Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №20/2007

Документы

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (специального образования)

к проекту федерального закона
«О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (специального образования)

Законопроект подготовлен в соответствии с решением Комитета Государственной думы по образованию и науке.
Развивая конституционные положения о равноправии граждан и общедоступности образования, Закон Российской Федерации «Об образовании» (далее – Закон) закрепил в качестве принципа государственной политики «адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников» (п. 3 ст. 2 Закона).
В этих же целях Закон установил государственные гарантии прав граждан с отклонением в развитии (с ограниченными возможностями здоровья) в области образования, закрепив в качестве основной гарантии обязанность государства, создавать «гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов» (п. 6 ст. 5 Закона).
Вместе с тем указанные выше рамочные положения Закона не получили необходимого развития в законодательстве, что явилось одной из основных причин того, что конституционные права граждан с ограниченными возможностями здоровья на образование и указанные нормы Закона на практике реализуются неудовлетворительно.
Законопроект дополняет, развивает и конкретизирует положения базового Закона Российской Федерации «Об образовании» и направлен на обеспечение конституционного права на образование лиц с нарушениями слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата, умственного развития (с умственной отсталостью), с задержкой психического развития, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, с тяжелыми нарушениями речи, со сложными, комбинированными нарушениями в развитии и др. – лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Законопроект направлен на решение всего комплекса проблем в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, он устанавливает и закрепляет ряд важных правовых норм в этой области. А именно:
• право детей данной категории на получение коррекционной помощи в раннем детском возрасте;
• механизм создания специальных условий для обучения и (или) воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях различных типов и видов, в том числе общеобразовательных;
• содержание обучающихся, воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В настоящее время лица с ограниченными возможностями здоровья, по самым сдержанным оценкам, составляют свыше 4,5% от общего числа обучающихся в образовательных учреждениях системы образования Российской Федерации. По данным Минобрнауки России, специальную педагогическую помощь получает только третья часть нуждающихся в ней детей; не получают образование 45% – 250 тыс. детей-инвалидов школьного возраста. В отрыве от семьи в учреждениях-интернатах вынуждены обучаться 70% (около 200 тыс.) учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений, что часто не способствует их интеграции в общество.
Не обучаясь вообще или попадая в обычные школы и затем выпадая из учебного процесса, дети с отклонениями в развитии, например, умственно отсталые зачастую пополняют ряды несовершеннолетних правонарушителей.
Отсутствие на сегодняшний день единой государ­ственной системы раннего выявления отклонений в развитии, коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях и консультирования семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, приводит к тяжелым последствиям. Создание такой системы предусматривается законопроектом, она обеспечит получение в дальнейшем значительного социально-экономического эффекта, поскольку около 50% детей, прошедших через систему качественной дошкольной коррекционно-педагогической помощи, смогут обучаться в образовательных учреждениях общего назначения, а не в специальных (коррекционных), в которых нормативы финансирования значительно выше.
Данный законопроект потребует увеличения финансирования на создание системы ранней коррекционной помощи и на проведение образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в системе общего образования. Вместе с тем указанные средства в будущем могут быть компенсированы за счет сокращения количества детей, получающих образование в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях в условиях интернатного пребывания, что требует значительно больших расходов.

Редакция