Известно, что здоровье человека на 50–55% зависит от его образа жизни, уровня культуры личности. Изучение опыта работы педагогов разных регионов России, в частности Алтайского края и Белгородской области, показывает, что комплекс школьных предметов при соответствующей направленности учителей позволяет сформировать у ребенка ценностное отношение к здоровью и свой путь к здоровому образу жизни. Предметы гуманитарного цикла помогают становлению духовного здоровья учащихся на основе общечеловеческих и национальных ценностей. На уроках истории, литературы, обществоведения, языков и др. с позиций конкретной науки раскрывается особенность взаимовлияния индивидуального человеческого и общественного здоровья
Анализ учебно-методического комплекса школьных предметов свидетельствует о недостаточной ориентации их содержания на культуру здоровья человека. В связи с этим возникает проблема обновления школьных учебников и учебных пособий и наполнение их новым содержанием. И, конечно, каждый учитель на своих уроках имеет возможность творчески подойти к отбору текстов для чтения, диктантов, изложений, разработки заданий, упражнений, тем сочинений, творческих работ и исследовательских проектов по проблемам культуры здоровья.
На уроках русского языка в начальной школе целесообразно проводить изложения и сочинения на темы: «Что такое здоровье», «Что может человек – что могу я?», «А мир прекрасен, если...», «Мое поведение и мое здоровье» и т.д. Так, учитель начальных классов из Барнаула О.Шутилина в процессе формирования на уроке русского языка культуры здоровья младших школьников использует свободные диктанты.
«Сильные, ловкие»
День начинается в нашей стране. Солнышко встает. Москва здоровается со всей страной. Бодростью на весь день запастись нужно в работе, в учебе, на службе военной. Встал рабочий, открыл форточку, сделал зарядку. Легко после зарядки на работу идти.
Стоит военный корабль у берега. Играет горнист подъем. Выбежали матросы на палубу. Хорошо после сна пробежаться! Палуба – не поле. Море кругом – не разбегаешься. Легко дышится, крепнут мускулы.
На далекой границе в этот час вышли пограничники на зарядку. Солнышко еще за лесом, от реки холодком тянет.
Разбудило солнце ребят в детском саду. Малыши тоже зарядку делают. Большим и маленьким нужно быть здоровыми, ловкими, сильными.
«Зеленая аптека»
В лесу, в поле вы попадаете в зеленую аптеку. Вот стебелек сорняка. Это пастушья сумка. Семена этого растения созревают в коробочках. В них – ценное лекарство. Оно останавливает кровь. На пустырях растет ядовитая белена. Из листьев ее делают лекарство от боли.
На лугах много валерьяны. Из корней ее готовят капли. Из цветов ландыша тоже делают капли. Они помогают при болезнях сердца.
«Зарядка»
Стоит теплая погода. Школьники вышли на зарядку. Бодрой походкой идут они на площадку.
Учитель дает команду: «Руки вперед! Руки в стороны! Руки назад!» Зарядка нужна для здоровья».
Полезными для учащихся с точки зрения знаний о здоровье будут грамматические упражнения. К примеру, при изучении темы «Окончания глаголов в неопределенной форме» можно предложить ученикам следующее упражнение.
«Что полезно для здоровья»
Ложиться вовремя. Чаще мыться. Кататься на лыжах. Заниматься физкультурой. Обтираться по утрам водой. Кататься на коньках. Купаться.
В 10-м классе на уроке, посвященному анализу текста научного стиля с применением здоровьесберегающих технологий, учитель русского языка Новотаволжанской школы Белгородской области Т. Евдокимова не только закрепляет знания учащихся по теме «Научный стиль», формируя навыки лингвистического анализа текста, но и развивает у школьников интерес к музыкотерапии и звукотерапии. Такая задача решается в процессе работы над определением жанра текста Барбары Кроуи «Звукотерапия». Осуществляя словарно-лексико-орфографическую работу, ученики усваивают специфические понятия «терапия», «звукотерапия», «музыкотерапия», «аутизм», «релаксация», получают рекомендации по использованию методов музыкотерапии и звукотерапии на переменах, в досуговое время и в ходе самоподготовки.
Развитию познавательного интереса к проблемам здорового образа жизни способствует и чтение специальной и художественной литературы. На уроках развития речи, чтения и внеклассного чтения учителя некоторых школ Белгородской области используют специально подобранные стихи, сказки, рассказы.
