Хронические заболевания,
вегетососудистая дистония, астения,
расстройства желудочно-кишечного тракта –
причины снижения мотивации к обучению.
Частые инфекционные заболевания, приводящие к
снижению успеваемости, социальной дезадаптации
В прошлых лекциях мы обсуждали
проявления школьной дезадаптации. Сегодня
поговорим о новых «масках» этого состояния.
Часто болеющие дети
Статья подготовлена при поддержке первого медицинского центра Тель-Авива. Случаются ситуации, что заболевание ребенка настолько сильно, что вылечить его возможно только в другой стране, где уровень медицины и технологий выше. Первый медицинский центр Тель-Авива предоставляет услуги по организации лечения за рубежом. В услуги медицинского центра входит: перелет, проживание и лечение. В центре работают только высококвалифицированные врачи, известные в Европе и России, с огромным опытом работы с пациентами.
Когда человек (не только школьник, но и
взрослый) не может справиться с какими-либо
проблемами, организм начинает «защищаться»,
например, болеть. Переживание неуспеха
проявляется не только в сниженном настроении, но
и в различных заболеваниях.
В отечественной медицине часто болеющим
считается ребенок, который переносит ОРВИ четыре
и больше раз в год. Длительно болеющие (по 10–14
дней) тоже могут быть отнесены к этой группе.
Более всего банальным простудам подвержены
первоклассники. Порой часто болеющих среди них
бывает больше половины. Ко второму классу
количество часто болеющих простудами падает,
зато у многих острые заболевания переходят в
хронические формы.
Высокая заболеваемость среди школьников
настораживает медиков, родителей и педагогов.
Она влияет на учебный процесс и успешность
освоения знаний как каждым учеником, так и
классом в целом. Собственно, любое хроническое
заболевание может спровоцировать проявление
школьной дезадаптации – как в виде снижения
успеваемости (ребенок часто учится заочно), так и
в виде нарушенных отношений со сверстниками.
Болеющие дети выпадают из коллектива, связи с
одноклассниками либо не устанавливаются, либо
оказываются очень слабыми, так как за время, пока
ученик не посещал занятия, в школе происходили
какие-то события, которые повлияли на
взаимоотношения ребят.
Особенности нервной системы
Кроме факторов среды, на дезадаптацию
могут влиять физиологические и психологические
особенности самого ребенка, а также
внутрисемейная ситуация и воспитательные
воздействия родителей.
Физиологические причины. По данным Научного
центра информационной медицины, из 100% часто
болеющих детей функциональные расстройства
центральной нервной системы выявляются у 65,8%,
гипоталамуса – у 68,4%, щитовидной железы – у 65,8%,
шейного отдела позвоночника – у 71%,
бронхолегочной системы – 65%, почек – 65%,
желудочно-кишечного тракта – 55,3%,
сердечно-сосудистой системы – 65%. Явления
аллергии были отмечены у 65,8%.
Часто болеющие дети плохо справляются с
нагрузками, как эмоциональными, так и
интеллектуальными. У них наблюдаются следующие
изменения в центральной и вегетативной системах:
1. Повышение биоэлектрической активности
подкорковых структур. Этот показатель говорит о
том, что произвольная деятельность ученикам этой
группы дается с большим трудом.
2. Повышение тонуса мышц, что свидетельствует о
напряженности человека, тревоге.
3. Увеличение притока крови к мозгу при
интеллектуальной нагрузке, при этом снижается
кровоотток, повышается внутричерепное давление.
Ребенку тяжелее учиться и контролировать свое
поведение.
4. Появление вегетативных расстройств.
Вегетососудистая дистония – спутник
современного школьника. У некоторых детей во
время стресса учащается сердцебиение, они
краснеют, не могут справиться с волнением. Другие
бледнеют, падают в обморок, не могут
сосредоточиться. Как проявляется
вегетососудистая дистония? Вегетативная система
делится на две части – симпатическую и
парасимпатическую. Если поражена
преимущественно первая часть (такие дети
называются симпатотониками), то у человека во
время криза краснеют лицо, шея, уши, повышается
артериальное давление, возникают приступы
беспокойства, бывает повышение температуры (без
признаков инфекционного заболевания). Если
поражена парасимпатическая нервная система
(такие дети называются ваготониками), то во время
криза ребенок бледнеет, может упасть в обморок, у
него слабый пульс, низкое давление. Между
приступами симпатотоники обычно красные, потные,
возбужденные. Парасимпатотоники – сонливые,
бледные, легко мерзнущие.
