Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №19/2007

Взгляд физиолога

Одинаковых детей не бывает

Дети все очень разные – потому что растут в разных семьях, общаются с разными взрослыми и сверстниками, которые вносят свою долю в становление их личности; еще и потому, что они разные от рождения. Не нужно пытаться это изменить (чтобы не навредить), однако следует учитывать

Индивидуальные особенности

Индивидуальное своеобразие проявляется как во внешних признаках – телосложении, пропорциях частей тела, так и в организации нервной и других систем организма. При этом разные стороны конституции не сочетаются случайным образом, а более или менее тесно сцеплены между собой. Именно по этой причине мы, наблюдая малознакомого человека, можем довольно точно угадать некоторые его особенности (например, в двигательной сфере) и возможные действия в простых бытовых ситуациях. Точно так же, зная тип телосложения ребенка, который в основном уже складывается к началу обучения в школе, можно прогнозировать своеобразие его поведения и отношения к занятиям и окружающим людям. Что, в свою очередь, помогает скорректировать общие правила и принципы воспитания таким образом, чтобы учесть индивидуальные особенности детей и сделать процесс воспитания и обучения более плодотворным, избежать ненужных проблем и стрессов.
Итак, если у ребенка грудное телосложение, то он худощавый, несколько долговязый и даже неуклюжий, часто еще и сутулится. Поэтому ему надо напоминать почаще, чтобы держал ровно спину. Но только без окриков: он очень чувствителен и начинает упрямиться, если считает, что его обижают. В обиду впадает легко и надолго, вывести его из подобного состояния трудно.
Особенности нервной системы ребенка таковы, что он довольно медленно включается в работу, особенно на первом уроке и после большой перемены. Внимание концентрируется полностью только к середине урока, зато уже до конца он будет работать упорно и тщательно. Если что-то не удается, способен переделывать, пока не добьется успеха. Домашние задания либо делает тщательно, либо не делает вовсе.

Публикация статьи произведена при поддержке центра лечения алкогольной зависимости "Союз Мед". Лечение на дому и в стационаре в Москве и Московской области. Высококвалифицированные специалисты с опытом работы от 12 лет, полная анонимность, индивидуальный подход и подбор программы лечения. Узнать подробную информацию о центре и услугах, цены и контакты Вы сможете на сайте: http://xn----8sbalhaateeufgcrfxb4n.xn--c1avg/.

Это тип стайера, то есть человека, предпочитающего не слишком интенсивную, но длительную, стабильную, налаженную, ритмичную работу. Он не сразу схватывает ситуацию, двигательный навык вырабатывается у него только после многократных повторений. Не надо ругать его за бестолковость и неуклюжесть: он иначе не может. Если не торопить его, он непременно освоит все, что нужно, причем потом станет делать это лучше других.
Вообще-то по натуре он одиночка, но в классе часто готов подчиняться коллективу, если это не задевает его самолюбия. Друзей не много, но если он с кем-то дружит – это всерьез и искренне. Если отношения не сложились – то тоже всерьез и надолго. Не терпит неуважительного к себе отношения ни со стороны сверстников, ни со стороны старших.
Такого ребенка никак не назовешь толстокожим; поэтому он не слишком устойчив к стрессу, под его воздействием порой впадает в депрессию. Переутомление и нервное перенапряжение могут возникать из-за чрезмерной учебной нагрузки или из-за несправедливого, как ему кажется, отношения учителей и родителей. В таких случаях могут появиться серьезные проблемы со здоровьем, в частности с желудком.
У детей мышечного телосложения ладная, пропорциональная фигура, широкие плечи, крепкие руки, да к тому же такие ребята сильны и выносливы. Держатся с достоинством и некоторым вызовом, нередко бывают агрессивны. Не терпят насмешек над собой, считая их худшим оскорблением. Такой школьник часто считает себя лидером, и не без оснований. Это качество можно использовать в «мирных целях», только не перехвалить – может зазнаться.
Подвижная нервная система позволяет ребенку быстро переключаться с одной задачи на другую; после перемены он быстро успокаивается и включается в работу класса. Но если ему неинтересно то, чем занимаются на уроке, будет мешать остальным. Самолюбив, старается привлекать к себе внимание любым способом. Коли давать ему задания посложней, самолюбие будет польщено – и он станет проявлять больше усердия.
По природе он быстр и порывист, а все «двигательные задачи» схватывает буквально на лету. Освоение сложных движений дается ему легко, без видимых усилий. Правда, легкость иногда ведет к поверхностности, поэтому ребенок требует контроля и требовательности со стороны воспитателей.
Прирожденному лидеру нередко удается быть первым, особенно когда речь идет о делах, где нужны двигательный опыт, сила или ловкость. Друзей у него много, но ни к кому нет серьезной привязанности. Не очень чувствителен он и к проблемам других людей. В гневе бывает неукротим. Легко поддается на лесть и, что гораздо хуже, на угрозы.
По характеру он импульсивный, скорее спринтер, чем стайер, предпочитающий интенсивную, но сравнительно короткую работу. К стрессу достаточно устойчив, но чувствителен к своему социальному статусу. Любое его понижение вызывает агрессивную реакцию, которая может распространяться на всех окружающих. Стремится всегда добиться своего и, если это не получается, обвиняет, как правило, внешние обстоятельства или других людей.
Ребенок брюшного (или пикнического) телосложения – полноватый, плотный, но подвижный. Всегда в компании, дружит и с мальчиками, и с девочками. Прекрасный помощник, когда работа не слишком монотонная и скучная. Если его почаще хвалить (за дело, конечно), для него это лучшая награда. Обижается редко и ненадолго, даже если подшучивают над его фигурой.
На уроке постоянно болтает с соседями, мешает работать в классе. Но если его спросить, о чем речь на уроке, толково объяснит. Несколько ленив, но сообразителен. Быстро приспосабливается к требованиям учителя. Его несобранность – скорее проявление темперамента, но при этом у него неплохая успеваемость в школе.
Ярко выраженный спринтер, предпочитающий быстро сделать большой объем работы, чтобы потом спокойно и с удовольствием отдыхать, пытается делать любое новое дело сразу, очень не любит этапа освоения, старается его проскочить. Похвалив его за смелость, учителю лучше настаивать на том, чтобы такой ребенок тщательно отрабатывал все элементы. Если со временем он почувствует вкус к этому, окажется, что выполняет задания точно и аккуратно.
«Душа общества», всегда в центре (или близко к центру) внимания, окружен друзьями, врагов у него вроде бы и нет. С друзьями покладист и сговорчив, легко идет на компромиссы. Несмотря на природную лень, способен развивать бурную деятельность, если она проходит на глазах у товарищей и они это ценят. Обычно не обидчив. В критической ситуации может преодолеть себя и совершить отчаянный поступок.
В большей мере, чем дети другого типа, устойчив к стрессу, но это не проявление его пофигизма. При психологических перегрузках способен впадать в меланхолию и тогда особенно нуждается в дружеской поддержке и ласковом слове, к которым всегда чувствителен.
Психологи давно уже придумали для родителей и воспитателей целый список советов, касающихся наиболее общих проблем воспитания и обучения детей в начальной школе. Советы эти для всех, но, учитывая индивидуальные особенности, родители, воспитатели, педагоги легче принимают правильное решение, делают нужные акценты, щадят слабые стороны ребенка, ориентируются на его наиболее чувствительные мотивы.