Вот небольшой список литературы в помощь учителю:
— Коростелев Н.Б. 50 уроков здоровья для маленьких и больших (для младшего школьного возраста);
— Стрменьова И. Я – человек, ты – человек;
— Коростелев Н.Б. Шаг за шагом: твой календарь здоровья (для детей);
— Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья;
— Семенова И. Учусь быть здоровым, или Как стать неболейкой;
— Татарникова Л.Г. и др. Я и мое здоровье (для школы первой ступени).
Учитель начальных классов Новотаволжанской школы О.Рыженкова в ходе интегрированного урока ОБЖ и природоведения путешествует с второклассниками по Стране Здоровячков. При этом помогают игровые приемы с участием сказочных персонажей, создание ситуаций выбора, включение детей в творческую вербальную деятельность. После знакомства с доктором «Здоровая Пища» ученики убеждаются в необходимости разнообразного и рационального питания. Учитель раскрывает еще один секрет приготовления пищи: «Брось в нее немножко любви, чуть-чуть добра, капельку радости, кусочек нежности. Эти витамины придадут необыкновенный вкус любой пище и подарят здоровье». Учитель начальных классов этой же школы С.Опанасенко в ходе интегрированного урока ОБЖ и природоведения на тему «Береги свои глаза» знакомит учащихся 4-го класса со строением глаза, объясняет, отчего снижается острота видения, учит детей заботиться о зрении.
Учитель начальных классов Майской гимназии Белгородского района Р.Сафонова с целью профилактики табакокурения разыгрывает с детьми сценки по сказке С.Михалкова «Как медведь трубку нашел», по стихотворению «Цапля-курильщица». Так, после исполнения сценки «Режим дня» дети становятся сторонниками правильного чередования труда и отдыха, улучшающего работоспособность. Нередко уроки педагога проходят в форме путешествий по городу Здоровейску с остановками «Движение – это жизнь», «Секреты успеваек», «В гостях у доктора Чистюлькина», «Наш Дом моделей», где учащиеся знакомятся с гигиеническими правилами выбора одежды. На остановке «Веселые поварята» ребята узнают о правилах рационального питания, а на остановке «Станем неболейками» – о смысле и методах закаливания организма.
На уроках изобразительного искусства в начальной и средней школе одна из ключевых тем – исследование культуры человеческого тела, его пропорций. Важно дать школьникам представление об этическом смысле красоты человеческого тела. Такая задача решается, в частности, при изучении образа человека в искусстве и культуре Древней Греции (античная скульптура). В темах «Олимпийские игры», «Спартакиада» тесно переплетаются нравственные и физические аспекты здоровья человека. Взаимосвязь духовного, физического и нравственного прослеживается в теме «Рисуем доброго и злого героя». На уроке перед учащимися ставится задача передать внутреннее состояние человека через его глаза. А тема «Передача настроения через цвет» (1–3-и классы) дает возможность учителю не только научить ребенка выражать свои чувства, но и в зависимости от выбора учеником цвета определить его настроение.
Уроки изобразительного искусства, музыки, развивая культуру чувств ребенка, его умение понимать других людей, сопереживать им, владеть собой в любых ситуациях, вносят определенный вклад в культуру здоровья школьников. Слушая и пытаясь анализировать музыкальное произведение, ученики узнают о влиянии музыки на здоровье человека и его психическое состояние. Через задания по слушанию музыки дети учатся определять ее характер, дифференцировать музыкальные произведения по их способности возбуждать или успокаивать, ободрять или вызывать печаль.
