Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №22/2007

Нам пишут

Будни сельской школы

У сельских школьников есть все возможности вырасти здоровыми. Надо только заниматься их физическим развитием.
Выступая на российской конференции «Демографическая безопасность России: программа неотложных действий», завкафедрой народонаселения экономического факультета МГУ профессор Владимир Ионцев отметил, что, помимо уменьшения численности населения, идет резкое снижение его качества. Сокращение численности сопровождается духовной, психической и физической деградацией, значительным ухудшением здоровья.
К 2015 г. число призывников по прогнозу уменьшится в 2 раза – до 600 тысяч. И из этих 600 тысяч половина будет непригодна к службе по медицинским показателям1.
По данным председателя центральной военноврачебной комиссии генерала медицинской службы Валерия Куликова, весной 2006 г. медицинскую комиссию в военкоматах прошли более 1 млн юношей, по состоянию здоровья от службы было освобождено 300 тысяч, т.е. почти каждый третий. 20% из них – по психическим заболеваниям. Из каждой тысячи призывников 2,5% – дистрофики2.
Доля населения в возрасте до 15 лет за последние 5 лет снизилась на 3,3 миллиона. По словам профессора Владимира Ионцева, «нигде и никогда возрастная граница пьяниц и наркоманов не опускалась так низко, как сейчас у нас. 7–8летние дети, больные алкоголизмом, уже не редкость». Алкоголь убивает каждый год 350–700 тыс. человек, табак – 330 тысяч.
Всероссийская диспансеризация показала, что только одна треть сельских учащихся практически здорова. Главная причина не столько в слабой материальной базе, сколько в том, что:
– не используются все преимущества проживания в сельской местности для организации физкультурнооздоровительной работы;
– снизилось внимание к физкультурнооздоровительной работе с учащимися как со стороны органов образования различных рангов, так и со стороны руководителей образовательных учреждений;
– образовательновоспитательный процесс в большинстве образовательных учреждений проводится без учета физической подготовки и здоровья учащихся;
– нет четких нормативов двигательной активности учащихся и методики организации контроля за их выполнением;
– введение пятидневной учебной недели без организации в субботу обязательных физкультурнооздоровительных занятий увеличило недельную нагрузку на учащихся;
– нет системы в проведении физкультурнооздоровительных занятий с учащимися, имеющими ослабленное здоровье, и хроническими больными;
– отсутствует регулярный медицинский кон­т­роль за физическим состоянием и здоровьем детей;
– не организовано питание детей с учетом их заболевания;
– большинство педагогических работников не являются примером в систематических занятиях физкультурой и спортом;
– учащиеся, в том числе и в группах продленного дня, недостаточно времени проводят на открытом воздухе, проведение коллективных игр не стало для них ежедневной потребностью;
– утренняя физическая зарядка робко находит свое место в распорядке дня школьников.
Формирование личности ученика зависит от тех ценностей, которые он выносит из своей среды. Из российских крестьянских ценностей выделим лишь некоторые, влияющие на физическое развитие учащихся, – национальные традиции и бережное отношение к природе. Когда говорят о традициях, то не следует забывать национальную кухню и русскую баню. Национальные блюда отражают особенности климата, условия жизни, вкусы и характер русских людей. Русская кухня, безусловно, более полезна для здоровья русских, чем насаждаемый западный образ питания. Слабо пропагандируются русская баня и целая система оздоравливающих процедур, связанных с нею. Практически обо всем этом не говорится в образовательных учреждениях.

