Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №19/2007

Вместе с психологом

Агрессивный подросток в окружении общества и семьи

С каждым днем увеличивается число подростков с агрессивным поведением, которое проявляется в нарушении общественного порядка, хулиганстве, вандализме, алкоголизме, наркомании и др. Возникают новые виды асоциального поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенерством, совершают тяжкие преступления.
Интерес психологов к изучению подростковой жизни высок и устойчив. Существует большое количество работ, посвященных проблеме отклоняющегося поведения. Однако существующая практика профилактики не в полной мере решает задачи по предупреждению девиантного поведения подростков

Понятие агрессии

Существует множество определений агрессии, однако ни одно из них не является исчерпывающим.
В научной литературе агрессия рассматривается как:
• сильная активность, стремление к самоутверждению;
• акт враждебности, разрушения; попытка нанести вред личности или обществу;
• злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим поведение;
• реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы...
Можно вывести такое определение агрессии:
это – индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физиче­ского или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей.
В современном обществе проблема агрессивного поведения является одной из центральных психолого-педагогических проблем.
Психологи выделяют следующие формы агрессивных реакций:
• Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
• Косвенная агрессия – действия, окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), или ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).
• Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
• Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
• Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
Из форм враждебных реакций отмечаются:
• Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
• Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Четыре типа характеров

Агрессивные подростки, как правило, имеют некоторые общие черты. Они обладают низким уровнем интеллектуального развития, неустойчивыми интересами, повышенной внушаемостью, подражательностью, недоразвитостью нравственных представлений и бедностью ценностных ориентаций.
Они эмоционально грубы, озлоблены против сверстников и окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка, она может быть как максимально положительной, так и максимально отрицательной. Их отличают повышенная тревожность, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций. Защитные механизмы преобладают над другими механизмами, регулирующими поведение.
Но среди агрессивных подростков встречаются и дети, интеллектуально и социально развитые, у которых агрессивность является средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости. Часто такие подростки находятся в некоторой оппозиции по отношению к взрослым. Возле них собираются не очень разборчивые в целях и средствах компании подростков. Эти неформальные лидеры обладают большой организующей силой.
На основе бесед с учителями, родителями, соседями об интересах, отношениях каждого конкретного подростка со сверстниками, взрослыми, на основе анкет и обследований детей психологи смогли выделить четыре типа агрессивных подростков.
1. Подростки с устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, имеющие деформацию ценностей и отношений, стремящиеся к потребительскому времяпровождению. Им свойственны эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов, цинизм, озлобленность, грубость, вспыльчивость, дерзость, драчливость. В их поведении преобладает физическая агрессивность.
2. Подростки с деформированными потребностями и ценностями, обладающие более или менее широким кругом интересов, отлича­ющиеся обостренным индивидуализмом, желающие занять привилегированное положение за счет притеснения слабых и младших. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.
3. Подростки, у которых присутствует конфликт между деформированными и позитивными потребностями. Отличаются односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессия.
4. Подростки, отличающиеся слабо деформированными потребностями при отсутствии определенных интересов и весьма ограниченным кругом общения, отличающиеся безволием, мнительностью, трусливостью и мстительностью. Для них характерно заискивающее поведение перед старшими и более сильными товарищами. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм.
Анализ причин отклонений в личностном развитии и поведении подростка позволяет наметить конкретные приемы воспитательной работы для каждого.

Факторы-провокаторы

Форма агрессивного поведения индивидуальна для каждого человека, но существуют факторы, влияющие на характер и способы выражения агрессивности. К ним относятся:
• биологические: особенности нервной системы (но четко локализованного центра агрессии в человеческом мозге нет); изменение химического состава крови под влиянием тестостерона – мужского полового гормона – или алкоголя и т.д.);
• половые: мужчины чаще и сильнее проявляют физическую агрессию;
• возраст: наибольшая агрессивность наблюдается в подростковом и юношеском возрасте; к 25–30 годам показатель выходит на более низкий, стабильный уровень;
• образование: с повышением уровня образования понижается уровень агрессивности;
• расово-этническая принадлежность: различным этническим группам присущи различные формы, способы и степень агрессивности;
• профессия: особенности деятельности, ее специфика;
• состояние человека: боль, теснота, возбуждение, жара;
• экологическая ситуация;
• социальные аспекты: экономическая ситуация в стране; социальное окружение; влияние СМИ (просмотр передач со сценами насилия, возможно, влияет на рост агрессивности, снижает восприимчивость к агрессии и искажает представление о реальности);
• личностные особенности: тревога о том, что скажут или подумают окружающие, – могут послужить сильным сдерживающим фактором; напротив, склонность приписывать недоброжелательность и дурные намерения другим лицам (даже если этого нет на самом деле) может привести к более частым проявлениям агрессивного поведения.

