Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №17/2007

Игровая площадка

Дети, в школу собирайтесь!

Вот и лето прошло! Школьный звонок прозвенел, и детвора вновь садится за парты. Перестроиться с летнего режима на напряженный ритм учебного дня для большинства ребят совсем не просто. А у некоторых первоклассников период адаптации к школе может затянуться до трех–шести месяцев. На этом сложном для детского организма этапе необходимо правильно выстраивать режим учебного дня, чередовать учебные нагрузки с отдыхом, проводить физкультурные паузы во время занятий, организовывать подвижные перемены.
Младшие школьники, которые вынуждены оставаться в группах продленного дня, обязательно должны выходить на прогулку после уроков. И здесь важно помочь им переключаться с умственных нагрузок на физические, давать возможность эмоциональной разрядки.
Подвижные игры не только способствуют активному отдыху школьников, но и имеют познавательное значение

«Атомы и молекулы»

Все играющие беспорядочно передвигаются по игровой площадке, в этот момент они все – «атомы». Как известно, атомы могут превращаться в молекулы – более сложные образования, состоящие из нескольких атомов. В молекуле может быть и два, и три, и пять атомов. Играющим по команде ведущего нужно будет создать «молекулу», то есть нескольким игрокам нужно схватиться друг за друга. Если ведущий говорит: «Реакция идет по три!» – то это значит, что три игрока, три «атома» сливаются в одну «молекулу». Сигналом к тому, чтобы молекулы вновь распались на отдельные атомы, служит команда ведущего: «Реакция окончена!». Если ребята еще не знают, что такое «атом», «молекула», «реакция», учитель должен популярно им объяснить. Сигналом для возвращения в игру временно выбывших игроков служит команда: «Реакция идет по одному!».

«Города»

Это игра большой подвижности. Она развивает у ребенка быструю реакцию и глазомер. Дети тренируются в счете, развивают память, запоминают названия городов.
На земле чертят большой круг. Все встают в этот круг. Каждый выбирает себе город. Водящий подкидывает мячик кверху и произносит имя какого-нибудь города. Игрок, чей город он назвал, должен поймать мячик. Если он действительно поймал его, то, в свою очередь, тоже может подкинуть мячик вверх и назвать любой город. А если не поймал, все игроки разбегаются в разные стороны, пока он догоняет мяч. Когда игрок схватит мяч, он кричит: «Стоп!». И тут все «города» замирают на месте.
Игрок с мячом выбирает любой город и определяет на глаз, сколько до него километров. Каждый километр – это шаг. Затем идет до «города» и считает шаги. Если после названного количества шагов водящий может дотянуться до игрока рукой, то он становится городом, а игрок – водящим. Игра снова начинается из круга.

«Попади в цель»

Играющие делятся на две команды.
Становятся по противоположным сторонам вертикальной лесенки на расстоянии 1,5–2 метров.
Надо бросать мячик поочередно в каждое окошко лесенки: сначала в нижнее, потом в то, что повыше. И так до самого верха. Если игрок промахнется, то другому игроку из его команды придется кидать мяч в то же окно.
Победит та команда, которая скорее закончит игру.

«Самолеты»

Это игра средней подвижности, но требует от ребенка быстрой реакции. Кроме того, игра развивает воображение и фантазию.
Один играющий или (для начала) взрослый играет роль диспетчера, он командует самолетами. Остальные играющие – самолеты. Каждый самолет очерчивает вокруг себя круг. Это посадочная площадка. Диспетчер ведет самолеты за собой в небо. Но как только он скомандует: «Погода нелетная!» – все самолеты должны как можно быстрее занять любую посадочную площадку.
Диспетчер тоже пытается занять кружок и становится самолетом в случае удачи. А тот, кому не хватит кружочка, станет диспетчером вместо него.
Для того чтобы игра была нескучной, диспетчер может организовать ее, например, так.
Диспетчер командует:
– Разрешаю взлет. Становитесь за мной!
Ребята раскидывают руки и строятся. Диспетчер ведет ребят вокруг клена, потом вокруг березы, потом вокруг школы, забавно комментируя ход полета.
– На небе ни облачка, – говорит диспетчер. – Полет проходит на высоте восемь тысяч метров. Поворачиваем направо. Знают ли все самолеты, где у них правое крыло? Теперь поворачиваем налево. Самолет Маша, где у тебя левое крыло?.. Мы летим сейчас над большим городом. А это вовсе не голубая лента – это широкая река. Снижаемся. Подогните коленки. Ниже, ниже. Появились облака. Набираем высоту. Выше, выше. На нас идет черная туча с громом и молнией. Погода… (все ребята бросаются занимать посадочные площадки) …летная! – говорит диспетчер. – Не страшны нам черные тучи с громом и молнией!
Все снова строятся.
– Мы летим над морем, над горами. Под нами блестят их снежные вершины... Мы летим над золотыми полями... Туман! Погода нелетная! – кричит диспетчер и первым бросается занимать посадочную площадку.

«Цветные салки»

Игра большой подвижности. Она развивает у ребенка находчивость и быстроту реакции. Кроме того, ребенок должен проявить наблюдательность.
Нарисуйте на земле большой круг. Это город. Кто сюда попал, того салить уже нельзя. Ведущий встает к играющим спиной и называет какой-нибудь цвет. Если на ком-то есть одежда такого цвета, играющий хватается за нее рукой. Тогда его уже салить нельзя. Он может спокойно стоять на месте. А те, на ком нет такого цвета, бегут в город. Ведущий пытается их поймать.

«Лебедь, рак и щука»

Для игры требуются веревка, концы которой связываются, и три городка. Играющие делятся на три команды. Начинают игру три игрока – по одному от каждой команды. Одной рукой каждый из них берется за веревку, располагаясь за линией круга, очерченного на площадке. Рядом с участниками (в двух шагах) устанавливается по городку. По сигналу игроки пытаются дотянуться до своих городков и схватить их свободными руками. Веревку отпускать нельзя. Игрок, первым поднявший городок, приносит команде очко. Затем играет следующая тройка; и т.д.
Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

Марина Малыхина