Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №20/2007

Документы

Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья). Проект

«О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании»
(по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья)

ПРОЕКТ

Внести в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2000, № 30, ст. 3120; 2002, № 26, ст. 2517; 2003, № 2, ст. 163; № 28, ст. 2892; 2004, № 10, ст. 835; № 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 10; 2007, № 27, ст. 3215) следующие изменения:
1) пункт 3 статьи 1 изложить в следующей редакции:
«3. Федеральная целевая программа развития образования разрабатывается и утверждается Правительством Российской Федерации и имеет в качестве обязательной подпрограмму развития специального образования».
2) Пункт 6 статьи 5 изложить в следующей редакции:
«6. Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития, включая общедоступную и бесплатную коррекционную помощь в раннем детском возрасте, и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов».
3) Статью 14 дополнить подпунктом 2.1 следующего содержания:
«2.1. Содержание образования лиц с ограниченными возможностями здоровья должно обеспечивать социальную адаптацию, интеграцию (реинтеграцию) их в общество, включая развитие навыков самообслуживания, подготовку к трудовой, в том числе профессиональной, деятельности и семейной жизни».
4) Пункт 1 статьи 15 дополнить абзацем вторым следующего содержания: «В соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с их согласия и (или) с согласия их родителей (законных представителей) образовательный процесс регламентируется индивидуальным учебным планом».
В статье 17:
а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. Образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, включая образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений, разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом возможностей и особенностей психофизического развития обучающихся, воспитанников.
Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья проводится в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья и в условиях, отвечающих психофизическим особенностям и состоянию здоровья выпускников, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере образования»;
б) абзац второй пункта 4 после слов «ступени начального общего и основного общего образования» дополнить словами «(за исключением лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по индивидуальным учебным планам)»;
в) пункт 5 изложить в следующей редакции:
«5. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, кроме лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по индивидуальным учебным планам, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования»;
д) дополнить пунктом 6 следующего содержания:
«6. Лица с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся по индивидуальному учебному плану, переводятся в следующий класс при условии освоения образовательной программы, в соответствии с указанным планом».
6) Статью 18 дополнить подпунктами 3.1 и 3.2 следующего содержания:
«3.1. Предоставление бесплатной коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в раннем детском возрасте, включая консультирование их семей, обе­спечивается государственными и муниципальными дошкольными образовательными учреждениями и иными образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы дошкольного образования.
3.2. Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья: не слышащие, слабослышащие; незрячие, слабовидящие; имеющие тяжелые нарушения речи; с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; имеющие задержку психического развития; с нарушениями умственного развития; имеющие нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения; с расстройствами аутического спектра; со сложными дефектами содержатся в дошкольных образовательных учреждениях бесплатно в порядке, определяемом законодательством субъектов Российской Федерации».
7) Дополнить статьей 26.1 следующего содержания:
«Статья 26. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальное образование)
1. Под образованием лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальным образованием) понимается процесс обучения и (или) воспитания лиц, имеющих нарушения физического и (или) психического здоровья, препятствующие освоению ими основных общеобразовательных и профессиональных образовательных программ без создания специальных условий для обучения и (или) воспитания.
2. Для получения образования лицам с ограниченными возможностями здоровья на основе заключения (рекомендации) психолого-медико-педагогической комиссии или медико-социальной экспертизы создаются специальные условия для обучения и (или) воспитания, в том числе специальные методы обучения, дополнительные ставки педагогических работников, включая педагогических работников обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение, индивидуальные технические средства обучения, учебники, учебные пособия, сурдоперевод при реализации профессиональных образовательных программ, а также оказываются медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно или затруднено освоение ими основных общеобразовательных и профессиональных образовательных программ.
3. Психолого-медико-педагогическая комиссия осуществляет комплексное обследование в установленном порядке лиц, имеющих нарушение физического и (или) психического здоровья, в целях определения их потребности в специальных условиях для обучения и (или) воспитания и выработки рекомендаций по созданию таких условий. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии, содержащее рекомендации по созданию специальных условий для обучения и (или) воспитания, обязательно для исполнения соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также образовательными учреждениями независимо от форм собственности. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, а также о порядке проведения Комплексного обследования утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