Поражение сердечно-сосудистой системы приводит
к общему снижению работоспособности, колебаниям
настроения и отсутствию желания учиться. Такие
дети очень зависимы от погоды, и бывает, что в
ветреные и дождливые дни просто спят за партой.
Каждый ищет свои пути решения проблем и
преодоления трудностей. Например, кто-то
прогуливает контрольную работу, чтобы избежать
двойки. А другой реагирует на эту ситуацию
высокой температурой или давлением, головными
болями и др. Стрессы, напряжение и перегрузки
сказываются на здоровье школьников. Ослабление
нервной системы приводит к снижению общего
иммунитета. Школьник начинает часто
простужаться. Появление бронхиальной астмы в
детстве вырастает из невротических реакций,
задержек дыхания, которые потом могут перетекать
в одышку, невозможность выдоха. Тревожность
приводит к спазму сосудов, которые питают
желудок и двенадцатиперстную кишку, тонкий и
толстый кишечник. Вот вам и заболевания
желудочно-кишечного тракта. Боли в животе перед
контрольной работой – не более чем проявление
невротизации. Аллергические реакции, экзема,
псориаз и крапивница тоже начинаются на
психогенном фоне. Тяжелые эндокринные
заболевания – гипертиреоз и сахарный диабет –
могут возникнуть на фоне хронического стресса,
когда ребенок не может справиться со школьными
проблемами, замыкается в себе и начинает
переживать их в одиночку. Поэтому важно не только
помогать школьникам решать проблемные ситуации,
но и развивать у них навыки самостоятельного
преодоления трудностей.
Конституционный тип
Частым заболеваниям подвержены дети
определенных конституциональных типов.
Депрессивный тип*. Ребенок
часто жалуется на плохое самочувствие, живет с
гримасой боли и страха на лице, удерживает на
себе внимание семьи «благодаря» бесконечным
болезням. Такие дети вечно чем-то недовольны, по
малейшему поводу, а то и без оного начинают
плакать. Их рассказы, игры и рисунки изобилуют
катастрофами, черными и красными красками. Они не
смогли разорвать тесную симбиотическую связь с
родителями, которая нормальна лишь до трех лет, у
них оказались не сформированными физические и
эмоциональные границы.
Невротический тип. Эти дети гиперактивны,
часто получают травмы, могут иметь к первому
классу не одно сотрясение мозга, совершают массу
непроизвольных движений. У них велико чувство
тревоги, поэтому наблюдаются повышенный
мышечный тонус и локальные зажимы, связанные с
высокой возбудимостью головного мозга.
Астенический тип. Дети, страдающие
расстройствами вегетативной нервной системы.
Они быстро утомляются, при малейших
неприятностях падают в обморок, зависимы от
погоды: ветер, дождь, снег или жара вызывают у них
мучительные головные боли. Именно из них
вырастают девушки, изнуряющие себя бесконечными
диетами в погоне за совершенной фигурой.
Личностные особенности школьника также могут
оказывать влияние на возникновение заболеваний
и школьную дезадаптацию. Например, высокий
уровень тревожности, гиперответственность,
высокая или низкая самооценка, стремление быть
первым и неумение преодолевать неудачи, низкая
учебная мотивация, несформированность
коммуникативных навыков, неумение распознавать
чувства других людей и выражать свои.
Внутрисемейная ситуация и
воспитательные воздействия родителей
Неутешительна статистика по составу
семей, чьи дети повторно госпитализировались по
поводу простудных заболеваний. Заметьте: в
исследование кафедры педиатрии попали только те
дети, кто не просто многократно болел, а попадал в
больницу. «Установлено, что в полных семьях
проживали лишь 38,5% детей, из них 13,5% воспитывались
неродными родителями (12% – отчимом, 1,5% – мачехой).
