Классный час
для учащихся
8–9-х классов
Мой выбор
Цель: формирование установки
на здоровый образ жизни, а также убеждения, что
употребление наркотиков и других психоактивных
веществ – тупик, ложный способ решения жизненных
проблем.
Задачи: сформировать
представление о том, что применение ПАВ не
решает, а усугубляет жизненные проблемы, и умение
сделать правильный выбор в ситуации, когда
кто-либо склоняет к употреблению наркотиков.
Методическое оснащение:
репродукция картины В.М. Васнецова «Витязь на
распутье», плакат «Наиболее типичные проблемы,
из-за которых подростки становятся наркоманами».
Ход занятия
Вводная часть
Учащиеся рассматривают репродукцию
картины Васнецова «Витязь на распутье». Они
отвечают на вопросы: какое впечатление на
зрителей производит картина? Какие чувства
возникают при виде этой картины? Что делает
витязь? Всегда ли легко сделать выбор?
Информационная часть
– Сегодня мы будем учиться делать
выбор в сложных жизненных ситуациях, когда нас
могут окружать ложные ценности, когда зло может
прятаться за маску добра. Известный французский
философ Ж.Ж. Руссо когда-то заметил, что тысячи
путей ведут к заблуждению, а к истине – только
один. Рассматривая картину Васнецова, мы
приходим к выводу, что порой человек должен
сделать выбор между добром и злом, между жизнью и
смертью.
Приводятся примеры неправильного решения из
жизни известных рок-музыкантов, спортсменов и
др., популярных в среде подростков личностей,
когда за выбранное «удовольствие» им пришлось
расплатиться жизнью или здоровьем.
Предлагается назвать причины, по которым у
подростка может возникнуть желание попробовать
ПАВ. Класс разбивается на группы, каждая
предлагает свой перечень причин. В результате
общего обсуждения ученики делают совместный
вывод: употребление ПАВ не приводит к
конструктивному решению жизненных проблем.
Техника «Чистый экран»
– Давайте представим себе:
Родился ребенок (рисуем на доске маленького
человека). Он идет в детский сад (рисуем
маленький домик, подписываем его). Теперь он
подрос и идет в школу (рисуем и подписываем
здание школы). Когда ученик идет из школы, может
произойти следующая ситуация: наш человек просто
гуляет или идет из школы. Перед ним две дороги.
Первая плавно поднимается вверх. Вторая плавно
опускается вниз.
На второй дороге в самом начале рисуется
бездонная яма, в которой находятся человечки,
тянущие вверх руки.
– Компания (люди в яме) предлагает нашему герою:
«Хочешь попробовать? Давай с нами, знаешь, какой
кайф! Все проблемы сразу исчезают». Перед
человеком стоит выбор. Рассматриваем два
варианта выбора. Что будет, если он пойдет вниз?
Сначала наркотик предлагается бесплатно, а затем
приходится платить. Чтобы расплатиться, ворует
деньги. Превращается в вора. Может наступить
смерть в результате передозировки, заражение
ВИЧ. Либо сам организм изнашивается настолько,
что не в состоянии функционировать дальше. Что же
происходит с человеком? Почему он не может
остановиться?
(На свободном месте доски рисуется схема.)
– Представьте себе, человек идет по улице, очень
жарко, а поблизости нет ничего, где он мог бы
взять воды. Что он чувствует сейчас? Приятные или
неприятные переживает ощущения?
(В левой стороне пишется «жажда» с минусом
сверху.)
– Но вот он видит на улице колонку с водой,
напивается воды. Что он чувствует при этом?
(Напротив слова «жажда» пишется слово
«удовольствие».)
– Так уж устроено природой, что человек,
испытывая приятные ощущения, одновременно и
приносит организму пользу (утоление голода,
жажды полезно для организма), и не может без этих
действий существовать. Что же происходит с
организмом, когда человек принимает наркотик? В
мозге человека присутствуют в малых дозах
вещества, сходные по составу с наркотическими, и
когда к этому малому количеству присоединяется
большое количество наркотика, происходит взрыв
ощущений. Таким образом, наркотик надевает маску
полезного вещества, нанося на самом деле вред
организму. Со временем организм настолько
привыкает к наркотику, что при малейшем перерыве
в приеме начинает «требовать» следующую, большую
дозу. С этого момента человек осознает, что стал
рабом наркотика, а часто и того человека, у
которого он получает эту отраву.
Но ведь есть и второй выбор, вторая дорога.
Человек обходит яму. Он оканчивает школу, имеет
возможность радоваться солнечному дню, создать
семью, воспитать своих детей... Теперь, ребята, вы
знаете, что ожидает человека за каждым выбором.
Только вы сами можете решать все в своей жизни. И,
принимая то или иное решение, помните о двух
дорогах.
Заключительная часть
Учащиеся разбиваются на две команды.
Дается инструкция: нарисовать плакат
антирекламы наркотиков. Можно использовать
альбомные листы, маркеры, фломастеры. Каждая
команда рассказывает о том, какую идею выражает
работа.
Литература
1. Родионов В.А. и др. Я и другие.
Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1–11-х
классов. – Ярославль: Академия развития, 2001.
2. Библиотечный психолог: Грани
творчества / Сост. Кабачек О.Л. – М.: Школьная
библиотека, 2002. |