Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №20/2007

Игровая площадка

Ура, перемена!

В пору моего школьного детства в начале 1970-х никто особенно не задумывался о необходимости организованных подвижных перемен. Тогда на маленьких и больших переменах вся школьная детвора стремительно вываливалась на школьный двор, и начиналось великое действо под названием игра. Почти у каждой школьницы лежали в портфеле скакалка и камешек для классиков, ребята носили с собой целый набор костяшек для игры в бабки, мяч, а в памяти – десятки разнообразных подвижных игр, в которые играли постоянно, в любое свободное время.
О дефиците двигательной активности ученые-физиологи заговорили позже, когда телевизор, компьютер и прочие электронные забавы вытеснили из сознания школьников интерес к активным играм. Теперь из здания школы без разрешения администрации не выйдешь, охрана строго следит за каждым учеником. Вот и приходится в школьных рекреациях организовывать подвижные перемены, чтобы детишки восполняли дефицит движения и переключались на новый вид деятельности для снятия умственного и мышечного напряжения, которое накапливается за время уроков.
Возможно, приведенные ниже игры и упражнения понравятся младшим школьникам и в будущем они уже с удовольствием будут самостоятельно играть на переменах

«Не ошибись!»

На листах картона заранее делают рисунки мельницы, дерева, мяча, дровосека, моста, аиста, лягушки, бабочки, кошки и т.д.
Играющие строятся в одну шеренгу или образуют полукруг. Руководитель поочередно показывает рисунки, а дети должны изображать их в позе. Например: рисунок «мельница» – одну руку поднять, другую опустить и прижать к телу; дети показывают, как мельница работает, – меняют положение рук. Рисунок «мяч» – присесть (спина круглая), делать подскоки, при этом стопы ног соединить, колени при подскоках поднимать как можно выше. Рисунок «дровосек» – соединенные пальцы рук поднять над головой, ноги поставить прямо, затем глубоким взмахом имитировать рубку дров.
Можно договориться о том, чтобы по первому сигналу дети лишь изобразили тот или иной предмет на рисунке, а по второму – делали соответ­ствующие движения. После каждого задания руководитель отмечает самое удачное выполнение упражнения.

«Выставка картин»

Руководитель выбирает нескольких водящих – директора выставки и посетителей, остальные дети – картины. По сигналу руководителя «Подготовить выставку!» дети (кроме водящих) советуются друг с другом и с директором, какие картины они будут изображать (лыжника, конькобежца, вратаря, пограничника, пловца и т.д.). Картину можно изобразить вдвоем – елочка, под ней зайчик – или втроем – три богатыря.
Через 20–30 секунд директор объявляет: «Открыть выставку!». По этому сигналу дети становятся вдоль площадки и принимают задуманные позы. Когда все готовы к команде директора, дети хором дружно произносят: «Выставка открыта!».
Посетители осматривают выставку не более 15 секунд. В это время никто не должен шевелиться, а также нарушать или изменять принятую позу. По команде директора «три-четыре!» все игроки произносят: «Выставка закрыта!» – и принимают свободные позы, оставаясь на своих местах. Выигрывают те, около которых после закрытия выставки соберется больше посетителей. Затем игра начинается сначала.

«Точные броски»

В пяти-шести шагах от черты, у которой стоит играющий, ставят табуретку. Задача играющего – забросить мешочки с песком на табуретку.

«Карусель»

Играющие становятся в круг. На полу лежит веревка, образующая кольцо (концы веревки связаны). Ребята поднимают ее с земли и, держась за нее правой или левой рукой, ходят по кругу со словами:

Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом кругом,
А потом кругом-кругом,
Все бегом-бегом-бегом…

Дети двигаются сначала медленно, а после слова «бегом» – бегут. По команде руководителя «поворот!» они быстро берут веревку другой рукой и бегут в противоположную сторону со словами:

Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут веревку на пол и разбегаются по площадке. По сигналу они спешат вновь взяться рукой за веревку, и игра возобновляется. Занимать места на карусели можно только до третьего «звонка». Опоздавший на карусель в игре не участвует.
Вариант. На веревке может быть на три метки меньше общего количества участников. При посадке в карусель дети должны хвататься за метку. Кто не успеет ухватиться за метку, в игре не участвует.

«Пчелки»

На площадке проводят две черты. За одной чертой размещаются все играющие, за другой, расположенной на расстоянии 15–20 м, находятся 3–4 игрока – «пчелки». Ребята, высоко поднимая колени, идут к пчелкам и приговаривают:

– Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки.
Кто высоко так шагал –
Не споткнулся, не упал.

После этих слов они останавливаются вблизи пчелок. «Глянь, дупло высокой елки… – показывают, поднимая руки вверх и вставая на носки. – Вылетают злые пчелки!»
Пчелки начинают кружиться и изображать полет движениями рук, согнутых в локтях. При этом произносят:

– Ж-ж-ж – хотим кусать! –
А ребята хором отвечают:
– Быстроногих не догнать,
Нам не страшен пчелок рой,
Убежим скорей домой!

После этого ребята убегают домой. За ними гонятся пчелки. Каждая хочет ужалить (запятнать) кого-нибудь из игроков. Ужаленные становятся пчелками и идут играть с остальными. Выигрывает тот, кто ни разу не был ужаленным.

Марина Малыхина