Из оставшегося количества детей 21,8% имели
формально «полную» семью, у 5,13% семья была в
стадии распада, 53,3% проживали в неполных семьях,
из них каждый третий ребенок воспитывался
прародителями и 7,7% детей воспитывались
одинокими матерями. Обращает на себя внимание
низкий образовательный уровень родителей:
высшее образование имели только 9% матерей и 18,6%
отцов. 26% родителей указали, что не имеют
постоянного заработка. Только 30% семей едва могли
удовлетворить базовые потребности ребенка,
причем достигалось это за счет высокой
профессиональной активности родителей. Так,
продолжительность рабочего дня у 43,7% родителей
составляла более 8–10 часов, а 29,2% родителей
вынуждены были совмещать работу в нескольких
местах. Все они имели неблагоприятные
жилищно-бытовые условия: недостаточную жилую
площадь (62,2%), проживали в ветхом жилом фонде (20%),
на частных квартирах и в общежитиях (16%).
Напряжение внутрисемейных отношений
усиливалось наличием вредных привычек у
родителей (72%). Патологические стили воспитания
были установлены в 97,8% семей. Своевременно не
обращалась за медицинской помощью в случае
заболевания ребенка каждая третья семья.
Причины возникновения частых
инфекционных и хронических заболеваний у
школьников
1. Стрессовая ситуация в школе и
дома. Очень важно, чтобы ребенок не испытывал
напряжения от учебы, при этом не имеет значения, в
каком классе он учится, будь то первый или
выпускной, поскольку сила иммунитета напрямую
связана с активностью и устойчивостью нервной
системы. На примере наших школьников мы видели,
что дети, имеющие неадекватное, асинхронное
развитие центральной нервной системы, начинают
долго и сильно болеть. Наиболее часто
встречались герпетическая инфекция, грибковая
инфекция с поражением почек и
желудочно-кишечного тракта.
2. Несоблюдение режима дня. Родители
часто болеющих детей не придают значения сну и
прогулкам. Зачастую невнимательного,
неуспевающего ребенка заставляют делать уроки
сразу после обеда. Ученику любого класса нужна
хотя бы сорокаминутная прогулка после школы.
Подчас родители говорят: «В нашей отравленной
атмосфере гулять вредно». Но в любом городе с
заводами и фабриками лучше отвести ребенка на
детскую площадку, в парк или просто во двор для
игры с мячиком или скакалкой, чем привязать его к
стулу и заставить делать уроки сразу после обеда.
Вы улыбнулись? Это история из нашей школьной
практики. Родители не могли по-другому
справиться с неуспевающим сыном. Никому из
бабушек не приходит в голову лишить ребенка еды,
но не все понимают, что ребенка также нельзя
лишать движения и кислорода. Рекламируемые
пищевые добавки с кислородом давать готовы, а
вывести на улицу – нет. «Его потом трудно загнать
обратно, усадить за уроки» – убийственные
аргументы.
3. Неадекватно подобранные
дополнительные занятия. Это – продолжение
предыдущего пункта. «Витамин» бега и прыжка –
вот что поддерживает ребенка с незрелой нервной
системой. Внутримозговые связи формируются
быстрее, если школьник ходит в бассейн, на карате
или танцы, и медленнее – если на иностранный язык
или математику. Более того, энергетический заряд,
который получает ребенок во время выполнения
двигательных заданий, помогает ему потом
справиться со школьными и домашними уроками.
4. Неоправданные ожидания родителей.
Очень хочется растить отличника, чтобы тебя
хвалили на родительских собраниях, ставили
твоего ребенка в пример другим. Кажется, что
ребенок уже так долго учится чему-то, а результат
нулевой. И родители начинают его заставлять
дольше делать уроки, больше читать – одним
словом, «развиваться». А он живет в своем темпе, у
него есть свой, индивидуальный темп развития,
своя скорость перемен. Очень важно помнить об
этом.
5. Неправильное питание. Мы подробнее
остановимся на этом пункте чуть ниже. Одно важно
сказать: если ребенок много часов проводит вне
дома, то прямая обязанность взрослого –
обеспечить его сбалансированным питанием.
Учитель просто обязан доносить до родителей
сведения о том, кто и как питается в школе: кто
отказывается от горячих завтраков, кто от обедов.
Дома же необходимо воспитывать привычку есть
горячую и сбалансированную пищу. Все дети хотят
есть пирожные, чипсы и орешки. Но обязанность
родителей – следить за тем, чтобы количество
вредной пищи было минимальным.
