Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №19/2007

Урок здоровья

Все цвета, кроме черного

В конце прошлого учебного года были подведены итоги межрегионального конкурса методических разработок в рамках программы «Все цвета, кроме черного».
Проект «Все цвета, кроме черного» подготовил авторский коллектив Института возрастной физиологии РАО под руководством доктора биологических наук, профессора, лауреата премии Президента РФ в области образования М.М. Безруких. Цель проекта – привить младшим школьникам навыки адаптации в обществе, чтобы предупредить появление вредных привычек в дальнейшем: курения, употребления алкоголя и наркотиков.
В конкурсе исторических разработок принимали участие классные руководители, учителя младших классов, психологи, социальные педагоги из многих регионов России.
Мы предлагаем вам познакомиться с лучшими работами

Профилактика курения, употребления алкоголя,
наркотиков для младших школьников

Родительское собрание

Вступительное слово учителя
– Нужна ли ранняя профилактика курения, употребления алкоголя для младших школьников? Вопрос не праздный. Многие взрослые – учителя, родители – опасаются, не вызовет ли столь раннее обращение к этой теме нездоровый интерес у ребенка. Попробуем разобраться.
Наркотик – это неизвестный и запретный мир и, как все незнакомое и запретное, вызывает особое любопытство. По данным диагностических исследований, дети младшего школьного возраста о последствиях употребления наркотиков либо ничего не слышали, либо слышали, но ничего не поняли, либо не восприняли всерьез. Знания о наркотиках отрывочны, чаще всего получены со слов друзей или случайных приятелей.
Взрослые могут считать, что их дети о наркотиках «ничего не знают», но это не так. «У нас в семье никто не пьет, не курит, поэтому нашему ребенку ничего не грозит», – порой рассуждают папы и мамы.
Вряд ли можно защитить детей от подобного рода информации сегодня – они видят, как курят и выпивают взрослые на улице, наблюдают подобные сцены на экране телевизора, слышат разговоры взрослых, видят курящих и выпивающих (пусть по праздникам) родителей. И далеко не всегда выводы, которые делают дети, можно считать негативными, зачастую бывает, что они воспринимают это как норму поведения.

Статья опубликована при поддержке мастерской "TonFix". Заправка картриджей - центр "TonFix" в Киеве. Мастерская также предлагает услуги по ремонту и прошивке принтера, установке драйверов для принтера. Гарантия на все виды работ, доступные цены, выезд мастера на дом в короткие сроки, бесплатная диагностика при ремонте. Посмотреть подробную информацию о компании и предоставляемых услугах, цены и контакты Вы сможете на сайте: http://www.tonfix-service.in.ua.

Очень важно, чтобы родители пользовались у детей авторитетом. Ведь во многом уважение между родителями и ребенком зависит не столько от социального статуса взрослого и его профессиональных достижений, сколько от того, стал ли взрослый значимой личностью для сына или дочери и возникли ли между ними сотрудничество и духовный контакт.

Практикум
Сегодня мы с вами попробуем перевоплотиться в детей и будем обучаться различным способам сопротивления давлению окружающих, предлагающих психоактивные вещества.
Уважаемые родители, вспомните и приведите примеры из своей жизни, когда вы впервые попробовали закурить, выпить, испробовать наркотики.
(Выслушиваем ответы родителей.)
Человек может оказаться в сложной жизненной ситуации или переживать неприятные чувства, потому что не смог противостоять давлению окружающих, особенно если это были старшие по возрасту или авторитетные люди.

Мозговой штурм
Назовите причины, по которым бывает трудно отказывать в просьбе или не делать того, чего не хочется. Работаем в стиле мозгового штурма. Его правила:
– Называя идеи, не повторяйтесь.
– Чем больше список идей, тем лучше.
– Разрабатывая проблему, подходите к ней с разных сторон, расширяя и углубляя различные подходы.
– Идеи не оцениваются и не критикуются.

(Ответы родителей записываем на доске.)

Существует много причин, по которым человек соглашается делать то, что ему не хочется: боится оказаться изгоем, быть высмеянным, боится обидеть, казаться грубым, быть не таким, как все.
Тaк же рассуждают наши дети, им тоже трудно сделать выбор.