Практика показывает, что культура здоровья школьников успешно формируется на уроках иностранного языка. Наряду с традиционными темами «Питание», «Спорт», «Режим дня» творчески работающие учителя вносят в учебную программу такие: «Здоровье», «Грипп и его осложнения», «Профилактика инфекционных болезней». Кроме того, учащиеся выполняют творческие проекты «Школы здоровья», разрабатывают «Правила для учащихся» «Школы здоровья», составляют генеалогическое древо семьи, путеводитель здорового образа жизни, переводят тексты о вреде наркотиков, алкоголизма, курения и тесты на самопознание с родного языка на иностранный и наоборот, пишут сочинения: «Что бы ты исключил из своей жизни, если хочешь стать здоровым?», «Мой идеал здорового человека» и др. Учитель Майской гимназии А.Хачиян в 9-м классе в ходе изучения темы «Здоровый образ жизни» информирует школьников об отношении британцев к данной проблеме, о полезных и вредных привычках, о наиболее популярных продуктах питания. Школьники обсуждают проблему излишнего веса, учатся читать различные меню и рецепты приготовления пищи, рассказывают о национальных блюдах своей страны. Кроме того, учащимся предлагаются задания различать мифы и научные факты, связанные со здоровьем человека. В 10-м классе во время изучения темы «Проблемы молодежи» школьники создают проекты приобщения молодых людей к ЗОЖ. Используя речевые этюды, учащиеся не только говорят о вредных привычках, но и поднимают вопросы социальной обусловленности заболеваний молодежи. Таким образом, в процессе дискуссий не только пополняется лексический запас учащихся, но и формируется их активная жизненная позиция.
Уникальный опыт накоплен учителем английского языка гимназии № 25 г. Барнаула заслуженным учителем РФ Л.Береговой. Так, на уроке в 9-м классе по теме «Здоровый образ жизни» педагог ставит задачу воспитания чувства ответственности за свое здоровье; формирует негативное отношение к вредным привычкам; учит отличать поведение, вредное для здоровья, от укрепляющего его. На уроке учащиеся составляют путеводитель здорового образа жизни, аргументируют его важность, при этом существенно расширяют свой лексический запас. Разнообразные речевые опоры, используемые учителем на уроке, помогают учащимся составлять небольшие тексты о вредных привычках, где они должны аргументированно доказать пагубность следования им.
Есть упражнения, направленные на формирование у учащихся умения различать мифы и научные факты в контексте темы урока «Здоровый образ жизни».
Удачно подобранный текст из Библии о «Семи смертных грехах» – о чертах характера, разрушающих здоровье человека (жадность, гордыня, зависть, злоба, распутство, обжорство, леность), – позволяет учителю организовать беседу с учащимися по актуальным проблемам нравственного здоровья.
Своеобразным способом снять психоэмоциональное напряжение школьников стало исполнение песни о подростке, ведущем здоровый образ жизни:
Not a frost frightens me and not a heat,
And the doctors are surprised
When come and meet
Why I am healthy why I’m stronger
Why I jump a little longer
When all boys can only defeat.
It’s because in early morning
I get up and exercises do.
It’s because in any weather.
I like baths and cold water too.
Кульминацией урока можно считать подготовку и защиту учащимися двух проектов: «Путеводитель здорового образа жизни» и «Вредные привычки».
Формируя культуру здоровья учащихся на уроке, учитель должен особое внимание обращать на нравственную ее составляющую. Известно, что нравственный компонент является определяющим в общей структуре здоровья человека. В силу различных социальных обстоятельств среди молодежи создается благоприятная почва для процветания ложных ценностей и идеалов: деньги, индивидуализм, свобода от обязательств, вседозволенность, жизнь ради удовольствия и т.д. Отторжение части детей от общечеловеческих и национальных ценностей, отсутствие у них нравственного стержня приводят к ощущению пустоты, скуки, апатии, и как следствие, к употреблению наркотиков, алкоголя, преступному поведению как способу придать своей жизни подобие смысла.
Неоценимо значение уроков литературы в развитии и коррекции нравственного здоровья учащихся. Известно, что предназначение литературы как учебного предмета заключается в том, чтобы очеловечить душу ребенка, представить ему гуманистическую картину мира и помочь в поисках смысла жизни. В условиях, когда социальная обстановка многократно осложняет воспитательные задачи, зачастую просто перечеркивая усилия педагогов, низкопробная литература способствует распространению гедонистических настроений среди молодежи, развращает ее, а книга перестает быть духовным феноменом, – в этой ситуации от учителя требуются высочайшее профессиональное мастерство, воля и вера в гуманистическую миссию классической литературы, которая способна пробудить душу и мысль юного человека, заставить задуматься о вечных вопросах: каково предназначение человека и к чему он стремится? Каковы истинные ценности и идеалы? Как жить и во что верить? Уникальность литературы в том, что посредством художественных образов и отражений картин мира она может надолго запечатлеть в сознании учащихся представления нравственного порядка о добре, чести, справедливости, долге, любви, верности, которые всегда содержатся в предлагаемых для изучения программных произведениях. Примером становления нравственного здоровья школьников могут служить уроки литературы заслуженного учителя РФ К.Мажура (гимназия № 25 г. Барнаула).