6. Принадлежность к группе часто
болеющих с раннего детства. Иммунитет таких
детей уже ослаблен. Нервная система привыкла
реагировать на стресс болезнью. В первом классе у
этих детей уже снижены мотивация к обучению,
внимание и работоспособность, повышена
тревожность. У них сформирована установка на
неуспех. При хорошем интеллектуальном
потенциале из-за неорганизованности они
попадают в отстающие. В старших классах
дезадаптируются за счет крайне низкой
социальной активности и мотивации к обучению.
Они не заглядывают в будущее, живут одним днем.
7. Игнорирование родителями
рекомендаций по оздоровлению и закаливанию,
укреплению иммунитета.
Проблемы обучения часто болеющего
ребенка
Снижение мотивации к обучению. Ребенок
привыкает к свободному распорядку дня. Во время
болезни ему дают больше и чаще смотреть
телевизор, играть на компьютере. В младших
классах ему много читают, порой вслух, что
развивает пассивность. Родители редко просят
детей что-то рассказывать и пересказывать. В
старших процесс обучения становится практически
бесконтрольным. У родителей нет возможности
сравнить уровень развития своего ребенка с
уровнем развития его одноклассников. Болеющий
ребенок не получает новых впечатлений, связанных
с собственной жизнью, у него нет ориентации на
среду. Его речь может быть обеднена как из-за
малого опыта общения, так и вследствие
недоразвития речевых центров из-за
недостаточного мозгового кровообращения. Часто
болеющие дети не включены в школьную жизнь, у них
не формируются волевые процессы, учебные навыки.
Интеллектуальный уровень развития может
оказаться низким из-за частых пропусков занятий.
Это проявляется в узком кругозоре и бедности
знаний, слабом развитии логических операций.
Такие дети меньше читают, а из книг чаще выбирают
те, которые вызывают максимум эмоциональных
переживаний: комиксы, романы, детективы.
Моторный дефицит. Снижена как крупная,
так и мелкая моторика. Крупная снижается из-за
малоподвижного образа жизни. Мелкая – из-за того,
что ребенок выполняет мало заданий, которые
способствуют ее развитию (мало пишет, чертит,
рисует…). Обилие медицинских процедур приводит к
тому, что все силы взрослых уходят на контроль за
их выполнением и на посещения врача. Родителям
необходимо следить, чтобы во время болезни
школьник был максимально включен в учебную
деятельность, больше читал и занимался
развивающими упражнениями (рисовал, писал, лепил,
вырезал…).
Адаптация часто болеющего ребенка в
школе
Помощь детям. Обучение школьным
правилам. Подчеркивать необходимость их
выполнения. Для ребенка очень важна
предсказуемость ситуации. Поддержание дома
школьного режима дня, ежедневные занятия по
школьной программе, можно даже с опережением,
чтобы на уроке в незнакомой обстановке ребенок
уже повторял то, что разобрал дома с родителями.
Во время болезни не запускать уроки, чтобы в
период выздоровления не было чрезмерных затрат,
как интеллектуальных, так и эмоциональных.
Повышение самооценки, особенно той,
которая касается собственной компетентности.
Важно акцентировать внимание на успехах и тех
усилиях, которые ребенок приложил для успешного
выполнения школьной программы. С младшими
школьниками можно играть в психотерапевтические
игры, рассказывать им истории про обычных
успешных детей или про детей, которые справились
с трудностями, рисовать ситуации успеха. Причем
ребенку не обязательно рисовать себя, можно и
«мальчика Ваню, который отвечает урок у доски».
Снижение тревожности. Здесь помощь
окажет психолог, который использует различные
методы сказкотерапии, игротерапии, тренинги,
коррекционные и развивающие занятия.
Рекомендации родителям. Что важно знать и
выполнять родителям часто болеющих детей.
1. Принятие проблем ребенка. Нужно понять, что
частые заболевания вызваны не только снижением
иммунитета, но и психологическими проблемами.
Ребенок не может справиться с ситуацией и
предпочитает уходить от нее. Родителям стоит
обратиться не только к детскому, но и к семейному
психологу.
2. Играть и общаться с ребенком как можно больше.
Каждый день должен быть выделен час на общение, а
не только на проверку уроков. Об этом мы уже
писали в предыдущих лекциях и считаем, что
необходимо повторить это снова.
