Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №23/2007

Конкурс

Страус Куки на уроке музыки

Несмотря на то что на уроках музыки различные виды деятельности чередуются, детям (особенно в начальных классах) и на пении необходимы физкультминутки. Это и ритмические игровые движения под музыку, и легкий массаж, который они с удовольствием делают друг другу.
Игровые музыкально-ритмические упражнения я собираю давно. Есть упражнения мобилизующие, иногда я использую их в начале урока, если дети пришли вялые под влиянием погоды или раннего пробуждения. В середине урока они уместны, если внимание ослабло. Есть комплекс упражнений для снятия возбужденного состояния, помогающий расслабиться и успокоиться. Ведь главное в учебном процессе не только дать детям знания, но и сохранить их здоровье.
Хочу поделиться некоторыми игровыми упражнениями

1-я часть (под музыку):
«Путешествие»

8 шагов на месте (шаг перекатный, без отрыва носка от пола).
8 шагов с хлопками.
8 подскоков.
8 подскоков с хлопками.
Все то же с поворотом вправо.
Все то же с поворотом влево.
На четыре стороны.

«Яблочко на тарелочке»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.
Голову вперед, назад, в сторону, на соседа.
Катаем «яблочко по тарелочке» (круговые движения головы в одну, затем в другую сторону).

«Цапля ищет лягушек»

Подбородок вперед, назад, в стороны.
Помахали друг другу рукой.

«Видим кошечку»

Гладим воображаемую кошечку одной рукой, затем другой.
«Наливаем» ей молоко.
«Кошечка пьет» – прогибаем спину, «лакаем молоко».
Помахали кошечке рукой.

«Встречаем Незнайку»

Он ничего не знает (поднимаем и опускаем плечи).
Он не умеет писать (поднимаем и опускаем одно плечо).
Он не умеет читать (другое плечо).
Он не умеет рисовать.
Он не умеет считать.
Он не умеет танцевать.
Он ничего не умеет.
Научим Незнайку качаться на качелях. (Одно плечо вперед, с небольшим наклоном туловища, затем другое. Повторяем несколько раз.)
Учим танцевать «цыганочку». (Поочередные движения плечами.)
Учим заниматься спортом. (Круговые движения плечами вперед, назад.)
Учим строить домик. (Одно плечо вверх, другое вверх, одно вниз, другое вниз. Повторяем 4 раза.)
Учим считать до пяти. (Руки вперед, загибаем пальцы начиная с мизинца на одной руке, затем на другой. Открываем пальцы в обратном порядке. Повторяем 4 раза.)
Учим рисовать. (Правой рукой в воздухе рисуем солнышко – круг, глазки, носик, ротик, щечки, косички, лучики. Затем «раскрашиваем» – наклоняясь, «опускаем кисточку в краску», раскрашиваем круг, макаем кисточку в другую краску, раскрашиваем глазки и т.д.)
А вдруг Незнайка левша? (Те же движения левой рукой.)
Учим Незнайку писать. (В воздухе рисуем буквы А, Б, В, Г, Д, затем другой рукой.)
Машем рукой Незнайке.

2-я часть (другая музыка):
«Индейцы»

Идем перекатным шагом. (8 шагов.)
Попадаем на полянку, где растет цветочек. (Вращаем кистями рук, поднимая их вверх, встаем на носки, опускаем кисти вниз.)
Появляется табун лошадей. Садимся на лошадь. Едем, подхлестывая лошадь. (Прыжки на двух ногах, руки перед грудью в кулачках. 8 раз.)
Скачем вправо, влево, вокруг себя.
Видим индейцев. Издаем боевой клич. Скачем от индейцев.
Впереди река – прыгаем в воду, плывем. (Круговые движения прямыми руками вперед 8 раз.)
В реке крокодилы – плывем назад. (Круговые движения руками назад.)
На берегу индейцы. Схватили. Тянут в одну сторону, в другую. (Руки прямые, наклоны в стороны. 8 раз.)
Обрываем веревку. (Резко опускаем руки.)
Бежим дальше. (8 шагов.)

«Болото»

Видим самолет. Включаем двигатель. (Вращение руки от локтя.)
Полетели. Двигатель сломался. Падаем в болото. В болоте лягушки.
Они показывают лапки. (Неглубокие приседания. Поднимаем руки с растопыренными пальцами вверх. По 4 раза. Затем – в стороны.)
Лягушки слушают – не идет ли цапля? (Наклоны по диагонали.)
Прячутся. (Садятся на корточки.)
Пугают цаплю. («Лапки» к груди, прыжок, руки в стороны. 4 раза.)
Лягушки отдыхают, переступая с ноги на ногу.
Машем рукой лягушкам.

