Особенности организации учебного процесса
для дезадаптированных детей
Типы взаимодействия ученика и учителя
Поговорив о видах школьной дезадаптации, пора перейти к коррекционным мероприятиям. Вопрос «что делать?» мы будем поднимать в течение всего лекционного курса. А вот на вопрос «как делать?» постараемся найти ответ уже сейчас.
Взаимодействие учителя и ученика бывает двух типов: учебно-дисциплинарное или личностно-ориентированное. Все дети переживают период школьной дезадаптации. Вопрос только в том, как долго он длится у разных учеников и как легко ребята справляются со своими проблемами. Депрессивность, враждебность, чувство неполноценности к концу года выше у тех детей, чьи педагоги придерживаются учебно-дисциплинарной модели обучения. Приветливость по отношению к незнакомцам, доброжелательность по отношению к одноклассникам, доверие к учителям выше у детей, чьи педагоги используют личностно-ориентированную модель взаимоотношений, уже к середине года уровень тревожности, расторможенности, уход в себя во второй группе намного ниже.
Учителя первой группы склонны недооценивать способности детей. Для них главная цель – вложить в ребенка как можно больше знаний. В основе их взаимодействия с учениками лежат диктат и опека. Наказания и наставления используются чаще, чем подбадривание и поощрение. Вторая модель в большей степени направлена на развитие сотрудничества. Учителя, выбрав такую модель взаимоотношений, подбирают методики обучения, направленные на развитие логического мышления, творческих способностей. В первый и второй периоды (начальная школа, переход в среднюю) мы рекомендуем придерживаться личностно-ориентированного типа взаимодействия. В третий период (подростковый кризис 6–8-х классов) хорошо работает учебно-дисциплинарная модель. При ориентации педагога только на мотивацию и интерес ученика, на установление контакта с ним у подростка может быть потерян навык обучения как таковой.
Главное в коррекционной работе – использование собственного потенциала ребенка. Наше взаимодействие с учеником будет эффективным только тогда, когда мы войдем в единое с ним эмоциональное поле. Используя методики эмоционального заражения, формирования базового доверия, можно добиться гораздо более высоких результатов, нежели при директивном обучении каким-либо навыкам. Более того, дезадаптированный ребенок, выпадая на каникулах или во время болезни из учебного процесса, может полностью утратить приобретенные навыки и откатиться назад в интеллектуальном развитии. Чтобы этого не произошло, необходимо ориентироваться на интерес ребенка, исходить из его потребностей и возможностей.
Ряд приемов и высказываний поможет педагогу установить с ребенком особый контакт, и это станет базой для преодоления школьных трудностей.
При разговоре с родителями и ребенком не стоит говорить о его неуспешности: «Он не может, не читает, плохо пишет». Лучше ориентировать ученика и его родителей на будущий успех: «Ты можешь писать лучше, побольше читай...» Используйте суждения-прогнозы, не фиксируясь на уровне существующих «неумений». Личностно-ориентированные учителя не стесняются выражать свои чувства по отношению к детям: «Я огорчен, что ты не выучил. Я буду рада тебе помочь, чтобы у тебя все получилось хорошо».
Для сравнения можно привести высказывания учителей первого типа: «Я заставлю тебя… я научу тебя… ты будешь…», и учителей второго типа: «Давай подумаем, что тебе интересно… давайте вместе поиграем с Петей… Ваня не такой, но это не значит, что он не уживется в нашем классе».
В качестве наглядного примера можно предложить тест для самоконтроля «Какой вы педагог?». Мы нашли этот тест на сайте Тюменского нефтегазового университета. Но, предложив его педагогам обычных школ, поняли, что он вполне соответствует нашим представлениям об обучении. Мы предлагаем вам оценить, какой тип взаимоотношения с детьми вы выбираете.
Вашему вниманию предлагается ряд суждений, касающихся процесса обучения и воспитания.
Если вы согласны с тем или иным суждением полностью, поставьте напротив него балл «5». Если в большей степени согласны, чем не согласны, – «4». В том случае, если вы согласны и не согласны в равной степени, поставьте балл «3». Если вы не согласны в большей степени, чем согласны, – балл «2». И, наконец, если полностью не согласны, поставьте балл «1».