Ситуация «Просьба»
Сергей шел по улице. Вдруг его кто-то окликнул. Он оглянулся и увидел хорошо одетого, солидного мужчину, стоящего около дорогой иномарки. Сергей остановился и подошел к нему. Мужчина попросил юношу отнести и передать какую-то коробку в офис, находящийся в доме напротив. Сергей стал отказываться. Тогда мужчина стал его уговаривать. Сначала он предложил ему за услугу деньги, потом стал нервно объяснять, почему он сам не может ее отнести. Когда он разговаривал с Сергеем, он старался не смотреть ему в глаза.
Способы отказа:
– Нет, не могу.
– Нет, нет и еще раз нет.
– Нет, мне сейчас некогда.
– Нет, спасибо, мне не нужны деньги.
Скажите «нет» и уйдите, не объясняя причин.
(Приглашаем добровольцев показать сценки.)
Вывод. Приемы уверенного отказа помогают человеку не поддаваться давлению и оставаться в безопасности, не обижая других.
Не всегда в жизни бывает просто сказать «нет», когда принуждают выпить или попробовать наркотики.
(Предлагаем сюжетно-ролевую игру, в ходе которой родители отработают способы, помогающие избегать давления и оставаться востребованными, продолжать дружить и весело проводить время.)

Ролевая игра
Объединяем родителей в 4 группы. Каждой группе раздаем карточки с приемами предложения ПАВ и со способами отказа. И предлагаем разыграть сценки.

– Привет. Присоединяйся к нашей компании. У нас есть кое-что выпить.
а) Да ну! Сейчас по телевизору начинается классный фильм, пойдем лучше посмотрим.
б) Нет, спасибо, мне сейчас нужно идти...

– Давай покурим, чего ты боишься? Сейчас только младенцы не курят. Ты что, салага?
а) Нет, не хочу. Кстати, большинство людей как раз не курят.
б) Нет, спасибо. Мне совсем не нравится запах табака. Меня от него просто тошнит.

– Пойдем со мной в гости. Ребята обещали принести наркотики. В жизни надо попробовать все, не упрямься.
а) Нет, это не по мне. Плохое место. Я не хочу, чтобы обо мне говорили, что я наркоман.
б) Ты шутишь! Такие эксперименты всегда заканчиваются плохо. Я хочу оставаться здоровым.
– Хочешь выпить?
а) Нет, спасибо, от вина люди перестают соображать и совершают плохие поступки.
б) Нет, спасибо, от вина у меня болит голова.

Вывод. Предложение пить, курить, употреблять наркотики может быть отклонено с использованием навыков неагрессивного отказа, которые помогут отстаивать свои интересы и права, открыто и честно выражать свои чувства, не нарушая прав и интересов других людей.
Отказ от употребления табака, алкоголя и наркотиков сохранит ваше здоровье.

Игра-пантомима «Подарок»
Участники становятся в круг. Каждый по очереди передает соседу, стоящему справа, свой подарок, который он описывает с помощью жестов. Остальные должны угадать, какой подарок был преподнесен. Повторяться нельзя.

Вывод. Существует много эффективных способов говорить «нет». Этому нужно учить своих детей.

(Учитель раздает памятки родителям.)

Памятка
– Разговаривайте с ребенком о наркотиках и алкоголе.
– Учитесь слушать.
– Давайте советы, но не давите советами.
– Подумайте о своем примере.
– Поддерживайте в ребенке самоуважение и думайте о его самореализации.

Юлия МАЛАФЕЕВА,
учитель начальных классов
Камско-Устьинской
средней общеобразовательной школы,
Республика Татарстан

Наши эмоции

Занятие для 2-го класса

Цели и задачи:
1. Познакомить детей с основными эмоциями: радость, грусть, удивление, страх, гнев.
2. Учить распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимика, жесты...).
3. Учить гибко использовать мимику, пантомимику в общении.
4. Развить у детей навыки оценки своего настроения; научить понимать причины плохого и хорошего настроения.

Оборудование:
1. Тетрадь «Учусь понимать себя».
2. Картинки с различными сказочными персонажами.
3. Альбомы со схематическими изображениями эмоций.
4. Демонстрационные плакаты.
5. Сюжетные картинки, где лица главных героев не изображены.
6. Сигнальные карточки.
7. Зеркала (на каждого ребенка).
8. Простые и цветные карандаши.

Ход занятия

Учитель. Друзья, наше занятие сегодня мы начнем с приветствия гостей, которые прибыли на наше необычное мероприятие.
(На магнитной доске – персонажи сказок и мультипликационные герои.)
Учитель. Посмотрите, пожалуйста, на сказочных героев. Кого вы узнали?
(Ответы детей. Баба-яга, Золушка, Серый Волк, Зайчик, Карлсон, Царевна Несмеяна и пр.)
Учитель. Ребята, а может, вы ошибаетесь? Почему вы решили, что эта «милая» бабушка – Баба-яга, а не добрая фея с новой волшебной палочкой в виде метлы? Золушка? А может, это все-таки злая колдунья, которая хочет нас превратить во что-нибудь неприятное? А Зайчик – это Зайчище, который хочет нас съесть?
Вы со мной не согласны? Почему?
Молодцы! Действительно, посмотрев на лица наших гостей, мы можем определить, что это за герои – злые или добрые, грустные или веселые. Мы можем сказать, даже не общаясь с ними, какое у них настроение и что они чувствуют.
Тема сегодняшнего занятия: «Наши эмоции и настроение». А наши гости помогут нам разобраться в этих понятиях.

