10 сентября этого года в Москве в РИА «Новости» состоялась пресс-конференция «Проект закона об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья и защита прав инвалидов на образование». Был представлен новый законопроект, подготовленный рабочей группой Комитета по образованию и науке Государственной думы
Актуальность этой проблемы подкреплена страшными цифрами: в стране более полутора миллионов детей с особыми образовательными потребностями, из них 180 тысяч вообще нигде не учатся. Причины: нехватка финансирования, квалифицированных педагогов-специалистов, специального технического оборудования в образовательных учреждениях (подъемников, пандусов), особых учебных пособий, а главное — безразличие общественности к этой насущной проблеме.
Конвенция ООН о правах ребенка гласит: ребенок с инвалидностью (интеллектуальной или физической) «должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества, <…> иметь эффективный доступ к услугам в области образования». Однако реальные условия жизни детей с ограниченными возможностями здоровья не только не облегчают их существование, но создают всяческие трудности в их и без того нелегкой судьбе. Власти не обеспечивают в достаточной степени финансирование и организацию образования детей-инвалидов.
Участники конференции представили на суд общественности новый законопроект, устанавливающий право детей-инвалидов на получение коррекционной помощи в раннем детском возрасте. В документе прописана обязанность субъектов РФ финансировать дополнительные затраты, связанные с условиями их обучения.
Уполномоченный по правам человека в РФ, президент Параолимпийского комитета России Владимир ЛУКИН прокомментировал сложившуюся ситуацию и предложил методы ее разрешения:
— Само по себе совершенствование закона не способно решить эту острую проблему. Сегодня приходится говорить о злостном неисполнении ныне действующего законодательства. Государственная политика в отношении инвалидов зачастую у нас сводится к исключению этих людей из общества и содержанию их в специальных учреждениях. Однако и в специальных домах-интернатах нет никаких условий: остро не хватает специалистов — врачей и психологов, лекарственных средств и различных препаратов, оборудования и методик. Что уж говорить об условиях в обычных общественных учреждениях! В то время как дискуссии между специалистами, стоит ли детей-инвалидов обучать вместе с обычными детьми, продолжаются, мы подчеркиваем важность интегрированного образования. Я считаю, что это не только дает хороший стимул ребятам с ограниченными возможностями здоровья, но и воспитывает в обычных детях человечность. Для реализации идеи интегрированного образования власти должны тратить средства не на бюрократию различных видов, а на оплату труда специалистов, обслуживающих жизнь и образование инвалидов, и на инфраструктуру, облегчающую жизнь этих людей.
Практика показывает, что многие родители сталкиваются с отказом принять ребенка-инвалида в общую школу. И, если они не смогут определить ребенка в специальную школу-интернат, он просто-напросто лишается возможности получить образование и стать полноправным членом общества.
О глобальных последствиях такого положения дел рассказал первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы Олег СМОЛИН:
— Без создания нормальных условий для образования инвалидов мы не можем реализовать творческий потенциал страны. Дети-инвалиды, получившие образование, в будущем станут работниками и, между прочим, налогоплательщиками. То, что образование существенно улучшает перспективы обустройства людей с ограниченными возможностями здоровья, — неоспоримый факт. Поэтому мы убеждены, что инвалиды в России заслуживают специального закона, позволяющего им реализоваться в какой-либо области и чувствовать себя нужными членами общества.
Смолин подчеркнул неполитический характер этой конференции и призвал общественность к поддержке нового законопроекта.
Конечно, принятие поправок в Закон «Об образовании» (в части обеспечения права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья) имеет большое значение. Однако, помимо правовой и экономической сторон проблемы, есть еще и нравственный аспект. Ректор Государственного университета Высшей школы экономики Ярослав КУЗЬМИНОВ отметил его как приоритетный:
— К сожалению, людей, не понимающих, как важно помочь страдающему человеку, в нашем обществе немало. Сейчас пытаются восстановить религиозное образование, что, на мой взгляд, правильно. Инклюзивное образование (при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками. — Прим. автора) даст такой же нравственный эффект, как и религиозное образование. Государство, уважающее себя, должно стремиться к тому, чтобы сделать жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья более благополучной.
Проблему, сложившуюся в России, наблюдал руководитель Детского фонда ООН в России и Беларуси Карл де Рой. Он рассказал об образовании инвалидов в других странах мира и подчеркнул важность законодательной и финансовой поддержки государства.
— Исследования показывают, что при инклюзивном образовании все дети начинают лучше учиться и принимать более активное участие в жизни своих сверстников. Школа — это уменьшенная модель общества, в котором важно соблюдение прав всех детей. Инклюзивное образование не только позволяет соблюдать права детей-инвалидов на полноценную жизнь, но и способствует снижению уровня предрассудков и страхов среди здоровых людей, воспитывает в детях взаимоуважение.
Решение проблемы дискриминации детей с ограниченными возможностями здоровья — важная задача для каждого цивилизованного общества. А создание инклюзивных школ ведет к созданию общества, в котором каждый чувствует себя личностью.
Говоря о соблюдении прав детей-инвалидов на образование, участники конференции отметили, что речь не идет об автоматическом включении этих детей в ныне существующую школу. Новый законопроект — это шаг на пути к созданию школы нового образца, адаптированной под детей с различными физическими и умственными возможностями.
Региональная общественная организация инвалидов (РООИ) «Перспектива» занимается продвижением инклюзивного образования в России. Ее представитель, юрист организации инвалидов «Перспектива» Светлана КОТОВА, рассказала о важности официального статуса, который может закрепить новый законопроект за этими детьми:
— Инклюзия не состоит лишь в помещении учащихся-инвалидов в общую классную комнату. Она состоит в признании педагогом индивидуальных потребностей всех учащихся и в готовности школы создать необходимые условия для удовлетворения образовательных нужд всех детей без исключения. В нашем обществе не должно быть детей, для которых школы не существует. Потому что школа создана для детей, а не дети для школы.
Для того чтобы люди с ограниченными возможностями не чувствовали себя чужими в нашем обществе, мы должны быть чуткими и внимательными к ним, а государству следует обеспечить инвалидам правовую и экономическую защищенность. |