1. Преподаватель – главная фигура в учебном заведении, от него зависит успех и эффективность учебно-воспитательной работы и т.д.
2. Лучше работать с исполнительным учащимся, чем с инициативным и активным – …
3. Большинство родителей не умеют воспитывать своих детей – …
4. Творчество преподавателя – это лишь благое пожелание, реально его деятельность зарегламентирована – …
5. Лучше провести урок, используя готовые методические рекомендации, чем что-то выдумывать самому – …
6. Для успеха работы важнее овладеть технологией обучения, чем раскрывать себя как личность – …
7. Ученик подобен глине, при желании из него можно «лепить» все что угодно – …
8. Выполняй точно все указания администрации, и у тебя, как у преподавателя, будет меньше хлопот – …
9. Хорошая дисциплина – залог успеха в обучении и воспитании – …
10. Учебное заведение должно обучать, а семья – воспитывать – …
11. Используя понятия «успеваемость», «дисциплина», «внешний вид», можно дать точную и обстоятельную характеристику учащемуся – …
12. Наказание – не лучшая мера, но оно необходимо – …
13. Хорош тот ученик, кто хорошо учится – …
14. Гораздо чаще встречаются не очень умные ученики, чем способные – …
15. Строгий педагог в конечном итоге оказывается лучше, чем не строгий – …
16. С детьми не стоит либеральничать – «сядут на шею» – …
17. Мальчики в учебном заведении нуждаются в большем контроле, чем девочки– …
18. Поддерживать следует только ту инициативу учащегося, которая соответствует поставленным педагогом задачам – …
19. Хорош тот педагог, который умеет контролировать учащихся – …
20. Возможность учитывать индивидуальные особенности учащихся – это миф, в обычных условиях это неосуществимо – …
21. Основную ответственность за воспитание детей несет семья, а не учебное заведение – …
22. Если ребенок дружит с «плохими» детьми, желаем мы этого или нет, он станет хуже – …
23. Задача учащегося одна – хорошо учиться – …
24. Лучше учащегося лишний раз поругать, чем перехвалить – …
25. По-моему, родители предъявляют завышенные требования к учебному заведению – …
26. В конфликтных ситуациях чаще прав учитель, чем учащийся – …
27. Главная задача педагога – реализовать требования программы обучения – …
28. Каковы родители, таковы и дети – …
29. Слово педагога – закон для учащегося – …
30. «Двойка» – не только отрицательная отметка, но и важное средство воспитания – …
Оценив приведенные суждения, сложите свои баллы. Приведем примерные нормативы:
101 балл и выше – выраженная ориентированность на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с учащимся;
91–100 баллов – умеренная ориентированность на учебно-дисциплинарную модель;
81–90 баллов – умеренная ориентированность на личностную модель взаимодействия.
Оценив свое место в учебном процессе, можно теперь перейти к описанию конкретных приемов преодоления школьных трудностей в зависимости от периода, в который развилась школьная дезадаптация, и основных факторов, лежащих в ее основе.
Школьная дезадаптация в период становления учебной деятельности
В идеале период перехода от детства к взрослой жизни должен происходить постепенно. Гораздо лучше к школе адаптируются дети, которые уже имели опыт социализации в детских садах. Самый мягкий переход осуществляется тогда, когда есть преемственность между дошкольным и школьным учреждением. Воспитатели детского сада «передают ребенка». Они приходят вместе с родителями, когда ребенка записывают в школу, а затем участвуют в работе медико-педагогического консилиума, если у ребенка возникают проблемы. В детском саду психологи имеют больше возможностей для обследования ребенка, соответственно, большая роль отводится коррекционной и развивающей деятельности, чего не скажешь про психолога школьного – один специалист приходится на большее количество проблемных детей. Кроме того, в детских садах чаще можно встретить психолога узкого профиля – семейного, игротерапевта, нейропсихолога, арттерапевта. В школе все обязанности несет специалист широкого профиля.
Говоря о коррекционной работе при школьной дезадаптации, необходимо подчеркнуть, что большая работа ложится на педагогов групп продленного дня, педагогов дополнительного образования, поскольку осуществить коррекцию в рамках групповой учебной деятельности сложно и недостаточно. Рассмотрим возможности каждого специалиста, через руки которого пройдет первоклассник.