На уроках-диспутах, уроках-конференциях предлагаются для обсуждения в соответствии с изучаемой темой острые проблемы сегодняшней жизни, затрагивающие интересы учащихся: любовь к ближнему; истина и нравственность; душевная щедрость и внутренняя свобода (в произведениях Ф.Достоевкого «Идиот», «Преступление и наказание»); в чем истинная красота человека, путь нравственного роста, сила национального духа («Война и мир» Л.Толстого); поиск смысла жизни в произведениях поэтов Серебряного века; ложь и правда («На дне» М.Горького); добро и зло, моральная ответственность человека за его поступки, прекрасные чувства и пороки («Белые одежды» В.Дудинцева, «Белый пароход» Ч.Айтматова, «Мастер и Маргарита» М.Булгакова); смысл жизни и истины («Котлован» А.Платонова). Анализ произведений русской классики позволяет старшеклассникам определить шкалу ценностных ориентаций личности: служение делу, преданность идее, любовь и сострадание к ближнему. Значительное место учитель отводит знакомству учащихся с жизнью А.Пушкина, Л.Толстого, А.Чехова, И.Тургенева... С большим интересом слушают школьники рассказ учителя об увлечении Пушкина спортом. Не очень высокого роста, но пропорционально сложенный, поэт производил впечатление стройного, мускулистого человека, созданного для борьбы и работы. «Этому много способствовала гимнастика, которою он забавлялся с терпеливостью атлета, – сообщает один из его друзей. – Как бы долго и споро он ни шел, он дышал всегда свободно и ровно. Он дорого ценил счастливую организацию тела и приходил в некоторое негодование, когда замечал в ком-нибудь явное невежество в анатомии». Кроме того, Пушкин любил верховую езду, фехтование, стрельбу в цель, дальние прогулки, обожал купание. А осенью и зимой, разбив локтем появившийся за ночь ледок, обливался из ушата. На прогулки поэт всегда брал с собой металлическую палицу, подбрасывая которую, он укреплял руки. Пушкин никогда не расставался с шуткой, юмором, смехом. Однажды он пожаловался Вяземскому: «С тех пор как я в Михайловском, я только два раза хохотал...» Оптимизм в мироощущение поэта, радость и смысл вносила дружба. Бесспорно, если бы не роковая дуэль, Пушкин прожил бы долгую жизнь.
Глубокое впечатление производит на ребят знакомство с жизнью Льва Толстого. Известно, что писатель много ходил пешком. Он трижды прошел из Москвы в Ясную Поляну. Он повторил путь Руссо по Альпам, по берегам Женевского озера. Интересно, что Толстой совершил свое пешее путешествие не один, а с мальчиком Сашей, сознательно выбрав слабого спутника, чтобы не думать в дороге только о себе, не позволять себе уставать и жалеть себя. «Я убежден, – писал Толстой, – что в человека вложена бесконечная, не только моральная, но даже физическая бесконечная сила, но вместе с тем на эту силу положен ужасный тормоз – любовь к себе или скорее память о себе, которая производит бессилие. Но как только человек вырвется из этого тормоза, он получает всемогущество...». Поэтому и взял писатель в спутники слабого, чтобы стать сильнее. Великий человек хотел изменить жизнь, изменяя себя. Он верил, что следует упростить прежде всего свою жизнь, брать для себя меньше, самого себя обслуживать. Придавая огромное значение физическому труду, писатель привозил воду, колол дрова, шил сапоги, косил и пахал наравне с крестьянами. Толстой советовал чередовать умственный и физический труд: «Одна часть дня – физический труд, другая – умственная работа, третья – ремесленные занятия, четвертая – общение с людьми». Важным для себя он считал воздержание в еде. Пересмотрев свой рацион, увлекся вегетарианством, вел активный образ жизни. Он посадил один из самых больших яблоневых садов Европы, в 65 лет научился кататься на велосипеде, в 75 еще бегал на коньках. Ему было за 80, когда он ежедневно верхом преодолевал путь в 20 километров. Литературовед В.Шкловский отмечал, что если бы заставили кого-либо просто переписать все сочиненное Толстым, то этот человек заболел бы стенокардией.