Чтение материала «Твое настроение» по ролям

Твое настроение
Дима. Вчера мы с Аней и погуляли, и вовремя спать легли, а с утра проснулись в плохом настроении и весь день хандрили. Никак не пойму: в чем же дело?
Бабушка. Настроение зависит от самочувствия.
Папа. Хорошее настроение бывает, когда работа ладится.
Мама. А у меня хорошее настроение тогда, когда дома все улыбаются.
Папа. Это значит, что наше настроение зависит и от физического самочувствия, и от того, что дома все хорошо, и от того, все ли у нас получается на работе, в школе.
Дима. А, теперь все понятно.
Папа. Ну, тогда скажите, о каком человеке говорят: «Он – хозяин своего настроения»?
Аня. Это, наверное, тот, у кого всегда хорошее настроение.
Дима. Так не бывает, чтобы настроение всегда было хорошим.
Мама. Вот это верно, у каждого из нас настроение может меняться. Но очень важно научиться понимать, почему оно меняется.
Аня. Можно ли это сделать?
Мама. Можно. Попробуйте выполнить несколько заданий.

Задание 1
Нарисуй веселое и грустное выражения лица.

Задание 2
Соедини стрелками слова в левом и правом столбиках. Подчеркни, какое настроение у тебя бывает чаще всего.

Как ты думаешь: какое настроение считается хорошим, а какое плохим? Напиши.
Хорошее настроение ______
Плохое настроение________

Задание 3
Прочитай отрывок из литературного произведения. Напиши, какое настроение у героя и почему.
...И тут что-то начало жечь Маугли изнутри, как никогда в жизни не жгло. Дыхание у него перехватило, он зарыдал, и слезы потекли по его щекам. «Что это такое? Что это?.. Я не хочу уходить из джунглей, и я не знаю, что со мной делается...» (Р.Киплинг. Маугли)

Задание 4
Вспомни, как и почему меняется настроение у ге­роини сказки Шарля Перро «Золушка». Запиши ответ.

И вот наконец долгожданный день настал. Мачеха и сестры уехали на бал. Золушка долго смотрела им вслед, а когда их карета исчезла за поворотом, она закрыла руками лицо и горько заплакала...
«Не беспокойтесь, я не опоздаю!» – ответила Золушка и, не помня себя от радости, отправилась во дворец.
Принц не отходил от нее ни на минуту. Он был так приветлив, говорил такие приятные вещи, что Золушка забыла обо всем на свете...
Тем временем Золушка, задыхаясь от усталости, прибежала домой. У нее не было больше ни кареты, ни лакеев. Ее бальный наряд снова превратился в старенькое, поношенное платьице, и от всего ее великолепия только и осталось, что маленькая хрустальная туфелька...
Придворный кавалер усадил Золушку в кресло и, надев хрустальную туфельку на ее маленькую ножку, сразу увидел: башмачок был точь-в-точь по ножке.В этот момент вошла фея. Она дотронулась своей волшебной палочкой до бедного платья Золушки, и оно стало еще пышнее и красивее, чем было накануне на балу.

Работа по схематическим изображениям

Учитель. Итак, друзья, мы с вами узнали, что у человека в зависимости от ситуаций бывает разное настроение.
Откройте, пожалуйста, альбомы, которые лежат у вас на столах.

(Дети открывают альбомы, где в определенной последовательности скреплены схематические изображения эмоциональных состояний: покой, радость, удивление, грусть, страх, злость.)

Учитель. Давайте представим: вы только что проснулись, вы спокойны, ваши мышцы расслаблены. Эта эмоциональное состояние называется покоем.
Посмотрите, пожалуйста, на первую схему: при спокойствии наши брови, губы, глаза не напряжены.
Давайте попробуем изобразить покой на наших лицах. Возьмите, пожалуйста, зеркала, посмотрите на себя. Итак, мы спокойны, глаза прикрыты, губы расслаблены... Мы отдыхаем...

(Дети пробуют изобразить соответствующую эмоцию на своих лицах.)