Школьный учитель. Включение в учебный процесс элементов игровой деятельности позволяет быстрее адаптироваться всем детям, независимо от того, укладывается ребенок в рамки нормального развития или нет. Использование наглядного материала, пальчиковых кукол, прописей с картинками дает ощутимый эффект. Ребенку гораздо интереснее провести поезд по определенному маршруту или дождик из тучи в лужу, чем писать «элементы букв». При современном многообразии прописей найти подходящий материал не так сложно. Уроки окружающего мира лучше проводить на реальном материале. Замечательна идея педагога – не рассказывать и читать детям про почтовую службу, а дойти до почтового ящика, дождаться приезда транспорта и посмотреть, куда потом повезут письмо. На уроках можно использовать пальчиковые куклы.
Большой трудностью для семилеток в гимназических классах является иностранный язык. Особенно тяжело дается это детям со сниженной памятью, нарушением фонематического слуха. Например, в английском языке для них нет разницы между словами play (плей=играть) и plain (плейН = самолет). Аудиокурсы, направленные на большой объем запоминания, тяжелы для детей с логическим типом мышления. Им проще начинать с глобального изучения готовых фраз приветствия, прощания, нежели с изучения отдельных слов для рассказов или стихов по определенной тематике. Учителю иностранного языка стоит пригласить родителей отстающих детей, обрисовать проблему, посоветовать разговаривать с ребенком на этом языке, обязательно вместе делать уроки, потому как понимание иностранной речи гораздо важнее объема выученных слов. Очень важно спрашивать не то, как ребенок выучил слово или стих, а что это слово значит, причем как слова во фразах отдельно, так и фразы целиком. Отдельные темы быстро забываются, особенно детьми, которые по той или иной причине пропустили более одной недели занятий. Если письменная речь уже началась, то стоит дома подготовить карточки с разными фразами. Особенно это важно при освоении грамматического строя речи. Как формируется утверждение? Как – вопрос? Одно слово – одна карточка. На примере английского языка. Карточки it, is, your, doll. It is your doll. Is it your doll? Это твоя кукла. Это твоя кукла? Если буквы еще не выучены, то в качестве символов можно использовать русскую транскрипцию. Учителя-предметники с недоверием отнесутся к этим рекомендациям, но наш опыт показывает, что период «неправильного написания» английских звуков русскими буквами не бесконечен. И он будет тем короче, чем быстрее ребенок усвоит буквы латинского алфавита.
«Ит из ёо дол. Из ит ёо дол?» Переставление карточек очень помогает при освоении порядка слов в предложениях. Можно играть в лото, где картинки на поле, а карточки выражены словами.
Чтение. Пересказы и еще раз пересказы. В классе, дома, на улице. Пересказы, подкрепленные рисунками, театральными постановками. Вот где снова пригодятся пальчиковые куклы. Дед, бабка, звери. Куклы можно делать вместе с ребенком, можно связать крючком, опять же в компании детей. Самое главное – понимание прочитанного, а не скорость чтения. Иначе есть опасность, что чтение букв как отдельных символов станет неким стереотипом, который быстро исчерпает себя.
Подчеркивайте в беседах с родителями необходимость пересказа. Только так можно осознать, насколько глубоко ребенок понимает прочитанный текст. Что делать, если понимание текста плохое? Можно посоветовать родителям смотреть мультики вместе с ребенком, затем пересказывать их или отвечать на вопросы взрослого: «Что делает главный герой? Как его зовут? Куда он пошел?» Через час после просмотра мультфильма стоит почитать книжку, на основе которой он сделан, вслух. Если ребенку не нравится читать, то можно устроить игру, в которой один абзац читает взрослый, другой – ребенок.
Математика. Невозможна без твердого усвоения чтения. Какие проблемы мешают ребенку считать? Непонимание состава числа (вот где пригодится способность понимания количества без пересчета). Пространственные проблемы. Если ребенок не усвоил понятия «право-лево», то расположение чисел на луче будет для него китайской грамотой. Понятия «больше-меньше» проще объяснить неуспевающему школьнику, давая определения: «больше то, что справа на числовом луче. Меньше то, что слева. Сложение – движение вправо по лучу, вычитание – влево».