3. Закаливать ребенка. Необходимо делать водные и
воздушные закаливающие процедуры начиная со
второй недели после выздоровления.
4. Массаж по назначению врача – как общий, так и
затрагивающий бронхолегочную систему.
5. Ежедневная дыхательная гимнастика.
6. Дети с вегетативными нарушениями много потеют,
стопы и ладони у них часто бывают влажными.
Родители должны покупать им одежду из
натуральных тканей, особенно это касается
нательного белья, носков и колгот. Как показывают
осмотры и опросы, далеко не все дети приучены к
ежедневным гигиеническим процедурам. Душ для
детей с вегетативными нарушениями может стать
средством не только гигиены, но и укрепления
сосудов.
7. Дети должны спать столько, сколько хочется.
Чтобы определить их потребность во сне,
хронометрируйте ночной сон во время выходных. В
будний день укладывайте ребенка вечером в такое
время, чтобы к 7 утра он проспал необходимые ему
часы. Если не хватает ночного сна, позволяйте
спать днем после школы.
8. Необходимо следить за сбалансированным
питанием. Содержание белка в пище должно быть на
10% выше возрастной нормы. Очень важно следить за
состоянием желудочно-кишечного тракта,
ежедневным стулом, хорошим аппетитом. Если после
болезни дети продолжают «чахнуть», необходимо
проконсультироваться у гастроэнтеролога.
Рекомендации педагогам.
1. Повышение психологической
грамотности. Надо знать не только возрастные
особенности развития ребенка, но и своеобразие
личности часто болеющего школьника. Эти дети
отличаются от остальных и физиологическими
особенностями, и психологической организацией.
2. Организация психолого-медико-педагогических
консилиумов в рамках школы. Разработка
индивидуальных программ обучения для часто
болеющих детей. Обучение учителей-надомников
особенностям работы с проблемными учениками.
3. Организация ролевых игр, направленных на
принятие дезадаптированного ребенка,
отрабатывание моделей взаимодействия ученик –
родитель – учитель.
4. Организация валеологической службы, которая
призвана формировать адекватные представления о
здоровом образе жизни и разрабатывать
профилактические меры по предупреждению
заболеваний. Валеология (от лат. valeo – «быть
здоровым», греч. logos – «наука») – современная
интегральная наука о законах духовного,
психического и физического здоровья как
отдельной личности, так и общества в целом. Очень
важно, чтобы ребенок с первых лет жизни приучался
правильно питаться. Если в семье привыкли
потреблять тонны гамбургеров и картошки фри, то
просветительские беседы вряд ли привьют любовь к
сбалансированной пище. Однако могут помочь
специальные игры и образные рассказы. Для
младших школьников подойдет рассказ про
кирпичики, тоннели для переработки пищи,
углеводоперерабатывающие заводы. Девочек
старших классов можно занять расчетами
калорийности пищи. Например, решить следующую
задачу. Пусть каждая принесет количественное
описание любимой еды. Допустим, йогурта с мюсли. В
нем содержится определенное количество
углеводов, жиров и белков. Каждый грамм белков и
углеводов дает по 4 ккал, жира – 9 ккал. Рассчитать
калорийность 100 г йогурта. Что более калорийно:
сладкий обезжиренный творожок или несладкий
жирный?
5. Сотрудничество специалистов различного
профиля. Привлечение специалистов центров
психологического и педагогического
сопровождения для индивидуальной и групповой
работы с детьми. Привлечение врачей-валеологов,
кинезиотерапевтов, неврологов для всестороннего
обследования и проведения реабилитационных
мероприятий, просветительской работы с
родителями.
Формы работы с часто болеющими детьми
Если ребенок по состоянию здоровья не
может постоянно посещать школьное учреждение,
встает вопрос об индивидуальном обучении. Каким
детям показана та или иная форма работы с
учителем?
Надомное обучение. Учителя приходят на
дом к ребенку, проверяя его самостоятельную
работу. Необходима детям, имеющим тяжелые
заболевания, порой инвалидизирующие, но
сохранившим возрастной интеллектуальный
потенциал; инвалидам, не передвигающимся
самостоятельно; детям с врожденным и
приобретенным иммунодефицитом. Вариант подходит
тем, кто может организовать работу дома без
контроля учителя.