По данным социально­педагогических исследований, свыше 25% сельских школьников проводят у телевизора 4 часа в день, 20% – 3–4 часа, 24,9% учащихся – от 2 до 3 часов и только 19,1% учащихся – от 1 до 2 часов. У большинства из них времени на физкультурные и спортивные занятия не хватает. Для физического развития и укрепления здоровья школьников необходимо не менее 12 часов активного двигательного режима в неделю. Двигательная активность – это медленный бег, ходьба, подвижные игры, гимнастика, аэробика, ритмика, танцы, прогулки на природе. Но положительный эффект все это может принести только при периодических, систематических, целенаправленных занятиях, дозированных нагрузках с учетом возраста и физической подготовки учащихся.
Практика показала, что режим работы школы позволяет учащимся выполнить 12часовой режим двигательной активности, особенно в начальных классах.
Эти часы включают в себя:
– утреннюю гимнастику – 7 мин. ежедневно, в неделю не менее 40 минут;
– физкультурную паузу на уроках – 2 мин. – не менее 40 минут;
– уроки физкультуры и ритмики – 4 урока – не менее 3 часов;
– активную перемену – 30 мин. – не менее 3 часов;
– игры и прогулки – 1 час 30 мин. – не менее 7 часов;
– спортивный час – 1 час.
Итого не менее 15 час. в неделю.
Учащиеся начальных классов в сельских школах, как правило, посещают группу продленного дня. В период работы ГПД можно организовать занятия лечебной гимнастикой, занятия в спортивных секциях и кружках.
Гораздо сложнее выдержать 12часовой режим для учащихся средних и старших классов. В учебное время эта группа школьников находится в активном двигательном режиме не более 8 час. в неделю. Их необходимо вовлекать в спортивные секции и кружки, как школьные, так и в филиалах ДЮСШ.
Условия сельской жизни позволяют им систематически заниматься физкультурой, не требующей больших материальных затрат. Это ежедневная утренняя гимнастика, силовые упражнения с гантелями и гирями, пробежки по лесу, полям. В летнее время по возможности ежедневные купания, велосипедные кроссы. Во многих селах, где проживает небольшое количество жителей, на простейших футбольных полях и волейбольных площадках могут проходить увлекательные футбольные и волейбольные баталии с привлечением взрослых. Возрождение народных игр, городков, лапты, позволяет вовлечь в занятия физкультурой большее количество жителей. Проведение традиционных праздников с элементами спортивных соревнований: перетягивание каната, поднятие гири, спортивная рыбалка, катание на санках, соревнование семей и т.п. – эффективная пропаганда физкультуры, спорта и здорового образа жизни. Школьные спортивные залы дают возможность заниматься физкультурой и спортом школьникам и их родителям. При правильной организации эти занятия укрепят отношения старших и младших.
Учебные программы по биологии, географии, изобразительному искусству, музыке, физкультуре, литературе должны находить свое продолжение в программах учреждений дополнительного образования, ДЮСШ, учреждений культуры: групп корректирующей и лечебной физкультуры, закаливания, туристических клубов, объединений юных экологов и поэтов, клубов любителей животных и цветов, краеведов. Программы корректируются по временам года, с тем чтобы большая часть занятий проходила на воздухе, на природе. При этом надо отслеживать недельную двигательную активность школьников, объем домашних заданий и разработать механизм оперативного влияния на оптимизацию этого объема. Часть уроков можно проводить на природе.
Организация походов, как показала практика, дает возможность школьникам увидеть кpacoту родного края, познакомиться с памятниками культуры, повстречаться с новыми людьми, проявить себя в экстремальной ситуации, почувствовать коллектив, проверить свою физическую подготовку. Походы могут быть пешими, лыжными, велосипедными, водными (на байдарках, лодках, плотах), смешанными и иметь спортивную, краеведческую, археологическую, миссионерскую направленность. Организаторами походов, как правило, могут быть учителя, воспитатели, тренеры спортивных школ, педагоги учреждений дополнительного образования, воскресных школ, представители религиозных организаций, родители. В походы могут ходить ученики всех классов. Продолжительность походов, маршруты и цели зависят от возраста школьников.
Нужно понимать, что продлению жизни на 10–15 лет способствуют:
– ходьба быстрым шагом по 40 мин. 5 раз в неделю;
– пробежки трусцой по 25–30 мин. 5 раз в неделю;
– активные прогулки 40–50 мин. ежедневно;
– занятия в фитнесцентре 2–3 раза в неделю4.
По данным Министерства образования и науки РФ, на селе было закрыто:
– в 2003/04 учебном году 686,
– в 2004/05 учебном году 575,
– в 2005/06 учебном году 654 образовательных учреждения. Данными на 2006/07 учебный год мы пока не располагаем. Министр образования и науки Андрей Фурсенко неоднократно говорил, что содержание детей в малокомплектных школах обходится намного дороже, чем в обычных общеобразовательных учреждениях, а процесс обучения малоэффективен, так как отсутствует полноценное воспитание в коллективе, «а обучение в коллективе намного эффективнее, чем индивидуальное». Решить эту проблему, по мнению министра, поможет программа «Школьный автобус» – учащихся из закрытых школ будут свозить в одну большую школу, а освободившиеся здания можно использовать под сельские детские сады, культурно­образовательные центры, библиотеки.
Однако «Школьный автобус» лишит многих сельских школьников возможности заниматься в учреждениях дополнительного образования, культуры, если эти учреждения находятся не в месте проживания школьников.
При введении программы «Школьный автобус» необходимо принимать во внимание расстояние от дома до школы. Шведские специалисты считают, что, если ребенок едет до школы дольше 42 мин., он будет испытывать «транспортную усталость». Учитывая состояние наших дорог и нашего транспорта, нам стоило бы тоже рассчитать свой норматив.
Введение такого норматива предотвратит закрытие или реорганизацию образовательного учреждения, если затраты времени на доставку учащихся к месту учебы будут выше.
Недельная нагрузка школьника должна состоять из следующих компонентов:
– учебной нагрузки (школьные уроки + время на подготовку к ним);
– времени, затраченного на занятия в кружках, объединениях, студиях;
– музыкальных школах, школах искусств, воскресных школах;
– времени, затраченного на физическое развитие во внеучебное время (прогулки, подвижные игры, занятия в спортивных клубах, кружках, объединениях, секциях). Кроме этого, необходимо учитывать время, затраченное на дорогу. Чем оно больше, тем меньше остается времени у сельских школьников на отдых, занятия в системе дополнительного образования.
Нагрузка ученика в настоящее время отражена в табл. 1, 2.

