Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №22/2007

Конкурс

Медовый разговор

Урок русского языка
в 3-м классе,
программа
«Школа-2100»

Медовый разговор

Тема: «Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое».

Задачи:

  • научиться определять грамматическую основу предложения;

  • развивать самостоятельность, позитивное отношение к учебе, познавательный интерес к полезным продуктам питания;

  • воспитывать аккуратность, трудолюбие, бережное отношение к своему здоровью.

Ход урока

1. Оргмомент

– Ребята, как вы думаете: когда уроки могут быть «сладкими»? (Дети высказывают свои мнения.)

– Наш урок будет «сладким», потому что слова и предложения, с которыми мы будем работать, расскажут нам о необычном сладком продукте.

2. Чистописание, орфографическая минутка.

– Откройте тетради, запишите число, «Классная работа» и соединения букв – сл, пч, зд. (Звучит спокойная музыка.)

– В словах, которые я вам продиктую, необходимо определить орфограммы. А если найдем родственные слова, то узнаем, о каком продукте пойдет речь.

Малина, медведь, ромашка, мед, шоколад, арбуз, медовый, пчеловод.

(Дети записывают слова в тетради.)

Родственные слова: медведь, мед, медовый. Разговор пойдет о меде.

3. Сообщение темы и задач урока

– Прочитайте.

«Неожиданно на пасеку пожаловал бурый медведь».

– Что это: группа слов, словосочетание, предложение?

– Какое оно по цели высказывания и интонации?

– Сколько слов в предложении? Есть ли среди них главные, то есть такие, без которых в предложении не обойтись?

– Попробуйте прочитать предложение без первого слова, без второго и третьего, без четвертого, без пятого.

– Какой вывод можно сделать? (В предложении есть главные члены.)

– Значит, есть главные члены и второстепенные. Чему мы должны научиться? (Отличать главные члены от второстепенных.)

– Ребята, а что такое пасека и зачем пожаловал медведь?

– Ученые и врачи утверждают, что мед – очень полезный продукт. Что вы знаете о свойствах меда? (Высказывания ребят.)

4. Наблюдение. Работа по учебнику

– Запишите следующие предложения.

Медведь повалил несколько ульев. Ночной гость наелся меда досыта.

– Найдите грамматическую основу предложений. Докажите, что вы правильно определили главные члены предложения.

Пч–линый мед с–держит много сах–ра и полезных в–ществ.

– Ребята, кто делает мед? (Пчелы, осы, шершни, шмели.)

– Спишите предложение. (Запись на доске.)

– Объясните написание пропущенных букв. Найдите основу предложения.

Физкультминутка

– Я буду читать вам текст, а вы попробуйте изобразить то, что услышите. (Тихо звучит запись «Голоса птиц».)

«Лето. Маленькая пчелка отправилась на лесную полянку собирать мед.
Она летала от цветка к цветку. Пчелке было хорошо. Она весело жужжала. Много меда набрала пчелка и села на белую ромашку отдыхать».

– Ребята, а почему пчелы перелетают с цветка на цветок?

– В каких растениях содержится больше всего нектара? (Липа, клен, иван-чай...)

– Выполним устно упражнение № 397*.

5. Работа с текстом определения

а) Чтение 1-го определения (на с. 126 учебника). Вопросы после чтения:

– Что происходит со словами разных частей речи в предложении? (Они становятся членами предложения.)

– Что такое грамматическая основа предложения?

– Может ли предложение состоять только из грамматической основы?

б) Самостоятельное чтение 2-го определения.

(Дети сами задают вопросы к каждому абзацу и отвечают, зачитывая фрагменты из текста определения.)

Минутка отдыха

– Пусть ваши глазки отдохнут. Посмотрите иллюстрации.

(На обратной стороне доски развешаны яркие цветы и пчелы, картина из серии «Профессии» – «Пчеловод». Один ученик, подготовившийся заранее, рассказывает о профессии пчеловода.)

6. Первичное закрепление

– Запишем несколько предложений, определим грамматическую основу и узнаем кое-что о меде.

«Многие великие мыслители считали мед одним из главных средств укрепления здоровья».
«Темно-коричневый гречишный мед считается особенно полезным средством от малокровия».
«В состав меда входят все витамины».

Физкультминутка

– Встали, представили рой пчел, который летит по дорожкам нашего тренажера, описали восьмерку, ринулись по прямой дорожке справа налево и сверху вниз. Улетели в улей, то есть в наши тетрадки. А сейчас закрыли глаза. Дышим легко и свободно и слушаем сообщение.

Испокон веку пчелы изумляют нас своей «мудростью» в выборе ценнейших веществ, входящих в состав нектара и пыльцы, которые они собирают. Мед может восполнить пробел в ежедневном питании. Люди, которые знают о пищевой ценности меда, чаще его употребляют. О пользе меда знали еще с тех времен, когда землю населяли первобытные люди. Мед легко и быстро усваивается организмом. Мед рекомендуют спортсменам, а учащимся – тем более.

– Пусть эта неделя будет у нас «медовой», и вы постараетесь как можно больше узнать о меде из книг, из рассказов мамы, бабушки и друзей. Рассказывайте друг другу то, что узнaете про мед. (Открыли глазки.)

7. Итог урока

– Итак, подведем итог. Почему подлежащее и сказуемое – главные члены предложения?

8. Домашнее задание

– Выучить определение;

– написать мини-сочинение на тему «Использование меда в моей семье».

9. Рефлексия

– Действительно ли наш урок оказался «сладким»?

– Будете ли вы есть мед для поддержания здоровья?

______________

*Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Русский язык. Учебник для 3-го класса. – М.: Баласс, 2003.

Людмила Чепикова