«Цирк»

Выходим на дорогу, слышим звук автомобиля. Останавливаем его. Приезжаем в город, оказываемся возле цирка. Выступают акробаты. (Правая рука на пояс, потом левая. Правая на плечо, левая. Правая вверх, потом левая. Хлопки. И в обратном порядке. Это – упражнение на внимание.)
Машем рукой акробатам.
Идем дальше. Встречаем зайца. (Прыжки на двух ногах 4 раза. Из стороны в сторону 4 раза. На одной ноге 4 раза, на другой 4 раза.)
Машем зайцу.
Попадаем в кафе. Берем кружку. (Круг, сцепленными руками.)
Насыпаем кофе, сахар, сливки, размешиваем. (Вращение бедрами в одну сторону, в другую.) Пьем (поднимаем округлые сцепленные руки вверх), гладим животик. Машем. Идем дальше.

«Праздник чистых ладошек»

Попадаем на праздник чистых ладошек:
1–2 – правую руку в сторону, поворачиваем ладонью вверх;
3–4 – то же левой рукой;
5–6 – правую руку вперед;
7–8 – левую вперед;
1–2 – ладошки по очереди поворачиваем вверх;
3–4 – вниз;
5–6 – 3 хлопка справа;
7–8 – 3 хлопка слева.

3-я часть (медленная, расслабляющая музыка):
«Волшебный лес»

Пятки вместе, носки врозь – «корни дерева».
1, 2, 3 – поднимаем круглые руки до диафрагмы.
1, 2, 3 – разводим в стороны.
1, 2, 3 – наклоняемся за шариком.
Поднимаем шарик, отпускаем его, смотрим, как он летит.
Деревья качаются в одну сторону, в другую.
Внизу качается травка. (Руки внизу, совершают волнообразные движения.)
Подходим к морю. Окунаемся в воду, не торопясь, плывем, опускаемся на глубину. Видим маленьких рыбок. (Ладошки вместе, двигаются, подражая движению рыбок.) А вот камбала. (Руки сцеплены в кольцо, кружимся.) А вот морская звезда. (Руки и ноги в стороны, поворачиваемся вокруг себя.) Ветвистые кораллы, актинии, водоросли, которые, покачиваясь, извиваются. Выплываем на поверхность. Видим лебедей, они, медленно взмахивая крыльями, летят и садятся на воду. Выходим на берег. Любуемся красотой моря, деревьев. Вдыхаем свежий воздух. Прощаемся. Возвращаемся домой.
(Движения выполняются под музыку из диснеевских мультфильмов. Количество упражнений определяет учитель. Детям очень нравится такая разминка.)
Массаж. (Дети сидя поют и по очереди делают друг другу легкий массаж.)

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим (рубящие движения ребрами ладоней по спине соседа),
Мы морковку трем, трем (трущие движения костяшками пальцев),
Мы капусту солим, солим (точечные прикосновения пальцами),
Мы капусту жмем, жмем (прожимание мышц пальцами),
Сок капустный пьем, пьем (поглаживающие движения).

«Били лен»

Били лен, били (стучим кулачками по спине),
Топили, топили (растираем ладонями),
Колотили, колотили (похлопывание ладонями),
Мяли, мяли (разминаем пальцами),
Трепали, трепали (трясем за плечи),
Белы скатерти ткали (чертим ребрами ладоней),
На столы накрывали (разглаживаем ладонями).

«Страус Куки»

Страус Куки, встав с постели,
Потянул себе бока,
Поразмял себе и шейку,
Словно дли-инную линейку,
Покрутил и так и сяк,
А прическа – кавардак!
Это можно все исправить –
Ножки ровненько поставить,
Выпрямить осанку,
Заварить овсянку.
Сладко потянуться
И просто улыбнуться. (Движения выполняются в соответствии с текстом.)

«Мы ногами топ-топ-топ…»

Мы ногами топ-топ-топ,
А руками хлоп-хлоп-хлоп,
Головою круть-круть-круть,
Постучали в грудь-грудь-грудь.
Пяточками топ-топ-топ,
По коленкам шлеп-шлеп-шлеп,
Мы конфетку ам-ам-ам
И погладим по бокам.
А потом животики,
Улыбнулись ротики,
Хлопнем мы в ладошки
И погладим ножки,
А на улице мороз
Заморозил деткам нос,
Заморозил ушки,
Щечки, словно плюшки! (Движения выполняются в соответствии с текстом.)

«Шел мишка к броду…»

Шел мишка к броду (тяжело переваливаемся с ноги на ногу),
Бултых в воду (с размаху тяжело садимся на стул),
Уж он мок-мок-мок (трясем расслабленными кистями рук),
Уж он кис-кис-кис (мотаем опущенной головой),
Вымок, выкис (встряхиваем руками и головой),
Вылез, высох (поднять голову, выпрямиться),
Встал на колоду (подняться, подтянуться),
Бултых в воду (сесть с размаху на стул)!
Эти музыкально-ритмические движения еще и развивают детей: у них активизируется чувство ритма.

Лариса Соловьева