Школьная дисциплина: как к ней относиться

Известный педагог Януш Корчак более 60 лет назад писал: «Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен, последовательно, шаг за шагом стремится усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований. Вежлив, послушен, хорош, удобен, а и мысли нет о том, что будет он безволен и жизненно немощен». Хотим ли мы, чтобы у нас были такие дети? Вот об этом мы должны подумать, когда требуем от них беспрекословного соблюдения школьной дисциплины.
Конечно, это вовсе не означает, что дисциплина нынче не нужна. Однако хорошо бы помнить, что дисциплина – это не только умение, но и возможность ребенка соблюдать систему требований, которые к нему предъявляет школа. Какие это требования? Ученик должен уметь в течение всех уроков в школе выполнять все указания учителя. Должен быть достаточно спокойным и уметь общаться со своими сверстниками на перемене, также выполняя указания учителя. Казалось бы, все очень просто.
Отчего же так часто учителя жалуются родителям на плохое поведение их детей, недисциплинированность? Вот здесь и сказывается тот факт, что соблюдение требований учителя зависит не только от умения, но и от возможностей ребенка. Принятые в нашей старой школе жесткие требования к поведению ученика совершенно не учитывали индивидуальных особенностей ребенка, который приходит в школу. Обычно в 6–7 лет он может спокойно сидеть и сосредоточенно работать 10–15 минут. Затем ему необходимо дать возможность отвлечься, может быть, изменить позу, встать или даже пройтись по классу, если он делает это спокойно и никому не мешает. Многие учителя сегодня разрешают детям общаться на уроке, если это не мешает работе класса, двигаться в классе и даже выходить, если в этом есть необходимость, не спрашивая дополнительного разрешения. И это хорошо, потому что позволяет учесть особенности ребенка, снять напряжение, вызванное статическими нагрузками при неподвижном сидении за партой.