Задачи. Без понимания условий задачи даже хорошо ориентирующийся в пространстве человек не сможет выполнить простейших действий. Детям, испытывающим трудности при решении задач, рекомендуется больше читать, пересказывать, проигрывать сюжеты.
Музыка. Танцы. Во многих школах эти предметы уже включены в школьную программу. Если в вашей школе такого еще нет, порекомендуйте родителям отдать ребенка в кружок. После кружка хорошо играть в «танцы». Ребенок выступает в роли наставника и показывает родителям движения, на словах объясняет двигательные маршруты. Например, вальс. Простейшее упражнение под музыку. Малый квадрат. Стоим, руки на поясе. Шаг вперед с правой ноги. Шаг влево, приставили правую ногу, шаг назад с левой ноги, приставили правую. Шаг вправо, приставили левую. Это все ребенок должен не только показать, но и озвучить.
Труд. Урок, на котором любой ребенок может почувствовать свою успешность. Простор для творчества учителя. Можно корректировать учебную деятельность, если ребенок обследован психологом или нейропсихологом. Составление узоров, ритмичных аппликаций (красный треугольник, синий, красный, синий), макраме для детей, которым нужна двуручная деятельность.
На группе продленного дня большое внимание должно уделяться движению и групповым играм. Если нет отдельной игровой комнаты, то на один-два часа дети должны уходить в спортивный или актовый зал. Там должен быть оборудован мягкий уголок.
«Вышибалы» на подушках. Маты разложены в углу. Дети разделены на две команды. Игра проводится в положении на коленях. Вместо мяча необходимо использовать мягкую игрушку или подушку. Можно играть в «кучу-малу». Для этого нужно использовать несколько подушек. Можно разбиться на две команды. Одна команда валяется на матах, ее «закапывают» подушками игроки другой команды. Потом дети вылезают из-под груды тряпок. Затем дети меняются местами. Победила та команда, которая быстрее выкопалась, а для закапывающих важно, чтобы противник дольше оставался на мате. Поэтому можно продолжать забрасывать подушками тех, кто пытается выбраться. Для занятия группой из 5 человек достаточно одного рюкзака мягких игрушек. Эта игра очень важна для детей закрепощенных, агрессивных (руки выкручивать нельзя, кидаться твердыми предметами нельзя), испытывающих дефицит тактильного взаимодействия в семье. Есть родители холодные, не считающие нужным играть с детьми в телесно ориентированные игры, их дети рвутся к телесному контакту с другими, но иногда делают это чрезмерно – через толкание, пихание. А бросание мягкими предметами восполняет дефицит физического контакта, дает комфорт и насыщение в рамках дозволенного. Еще маленькие школьники любят игру «в шалтая-болтая». Все встают в хоровод, взявшись за руки, можно сидеть на стуле, можно стоять на коленях на мате, главное – взявшись за руки и близко друг к другу. На строчки «шалтай-болтай сидел на стене» все начинают раскачивающие движения. Далее «шалтай-болтай сидел на стене, шалтай-болтай…» До этого момента мы совершали раскачивающиеся движения на месте (первый слог – качаемся вправо, второй слог – влево); «…свалился во сне» (тут можно упасть на пол друг на друга, если сидим на стуле, то не отпуская рук, наклоняемся до пола. Потом поднимаемся и снова раскачиваемся на слова «и вся королевская конница, вся королевская рать не может шалтая, не может болтая, шалтая-болтая (раскачиваемся) собрать!» Снова падаем.
Музыкальные занятия. Всевозможные фольклорные игры, детский оркестр. Особенно с использованием музыкальных духовых инструментов. У современного ребенка, а у дезадаптированного в большей степени, плохо развито взаимодействие между подкорковыми и корковыми структурами головного мозга. Поэтому использование всевозможных упражнений, выстраивающих эти связи, положительным образом влияет на внутреннюю среду организма. Такими упражнениями являются дыхательная гимнастика, игра на духовых инструментах, двигательные занятия. Причем как в школе, так и дома можно использовать подобные упражнения. Игры под музыку могут способствовать развитию сотрудничества, взаимовыручки в группе, развитию полей зрения, как, например, следующая игра – развитию нижнего поля. Заранее можно подготовить несколько лоскутов по размеру небольшого носового платка. Несколько платочков разбрасываем по полу, один того же цвета надеваем на голову. Причем не завязываем, а просто кладем на голову. Несколько детей имеют платочки одного цвета. Пока звучит музыка, нужно ходить по залу только по тем платочкам, которые совпадают с тем цветом, что надет на голове. При этом ходить нужно аккуратно, не толкая соседа. Побеждает тот, кто дольше удержит платок на голове и аккуратно обойдет все платочки, разбросанные по залу. Уронившие платок помогают учителю следить за выполнением правил.