4. Граждане и должностные лица, виновные в нарушении права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение образования несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Споры по вопросам создания специальных условий для обучения и (или) воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются в судебном порядке».
8) Статью 27 дополнить пунктом 8 следующего содержания:
«8. Лицам с ограниченными возможностями здоровья, обучавшимся по индивидуальным учебным планам и не освоившим образовательную программу общего образования или образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, включая образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений, выдается свидетельство об окончании образовательного учреждения, в котором указываются учебные предметы по годам обучения, программы которых освоены. Категории обучающихся, воспитанников, которым выдается свидетельство об окончании образовательного учреждения, и порядок выдачи свидетельства определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».
9) Абзац 6 пункта 16 статьи 28 изложить в следующей редакции: «федеральных требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, создания специальных условий для обучения и (или) воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
10) В статье 29:
а) пункт 6.1 после слов «местных бюджетов» дополнить словами «на содержание лиц, указанных в пункте 3.2 статьи 18 настоящего Федерального закона, на создание специальных условий для обучения и (или) воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая коррекционную помощь в раннем детском возрасте»;
б) пункт 6.2 после слов «социальной помощи» дополнить словами «и содержание лиц, указанных в пункте 10 статьи 50 настоящего Федерального закона, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях»;
в) дополнить пунктом 13.1 следующего содержания:
«13.1) установление нормативов содержания обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях»;
г) пункт 16 изложить в следующей редакции:
«16) организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников, включая подготовку и переподготовку педагогических кадров для работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья».
11) Статью 41 дополнить пунктом 4.1 следующего содержания: «Норматив финансирования специальных (коррекционных) образовательных учреждений и иных образовательных учреждений, в которых обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья, должен учитывать дополнительные затраты, обусловленные особенностями обучения данных лиц, в том числе затраты на создание специальных условий для обучения и (или) воспитания».
12) В статье 50:
а) пункт 10 изложить в следующей редакции:
«10. Обучающиеся, воспитанники с ограниченными возможностями здоровья имеют право на получение образования с учетом их возможностей и особенностей психофизического развития в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, обеспечивающих социальную адаптацию и интеграцию их в общество.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение. Дети с ограниченными возможностями здоровья направляются в специальные (коррекционные) образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.
В указанные образовательные учреждения направляются следующие категории детей: не слышащие, слабослышащие; незрячие, слабовидящие; имеющие тяжелые нарушения речи; с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; имеющие задержку психического развития; с нарушениями умственного развития; имеющие нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения; с расстрой­ствами аутического спектра; со сложными дефектами (сочетанием нарушений физического и (или) психического здоровья).
Содержание указанных категорий обучающихся, воспитанников в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях осуществляется в соответствии с установленными нормативами содержания обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
В случае, если на территории субъекта Российской Федерации отсутствует специальное (коррекционное) образовательное учреждение соответствующего вида, органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны оплатить обучение и (или) воспитание и содержание данного лица в соответствующем специальном (коррекционном) образовательном учреждении на территории другого субъекта Российской Федерации.»;
б) абзац первый пункта 12 дополнить словами «включая условия (в том числе классы, группы) для осужденных лиц с ограниченными возможностями здоровья».
13) В статье 51:
а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей, а также для детей, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать образовательные учреждения, проводятся образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях. Обеспечение указанных мероприятий является расходным обязательством субъекта Российской Федерации»;
б) дополнить пунктом 4.1 следующего содержания:
«4.1. Обучающимся, воспитанникам, имеющим различные нарушения речи, организуется логопедическая помощь в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации».
14) Статью 54 дополнить пунктом 5 следующего содержания:
«5. Оплата труда работников, реализующих или обеспечивающих образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется по повышенным тарифным ставкам (окладам) в зависимости от типов и видов образовательных учреждений, а также от сложности выполняемых работ. Размер повышения тарифных ставок (окладов) определяется Правительством Российской Федерации для федеральных государственных образовательных учреждений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации – для государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления – для муниципальных образовательных учреждений».
15) Статью 55 дополнить пунктом 13 следующего содержания:
«13. Педагогический работник – инвалид I группы по зрению вправе иметь секретаря, работа которого оплачивается за счет средств учредителя соответствующего образовательного учреждения».

Редакция