Гиперактивные дети

В классе всегда есть «злостные нарушители дисциплины», которые не могут сидеть спокойно. Они крутятся, вертятся, отвлекают своих товарищей, бесконечно задают вопросы учителю. И сколько бы им об этом ни говорили, не могут вести себя иначе, ибо это они делают не нарочно. Таковы особенности нервной системы детей, которых относят к категории гиперактивных. «Активный» – от латинского activus – деятельный. «Гипер» – от греческого hyper – сверх меры, указывает на превышение нормы. Гиперактивность проявляется несвойственными для детей данного возраста невнимательностью, повышенной возбудимостью, импульсивностью и двигательной активностью. Проявления гиперактивности чаще всего наблюдаются в возрасте до 7 лет, причем пики совпадают с пиками психоречевого развития – в 1–2 года, 3 года и 6–7 лет.
Чаще всего это те дети, нервная система которых еще не достигла уровня зрелости, позволяющего им сосредоточиться на определенном деле. Может быть, им не следовало так торопиться с началом обучения в школе. Через год-два все пройдет само собой, они подрастут. Только их надо понимать, не торопить, не ругать, не наказывать зря. Бороться с такими детьми нельзя, будет только хуже. Нужно учесть их своеобразие, набраться терпения и доброжелательности, потому что окриком и наказаниями добиться соблюдения дисциплины невозможно. А вот создать такие условия, в которых ребенку будет легче соблюдать требования родителей и учителя, – неотложная задача взрослых.
Но есть, к сожалению, немало детей, у которых гиперактивность вызвана нарушениями в развитии. Основными причинами ее возникновения являются патология беременности, родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность. Многие дети с диагнозом «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ) имеют нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков чтения, письма и счета. Включение в обучение игровых ситуаций – способ стимуляции ребенка к более успешному освоению знаний. К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются.
Родителям и педагогам нужно иметь в виду, что по отношению к детям с гиперактивностью (как, впрочем, и ко всем) следует избегать излишней жалости и вседозволенности, а с другой стороны – завышенных требований, которые они не в состоянии выполнить, излишней пунктуальности, жесткости и наказаний. Ребенку с признаками несформированности регуляторных структур мозга (синдромом дефицита внимания) особенно сложно справляться с ситуациями, в которых часто меняются указания. Особенно тяжело воспринимают дети колебания в настроении родителей и воспитателей. Взрослые должны знать, что существующие у ребенка нарушения в поведении поддаются исправлению, но процесс этот длительный и требует от них больших усилий и терпения.
В отношениях с ребенком следует всегда придерживаться позитивной модели – хвалить его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивать успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах, особенно если ему этого явно не хватает. Говорить сдержанно, спокойно, мягко. Избегать повторений слов «нет», «нельзя». Поощрять за все виды деятельности, требующие концентрации внимания. Чтобы маленькому человеку было легче справляться с заданиями, ему нужно давать только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. Для подкрепления устных инструкций полезно использовать зрительную стимуляцию.
Родителям дома следует поддерживать четкий распорядок дня, в соответствии с которым должно быть определено время приема пищи, выполнения домашней работы и сна. Избегать по возможности больших скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах оказывает чрезмерно возбуждающее действие. По той же причине лучше избегать общества беспокойных и шумных приятелей, оберегая ребенка от утомления, которое приводит к снижению самоконтроля и нарастанию возбуждения. А вот накапливающуюся «избыточную энергию» надо расходовать. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе, прогулки, подходящие по возрасту спортивные занятия, которые способствуют развитию всех систем организма, их сбалансированности.

Практические советы родителям

• Примите ребенка таким, какой он есть. Не сравнивайте его с другими детьми, которые хорошо себя ведут.
• Избегайте крайностей в воспитании – чрезмерной мягкости и жестких, повышенных требований.
• Не допускайте вседозволенности: четко и доступно объясните ребенку правила поведения. Определите круг запретов и ограничений. Оговорите санкции наказания.
• Чаще хвалите ребенка, поощряйте его старания становиться лучше.
• Помните, что требования родителей должны быть последовательны и согласованны.
• Обсудите с ребенком его распорядок дня, который должен выполняться.
• Оградите ребенка от чрезмерных нагрузок, шумных игр. Перед сном прогуляйтесь вместе, побеседуйте, почитайте книгу.
• Давайте ребенку не более 1–2 конкретных инструкций.
• Используйте листки-памятки для напоминания («вынести мусор», «сделать математику»).
• Заранее сообщайте ребенку о прекращении интересного для него занятия («Через 10 минут мы выключим телевизор»).
Не менее ответственная роль в работе с гиперактивными детьми принадлежит учителям. Нормализация взаимоотношений учителя с беспокойным учеником поможет ребенку лучше справляться с учебной нагрузкой. Четко распланированный, стереотипный распорядок учебных занятий упрощает их проведение и для ученика, и для педагога. Задания, предлагаемые на уроке, нужно писать на доске. Работу с гиперактивными школьниками нужно постараться индивидуализировать, при этом основное внимание уделять организации деятельности, дозировать выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из них, внося необходимые коррективы; на определенный отрезок времени давать только одно задание; предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения. Следует по возможности игнорировать вызывающие поступки детей и поощрять их хорошее поведение. Во время урока ограничить до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ученика – в центре класса напротив доски. Обязательно делать для разгрузки краткие перерывы в работе – физкультминутки.

Валентина Зайцева