Игровая терапия. Желательно проводить недирективную игротерапию. То есть ребенку не дают задание «построить замок, накормить куклу», а просто предлагают на выбор игрушки и смотрят, во что и как он играет. Если между детьми возникает конфликт, то взрослый беспристрастно комментирует «Ира ударила Машу, Маше больно». Без характеристик «правильно – неправильно». Занятия проводит психолог, но учитель тоже может использовать отдельные способы. Для игры необходимо оборудовать помещение. Дети должны принести из дома игрушки, краски, карандаши, бумагу, обязательно оборудовать коврик для игр на полу – в «возню», в кидание подушками. Одновременно может играть небольшое количество детей. На столе должны стоять баночки с водой и соком, можно добавить бутылочки с сосками для кормления младенцев. Важно наблюдать, в какие игры играет какой ребенок, как он утоляет жажду, как взаимодействует со сверстниками. Результаты наблюдений обязательно нужно обсуждать с психологом.
Нарушение адаптации при переходе из начальной школы в среднюю
Приемы и методы те же, что и в начальной школе. Это индивидуальный подход, игровая деятельность. Только вот соотношение игры и обучения будет другим. На уроке стоит поддерживать учебную обстановку, используя минимум наглядно-игрового материала: лото с примерами и цифрами на математике, песенный репертуар на уроках иностранного языка... Иногда можно строить диалоги между игрушками, принцессами и принцами.
Основная нагрузка в этот период выпадает на школьного психолога. Функцией учителя будет донести до родителя мысль о необходимости такой работы, о необходимости уменьшения времени пребывания ребенка в школе, важности посещения кружков и спортивных секций. Ребенок обязательно должен посещать те места, где ему нравится находиться. Причем нельзя лишать его этого удовольствия, оно несет важный коррекционный смысл. Для девочек это может быть кружок бисероплетения, особенно для тех, кто имеет проблемы со счетом, у кого плохой почерк, снижена память. Для мальчика это может быть кружок конструирования или подобный ему.
В пятом классе многие дети неуспевают из-за пробелов, оставшихся от начальной школы. Но ни в коем случае нельзя просто увеличивать им время, отведенное для уроков. Нужно выяснить причину неуспеваемости, в обязательном порядке пройти обследование у нейропсихолога. В пятом классе возрастает темп обучения, увеличивается объем запоминаемого материала. Дети, имеющие проблемы внутримозговой организации, из отличников могут быстро перейти в разряд аутсайдеров.
Нарушение адаптации в старших классах
Как мы уже говорили, гормональный всплеск, снижение мотивации к обучению сильно влияет на школьные успехи подростков. Обостряются проблемы с родителями. Контроль за эмоциями снижен. Главный человек, который может помочь подростку в это время, – психолог. Как семейный – работая и с ребенком, и с его родителями, так и школьный – обеспечивая индивидуальную поддержку неуспевающему школьнику. Желательно проведение тренингов для учеников старших классов по профориентации, личностному росту, проведение ролевых игр, организация театральной студии.
Важно уметь ставить перед подростком промежуточные цели. Не говорить на беседе с родителями: «Вы должны подтянуть математику», а конкретно – какие номера из задачника должны быть решены в течение недели, над какой проблемой стоит поработать в ближайший месяц. Затем провести еще одну беседу, в ходе которой подробно разобрать, в позитивной форме, результаты совместных усилий. Не забудьте похвалить родителей в присутствии ребенка. Это повысит их авторитет, убедит подростка, что папа и мама тоже что-то могут.