Влияние семьи и сверстников

Личность подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которых подросток взаимодействует с другими людьми. Прежде всего это касается семьи. На становление агрессивного поведения ребенка влияют степень сплоченности семьи, близость между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, стиль семейного руководства. Дети (подростки), которые встречаются с насилием у себя дома и которые сами становятся жертвами насилия, в большей степени склонны к агрессивному поведению.
Психологи выделяют различные типы неблагополучных семей, где появляются дети с отклонениями в поведении:
1) с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям;
2) семьи, где отсутствуют эмоциональные контакты между членами, где безразличие к потребностям ребенка при внешней благополучности отношений. Ребенок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;
3) с нездоровой нравственной атмосферой, где ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни;
4) с гиперопекой различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (их мыслей, чувств, поведения) до семейной тирании.
Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает образ жизни подростков, эмоциональные отношения с окружающими людьми; они попадают под сильное влияние подростковой группы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей.
Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению девиантного поведения.
Подросток получает пример агрессивного поведения не только в семье, но и во время общения со сверстниками. Группы сверстников, близких по уровню развития, интересам, закрепляют и культивируют девиантные ценности и способы поведения, оказывают сильное влияние на личностное развитие каждого ребенка.
Существуют особые группы, направленные на немедленное удовлетворение желаний, стремление перекладывать ответственность на других. Подростков в этих группах отличают пренебрежительное отношение к учебе, плохая успеваемость, нежелание выполнять какие-либо обязанности по дому, готовить домашние задания... У подавляющего большинства таких подростков отсутствуют какие-либо увлечения. У них много свободного времени, они не умеют проводить его содержательно, поэтому ищут «острых ощущений».

Пики агрессии у мальчиков и девочек

За внешней грубостью мальчиков-подростков и скрытностью девочек лежит сложная картина половозрастных различий в их развитии.
Процесс психосексуального развития у девочек начинается приблизительно на 2 года раньше, чем у мальчиков. Несмотря на то что мальчики физически сильнее девочек, они обладают большей чувствительностью к воздействию как физических, так и психических факторов (в связи с этим у мальчиков чаще, чем у девочек, встречаются психические нарушения). Наряду с биологическими предпосылками в развитии половых различий серьезную роль играют социальные и культурные стереотипы (представления взрослых о нормах поведения для девочек и для мальчиков). Агрессивное поведение гораздо чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Об этом свидетельствуют данные психологов разных стран мира.
Мальчики и девочки по-разному проявляют агрессивность. Наибольшей агрессивностью отличаются 12–15-летние подростки-мальчики. У них преобладает физическая агрессия, которая с возрастом затухает, а у девочек с возрастом наблюдается рост этой формы агрессии. К 15–18 годам у мальчиков происходит всплеск вербальной агрессии. При спаде косвенной агрессии у мальчиков идет значительное увеличение ее у девочек. Негативизм значительно чаще проявляют мальчики во все возрастные периоды.
К сожалению, в педагогической практике часто не учитываются эти особенности психосексуального развития.
Алкоголизация и наркотизация теснейшим образом вплетаются в структуру девиантного образа жизни подростков. Часто подростки распитием спиртного «отмечают» удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи. Объясняя свои плохие поступки, подростки демонстрируют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости, храбрости. 90% подростков совершают агрессивные действия в состоянии опьянения (алкогольного или наркотического). «Жажда подвига», усиленная наличием в компании девушек, часто приводит парней к демонстративным асоциальным поступкам.
Алкоголизация и наркотизация подростков является очень серьезной проблемой современного общества, которая требует жесткого контроля.

Коррекция агрессивного поведения

Работа по профилактике отклоняющегося поведения имеет свои особенности. На начальных этапах не следует прибегать к групповым формам, индивидуальная работа является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьей. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать пси­хокоррекционная работа, как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости «хорошо себя вести».
Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию интересов подростка, учитывая особенности его характера и способности. Необходимо сократить свободное время за счет чтения, самообразования, занятий музыкой, спортом и др. Если свободное время подросток по-прежнему будет проводить непродуктивно, неизбежен его скорый возврат в асоциальную компанию.
Развитие ребенка, подростка осуществляется в деятельности. Подросток стремится к утверждению себя, своей позиции среди взрослых. В связи с этим необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создает подростку возможности реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. Психологический смысл этой деятельности для подростка состоит в том, что, участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нем определенное место и удерживает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе такой деятельности подросток признается взрослыми как равноправный член общества.

Литература

1. Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания. Избранные психологические труды в 2 т. – М., 1980.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1996. С. 375.
3. Андриенко В.К., Гербеев Ю.В., Невский И.А. Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы. – М., 1990.
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 591.
5. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1993.
6. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2006. С. 688: илл.
7. Докинз Р. Эгоистичный ген. – М.: МИР, 1993.
8. Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям. Сб. «Проблемы личности, профилактика отклонений в ее развитии». – Москва – Архангельск, 1993.
9. Личко А.Е., Попов Ю.В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. – М., 1988.
10. Лоренц К. Агрессия. – М., 1994.
11. Немов P.С. Психология. Учебн. для студентов высш. пед. учебн. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1994. С. 576.
12. Паренс Генри. Агрессия наших детей. – М., 1997.
13. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. С. 255: илл. – (Психол. наука – школе)
14. «Психология человеческой агрессивности»: Хрестоматия/Сост. К.В. Сельченко. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005. – С. 656. – (Библиотека практической психологии).
15. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М., 1996.
16. Степанов В.Г. Психология трудного школьника. – М., 1998.
17. Холличер В. Человек и агрессия. – М.: Прогресс, 1975. С. 130.
18. Фридман Л.М., Волкова К.Н. Психологическая наука – учителю. – М., 1985.
19. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994.

Лилия Бордукова ;
Александр Савостьянов