Биографы А.Чехова до сих пор недоумевают, почему столь квалифицированный врач не смог разглядеть у себя чахотки, зачем поехал на Сахалин, будучи больным, – ведь эта поездка окончательно подорвала его здоровье. В том-то и дело, что писатель знал о своей болезни и сделал сознательный выбор. Он не хотел считаться больным, более того – именно поставленный самому себе диагноз заставил его поторопиться с поездкой. А лечил себя Антон Павлович смехом. Вот его советы (из писем): «Не болей, не хандри, а почаще хохочи», «Брось хандрить! Засмейся!», «…будь весела, не хандри или по крайней мере делай вид, что ты весела», «…будь здорова, смейся!»
Для Чехова смех, веселость, шутка, противостоящие духовной усталости, сумрачности и хандре, – это не просто состояние духа, но культура поведения, жизненный принцип. А еще он везде сажал сады, сам разбивал клумбы, делал планировку, копал ямы, ждал цветения – этим жил.
Изучая творчество Тургенева, школьники узнают о том, каким неутомимым он был ходоком, как исходил свой край вдоль и поперек. По признанию писателя, просторы России врачевали его. Оказавшись во Франции, вдали от родины, Тургенев лечился от одиночества музыкой. Но самую большую радость, силу и молодость души давала ему любовь.
Причиной своего долголетия писательница Мариэтта Шагинян, прожившая 94 года, считала строгое следование режиму. Она утверждала, что «монашеский образ жизни в молодости гарантирует здоровые кишки на старости и дает всей зрелой полосе жизни необычайную легкость передвижения». Каждую среду Шагинян устраивала «молчальный и голодный день». Она пила только три раза чай с сухариками и не разговаривала, не отвечала на вопросы – таким образом она давала отдых горлу, языку и ушам. Ее обед в остальные дни недели был таков: щи из кислой капусты на двух-трех грибах и каша – один день пшенная, другой – гречневая. Ужинала она чаем с хлебом, изредка добавляя к этому кусочек копченой грудинки. И никогда ни у кого (даже в гостях) не обедала.
Изучение истории создает необходимый фундамент для диалектического понимания учащимися причин и особенностей влияния общественного развития на здоровье нации. Опосредованное воздействие опыта прошлых поколений обусловлено установленной в психологии связью между человеческим сознанием и исторической действительностью. Принцип историзма позволяет на уроках приобщиться к вековому опыту своего и других народов по сохранению и укреплению здоровья и ЗОЖ: Олимпийские игры в древности, культ здорового человека в Аттике, культура здоровья в странах Востока и у славян и т.д.
Одна из задач исторического образования заключается в выработке национально-культурного самосознания подрастающего поколения. Представляется, что феномен «иванов, не помнящих родства», который прослеживается среди русских, начинается с забвения родовых корней. Быть может, на уроках истории следует включать учащихся в исследование родословной своей семьи, в изучение этнографического наследия, в котором отражено отношение народа к своему здоровью.
Интересен в этой связи опыт учителя истории Новотаволжанской школы Н.Поповой, которая на уроках знакомит семиклассников с бытом и нравами русского народа в XVII веке и одновременно воспитывает их в системе ценностей здорового образа жизни. Сквозь призму ЗОЖ в творческих группах «Внутрисемейный быт», «Еда – людское зеркало», «Развлечения», «Русская баня» учащиеся рассматривают некоторые стороны русского уклада XVII в. и убеждаются в том, что крепкое здоровье русичей определялось строгим распорядком дня, чередованием труда и отдыха, употреблением продуктов, богатых йодом, фосфором, микроэлементами; трезвостью и отсутствием привычки курить; закаливанием организма с помощью бани, воздушных и водных процедур.
