниз, выгнув дугой спину, опустив голову и опираясь на прямые ноги и руки, в таком положении обойдите комнату.
(Улучшает состояние позвоночника, управляющих нервов и толстого кишечника.)

«Опять двойка»

И.п.: встаньте в угол, оботритесь руками о стены, старайтесь дотянуться грудью до стены, не сгибая рук и не наклоняя головы.
(Снимает головную боль, вызванную неподвижностью верхнего отдела позвоночника.)

«Птенец»

И.п.: сидя, сведите лопатки почти до соприкосновения, руки согнуты в локтях.
(Снимает напряжение верхнего отдела позвоночника.)
Мы с вами пришли к выводу, что нужно следить за состоянием своего позвоночника, поэтому начинайте выполнять упражнения прямо сегодня.

Литература

Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. – М., 2000.

Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М.: Медицина, 1989.

Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы. – СПб., 2003.

Галина Порошина