Как и с какого момента формируется
здоровье ребенка? Какая роль
в этом процессе отводится родителям,
какая – работникам дошкольных учреждений
и школьным педагогам?
Поиск врага
В нашем обществе существует устойчивое мнение, что школа – ужасное заведение, где педагоги прилагают максимум усилий, чтобы испортить ребенку здоровье. Об этом пишут в газетах, в журналах, делают передачи на телевидении.
Сейчас добрались и до дошкольных образовательных учреждений. Статистика показывает, что за время пребывания ребенка в детском саду с трехлетнего возраста и до поступления в школу его здоровье резко ухудшается. И действительно, до поступления в детский сад только (!) 27,5% детей имеют проблемы со здоровьем, в 6 лет – 43,2%, в 7 лет – 58,3%, то есть показатели увеличиваются более чем в 2 раза. До поступления в детский сад нарушения в осанке наблюдаются у 24,5% малышей, в 6 лет – у 66,6%, в 7 лет – у 86,4% (число детей увеличивается в 3,5 раза!). Какой можно сделать вывод? Самый простой: в детских садах сидят враги!
Конечно же, это не так. Система образования не может отвечать за все общество. Учитель не может быть в ответе за такие глобальные проблемы, как ухудшение экологии, социальные потрясения и прочее. Они вносят большой вклад в ухудшение здоровья детей.
К этому следует добавить и низкий уровень выявления заболеваемости в поликлиниках. Дошкольные педагоги рассказывают, что, устраивая детей в детский сад, родители приносят медицинские документы, в которых написано, что ребенок здоров. Однако уже в первые месяцы его пребывания в саду выясняется, что это далеко не так.
А дети раннего возраста оказались практически выброшенными из системы медицинского обслуживания: какими они появляются на свет, как развиваются, что с ними происходит в семье, никому толком не известно. Дошкольные работники «получают на руки» уже трехлетних малышей и видят безрадостную картину. Тех, кого можно отнести к первой группе здоровья, около 10%, у остальных имеются те или иные проблемы. Половина часто болеющих малышей имеют отклонения физического развития, в том числе дефицит веса. Современные дети предрасположены к неспецифическим реакциям нервной системы в ответ на любые факторы внешней среды. В настоящее время для детей раннего возраста характерен повышенный тонус мышц, т.е. их мышцы напряжены больше и дольше, чем это требуют физиологические нормы.
Почему так получается? Многие родители торопят развитие своих детей. Вот пример с «бегунками». Что происходит с ребенком, если он, не научившись толком ползать, стоять и ходить, сразу учится бегать? В результате он не умеет ни ползать, ни ходить, зато «как бы» умеет бегать. А ведь один из самых главных принципов развития ребенка от рождения до 7 лет – ребенок должен прожить каждый этап своего развития вовремя. Не опережая и не отставая. Дошкольный период жизни человека самоценен, и подменить его нельзя ничем.
Говорить об умственном развитии детей, приходящих в детский сад, без слез нельзя. Одни не умеют играть, слушать, их речь бедна. Зато другие в три года читают, считают, знают иностранные слова. И только единицы имеют представление о гигиенических навыках, о самообслуживании.
Сразу возникает вопрос: а чем же занимались родители в течение всего времени, пока ребенок находился дома?
Ликбез для родителей
Одни родители вообще не занимаются своими детьми, другие делают это слишком рьяно. В ответ на запросы этих «озабоченных» родителей рынок предлагает «продвинутые» методики обучения: чтению с двухмесячного возраста, математике – с шестимесячного, иностранному языку – с трех лет и т.д. И не заниматься детьми, и предлагать им знания не по возрасту – значит наносить им явный вред. Голова малыша не мусорный ящик, в который можно вкладывать то, что взрослым захотелось! А сейчас, я повторюсь, это происходит от непонимания того, что дошкольное детство – самоценный период и ребенок должен прожить его вовремя.
Мы провели анкетирование родителей в детских садах и в первых классах школ. Предложили им оценить свои знания в области педагогики, психологии и физиологии по трехбалльной системе. Подавляющее большинство оценило свои знания по педагогике в 3 балла, а знания по психологии и физиологии – в 2 балла. Как говорится, «сам себе ученый».