С помощью игры, в которую могут поиграть дети и родители дома, можно попробовать пережить последствия пока неслучившихся несчастий. У подростка нет ощущения «потом», поэтому он может не выучить урок, а под воздействием минутного порыва пойти кататься на скейтборде. Стоит представить себя в состоянии «после». Делать это нужно, естественно, не в прихожей, когда выбор сделан и ребенок уже оделся, чтобы пойти гулять, а в спокойной обстановке. Причем стоит обратиться к подростку словно за помощью:
– У меня завтра неприятная встреча на работе, я так волнуюсь, мне кажется, что я провалю переговоры, тем более, что статистический отчет сырой, и мне уже не успеть его переделать. Это так ужасно. Я прямо вижу, как буду стоять перед начальством, не в силах оторвать глаз от пола…
– Ну что ты, мам, ты же умница. У тебя все получится!
– Ты же никогда не был в такой ситуации и не знаешь, что человек чувствует. Или все же переживал нечто подобное?...
Спасение во время подросткового кризиса – в общении между учениками и учителями, учителями и родителями, детьми и родителями.
Желательно в каждой школе иметь «мягкую комнату». В одной из московских школ создали такое помещение. Во время ремонта настелили в 10-метровую комнату ковролин, обили мягким стены до высоты 50 сантиметров, на полу разложили подушки и пуфики. Сделали приглушенный свет и хорошую звукоизоляцию. Впавшего в аффект подростка в эту комнату отводит взрослый, в обычной школе это может быть психолог или медсестра. В среднем подростку хватает 5–10 минут одиночества, чтобы прийти в себя и вернуться на урок.
В старшей школе учитель должен придерживаться учебно-дисциплинарной модели взаимодействия с учеником. Но не приказывая, а налаживая партнерские отношения с учениками.
В какую форму стоит облечь учебный процесс? Как правильно сделать замечание ученикам?
1. Избегайте замечаний в ультимативной форме, больше используйте форму: «лучше сделать так; мой опыт говорит о том, что такой путь рациональнее».
2. Настройтесь на положительный результат, как только ученик сделал что-то хорошее, похвалите его. Если вы разбираете совместно контрольную или самостоятельную работу, то подчеркните оригинальность решения, не указывая прямо на ошибку: «посмотри внимательно, вот в этом действии что-то ты сделал неверно».
3. Если после череды неудач, невыполненных заданий вдруг возник проблеск выученного урока, не говорите о том, что успех случаен, а вариант работы был самый легкий.
4. Извиняйтесь за свои промахи и ошибки. Если вы несправедливо обвинили школьника в чем-то, то обязательно найдите в себе силы извиниться и признать неправоту. Особенно это касается прилюдных обвинений в воровстве. Если ученик придумал альтернативное решение задачи и вы нашли в этом решении ошибки, стоит сказать: «интересный путь, подумаю вечером над ним». Не забудьте дома еще раз просмотреть все решение, и если ошибка-таки найдется, то скажите это ученику наедине.
5. Не сравнивайте учеников между собой, особенно если вы учили его родителей, старших братьев или сестер.
6. Живите в ситуации «здесь и сейчас». Не напоминайте о его прошлогодних промахах и прошлонедельных ошибках.
Выбор тактики
Теперь разберем конкретные примеры, когда стоит придерживаться учебно-дисциплинарного типа взаимодействия, а когда личностно-ориентированного, для дезадаптированного ребенка.
Фактор индивидуальный и социальный. Ребенок в силу каких-то причин в коллективе стал «белой вороной». Важна двунаправленная работа в этой ситуации. Как принимает ребенок коллектив и насколько он терпим к тому, что выделяется из общей компании? Причинами такого выделения могут быть снижение или повышение интеллекта, избыточный вес, высокий рост, моторная неловкость и пр. В этой ситуации работа только лишь с проблемным ребенком не является продуктивной. Неуспевающего ребенка невозможно адаптировать, только лишь подтягивая его интеллектуальные способности. Часто болеющего невозможно адаптировать, наблюдая и пролечивая в медицинских учреждениях. Увальня недостаточно водить на дополнительные физкультурные занятия. Необходимо подключить родителей, психологов и других, адаптированных, детей класса. Какие формы работы в этой ситуации будут ведущими?