На уроках истории школьники могут узнать, что сохранению здоровья русских людей способствовало соблюдение поведенческих или хозяйственно-бытовых запретов. Среди подобных запретов было и немало гигиенически обоснованных. Например, нельзя было работать в неурочное время (в полдень в поле, прясть поздно вечером и др.). Серьезное внимание наши предки придавали играм. В игре дети тренировали свое внимание, опорно-двигательный аппарат, регулировали физическую нагрузку. Учились быстро принимать решение и выходить из критических ситуаций, вырабатывали чувство коллективизма и взаимовыручки. Мажорный настрой игр, юмор, дух соревнования благоприятно влияли на психическое здоровье подрастающего поколения. Формированию оптимистического менталитета русской нации способствовал и потешный фольклор (дразнилки, потешки, сечки, издевки, небылицы-перевертыши и др.), который учил детей с улыбкой смотреть на себя и без ущерба для психического здоровья преодолевать невзгоды. При этом развивалось такое важное качество личности, как умение радоваться жизни.
В этом же ключе реализуется и программа формирования культуры здоровья младших школьников, разработанная учителем начальных классов школы-гимназии № 42 г. Барнаула Е.Белоруковой на материале русской этнографии. При этом решаются следующие задачи:
— показать школьникам отношение наших предков к здоровью как величайшей ценности жизни;
— реализовать заложенные в русских народных играх оздоровительные возможности через включение детей в активную игровую деятельность;
— развивать воображение, мышление, память, речь учащихся в ходе урока.
Содержание программы составляют исторические факты и былины, легенды и мифы, русские народные сказки, занимательные рассказы, поговорки и пословицы, оздоровительные игры и упражнения, представленные в таких темах, как «Если хочешь быть здоров – закаляйся», «Чистая вода – для хвори беда», «Удивительный массаж», «Руки и ноги тебе еще пригодятся», «Чудо-кони», «Очки очками, а без глаз нельзя», «Держи осанку», «Здоровье близко, ищи его в миске», «Любой жует, да не любой живет», «Как сохранить здоровыми зубы», «Привычка – вторая натура» и др.
Использование на уроке сказки как своеобразного исторического источника обусловлено ее удивительной способностью передавать хорошо сохранившиеся формы социальной жизни людей. Сказка раскрывает духовный мир народа, круг его ценностей и традиций. Соответствуя возрастным особенностям младших школьников, она представляет собой форму выражения их эмоций. Например, в сказке отражено то значение, которое придавал русский народ бане как эффективному закаливающему, гигиеническому и лечебному средству:
Мы лекари, мы аптекари!
Мы лечим на славу
Хоть Фому, хоть Савву!
Мы в баньке парим,
Мы в баньке жарим:
В баню – на дровнях,
Из бани – на ногах...
О необходимости соблюдать чистоту своего тела напоминает учащимся отрывок из известной всем с раннего детства сказки «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»:
«– Фу, фу! – говорит Баба-яга. – Русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел. Вот изжарю тебя в печи да и съем.
Андрей отвечает старухе:
– Что ты, старая Баба-яга, станешь есть дорожного человека! Дорожный человек костоват и черен. Ты наперед баньку истопи, меня вымой, выпари, тогда и ешь».
Кратким выражением народной мудрости является пословица как часть сказки, заговора, загадки и басни. Представляя собой житейское правило, пословица обобщает опыт прошлого и дается как завет на будущее: «Баня – мать вторая: кости распаришь, все тело направишь», «Мыло серо, да моет бело», «Лучше знаться с дураком, чем с табаком», «Был Иван, а стал болван, а все вино виновато» и др.
Особое место на занятиях отводится играм в их историческом варианте.
Кроме того, программа предусматривает выполнение на уроке практических упражнений с целью обучения школьников приемам снятия психического и статического напряжения.
Содержание программы можно использовать не только на уроках истории, но и чтения, развития речи, русского языка, уроков здоровья, во внеклассной работе.
В процессе ориентации учащихся на здоровье и ЗОЖ трудно обойтись без создания идеала здорового человека. Обращение учителей к персоналиям – историческим деятелям, выдающимся путешественникам, ученым, писателям, которые стали символом здорового образа жизни, – остается эффективным способом достижения этой сложной педагогической цели. В качестве примера для подражания можно использовать общеизвестные факты из биографий Суворова, Толстого, Пржевальского, Амундсена и других замечательных людей. Исследуя их бесценный опыт, педагог помогает школьникам осознать, что следование принципам здорового образа жизни явится источником собственной энергии и непременным условием реализации творческого потенциала личности. И еще один вывод: помимо опоры на общие принципы здорового образа жизни человеку важно подыскать «ключ к себе», выстраивая индивидуальную программу здоровья.
|