Начало октября славится
устойчивой теплой погодой,
в народе это время называют
бабьим летом. В школах
в октябре проводятся
праздники «Золотая осень»,
связанные с народными
традициями завершения
сбора урожая,
осенних ярмарок и т.д.
Лучше всего такие праздники
проводить с выездом на природу, в поле или в лес, чтобы школьники почувствовали истинный простор, размах народных гуляний с песнями, хороводами, веселыми играми.
Примеры подвижных игр для ребят младшего школьного возраста,
способствующих развитию
быстроты, ловкости, силы,
мы приводим в нашей рубрике
«Четыре угла»
У этой игры были в разных местах разные названия: «Уголки», «Угольники», «Кумушка», «Ключи». Играли в нее в северных губерниях и Астрахани, в Сибири и Центральной России. «Игра происходит большею частью летом в срубах, редко зимой – в избах, иногда же, впрочем, играют и летом, и зимой на открытом воздухе, очерчивая для этого предварительно четырехугольник». Главное в игре остается неизменным: играют пять человек; четыре становятся по углам, а пятый (иногда его зовут мышкой) посредине. Он водит. По его слову (в Вятке это звучало, например, так: «Из угла в угол железным прутом вон!») стоящие по углам меняются местами, перебегая из угла в угол. А водящий в это время старается занять какой-нибудь на несколько мгновений освободившийся угол. Тот, кто в конце концов остался без угла, сам теперь водит.
Во Владимирской губернии игра (именно там звалась она «Кумушкой») проходила так: водящий, приближаясь к кому-нибудь из стоящих в углу, говорит: «Кумушка, дай ключи!». Тот отвечает: «Поди вон там постучи!». В это время остальные перебегают, меняясь местами. Водящий должен успеть занять чье-нибудь место.
«Дедушка-рожок»
Под таким названием игра бытовала в Симбирской губернии. Названия в других местах – «Колдун», «Чародей». Выбранному по жребию водящему, то есть дедушке-рожку – чародею, колдуну, отводится дом, в котором он сидит смирно до поры до времени. Остальные игроки, разбившиеся на две группы поровну, отходят в разные стороны от этого дома – на расстояние 15–25 шагов. При этом каждая партия проводит для себя черту или кладет жердь, обозначая тем свой дом. Свободное пространство между этими чертами, или домами, называется полем. Дедушка-рожок из своего дома спрашивает: «Кто меня боится?» – «Никто!» – отвечают игроки и перебегают через поле, да еще дразнят водящего: «Дедушка-рожок, на плече дыру прожег!». А тот ловит бегущих и отводит их в свой дом, из которого они выйти не могут. Правда, можно выручить пойманных: «Пока вожак занят ловлей кого-нибудь из бегущих, один из товарищей подбегает к дому колдуна, дотрагивается рукой до пойманных, и тогда каждый из них считается вырученным, после чего может беспрепятственно выйти из дома водильщика и присоединиться к своей прежней группе». Если дедушка-рожок переловит всех, то водить в следующей игре начинает тот, кого изловили первым.
В похожую игру под названием «Черный человек» играли немецкие дети; есть подобные игры в Швейцарии и во Франции.
«Чур, на дереве!»
Выбирают такое место, где есть несколько деревьев. Один играющий встает в середину между деревьями, а другие становятся возле деревьев и начинают перебегать от дерева к дереву. Стоящий посредине должен их ловить, пока бегущий не подбежал еще к дереву и не сказал: «Чур, на дереве!». Пойманный становится водящим, а водящий занимает его место у дерева.
«Шведские горелки»
Ребята становятся парами, и каждая пара начиная с головной получает свой номер по порядку: первая, вторая, третья и т.д. В середине должен быть оставлен небольшой коридор для пробега, так что пары не соединяют руки – получается, что все стоят гуськом, в две шеренги.
Руководитель игры становится впереди, шагах в десяти от первой пары. В обеих руках у него по палочке. Одну за другой он вызывает пары (в любом порядке). Оба из вызванной пары бегут по внутреннему коридору к ведущему, выхватывают из его рук палочки и, обежав стоящие пары с внешней стороны, снова отдают ему эти палочки. Тот, кто отдал палочку первым, приносит своей шеренге очко. Когда все пары перебегают, то окажется, что у одной из шеренг больше очков – она и победила.
После каждой пробежки шеренги меняются местами: правая становится левой, а левая – правой.
«Дракон, кусающий свой хвост»
Играть можно на улице или в спортзале. Играющие выстраиваются друг за другом. Правую руку кладут на правое плечо стоящего впереди. Первый игрок – голова дракона, последний – его хвост.
Цель головы – поймать хвост. Тело дракона (остальные игроки) находится в постоянном движении и послушно следует за головой. Цепочка игроков не должна разрываться. Тот, по чьей вине произошел разрыв, становится головой. Тело дракона подыгрывает хвосту, не давая голове его ухватить. Когда голова ловит хвост, последний в колонне игрок идет вперед, становится головой, а новым хвостом – игрок, бывший предпоследним.
Примечание. Минимальное количество игроков в этой старинной китайской игре – 9–10 человек.
«Бульдог»
Для этой достаточно жесткой игры, отдаленно напоминающей регби, подходит большая открытая площадка с земляным или травяным покрытием.
Цель игроков – добежать от одного края площадки до другого. Цель водящего – осалить бегущего раньше, чем тот достигнет противоположного края. Главное отличие от остальных подобных игр в том, чтобы осалить игрока не касанием руки, а повиснув на нем, попытавшись свалить с ног, так же как в регби атакуют игрока, владеющего мячом. Минимальное количество игроков – 5–7 мальчиков.
|