На уроке – это будет минимизация устных ответов у доски, подбадривание при ответах с места. Это работа с родителями, которые дома, ежедневно, будут дополнительно заниматься, работая над конкретной проблемой ребенка, а также правильно выстраивая внутрисемейные отношения, опираясь на рекомендации психолога. Это и групповая игровая терапия. Игра может быть самой обычной – для выплеска негативной энергии, формирования командности, чтобы ребенок и коллектив почувствовали себя единым организмом: футбол, волейбол, «куча-мала». При наличии игровой комнаты можно позволить кидаться подушками, мягкими игрушками. В младшей школе – устраивать хороводы, игры типа «шалтай-болтай». В старших классах такого ученика стоит подключать к организации внешкольных и внеучебных мероприятий (праздников, школьных спектаклей, соревнований и др.). Подбирать такие виды активности и такие задания, в которых подросток чувствовал бы себя полезным и значимым в глазах окружающих (это могут быть различные поручения – от раздачи контрольных работ на уроке до обзванивания спортивных площадок или кафе для проведения спортивного мероприятия или вечеринки). При этом надо как можно больше подчеркивать именно его значимость в организации того или иного мероприятия.
Учебно-дисциплинарный тип взаимодействия можно применять тогда, когда ребенок перестанет пугаться взрослых. Тогда на занятиях можно искусственно создавать ситуации, из которых сложно найти выход, например, ответы на вопросы перед всем классом. Учебно-дисциплинарный тип взаимодействия возможен только тогда, когда уже сформировано доверие к учителю. Важно как можно раньше профессионально ориентировать школьника, готовить его к самостоятельной жизни.
Необходимы совместные усилия педагогов для создания индивидуального учебного плана. Важно взаимодействие со всеми специалистами. Работа школьного психолого-педагогического или медико-психолого-педагогического консилиума будет определять стиль и формы обучения, внеучебные мероприятия.
Важно убедить родителей в том, что необходимо дополнительно заниматься с ребенком. Но не «натаскивать» его по предметам, не проводить назидательные беседы на тему «А вот я в твоем возрасте…»
Хороший результат дают выездные тренинги на базе Центров социальной адаптации, когда ученики одного класса учатся взаимодействовать между собой. Это и разбор учебных неудач, и анализ личного вклада в успехи и падения.
Терапия творчеством. Арттерапия – это не просто занятия рисованием или театральным мастерством. В игровой или художественной форме психолог выявляет особенности личности трудного подростка, дает возможность выплеснуть негативную энергию, освободиться от нее. В отдельных случаях нужно подключить семейного психолога.
Должно быть комплексное взаимодействие педагогов, родителей, психолога и медика. При несформированности высших корковых функций мозга решение проблемы трудного подростка возможно только с личностно-ориентированным учителем. Необходимо признание учителем проблем ребенка, осознание того, что проблемы не могут быть решены мгновенно и что полгода индивидуальных занятий с дефектологом, логопедом или нейропсихологом – это только начало школьной работы.
Рекомендованная литература
1. Бин Д., Оулдфилд А. Волшебная дудочка. – М.: Теревинф, 2000.
2. Клаунд Г., Таунсенд Д. Дети: границы, границы! – М.: Триада, 2002.
3. Оклендер В. Окна в мир ребенка. – М.: Класс, 2001.
4. Особый ребенок. вып. 1. – М.: Теревинф, 1998.
5. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Трикста, 2004.
6. Эсклайн В. Игровая терапия. – М.: Эксмо, 2000.
Вопросы для самоконтроля
1. Какой тип взаимодействия с учениками вам ближе? Как часто удается взаимодействовать так, как вы считаете нужным? Какие сложности мешают вам применить ту или иную форму взаимодействия?
2. Какие проявления подросткового кризиса встречались в вашей практике чаще? Как удавалось их преодолевать?
3. Помогает ли вам в работе школьный психолог? Какие вы знаете учреждения, где оказывают помощь неуспевающим школьникам?
4. Как часто прибегаете к их помощи?
5. Какие игры на взаимодействие с детьми вы знаете? Как часто удается разговаривать с родителями? Насколько это взаимодействие успешно? Чего не хватает вам в этой работе?
|