Тем, кто самостоятельно плохо организует себя,
больше подходит индивидуальный график
посещения школы. Это может быть 4-дневная
учебная неделя с дополнительным выходным в среду
или четверг. Это может быть форма консультаций,
когда ребенок посещает какие-то уроки вместе с
классом, а какие-то – в режиме индивидуального
обучения, приходя на консультации к учителю
после уроков.
Экстернат выбирают родители, дети
которых наиболее трудно адаптируются к условиям
обучения в школе (например, не могут соблюдать
требования, режим, конфликтуют с учителями и
сверстниками, испытывают панический страх перед
школой и т.п.), но имеют достаточно высокий
интеллект, чтобы освоить программу в сжатые
сроки.
Психотерапевтические методики
Проблемы со здоровьем у часто болеющих
детей связаны подчас с тем, что они не могут
пережить напряжение и тревогу, которые в них
поселились. Поэтому важно научить детей
вербализировать проблему (т.е. перевести ее с
языка эмоций на язык слов), учить не кричать и
рыдать на уроке, когда что-то не получается, а
подойти к взрослому и сказать: «Я так
расстроился, у меня не получилось». В отношениях
со сверстниками учить словами выражать свои
чувства: «я недоволен», «я расстроен», «я злюсь».
Очень важно научить детей расслабляться. Для
этого стоит включать в практику групп
продленного дня подвижные игры, динамические
часы. Подвижные игры стимулируют дыхание, работу
сердечно-сосудистой системы, тем самым
физиологически и энергетически укрепляя
здоровье школьника.
Игра «Пастушок дудит в рожок». Тренировка
длинного выдоха. Для игры необходима дудочка.
Пастушок должен собрать коров, разбежавшихся по
лугу. Для этого нужно подуть в дудочку. Кто сможет
дудеть дольше всех, тот выиграл.
Игра «Ватные гонки». Дети сидят за столом.
Перед ними одинаковые ватные шарики. На счет
«раз» все делают глубокий вдох. На счет «два» –
глубокий выдох, подталкивая струей воздуха
шарики. И так пока шарики не достигнут «финиша» –
противоположного края стола. Победил тот, кто
сделает меньше выдохов.
Пример для подражания
Одна из методик, которую можно
применить к детям, – сочинение историй. Хорошо,
когда родители рассказывают истории из своей
жизни. Истории воздействуют на психику ребенка,
дети начинают задумываться над своими
поступками и корректируют свое поведение. При
этом обучение идет не по методу «указания», а по
типу сотрудничества.
Вот какую историю можно придумать для длительно
болеющего ученика.
Жил мальчик Петя. Он много и часто болел. Не
ходил гулять, а лишь смотрел из окна, как на
футбольном поле играют мальчишки. Ему тоже
хотелось выскочить на улицу и забить в ворота гол!
Радоваться вместе с остальными, кричать и
хлопать в ладоши. Но мама не разрешала, она
боялась, что начнется кашель. Тогда Петя стал
гонять мяч по комнате. Мама грозно сказала, что
бегать и прыгать Пете тоже нельзя и играть дома в
футбол – тем более, потому что можно что-нибудь
разбить. Вот и оставалось мальчишке только
стоять у окна и подолгу смотреть на чужую игру.
Но вот наступил радостный день выписки! Петя
наконец выздоровел – и ему разрешили гулять. В
первый же день мальчишка побежал на футбольное
поле. Друзья с недоверием посмотрели на Петю – он
ведь долго не выходил из дома. Сможет ли он быть
полезен команде? Петя погрустнел, ссутулился… но
в команде не хватило игрока, и мальчика поставили
в ворота.
После пятого пропущенного гола ребята были
готовы растерзать незадачливого игрока. Они
кричали на него, показывали кулаки, дразнили
неумехой, растяпой. Мальчишка был готов
провалиться сквозь землю.
В школе его тоже встретили насмешки. Мальчик уже
пожалел, что вообще оказался там. Захотелось
снова спрятаться под одеяло, дышать противным
эвкалиптом и глотать горькие таблетки, лишь бы не
получать тычки. Мама ругала Петю, что он стал хуже
учиться. Начались бесконечные дополнительные
занятия с репетиторами. Из всех учителей ему
больше всего не нравился долговязый Юрий
Николаевич, который учил его складывать в
столбик огромные двузначные числа. Математика
никогда не нравилась Пете, а после длительного
сидения дома вообще стала недоступной наукой.