Организовать ликбез для родителей в стенах школы или детского сада сложно, но если не вести серьезную систематическую работу с родителями дошкольников, придется увеличивать количество коррекционных и оздоровительных групп в детских садах. А затем это же делать в школах.
К сожалению, и педагоги школ тоже довольно снисходительно относятся к развивающим программам детских садов: «Ну что вы там целых полчаса палочки цветные перекладываете, лучше бы язык иностранный изучали или экономику, например, так как у нас школа с экономическим уклоном».
Чему и как учить?
Вот мы и подошли к главной проблеме – содержанию дошкольного образования. Так как я занимаюсь оздоровлением дошкольников, мне бы хотелось рассмотреть эту проблему со своей точки зрения.
Итак, первое: дошкольное образование строится по лоскутному принципу. Это произошло, когда каждый детский сад должен был создавать свою собственную концепцию и свою собственную программу. И педагоги-дошкольники взяли все имеющиеся программы, нарезали по кусочку из каждой и соединили в одну, назвав ее, допустим, программой «Зайчик» детского сада номер такой-то.
Что произошло? Из процесса развития и воспитания ребенка просто выпали какие-то разделы. Вот, например, результаты исследования в одном из престижных детских садов: 60% детей подготовительной к школе группы имеют нарушения в осанке, 80% детей этой же возрастной группы показали плохо развитую мелкую моторику. Посмотрели образовательную программу, по которой работает детский сад, и увидели, что профилактика нарушений осанки и развитие мелкой моторики в программах просто отсутствуют.
Второе: появление огромного количества нетрадиционных, инновационных программ оздоровления и физического развития. Самые разные восточные гимнастики, а также разработки наших «умельцев». В программе «Детка» с совершенно дикими способами закаливания и оздоровления Порфирия Иванова говорится, что сплевывать ничего нельзя, даже мокроту надо проглотить. Это, мол, полезно. И такие программы берут на вооружение наши детские сады.
Третье: большое число валеологических программ для школы и детского сада. Они отнимают много учебного времени, дают совершенно бесполезные знания и пропагандируют просто вредные для здоровья вещи. Например, программа для школы «Я и мое здоровье», автор – В.М. Мельничук. Тема урока: «Зачем мне толстая и тонкая кишка». Сначала информация – зачем мне толстая и тонкая кишка. Затем игровая часть – пантомима. Дети делятся на группы: одной группе предлагается изобразить желудок, второй группе – тонкую кишку, третьей – толстую. Без комментариев.
Другой пример: программа для детского сада «Здравствуй». Автор – М.Л. Лазарев. Урок о вреде курения. Детям предлагаются две тарелочки: на одной нарезанный апельсин, на другой окурки. Дети должны понюхать апельсин и окурки и сделать вывод, что здесь вредное, а что полезное. При этом не учитываются: индивидуальные особенности ребенка (одному нравятся одни запахи, другому – другие); количество курящих родителей (запах табака будет ассоциироваться с запахом родителей); аллергические реакции детей на цитрусовые. И еще одна в этом примере проблема, нравственная – педагог, несмотря ни на что, заставит ребенка сказать, что это пахнет хорошо, а это плохо.
А вот опыт, подтверждающий вред курения, для начальной школы. Берем банку, кладем в нее мышку, делаем три затяжки сигаретой, выпускаем дым в банку и закрываем крышку. Через некоторое время мышка умирает. Без комментариев.
Здоров и вынослив
Но даже использование традиционных программ физического воспитания сегодня вызывает вопросы.
Первая проблема – это большая нагрузка. Мы все знаем, что современные дети отличаются от тех, что были 10–15 лет назад. Однако нормативы остались прежними. Заставляя ребенка выполнять эти нормативы, мы заранее обрекаем его на неуспешность. На наш взгляд, нагрузки должны быть пересмотрены и разработаны программы уроков физкультуры для каждой группы здоровья отдельно.
Вторая проблема – в рамках традиционных программ медики и педагоги ведут оздоровительную работу отдельно друг от друга. Требуются программы оздоровительной работы, в которых бы деятельность педагогов и медиков осуществлялась совместно.
Третья проблема – это содержание методик физического воспитания. В большинстве своем все методики направлены на механический тренаж мускулатуры. На тренировку спортсменов на уровне мастеров спорта. Мы считаем, что главной задачей двигательной активности детей должно стать совершенствование общей выносливости – наиболее ценного оздоровительного качества.
|