Таблица 1

Нагрузка ученика (в часах) при пятидневной рабочей неделе

Класс

Колво уроков в неделю

Колво уроков в день

Время на выполн. дом. задания (в день)

Учебная нагрузка в день

Физич. нагрузка (в день)

Занят. в системе доп. обр.

Время на доп. обр. и физич. развит.

Общая дневная нагрузка

1

18

3,6

1

3,6–4,6

1,1

0,8

1,9

5,5–6,5

2

25

5

1,5

6,5

1,1

0,8

1,9

8,4

3–4

25

5

2

7

1,1

0,8

1,9

8,9

5

31

6,2

2,5

8,7

1,1

0,8

1,9

10,6

6

32

6,4

2,5

8,9

1,1

0,8

1,9

10,8

7

34

6,8

3

9,8

1,1

0,8

1,9

11,7

8

35

6,7

3

10

1,1

0,8

1,9

11,9

9

35

7

4

11

1,1

0,8

1,9

12,9

10

36

7,2

4

11,2

1,1

0,8

1,9

13,1

11

36

7,2

4

11,2

1,1

0,8

1,9

13,1

Таблица 2

Нагрузка ученика (в часах) при шестидневной рабочей неделе

Класс

Колво уроков в неделю

Колво уроков в день

Время на выполн. дом. задания (в день)

Учебная нагрузка в день

Физич. нагрузка (в день)

Занят. в системе доп. обр.

Время на доп. обр. и физич. развит.

Общая дневная нагрузка

5

31

5,16

2,5

7,66

1,1

0,7

1,8

9,46

6

32

5,3

2,5

7,8

1,1

0,7

1,8

9,6

7

34

5,7

3

8,7

1,1

0,7

1,8

10,5

8

35

5,8

3

8,8

1,1

0,7

1,8

10,6

9

35

5,8

4

9,8

1,1

0,7

1,8

11,6

10

36

6

4

10

1,1

0,7

1,8

11,8

11

36

6

4

10

1,1

0,7

1,8

11,8

Для нормального физического развития школьников необходимо не менее 12 час. в неделю интенсивной двигательной активности – занятий физкультурой и спортом, подвижных игр, прогулок, походов. В целях укрепления физического здоровья школьников необходимо уменьшить учебную нагрузку, увеличив время двигательной активности и время занятий в системе дополнительного образования по интересам (см. табл. 3, 4).

Таблица 3

Рекомендованная нагрузка ученика (в часах) при пятидневной рабочей неделе

Класс

Колво уроков в неделю

Колво уроков в день

Время на выполн. дом. задания (в день)

Учебная нагрузка в день

Физич. нагрузка (в день)

Занят. в системе доп. обр.

Время на доп. обр. и физич. развит.

Общая дневная нагрузка

1

18

3,6

1

3,6–4,6

2

0,8

2,8

6,4–7,4

2

21

4,2

1

5,2

2

0,8

2,8

8

3

22

4,4

1,5

5,7

2

0,8

2,8

8,5

4

23

4,6

1,5

6,1

2

0,8

2,8

8,9

5

28

5,6

2

7,6

2

0,8

2,8

10,4

6

30

6

2

8

2

0,8

2,8

10,8

7

32

6,4

2,5

8,9

2

0,8

2,8

11,7

8

33

6,6

2,5

9,1

2

0,8

2,8

11,9

9

34

6,8

3

9,8

2

1

2,8

12,9

10

34

6,8

3,5

10,2

2

1

2,8

13,2

11

34

6,8

3,5

10,2

2

1

2,8

13,2

Таблица 4

Рекомендованная нагрузка ученика (в часах) при шестидневной рабочей неделе

Класс

Колво уроков в неделю

Колво уроков в день

Время на выполн. дом. задания (в день)

Учебная нагрузка в день

Физич. нагрузка (в день)

Занят. в системе доп. обр.

Время на доп. обр. и физич. развит.

Общая дневная нагрузка

5

28

4,7

2

6,7

2

0,8

2,8

9,5

6

30

5

2

7

2

0,8

2,8

9,8

7

32

5,3

2,5

7,8

2

0,8

2,8

10,6

8

33

5,5

2,5

7,9

2

0,8

2,8

10,7

9

34

5,7

3

8,7

2

1

3

11,7

10

34

5,7

3,5

9,2

2

1

3

12,2

11

34

5,7

3,5

9,2

2

1

3

12,2

Необходимо пересмотреть и должностные обязанности замдиректоров по безопасности образовательных учреждений, предусмотрев в них и организацию питания, медицинского контроля, контроля за объемом физической активности, организацию психологической разгрузки.
Следует также ввести паспорт физического развития каждого школьника.
Выпускники пединститутов независимо от факультетов должны знать методику проведения физкультпауз, активных перемен, подвижных игр, походов, экскурсий, организации спортивных соревнований...

 

_______

1 Ольга Грекова. Момент умора. – Московский комсомолец. 10 мая 2007.

2 Ольга Божьева. Слабоумие на марше. – Москов­ский комсомолец. 25 июля 2005.

4 Александр Мельников. Как прожить дольше, чем Ельцин. – Аргументы и факты. № 18. 2007.

Владимир Орлов