Учитель. Но вот к вам спешит любимая мама, которая вас обнимает, целует и желает вам доброго утра. У вас прекрасное настроение, появляется улыбка на губах. Вас охватывает радость. Переверните, пожалуйста, страницу и посмотрите на следующую схему.

(Дети вместе с учителем разглядывают форму губ, положение бровей, глаз на схематическом изображении.)

Учитель. При хорошем, радостном настроении у нас немного приподнимаются брови, глаза суживаются и появляются складки у наружного угла, уголки рта приподняты.
Давайте покажем, какие у нас бывают лица, когда мы радостны! Итак, нам очень хорошо, мы радостны, веселы, счастливы! Улыбнемся своему отражению в зеркале!

(Дети пробуют изобразить соответствующую эмоцию.)

Учитель. Но мама вдруг говорит, что вы проспали и нужно быстро вставать. «Как проспали?» – спрашиваете вы. И выражение вашего лица меняется. Давайте по­смотрим на следующую схему. Что происходит с вашими глазами, ртом, бровями при удивлении? Посмотрите, брови у нас приподнимаются и становятся дугообразными, глаза расширяются, про них можно сейчас сказать, что они «круглые», рот также округляется. Давайте попробуем удивиться.

(Дети пытаются изобразить данную эмоцию.)

Учитель. Затем вы пришли в школу и вдруг узнали, что ваш друг или подруга заболели. Вам стало очень грустно. Смотрим эмоцию грусть. Внешние кончики бровей опущены, веки полуопущены, уголки рта также опущены, центр нижней губы приподнят. Нам очень грустно.

(Дети пытаются изобразить данную эмоцию.)

Учитель. Уроки закончились, вы идете домой, как вдруг вам навстречу идет огромная собака. Вам становится страшно. Брови у вас сближаются и приподнимаются, глаза расширяются, рот приоткрыт, даже чуть видны зубы.
Давайте изобразим страх на наших лицах.

(Дети пытаются изобразить данную эмоцию.)

Учитель. Откроем последнюю страницу нашего альбома и посмотрим, какую эмоцию мы еще не разобрали. Да, это злость. В нашей жизни бывают и такие ситуации, когда мы злы и находимся в гневе. Брови наши сближаются, появляется складка на переносице, глаза немного суживаются, рот плотно сжат. Попробуем разозлиться.

(Дети пробуют изобразить соответствующую эмоцию.)

Учитель. Возьмите зеркало и посмотрите, как некрасив человек в гневе. Правда? Так давайте же скорей улыбнемся себе и своим друзьям!

Физкультминутка
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
Ты летай, как бабочка, крылышками помаши,
Бабочка-порхалочка,
Ты ко мне спеши!

Работа с сюжетными картинками.

Закрепление материала
Учитель. Теперь, друзья, давайте поиграем. Откройте коробочки, которые лежат у вас на столах.

(На столах у детей лежат коробки, в которых находятся сюжетные картинки. Лица главных героев не изображены.)

Учитель. Это картинки с нашими любимыми мультипликационными героями. Кто на первом рисунке? Вы угадали! Это Малыш и Карлсон, который живет на крыше. Но художник забыл дорисовать лица наших героев, и мы с вами должны это исправить. Посмотрите внимательно на ту ситуацию, которая изображена на рисунке, и, пожалуйста, дорисуйте наших героев. Изобразить лица вы должны в виде схем, которые мы с вами разбирали. А чтобы вы не запутались, вам вновь помогут сказочные герои.

(Учитель закрывает доску, на которой с другой стороны прикреплены демонстрационные плакаты с пиктограммами и сказочными персонажами.)

Учитель. Из всех эмоций вы должны выбрать именно ту, которую считаете подходящей в данной ситуации. Кто закончит рисунок, поднимите, пожалуйста, зеленую сигнальную карту.

(Дети должны оценить ситуацию, изображенную на картинке, и дорисовать лицо героя. При этом учитель не должен ограничивать детей в их выборе. Например, рисунок: Малыш с банкой варенья и Карлсон. Что переживает Карлсон? Радость в предвкушении угощения? Удивление: разве еще что-то осталось? Гнев: а ну-ка отдавай, негодный мальчишка, мое варенье! Или сластена Карлсон грустит: ах, какая маленькая баночка!)

После того как дети выполнили задание, проводится обсуждение: каждый объясняет, какое чувство переживает его герой и почему.

Подведение итогов
• Что нового вы узнали на занятии?
• От чего зависит настроение?
• Какие эмоции мы узнали?

Домашнее задание
По желанию: нарисовать любимого сказочного героя в разных настроениях.

Елена Козлова ;
Юлия Малафеева