Кроме того, Юрий Николаевич имел страшный
недостаток – он был мужчиной! Петя, который
много лет жил только с мамой и бабушкой, привык,
что они выполняют все его желания, и не понимал,
как можно общаться «по-мужски». Юрий Николаевич
говорил тихим, низким голосом, никогда не
срывался на крик. Но его слова больно ранили
мальчика. Он говорил, что всего нужно добиваться
самому, что никто не станет расти вместо Пети, что
трудности – нормальное явление в жизни. Петя не
понимал учителя, но из страха перед ним аккуратно
делал все задачи. Математика двигалась с трудом.
В один из летних дней, когда ненавистная учеба
уже закончилась, на Петю обрушилось новое
испытание – заболела бабушка. И тут оказалось,
что некому идти в магазин. Магазин был в соседнем
доме, но Петю, хотя он учился уже во 2-м классе,
никогда еще не отпускали так далеко одного.
Петя зажал в руках кошелек и список необходимых
продуктов. За каждым кустом ему мерещился
притаившийся разбойник-третьеклассник. Он с
опаской озирался по сторонам. И тут услышал
знакомый голос. Этот голос, который был так
ненавистен во время учебного года, сейчас был
родным и близким, поэтому Петя обернулся к Юрию
Николаевичу, улыбаясь до ушей.
– Что это вы крадетесь, молодой человек? –
спросил учитель.
Пете захотелось кинуться и обнять старого
знакомого. Он рассказал ему о свалившемся
несчастье. В ответ учитель удивился, что Пете
раньше не поручали таких простых, но важных
домашних дел. Оказывается, учитель жил в соседнем
доме и шел на стадион, чтобы погонять мяч со
своими друзьями-одногруппниками. Страшный
педагог был всего лишь дипломником
педагогического университета. Юра (так предложил
он называть себя в неформальной обстановке)
обещал взять Петю с собой на футбол, если тот
быстро выполнит бабушкину просьбу. Мальчишка
бегом помчался в магазин, там легко рассчитался с
кассиршей, сложив все двузначные числа в уме,
проверил сдачу и купил два любимых чупа-чупса.
Дома он чмокнул бабушку и отпросился погулять со
старшим другом.
На стадионе Петю взяли в игру. Мальчик бегал
между незнакомыми людьми, там были и
старшеклассники, и студенты, и младшие школьники
из других классов. Его много раз сбивали с ног, он
мазал мимо мяча и расшибал коленки. Но никто над
ним не смеялся – новенький ведь, еще научится,
решили «ветераны» дворовых игр.
Юра стал Петиным футбольным наставником. А потом
бабушка выздоровела и увезла Петю на дачу. Там он
продолжал каждый день тренироваться с мячом,
бегал и делал зарядку два раза в день – утром и
вечером. Он много купался, ходил с бабушкой в лес
и один ездил на велосипеде в магазин за
продуктами. Он перезнакомился со всеми
мальчишками в садовом товариществе и научил их
футбольным правилам. Ребята уважали
«наставника». Было грустно уезжать в город. Ведь
в школе его ждали мучители-одноклассники…
Первого сентября выросший и загорелый Петя
пришел в школу. После уроков ребята пошли гонять
мяч на школьном дворе. Петя хотел присоединиться
к ним, но его стали гнать. Мальчик не растерялся,
выбежал на поле, отбил мяч у игроков, ловко обвел
всех и забил свой первый гол в ворота
противника! Ребята недоуменно смотрели на
вчерашнего неумеху.
Вскоре Петя стал капитаном команды, он ведь
теперь ходил в футбольную секцию, многое умел.
Рекомендованная литература
Юдин Г. Главное чудо света. – М.:
Педагогика-пресс, 1992.
Бернетт Дорис. Жила-была
девочка, похожая на тебя. – М.: Класс, 2006.
Эксклайн В. Игровая терапия. – М.:
Апрель-Пресс, Эксмо, 2000.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие факторы могут привести к
дезадаптации ребенка в школе?
2. Какие меры может принять педагог,
чтобы предупредить заболеваемость и
дезадаптацию ребенка в школе?
3. Как можно снизить заболеваемость в
школе?
____________
* По классификации П.Б.
Ганнушкина. |